бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Охрана труда и несчастные случаи на производстве

осударственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Шептулина Н.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный). - М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. - С. 19.

Полномочия исполнительных органов государственной власти по управлению охраной труда регламентируются статьями 5 и 6 Основ, а органов местного самоуправления - их статьей 7.

К полномочиям федеральных органов государственной власти законом отнесено правовое обеспечение и организация на этой основе проведения единой государственной политики в области охраны труда.

Это достигается, во-первых, путем разработки и доведения до соответствующих исполнительных органов законов и нормативных правовых актов, применение которых обеспечивает соблюдение требований государственной политики в области охраны труда нижестоящими органами государственной и муниципальной власти, специализированными на охране труда организациями и учреждениями, непосредственно предприятиями и организациями.

Во-вторых, проведение единой государственной политики в области охраны труда достигается за счет обеспечения взаимодействия вышеуказанных органов между собой, а также с профсоюзами, иными представительными органами работников.

В-третьих, проведение единой государственной политики в области охраны труда обеспечивается финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. - М., ИНФРА-М, 2004. - С. 297.

Органы государственной власти субъектов РФ управляют охраной труда в границах своих территорий. Исходя из своих потребностей, они принимают законодательные и иные нормативные правовые акты в области охраны труда, которые дополняют соответствующие федеральные акты. Таким образом, на этих территориях применяются, действуя параллельно или дополняя друг друга, как федеральные, так и местные нормативные правовые акты. Органы государственной власти субъектов РФ также осуществляют расходы на охрану труда за счет средств своих бюджетов. Соловьев А., Фролов О. Принципы управления охраной труда // Охрана труда и социальное страхование. - 2000. - № 4. - С. 34.

Определяя полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда, необходимо также руководствоваться положениями упомянутой выше ст. 6 ТК РФ.

Государственное управление охраной труда на территории Красноярского края осуществляется:

а) федеральными органами исполнительной власти в области охраны труда;

б) Советом администрации края непосредственно или по его поручению органом исполнительной власти края, ведающим вопросами охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

С целью организации согласованных действий по реализации государственной политики в области охраны труда на территории края создается краевой межведомственный координационный совет по охране труда (далее - совет).

Совет действует на основе законодательства Российской Федерации, Закона Красноярского края «Об охране труда» и Положения о совете. Постановление администрации Красноярского края «Об образовании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда» (вместе с «Положением о краевом межведомственном координационном Совете по охране труда») от 17.04.1995 № 183-П.

Основными задачами совета являются:

- определение приоритетных направлений по реализации государственной политики в области охраны труда на территории края;

- содействие в согласовании деятельности органов государственной власти края, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профсоюзов, их объединений, а также научно-исследовательских и общественных организаций по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

- рассмотрение и подготовка предложений к проектам законов и иным нормативным правовым актам края в области охраны труда;

- заслушивание и обсуждение аналитической информации как о состоянии охраны труда на территории края в целом, так и по отдельным проблемам обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- рассмотрение организационных вопросов и предложений объединений профсоюзов и работодателей по проблемам охраны труда;

- содействие повышению эффективности функционирования краевой системы управления охраной труда.

В соответствии со ст. 7 Основ органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий переданных им органами власти субъектов РФ в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 28.08.1995, № 35, ст. 3506, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3108. субъекты РФ принимают законы о местном самоуправлении, основываясь на положениях указанного федерального закона. Этими региональными законами и определяются полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда. Вместе с тем, субъекты РФ вправе наделять органы местного самоуправления дополнительными полномочиями в области охраны труда, руководствуясь положениями статьи 6 Закона.

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Минтруд РФ своим постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» от 08.02.2000 № 14 // Бюллетень Минтруда РФ. - 2000. - № 2 - 3. утвердил одноименные Рекомендации. Они разработаны в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда.

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность (далее - организации), разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В указанном акте даются рекомендации руководителю организации по созданию и организации работы Службы охраны труда (далее - Служба).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Контроль за деятельностью Службы осуществляют руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

Согласно ст. 217 ТК РФ, что нашло отражение в рекомендациях Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г., служба охраны труда, создается в организациях, осуществляющих производственную деятельность. Тем самым ст. 217 ТК РФ не обязывает руководителей организаций, не осуществляющих производственную деятельность, создавать службы охраны труда. Руководители таких организаций сами решают, создавать или не создавать такую службу.

Как следует из текста ст. 217 ТК РФ, руководители производственных организаций с численностью более 100 работников должны создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда.

В организации с численностью 100 или менее работников работодатель самостоятельно принимает решение, следует ли ему создавать такую службу или вводить должность специалиста по охране труда. Если же служба не будет создана и не введена должность специалиста по охране труда, работодатель должен заключить договор со специалистами или с организацией (организациями), оказывающими услуги в области охраны труда. Ситникова Е. Ликбез по охране труда // Кадровое дело. - 2003. - № 2. - С. 7.

В тоже время в нормативах численности приводятся направления деятельности работников службы охраны труда:

- управление охраной труда;

- организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

- организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;

- организация пропаганды по охране труда;

- проведение вводного инструктажа;

- организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

- планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

- оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

- контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что Рекомендации определяют области совместной работы службы охраны труда с профкомом;

- служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов;

- работники службы в своей деятельности руководствуются, в том числе, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми работодателем.

