бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Характеристика международных стандартов финансовой отчетности, их значение и содержание

p align="left">- постоянное видоизменение процесса стандартизации под давлением изменяющихся обстоятельств.

- интенсивное лоббирование со стороны тех, кто составляет финансовую отчетность (компаний и банков);

- увеличение числа и расширение круга заинтересованных сторон в процессе установления учетных стандартов [12, с.489].

Следовательно, можно сказать, что целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. [12, с.468].

1.2 Классификация международных стандартов финансовой отчетности

В зависимости от сущности, содержания и других критериев МСФО можно классифицировать, т.е. группировать по различным направлениям. От латинского слова "классификация" означает систему соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания. Иначе говоря, классификация подразумевает распределение тех или иных объектов по их классам (разделам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующих закономерные связи между ними в единой системе [9, с.478].

В различных источниках информации, посвященных проблемам МСФО, термин "классификация" трактуется по-разному. Это, по-видимому, связано с тем, что стандарты разрабатывались в разные годы и с различными функциональными целями.

Обобщая, можно сказать, что все разновидности классификаций МСФО нацелены на выделение однотипности структуры и признаков стандартов, внесение ясного понимания в ведение учета по международным правилам.

Другими словами, классификация МСФО - это возможная группировка стандартов по каким-либо сходным критериям применительно к тем или иным условиям.

Классификация стандартов по назначению предполагает деление стандартов по определенным сопутствующим признакам (рисунок 2). [12, c.479]

Рисунок 2 - Классификация стандартов по назначению

При этом, как видно из рисунка 2, выделяются такие блоки:

1) общеметодологические стандарты, в основе которых лежит форми-рование международных принципов бухгалтерского учета;

2) стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой от-четности;

3) стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Данная группа ввиду многочисленности учитываемых объектов может быть подразделена на дополнительные подгруппы.

Наряду с приведенной классификацией стандартов по назначению, их можно классифицировать по экономическому содержанию, в основе которых лежит группировка, подразумевающая решение учетных проблем, возникающих в ходе экономических отношений. К примеру, к такой совокупности отношений можно отнести отношения, представленные в работе М.И. Кутера "Теория бухгалтерского учета" (рисунок 3). [14,c.59]

Рисунок 3 - Классификация стандартов по экономическому содержанию

Из рисунка 3 видно, что в основе этой классификации лежит нижеследующее деление отношений между:

- государством и предприятием, предлолагающее взаимодействие определенных интересов при формировании общенационального бюджета;

- товаропроизводителями и потребителями, строящееся на сочетании и противодействии интересов продавца и покупателя, регулируемых спросом и предложением товаров;

- предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами, в основе которых лежит экономический интерес осуществить выгодную сделку;

- структурными звенъями компании (сегментами), нацеленное на собственное развитие в отдельности и развитие компании в целом;

- участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества, основанный на интересе в получении выгод, пропорционально вложенному капиталу;

- работодателем и работником, базирующееся на сочетании взаимо-выгодных и взаимосвязанных интересов;

- странами, связанными с высоким уровнем интеграции и взаимоза-висимостью не только отдельных фирм, но и в целом государств и континентов.

Наряду с перечисленными группами экономических отношений, можно выделить и другие подгруппы, которые возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъектов.

Вместе с тем практика применения стандартов показывает, что различные противодействующие стороны ввиду преобладания личных интересов по-разному воспринимают те или иные экономические явления и термины, приводимые в МСФО.

Это находит отражение при применении методов учета, описанных в стандартах.

Следовательно, деление стандартов на различные должно быть нацелено на то, чтобы дать более четкое представление взаимосвязанных экономических интересов как на международном уровне, так и уровне его применения внутри государства.

При этом сущность и содержание стандартов обязаны описывать разные аспекты правильного ведения учета в международном контексте.

1.3 Необходимость применения МСФО в Казахстане как составной части Национального законодательства в области бухгалтерского учета

В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики и, как следствие, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной из таких систем, находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. При этом реформа затронула не только методологические основы, но и организационную структуру участников этой системы.

Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. До 2007 года основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являлись Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Указ Президента Республики Казахстан "О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РК на 1998-2000 годы" от 28.01.98 г. № 3838 и другие. Они устанавливали единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хозяйствующих юридических субъектов и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на территории Казахстана.

Существенной особенностью Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" является то, что он создает методологические основы сбора, регистрации и обобщения информации, осуществляемых путем сплошного и непрерывного документального учета всех хозяйственных операций. Основные задачи бухгалтерского учета и финансовой отчетности - обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельности.[15, c. 20]

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" № 234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита - Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 1 января 2008 г [9, с.24].

