бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учет труда и заработной платы

p align="left">6. простая повременная - оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ;

повременно-премиальная - оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы.

Наиболее общие требования, которые необходимо соблюдать при применении повременной оплаты:

- строгий учет и контроль за фактически отработанный каждым работником временем с обязательным отражением времени простоя;

- обоснованное присвоение рабочим-повременщикам тарифных разрядов, а специалистам и другим служащим - ставок в строгом соответствии с выполняемыми ими должностными обязанностями с учетом деловых личных качеств работников;

- разработка и применение обоснованных норм обслуживания, нормированных заданий и нормативов численности по каждой категории работающих, что делает возможным исключить различную степень загрузки, а следовательно, и различный уровень затрат труда в течение рабочего дня;

- оптимальная организация труда на рабочем месте, эффективное использование рабочего времени. [17;64]

Для более легкого восприятия форм и систем оплаты труда я свела их в приложение 1.

Бестарифная система оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки, а, как правило, эта доля определяется на основе присвоенного работнику постоянного коэффициента, который определяет уровень его трудового участия. Применение такой системы целесообразно только в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. [15;80]

Как уже отмечалось ранее, системы и формы оплаты труда организации и предприятия определяют самостоятельно.

Конституция РБ гарантирует вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (1 разряд тарификационной таблицы).

В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

В настоящее время МРОТ осуществляет три основные функции:

1. является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;

2. выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РБ;

3. служит критерием для определения размера пособий и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения. [16;64]

2. Образование фонда оплаты труда подразделений ЗАО «Стройформ»

2.1 Общие сведения об основных показателях начисления фонда

оплаты труда

Порядок образования фонда оплаты труда подразделений ЗАО «Стройформ», г. Витебска, занимающегося выпуском строительных материалов. В составе затрат производства на выполнение заданий по объемам производства, реализации продукции, работ, предоставления услуг, по снижению затрат производства и смет затрат устанавливается «Положением об образовании фонда оплаты труда подразделений ЗАО «Стройформ».

Система позволят регулировать уровень фонда оплаты труда и устанавливает материальную ответственность руководителей, специалистов, служащих и рабочих подразделений ЗАО «Стройформ» за выполнение хозяйственной деятельности.

Основными показателями для начисления фонда оплаты труда являются:

· план производства товарной продукции, работ, услуг ЗАО;

· прибыль по балансу ЗАО;

· план производства (реализации) товарной продукции, работ, услуг подразделений;

· затраты (сметы затрат) на производство.

Показатели разрабатываются ПЭО ЗАО и утверждаются заместителем генерального директора по экономике и финансам, показатели могут изменяться ПЭО ЗАО в зависимости от производственной, экономической и финансовой ситуации ЗАО.

Итоги о результатах хозяйственной деятельности заводов и функциональных служб Генеральной дирекции рассматриваются ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на балансовой комиссии.

Каждое из подразделений ЗАО имеет право расходовать свой фонд оплаты не в полном объеме.

При начислении фонда оплаты труда учитывается выполнение показателей хозяйственной деятельности за месяц и с начала года. При невыполнении (перевыполнении) заданных показателей хозяйственной деятельности фонд оплаты труда подразделения уменьшается (увеличивается) за каждый невыполненный (перевыполненный) показатель. В приложении 2 приведен механизм совершенствования планирования фонда оплаты труда.

Соотношение постоянной части к переменной составляет в среднем 30% : 70%.

Формирование и выплаты из фонда оплаты труда производятся ежемесячно за отчетный месяц, по итогам выполнения объема товарной продукции за отчетный месяц и показателей хозяйственной деятельности подразделений ЗАО за месяц, предшествующий отчетному.

При переходе на эту систему за первый месяц показатели хозяйственной деятельности не учитываются.

Выплаты из фонда оплаты труда каждого подразделения регламентируются отдельным положением.

2.2 Структура заработной платы

В основу образования фонда оплаты труда (ФОТ) заложены:

· сдельно-премиальная;

· повременно-премиальная;

· контрактная.

Фонд оплаты труда ЗАО слагается из двух основных частей:

· фонд заработной платы (ФЗП) ЗАО;

· фонд материального поощрения (ФМП) ЗАО.

Фонд заработной платы - постоянная часть составляет 20%-40%от фонда оплаты труда (без контрактантов).

Фонд материального поощрения - переменная часть составляет 60%-80% от фонда оплаты труда (без контрактантов).

В состав фонда заработной платы включаются начисление суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время по тарифу (окладу), стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом и условиями труда.

