бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учет труда и заработной платы

Учет труда и заработной платы

90

Введение

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимают труд и результаты труда, поскольку только с помощью рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации, и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

В условиях рыночного хозяйствования существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни).

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

В настоящее время, в связи с изменением политики в области оплаты труда также повышается контроль за соблюдением нормативного законодательства по операциям, связанными с расчетами по оплате труда.

Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками на уровне отдельно взятой организации осуществляется в соответствии с принятыми в ней внутренними нормативными документами - договорами о труде, которые разрабатываются администрацией организации с участием представителей трудового коллектива.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплатами социального характера. Кроме того, необходимо понимать, что за каждым расчетом подразумевается лицо, для которого заработная плата является основным и главным источником его жизнедеятельности, а для организации это суммы затрат, прямо влияющих на конечный финансовый результат ее деятельности.

Основной целью и задачей работы является изучение и оценка организации бухгалтерского учета оплаты труда на примере конкретной организации. А также - подробное ознакомление с экономической характеристикой данного предприятия, рассмотрение состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда, оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете, а также проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

В качестве объекта исследования представлена хозяйственно-финансовая деятельность СПК «Гулькевичиагропромэнерго». Предметом исследования являются данные бухгалтерской отчетности указанного предприятия.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Нормативно-законодательные акты, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплаты труда

Регулирование оплаты труда становится узловой проблемой в системе социально-экономических отношений, поскольку затрагивает интересы основной части населения страны и оказывает влияние на все параметры рынка: механизм спроса и предложения, качество рабочей силы, технический уровень производства и его эффективность, уровень занятости, динамику цен и инфляцию. Инструментом государственного регулирования отношений в сфере оплаты труда являются нормативно-законодательные акты.

Регулирование оплаты труда и её повышение во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности должно быть увязано со всем комплексом преобразований в экономике.

Дальнейшее развитие экономики будет сопровождаться повышением уровня реальной заработной платы и, соответственно, увеличением доли заработной платы в доходах населения.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда включает:

- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

- установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

- установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Первый уровень законодательный.

Государственное регулирование отношений в сфере оплаты труда, ровно, как и других элементов социально-трудовых отношений, проявляется в закреплении на законодательном уровне принципов правового регулирования трудовых отношений, которые содержатся в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Содержание указанных принципов базируется на нормах международного права, положениях Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны - Конституция Российской Федерации - имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране (право на труд и отдых, виды социальной защиты граждан и т.п.).

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями на 03 ноября 2006 г.) состоит из 3 разделов и 19 статей. В 1 разделе указан свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете, изложен порядок его регулирования. Во 2 разделе изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета, к документированию хозяйственных операций и т.п. В 3 разделе изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, порядок представления и т.п.

Данный закон имеет большое значение, так как он повышает юридический статус бухгалтерского учета организаций, закрепляет обязательство ведения бухгалтерского учета, повышает статус его норм до уровня статуса норм другого законодательства.

Налоговый Кодекс РФ - это федеральный закон с высокой степенью систематизации. Он призван регулировать экономический, правовой и организационный порядок функционирования налоговой системы.

Основным документом, регламентирующим вопросы организации и оплаты труда, является Трудовой Кодекс РФ (ТК), который регулирует трудовые отношения всех работников. ТК призван устанавливать уровень условий труда, и всемерную охрану трудовых прав работников, поэтому нужно обращать внимание на объяснения руководителей и бухгалтеров организаций своих решений при работе с коллективом.

Но одним ТК трудовое законодательство нашей страны не ограничивается - в дополнение и расширение к ТК РФ существует целый перечень документов, касающихся организации труда и его оплаты. К этому числу можно отнести и некоторые статьи Гражданского Кодекса РФ, которые касаются труда непосредственно.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету и отчетности:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. (с изменениями и дополнениями на 18 сентября 2006 года);

- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» утверждено Постановлением Правительства РФ. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

Третий уровень - рекомендации, инструкции и комментарии, письма.

И четвертый уровень составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, коллективный договор, который разрабатывается в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Краснодарского края «О социальном партнерстве», Положение по оплате труда, трудовые договоры с сотрудниками учреждения.

В финансово-хозяйственной и социально-правовой деятельности предприятия особое значение имеет Коллективный договор, который утверждается учредителем, комиссией, созданной из числа сотрудников предприятия и Трудовой инспекцией. В коллективном договоре отдельную статью занимает Положение по оплате труда, которое разрабатывается соответствии с Уставом предприятия, Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом и принятой учетной политикой по Управлению.

Положение вводится в целях регулирования системы оплаты труда работников Учреждения, обеспечения прямой зависимости заработной платы от личного вклада каждого работника, увеличения объемов выполняемых работ, в целях материального стимулирования высокопрофессионального и инициативного труда работников Учреждения.

