бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

p align="left">Данная работа ведется через:

организованную деятельность детей - занятия, занятия-проекты, тренинги, экскурсии;

совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

свободную самостоятельную деятельность - сюжетно-ролевые игры, словесные дидактические игры.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, я наметила для себя следующие задачи и пути раскрытия этой работы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности:

1) Рассказать об открытии древним человеком огня. Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни; акцентировать внимание на том, что именно человек «приручил» огонь. Я провела занятие на тему «Как возник огонь?». Были заданы вопросы детям: Как добывали огонь древние люди? (терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры (этот камень называют кремень - он и теперь живет в зажигалках), молния ударила в дерево, а люди догадались взять горящий кусок дерева и отнести в свою пещеру. Показываю зажигалку и демонстрирую появление из искры огня. Для чего был нужен огонь в пещере? Каким образом люди поддерживали и берегли огонь? Как вы думаете, почему часто огонь угасал?

Провела занятие «Огонь - друг, огонь- враг». Какой он - огонь? Как вам огонь помогал? Кто из вас разводил костры? Что потом было с костром? Что осталось на месте костра? Выучили с детьми пословицы: «Огонь - мастер на все руки», «Огня бойся, воды берегись», «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником. Поиграли в игру: «Огонь хорошо - огонь плохо». В умелых руках огонь приносит людям пользу (огонь-повар, огонь-земледелец, огонь-доктор, огонь-строитель, огонь-телеграф, огонь-кузнец), а в неумелых - он превращается во врага (пожары). Огонь может быть не только другом, но и врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. В ходе занятия показывала детям иллюстрации, картинки на эту тему. Выучили с детьми стихотворение:

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло

При огне и зимой тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь самый лучший друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становиться нашим врагом.

2) Следующая задача это продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей. Я провела беседу на тему «Будь осторожен с огнем», занятия «Отчего происходят пожары», «Человеку друг-огонь, только зря его не тронь». В ходе беседы выяснили основные причины возникновения пожаров:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

Я познакомила детей с легковоспламеняющимися предметами и предметами, которые не горят (на столе предметы: банка, пластмассовый стакан, металлическая кружка, камень, бумага, ткань и резина). Как стеклянная банка, бутылка, стекло могут стать причиной пожара? Бывает, что пожары возникают без огня. Кто-то бросил бутылку, где был пикник, а бутылка, как линза сфокусирует лучи, и вспыхнет очень быстро, все сухое как в печи. Поэтому бутылки, банки, склянки не бросай, уноси в своей корзинке, вон из леса забирай. Но есть легковоспламеняющиеся жидкости и жидкости, которые не горят (на столе бутылки с надписями: спирт, одеколон, молоко, вода, чай, бензин, керосин, нефть). Надо выбрать, что горит и что не горит.

Что делать если в доме возник пожар? При помощи картинок, плакатов, мы четко сформулировали правила поведения при пожаре:

если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть одеялом;

нельзя тушить водой горящие электроприборы;

нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом - опасен не только огонь, но и дым;

нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

в случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых.

надо позвонить по номеру 01(показываю изображение номера), назвать свой адрес и рассказать, что случилось.

надо немедленно убегать из комнаты и закрыть за собой дверь.

помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи водой одежду, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше. Закрой влажным платком нос и дыши через него.

выскочив на лестничную площадку, надо закрыть за собой дверь, позвонить всем соседям и позвать их на помощь.

при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие, тебя обязательно спасут.

когда приедут пожарные, выполняй все их указания. Они знают, как тебя спасти.

Рассмотрели с детьми картины с сюжетами на тему возникновение пожаров; прочитали отрывок из книги С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провели конкурс на лучший рисунок по теме «Спичка-невеличка», «Огонь наш друг, но не всегда: бывает от него беда».

3) Следующая задача была - закрепить знания пожарных предметов, опасные для жизни и здоровья, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Я провела беседу-рассуждение на тему « Пожароопасные предметы в доме». Главная цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Предлагаю детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор, газовая плита, электрические приборы, бытовая техника). Вопросы: как происходит пожар? Можно ли оставлять включенным телевизор, электроплиту, утюг? Почему детям не разрешается включать пылесос, телевизор? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? Использовала детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова). Обсудили с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев. Загадала загадки о бытовой технике, об электроприборах. Предлагаю детям нарисовать языки пламени на свече, печке, телевизоре, электроплитке. Провела игру «Если возник пожар» (надо быстро сказать последнее слово стихотворной строки).

Провела словесную игру «Так или не так».

- Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо.

Уходя из дома, необходимо гасить свет.

Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: «Все - равно вечером приду, и буду смотреть».

Загорелся кошкин дом, она спряталась под кровать.

Если случиться пожар, я позвоню по телефону «25».

4) Следующая задача - закрепить знания номера телефона экспертной пожарной службы, правила пользования телефоном, закрепить знание домашнего адреса, умение набирать «01» на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным в пожарной части, слушать и понимать речь, обращенную к звонящему. Уметь вести элементарный телефонный разговор. Вызвать желание оказывать помощь. Развивать быстроту движений. По этой задаче я провела практическое занятие « Служба «01» всегда на страже». Вопрос к детям, почему телефон пожарной охраны «01»? Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во-вторых, он короткий, когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на диске телефона. Читаю отрывок из стихотворения С.Маршака «01».