Основными документами реформированной национальной системы бух¬галтерского учета и отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются:

1. Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234.

2. Национальные стандарты финансовой отчетности НСФО № 1 и НСФО № 2, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке.

3. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета" от 22 июня 2007 года № 221.

4. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета" от 23 мая 2007 года № 185.

5. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета" от 21 июня 2007 года № 215.

6. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм первичных учетных документов" от 21 июня 2007 года № 216.

7. Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации к ним:

- Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ - IAS);

- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS);

- интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

8. Концепции по подготовке и составлению финансовой отчетности по НСФО и МСФО.

9. Организационно-распорядительные корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т. п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разработанные и утвержденные в установленном порядке.

Дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять в целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО по следующим основным направлениям:

- подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

- упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

- участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.

Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане [13, с.4].

Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан [9, с.1].

В связи с этим в Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234 была введена статья 16, из которой следует, что МСФО должны стать составной частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стан¬дартами.

У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам и основным качественным характеристикам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО и МСА заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом [13, с.7].

Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках [9].

В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в экономике и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен - в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным обществам.

В соответствии с задачами, поставленными главой государства, по поддержке малого и среднего бизнеса необходимо полностью освободить от обязательного ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей и установить градацию остальных субъектов предпринимательства по категориям в целях применения ими различного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Проблему сложности применения МСФО для малого бизнеса понимает и ФКМСБУ, который уже не первый год занимается разработкой специализированного стандарта для малого-среднего бизнеса. Разработать универсальный стандарт - это очень сложная работа, так как политика в отношении малого бизнеса и, соответственно, требования к ним существенно различаются в разных странах. Между тем по принятии данного стандарта ФКМСБУ можно будет максимально инкорпорировать его положения в национальную систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В настоящее время казахстанские предприятия, с точки зрения заинтересованности в применении МСФО, подразделяются на несколько групп (рисунок 4).

Характеризуя представленный на рисунке 4 первый тип предприятий отметим, что в настоящее время для составления отчетности по МСФО эта группа предприятий ведет параллельно два вида учета или использует в своей учетной практике процедуру так называемой "трансформации". Од-нако здесь имеются многочисленные сложности, среди которых самыми существенными являются значительные затраты средств времени на пре-образование финансовых отчетов.

Вторая группа предприятий, среди которых превалируют заинтересованные в применении МСФО, но не имеют на это финансовые и кадровые возможности, составляет значительную долю. Поэтому странам, проводящим законодательные преобразования в учетной системе, следует проработать нормативные акты, предоставляя им возможность выхода на международные рынки.

К группе предприятий, не заинтересованных в раскрытии информации о своей деятельности, в основном относятся такие, у которых нет желания и/или возможности представлять объективные материалы, ввиду связи этих данных с их налогообложением. Внедрение МСФО позволило бы внести упорядочение в систему ведения внутреннего учета и отчетности.

Рисунок 4 - Разновидности предприятий в зависимости от заинтересованности во внедрении МСФО [12, c. 472]

И, наконец, третий тип - малые предприятия, незначительные объемы деятельности которых не заинтересовывают им проводить обновление программных продуктов, связанных с переходом на МСФО. Помимо этого здесь возникают и затраты, связанные с необходимостью повышения ква-лификации и оплатой административных расходов, что также может ска-заться на их деятельности [12, с.473].

В связи с изложенным, внедрение МСФО в нашей республике требует решения следующих задач:

- объективной оценки состояния и перспектив разработки стандартов;

- изменения нормативной базы бухгалтерского учета;

- расширения системы обучения и повышения квалификации;

- развития механизмов стимулирования к применению.

Таким образом, предполагаются следующие мероприятия по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и аудита в Казахстане:

- обеспечение принятия проектов законов Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности";

- разработка упрощенных стандартов финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессиях;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;

- развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

-расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;

- совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе и переход на стандарты, соответствующие международным требованиям [9].

2. Порядок применения МСФО субъектами Республики Казахстан

2.1 Принципы перевода учета и отчетности на МСФО

Переход казахстанских организаций на Международные стандарты финансовой отчетности обусловлен рядом объективных обстоятельств [17, с.461].

МСФО -- это стандарты не по практике бухгалтерского учета, а по признанию и раскрытию данных финансовой отчетности. Практика учета сохраняется, но повышается уровень предварительных расчетов, суждений перед признанием того или иного события или операции. Под признанием следует воспринимать отражение операции или события на счетах бухгалтерского учета, т.е. если в учете произведена запись, то это и считается, что бухгалтер признал эту операцию или событие. Правильно или неправильно он произвел признание -- это уже вопрос его профессионального суждения.