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников Учреждения, доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного в письменной форме трудового договора. Условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, коллективным договором.

Порядок приема, увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполненных работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками предприятия, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета затрат производства и на счета целевых источников.

Трудовой кодекс РФ усиливает гарантии работников в области заработной платы. До 31 декабря 2008 года минимальный размер оплаты труда составляет 2300 рублей в месяц. И заработная плата трудоспособного человека не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Также вводится механизм компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы. Так, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до получения задержанной суммы. При этом за каждый день просрочки работодатель будет платить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Одним из элементов заработка работника является выплата за неотработанное время, оплачиваемое по среднему заработку в соответствии с трудовым законодательством. Применение и порядок исчисления среднего заработка устанавливаются в централизованном порядке. Постановлением Министерства труда РФ установлен расчетный период для исчисления среднего заработка 12 календарных месяцев, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

Во всех случаях для исчисления среднего заработка используется средний дневной заработок. При суммированном учете рабочего времени исчисление среднего заработка следует производить исходя из часового заработка.

Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени является календарный отрезок времени, в рамках которого должна быть в среднем соблюдена установленная законом для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели.

Средний заработок, кроме оплаты отпуска, определяется путем деления фактически выплаченных сумм в расчетном периоде на количество рабочих дней исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством РФ.

После признания решением Верховного Суда РФ от 13.07.2002 NГКПИ06-637 абзаца 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 №213, недействующим исчисление средней заработной платы для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, в том числе тем, кому установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка.

Согласно пункту 9 Положения (с учетом ст. 139 Трудового кодекса) средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплат компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней. Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска, подлежащих оплате. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат (ст. 139 ТК РФ). То есть при расчете среднего заработка учитываются все выплаты заработной платы, которые предусмотрены нормативными актами организации по оплате труда работников. Если, например, в организации в дополнение к системе оплаты труда по отдельным приказам выплачиваются единовременные премии за выполнение особо важных работ, несмотря на то, что это элемент заработной платы, такие премии не учитываются при исчислении среднего заработка.

В пункте 2 Положения о среднем заработке приведен примерный перечень этих выплат:

- основная заработная плата по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, в процентах от выручки и т.д.;

- стимулирующие надбавки и доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам за профессиональное мастерство, квалификационный разряд, расширение зон обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и другие, предусмотренные положениями об оплате;

- компенсационные выплаты и доплаты, связанные с условиями труда, - выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по коэффициентам и процентным надбавкам), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

- премии и вознаграждения, предусмотренные положениями об оплате (премировании) работников организаций, и др.

1.2 Формы и системы оплаты труда в современных условиях

В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Основная задача организации оплаты труда состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от количества и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:

? определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;

? разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

? разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

? обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости. Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:

? принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;

? принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

? принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

? принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Заработная плата тесно связана с производительностью труда. Производительность труда - важнейший показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность конкретного труда создавать в единицу времени определенное количество продукции. А заработная плата относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу. Линия поведения каждого предпринимателя должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

В соответствии с Трудовым Кодексом оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорам, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оплата труда в управлении представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной и натуральной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на питание, жилье, топливо, оплачиваемые в установленном действующим законодательством порядке.

Как социально-экономическая категория заработная плата требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника и работодателя, т.е. в управлении.

Для работника заработная плата - главная и основная статья его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи, а отсюда и стимулирующая роль заработной платы в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения.

Для работодателя заработная плата работников - это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, что составляет одну из основных статей расхода в себестоимости производимых товаров и услуг. Уровень оплаты труда оказывает ощутимое воздействие на поведение и работника, и работодателя, складывающееся в связи с регулированием отношений между ними в условиях неравновесного состояния спроса и предложения рабочей силы на рынке труда., Таким образом, в условиях рыночных отношений оплата труда призвана выполнять не только воспроизводственную и стимулирующую функцию, но и регулирующую.

Различают основную и дополнительную оплату труда. Под основной заработной платой принято понимать:

? выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;

? доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни;

? премии, премиальные надбавки.

Дополнительная заработная плата включает выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами: оплата времени отпусков; времени выполнения государственных и общественных обязанностей; льготных часов подростков; выходного пособия при увольнении и др.

Трудовым Кодексом Российской Федерации определяются общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Статьей 37 Конституции определено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин имеет право на отдых. Работнику, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. [15]

Вопросы оплаты труда на предприятиях регулируются путем принятия внутренних нормативных документов и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. К важнейшим из них относятся трудовой договор (контракт), коллективный договор, локальные нормативные акты.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.