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь…»

-Как вы думаете, что могло произойти с девочкой? Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Прикрепляю на доске карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить. Предлагаю игру-ситуацию «У тебя в квартире случился пожар и надо вызвать пожарную команду». Я проигрываю с детьми, как каждый будет набирать по телефону «01» и вызывать на помощь пожарную команду по своему адресу. Можно использовать игрушечный телефон или отключенный настоящий телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера. Предложить проделать это каждому ребенку. Следить за тем, чтобы ребенок проворачивал диск до конца, а при кнопочном аппарате - четко нажимал кнопки. Учить детей четко и ясно рассказать, что горит и где. Предложить игровую ситуацию (с помощью игры предложить детям следующий алгоритм поведения).

Если в доме что-то загорелось:

быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире много дыма:

низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда - падать и, катаясь, сбивать огонь.

Провела ряд игр: дети делятся на 2-3 команды (огонек, уголек, искорка).

На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.

каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

Какая команда отгадает больше загадок.

Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч.1,2».

Я провела эстафету «Спаси куклу». Вспоминаем с детьми правила поведения при возникновении пожара (недопустимо прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираясь из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригнуться к полу.) На финише (предполагаемое место пожара) расположены куклы (по количеству участников.) Вокруг кукол привязаны красные надувные шары (пламя). Игроки должны поочередно проползти «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под столами. Выигрывает команда, которая быстрее «спасет» кукол.

5) Следующая задача это продолжать знакомить детей с профессией пожарных, вызвать интерес к этой профессии. Задаю детям вопросы: ребята, а вы видели пожарных? Где вы их видели? Как выглядит пожарный? Из чего состоит одежда пожарного? (куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень).

Одежда нужна для защиты от воды, высокой температуры, и травматических повреждений при тушении пожара. Каска это стальной головной убор с гребнем наверху, для защиты головы и смягчения ударов от падающих сверху предметов. Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательный». Он очень крепкий - выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля - карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестницы. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.

-Какие орудия труда вы знаете, которые необходимы в работе пожарного? (Топор, багор, лом, песок, лопата). Зачем пожарному топор, багор, лом, лопата? Им разбирают стены и потолок, открывают запертые окна и двери, удерживаются на крутых крышах и т.д. топор носят в кобуре на поясе.

-Какого цвета пожарная машина и почему? Что есть у пожарной машины? Пожарная лестница предназначена для подъема пожарных на этажи горящих зданий, через окна, балконы, а также для работы на крышах. Что такое пожарные рукава? Трубы, по которым пожарные качают воду(они длинные, по нему можно подавать воду издалека). что такое ствол и как им пользуются? Это металлическая трубка особого устройства. Она присоединяется к рукаву. Они тяжелые, их держат руками. В чем пожарные перевозят воду? Воду перевозят в автоцистерне. В ходе беседы показываю детям картинки на эту тему. Какой враг у пожарного, кроме огня и как с ним бороться? Это дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны.

Провела конкурс рисунков «Хочу быть пожарным», «Пожарная машина», « Сумей справиться с огнем» (см. приложение 3), оформили альбом «Спичка-невеличка, а вред от нее большой». Прочитали стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Провела настольную игру «Составь целое из части».

С детьми совершили экскурсию по детскому саду. Познакомила детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Провела практическое занятие по отработке навыков эвакуации из детского учреждения. Дала специальный сигнал и объявила «Пожарная тревога», и мы с детьми по всем правилам вышли из детского сада. Дала детям задание: используя план-схему, ориентироваться в пространстве.

Провела игру «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку». (Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом.)

Игра «Что нужно при пожаре». Участники выстраиваются друг за другом. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или их изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель, лопата, лом, песок, вода в ведерке, лестница, одеяло).

Игра «Кто быстрее оденется». Команды строятся за линией старта, впереди поставлены 2 чемодана, с одинаковым набором предметов (каска, куртка, сапоги). По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему, который одевшись бежит к чемодану, снимает и складывает в чемодан.

Эстафета « Тушение пожара». В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно.

Эстафета «Задымленный коридор». Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

Организовали сюжетно-ролевую игру «Мы пожарные», «Служба спасения». Сделали постановку спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации по теме «Пожар».

Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:

Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?

На сковороде загорелось масло, твои действия?

На тебе загорелась одежда, как поступить?

В детском саду возник пожар, твои действия?

Дала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.

Экстремальные ситуации в быту.

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

В отечественной педагогической практике этот опыт пока не получил широкого распространения. К его использованию нужно подходить избирательно, с учетом российских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Поэтому я провела специальное занятие на тему «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». (см. приложение 4).

В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться.

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем и взрослым.

2.3 Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

На данном этапе экспериментальной работы стояла цель - выявить новый уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность системы проведенной работы. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети экспериментальной группы на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно, тогда как дети контрольной группы применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить, почему они так поступили.

По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности (см. приложение 1).

Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей, заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный, ты же наш художник); усилив мотив деятельности (ведь ты хочешь научиться рассказывать, так интересно узнать новое). Педагог не должен подавлять детей своим авторитетом, не пресекать их общение, а выступать как старший партнер, наставник, который поощряет взаимодействия, открывает «коммуникативные каналы», много знает и умеет, всегда придет на помощь. Тогда в совместной деятельности со сверстниками дети начинают использовать формы поведения взрослого: объясняют, подбадривают, контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Комплектуя подгруппы, мы принимали во внимание только личные симпатии детей, только общность интересов, а не совпадения в уровнях развития. Состав должен быть разноуровневый, тогда «сильные» дети станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим.

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ № 31 с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

Используемая литература

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2002.

2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М.,1996.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.