бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование учетной политики предприятия

p align="left">- устанавливается порядок проведения инвентаризации и совершения документооборота.

Таким образом, формирование учетной политики состоит в том, что из всей совокупности способов реализации названых приемов для предприятия выбираются наиболее подходящие дна данный момент.

При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов бухгалтерского учета:

1) полнота освещения - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на её основе;

2) осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

3) превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

4) автономность - каждое предприятии рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственников, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

5) последовательность - постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами бухгалтерского учета), и должно быть обоснованно и раскрыто в финансовой отчетности;

6) непрерывность - оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

7) начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществляемыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

8) единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

9) историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

10) периодичность - возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности. [2]

Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бух-галтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых лю-дей, быть составляющей общегосударственной системы формирова-ния макроэкономических показателей. Все это становится возмож-ным лишь на основе единых подходов к ведению учета.

Одним из этих принципов является принцип последовательности, то есть постоянное использование предприятием учетной политики. Каждое предприятие разрабатывает учетную политику самостоятельно. Это установлено п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В этом же пункте указано, что каждое предприятие выбирает форму реестров бухгалтерского учета, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное использование принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если на предприятии изменяются уставные требования.

Принципы и требования, о которых идет речь, -- это не стопро-центная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необхо-димо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представ-лении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации в отчетности, При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного приме-нил учетной политики, временной определенности фактов хозяйст-венной деятельности.

Таким образом, данные принципы есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики. [9, c 21]

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.

Ответственность за формирование учетной политики предприятия, как и за организацию и ведение бухгалтерского учета на нем согласно законодательству, лежит на руководителе предприятия. Но, следует заметить, что руководитель предприятия не всегда достаточно осведомлен в вопросах ведения бухгалтерского учета, поэтому эта ответственность лежит также и на бухгалтере предприятия. Таким образом, учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Однако, учетная политика также может разрабатываться специально созданной комиссией, специализированной фирмой (аудиторской, консалтинговой). Учетная политика - это, прежде всего, политика руководителя, поэтому именно он решает кто из перечисленных субъектов будет составлять учетную политику. То есть вопросы установления учетной политики находятся в компетенции руководителя. Полномочия руководителя по её установлению реализуются через определение в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, касательно которых нормативно - методическая база предусматривает больше, чем один вариант. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в этот документ включать нецелесообразно. Распорядительный документ составляется исполнительным органом управления предприятием и подается на утверждение руководителю. [21, c 358]

Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определять использование:

§ методов оценки выбытия запасов;

§ периодичности определения средневзвешенной себестоимости единиц запасов;

§ порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов;

§ отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

§ метод учета активов (историческая себестоимость, справедливая себестоимость)

§ методов амортизации необоротных активов;

§ качественных характеристик предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов;

§ класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета;

§ периодичности застрахования сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;

§ метода исчисления резервов сомнительных долгов;

§ перечня создаваемых обеспечений будущих выплат и платежей;

§ дату определения ступени завершенности работ по строительным контракта;

§ периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

§ отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принятый как базисный на время деятельности предприятия, в который, за необходимостью, могут вноситься изменения. В случае внесения изменений, которые по объему охватывают большую часть текста либо же значительно влияют на её содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью издать в новой редакции.

Учетная политика и её изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме либо прикладываются копии распорядительного документа об установлении изменений в учетной политике предприятия. [16]

Учётную политику предприятия обязаны знать:

1. руководитель предприятия;

2. бухгалтер предприятия;

3. аудитор, поскольку учётная политика является одним из объектов исследования, с изучения которых начинается процесс аудиторской проверки;

4. налоговый инспектор, ведь от большинства принципов учётной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Процесс формирования учетной политики состоит из следую-щих последовательных этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал-терского учета;

3) обоснование исходных положений построения учетной по-литики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6) оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста-навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа-ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер-ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со-става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз-работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта-пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще-ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет-ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по-верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе-мой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, то есть, другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах.

Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организа-ции и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ве-ления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользовате-лям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимо-стью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациона-льность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информа-ции порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежно-стью данных; в то же время ожидание того момента, когда все де-тали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

В подобных ситуациях руководство и специалисты организа-ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по-лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова-ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона-льным суждением.

Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван-ными требованиями-принципами.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед-ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити-ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня-тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух-галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не-посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера-ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите-рии признания, описанные, в частности, в бухгалтерском законодательст-ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан-ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус-тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи-ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал-терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, т. е., другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо-жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.

В соответствии со статьей 4 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6. Согласно пункту 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6 учетная политика может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия пункта 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6, такие изменения могут происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. [10]

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом, положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными филиалами и представительствами, независимо от их местонахождения.

Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:

- бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;

- один бухгалтер, состоящий в штате организации;

- специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.

Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная;

- упрощенная;

- автоматизированная.

Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля хозяйственных операций;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под-разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи-зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще-гося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе едино-го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо-зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор-мации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимаются со-став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде-ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работ-ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор-ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа-ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес-печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис-сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт-роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по-рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра-цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч-ные результаты деятельности организации, а также точности со-блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере-сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае-мые администрацией решения реализуют цели собственников.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:

1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);

2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;

3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;

4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.