Действующих стандартов в формате МСБУ (IAS) - 31 стандарт и в формате МСФО (IFRS) - 8 стандартов, которые имеют статус рекомендательных документов, несмотря на то, что Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28.02.2007 г. № 234-III обязывает их применение.

Однако следует учитывать, что при переходе на МСФО и их дальнейшем пользовании, предусматривается применять только последние версии стандартов, в то время как этот перевод включает старые версии, в которые несколько раз были внесены изменения, начиная с версий 1997г [26].

В целях ускорения перехода на Международные стандарты, принят Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение МСФО". В соответствии с этим стандартом компания, впервые применяющая МСФО, обязана выполнить каждый МСФО и интерпретацию, действующие на момент первого применения [17, с.461].

Что касается НСФО №2, то этот стандарт, имеющий статус нормативного правового акта Республки Казахстан, представляет краткое изложение каждого стандарта МСБУ и МСФО в форме разделов, объединенных в одном стандарте. Базовым документом, принятым за основу НСФО №2 является Стандарт для малого и среднего бизнеса (SME), разработанный СМСФО и переведенный корпорацией "Прагма".

Каких-либо существенных отличий норм НСФО №2 от требований МСФО не наблюдается, более того, многие положения этого стандарта прямо отсылают к конкретным МСФО, поэтому считаем, что переход на систему учета и отчетности по НСФО следует проводить по такой же методике, как и на МСФО.

Основные принципы перевода учета и отчетности в новую систему регламентированные разделом 36 НСФО №2 аналогичны правилам перехода на МСФО, установленные МСФО(IFRS) №1 "Первое применение МСФО" [26].

Принимая решение о переходе на новую систему учета, следует уяснить, что реализация этого проекта предусматривает выполнение работ в два этапа:

1. Подготовка вступительной финансовой отчетности на дату перехода, которая осуществляется в течение короткого периода путем трансформации отдельных статей баланса составленного на отчетную дату, с целью приведения их в соответствие с требованиями МСФО или НСФО. Вступительная финансовая отчетность - перечень экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность компании на отчетную дату, приведенных в соответствие с требованиями МСФО или НСФО и сгруппированные в установленных формах (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении собственного капитала, Учетная политика и Пояснительная записка.

2. Постановка системы бухгалтерского учета, который осуществляется в течение года перехода, а может быть и более, согласно разработанной Учетной политики, соответствующей принципам Закона РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и МСФО или НСФО. Система бухгалтерского учета - система сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях в деятельности компании, описанная в Учетной политике и методиках, конечным результатом которой является получение экономических показателей, объединенных в финансовую отчетность [26, с.12].

Практика наблюдения за процессом конверсии стандартов и переводом действующей системы учета на МСФО и НСФО в Республике Казахстан показывает, что специалисты большинства организаций, особенно малого и среднего предпринимательства заменив трехкодовый Рабочий план счетов (РПС) на счета четырехкодового нового плана, считают это переводом на новую систему учета и отчетности.

Согласно стандарту IFRS №1 "Первое применение МСФО" и разделу 36 НСФО №2 "Переход на МСФО для субъектов, впервые применяющих МСФО", компании должны выполнить последовательно следующие действия:

1. Определить дату перехода на МСФО или НСФО (1.01.2008г.).

2. Определить год перехода и подготовки сравнительной информации первой финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО или НСФО (2008г.).

3. Определить отчетную дату своей первой финансовой отчетности по МСФО (31.12.2009г.).

4. Подготовить входящий бухгалтерский баланс по МСФО или НСФО, трансформированный из баланса по КСБУ на дату перехода. Входящий баланс (первоначальный, вступительный) - баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о денежных средствах, отчет о движении собственного капитал, Учетная политика и Пояснительная записка, полученные в результате проведения трансформации, составленные на дату перехода на НСФО или МСФО и являющиеся базовой отчетностью, имеющей только одну графу - на начало отчетного периода.

5. Разработать Учетную политику на основании требований Закона РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", МСФО и НСФО в процессе работы с каждым стандартом и параграфом, при проведении трансформации статей.

Главным документом бухгалтера должна являться учетная политика, при наличии которой, при условии, что она создана в точном соответствии с МСФО, можно быть уверенным, что финансовая отчетность будет составлена правильно. Поэтому основной работой по переходу на МСФО является разработка детальной учетной политики. В международной практике аудита, например, подробному исследованию подвергается учетная политика, которая и дает представление о профессионализме бухгалтера, правильности профессионального суждения, а соответственно, и общего предварительного представления об объективности и достоверности самой финансовой отчетности [17, с.461].

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.