Заметим в связи с изложенным, что цель работы службы охраны труда определяется интересами работников. Поэтому профком заинтересован в ее успешной деятельности, чему он может реально содействовать. Исходя из этого, в Положении о службе целесообразно записать, что она осуществляет свою деятельность, в том числе, во взаимодействии с выборным профсоюзным органом организации. Формы такого взаимодействия определяют служба и профком в ходе совместной работы, исходя из ее конкретных направлений. Желательно также, чтобы профком принимал участие в планировании работы службы.

В Рекомендациях приводятся: основные задачи службы, ее функции, права работников службы и т. д.

Вместе с тем, в преамбуле Рекомендаций определено, что на их основе в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В Гражданском кодексе РФ не дается определение понятия «организационно-правовая форма», но приводится перечень юридических лиц, обладающих различными организационно-правовыми формами: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.

Маловероятно, чтобы та или иная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта как-то влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной мере распространяется на работодателей и работников, независимо от того, какой организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало прокомментировать в тексте Рекомендаций. Ситникова Е. Ликбез по охране труда // Кадровое дело. - 2003. - № 2. - С. 8.

Неточность, вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.

Как было отмечено выше, Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы. Направления работы службы подробно в «Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» от 22.01.2001 № 10 // Бюллетень Минтруда РФ. - 2001. - № 4. Там же даются нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.

По нашему мнению главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они весьма условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, - из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.

Итак, не секрет, что главной фигурой всех трудовых отношений является работодатель. Именно от него зависит состояние охраны труда в организации. Поэтому обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда законодательство полностью возлагает на работодателя.

Охрана труда в соответствии с трудовым законодательством представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Вопросы охраны труда регулируются на сегодняшний день Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Основные положения этого закона продублированы в ТК РФ. Кроме того, существует довольно-таки большое количество нормативно-правовых актов, более подробно регламентирующих отдельные вопросы, связанные с охраной труда (аттестация рабочих мест, требования к вредным и опасным производствам и т.п.). В нашей стране также действует система государственных нормативных требований охраны труда. Ими устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако только установление требований, которые должны соблюдать работники и работодатели по охране труда, не достигло бы своей цели, если бы не были предусмотрены соответствующие меры ответственности за их несоблюдение. В настоящее время ответственность за нарушение требований охраны труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ и статьей 143 УК РФ.

ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве

Статьей 184 Трудового кодекса установлено: если повреждение здоровья или смерть работника произошли из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ему (или его семье) должен быть возмещен утраченный заработок (доход). Кроме того, возмещаются дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, если они связаны с повреждением здоровья. Если работник умер, его семье помимо утраченного дохода возмещаются расходы на погребение.

Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в России действует с января 2000 г. Она введена Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 28. (далее - Закон). Эта система гарантирует возмещение вреда застрахованным лицам, если они повредили здоровье и утратили трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Кто относится к застрахованным лицам? В первую очередь граждане, работающие по трудовым договорам. Кто является в данном случае работодателем - организация, частный предприниматель или другое физическое лицо, значения не имеет. По отношению к работникам все они являются страхователями. В рамках Закона № 125-ФЗ к застрахованным относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. И, наконец, застрахованными являются граждане, работающие по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказания услуг и т.п.). Но только при условии, что на основании этих договоров за них уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

«В соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование.

Вместе с тем согласно статье 5 названного выше Федерального закона № 125-ФЗ обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основе трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового договора, заключенного со страхователем». Постановление Президиума ВАС РФ № 3218/01 от 04.09.2001 // СПС Консультант Плюс.

При наступлении страхового случая у застрахованного возникает право на страховое обеспечение. Об этом сказано в ст. 3 Закона № 125-ФЗ. Страховой случай - это несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, которые повлекли за собой повреждение здоровья застрахованного лица, подтвержденное в установленном порядке.

«Под страховщиком понимается Фонд социального страхования Российской Федерации.

В качестве страхователя рассматривается юридическое лицо любой организационно - правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона (статья 3).

В главе III Федерального закона определены права и обязанности субъектов страхования.

В частности, в обязанности страховщика входит аккумулирование капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя (подпункт 10 пункта 2 статьи 18).

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос (абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 19).

Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя - юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя - физического лица на основании решения суда (абзац 5 пункта 1 статьи 19)». О Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Письмо ВАС РФ № С5-7/УЗ-645 от 18.08.1998 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10.

Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого человек получил увечье или другое повреждение здоровья, выполняя свои трудовые обязанности. Такое событие может произойти как на территории страхователя, так и за ее пределами. Несчастным случаем в рамках Закона № 125-ФЗ также признается событие, которое произошло во время следования на работу или с работы на транспорте работодателя. Если работник пострадал, когда ехал на работу или с работы на общественном или личном транспорте, такой случай не признается страховым. В подобной ситуации период временной нетрудоспособности оплачивается работнику по общим основаниям.

Как правило, несчастный случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.