В состав фонда материального поощрения ЗАО включаются начисленные ежемесячные премии за выполнение показателей хозяйственной деятельности. единовременные поощрительные выплаты из Фонда материального поощрения подразделений ЗАО, а также поощрительные выплаты из фонда Генерального директора, фонд директоров Автосборочного и автоагрегатного заводов.

Оплата труда по тарифам, окладу, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом и условиями труда, выплаты из фонда материального поощрения регламентируются отдельными положениями.

В Фонд заработной платы включается:

Оплата за отработанное время:

· заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

· заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

· стоимость продукции, выданной в порядке натуральной платы;

· стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей и т.п.);

· компенсационные выплаты, связанные с режимом и условиями труда;

· доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах;

· доплаты за работу в ночное время;

· оплата работы в выходные и праздничные дни;

· оплата сверхурочной работы;

· оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

· оплата услуг работников бухгалтерии за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы;

· выплата разницы в окладах при временном заместительстве;

· оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;

· оплата труда работников несписочного состава.

Оплата за неотработанное время:

· вознаграждение по итогам работы за год. годовые вознаграждения;

· оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);

· дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного от пуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством);

· оплата дополнительно предоставленных (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работников;

· оплата льготных часов подростков;

· оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

· оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

· оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

· оплата по месту основной работы труда работников, привлекаемых на сельскохозяйственные и другие работы;

· суммы, выплаченные за непроработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации;

· оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови;

· оплата простоев не по вине работника;

· оплата за время вынужденного прогула.

В фонд материального поощрения включаются:

· ежемесячная премия за выполнение показателей хозяйственной деятельности;

· премия за качество выпускаемой продукции;

· оплата из фондов Генерального директора, директоров Автосборочного и Автоагрегатного заводов. [29]

2.3 Порядок начисления фонда оплаты труда

Ежемесячно 20-го числа планово-экономический отдел подготавливает материалы по выполнению показателей хозяйственной деятельности за отчетный месяц и доводит их до руководителей подразделений.

Ежемесячно 20-го числа материалы по выполнению показателей хозяйственной деятельности за отчетный месяц рассматриваются на балансовой комиссии, на основании которых подводятся итоги работы подразделений и утверждаются результаты выполнения показателей подразделений ЗАО в процентном отношении.

Ежемесячно 1-го числа ОТиЗ определяет фонд оплаты труда подразделений ЗАО, учитывая результаты выполнения показателей за месяц, предшествующий отчетному, и фактический объем производства товарной продукции, работ, услуг за отчетный месяц.

Первоначальные величины нормативов образования фондов образуются. исходя из сложившегося на данный момент фактического размера Фонда оплаты труда ЗАО, департаментов, подразделений. [11;72]

Нормативы определяются для следующих фондов:

· фонд оплаты труда ЗАО;

· фонды оплаты труда департаментов, подразделений;

· фонд Генерального директора;

· фонды директоров заводов.

Фонд оплаты труда ЗАО «Стройформ» формируется по нормативу от фактического объема производства товарной продукции, работ, услуг по ЗАО.

Фонд оплаты труда по департаментам и подразделениям, фонды Генерального директора, директоров заводов образуются по нормативу от фонда оплаты труда ЗАО «Стройформ».

Нормативы являются постоянными величинами и могут меняться в крайних случаях. Нормативы утверждаются Генеральным директором.

Ежемесячно до 1-го числа планируемого месяца ОТиЗ производит расчеты и планирует фонды оплаты труда ЗАО, департаментов, подразделении, исходя из планового объема производства товарной продукции, работ, услуг и нормативов. Плановые фонды оплаты труда служат для планирования затрат по заработной плате в себестоимости товарной продукции.

Ежемесячно 1-го числа ОТиЗ на основании фактического объема производства товарной продукции, работа, услуг за отчетный месяц.

где - норматив образования фонда оплаты труда ЗАО;

- фактический объем производства товарной продукции, работ, услуг ЗАО за отчетный месяц.

На основании данных ПЭО по плановым и фактическим показателям хозяйственной деятельности за отчетный месяц ОТиЗ рассчитывает процент увеличения (уменьшения) объемов производства товарной продукции, работ, услуг, производительности труда (выработка, предоставление услуг на 1-го человека) по ЗАО «Стройформ».

- % по объемам товарной продукции, работ, услуг;

- % по производительности труда;

,

где - объем товарной продукции, работ, услуг за отчетный месяц;

- плановый объем товарной продукции, работ, услуг;

- производительность труда за отчетный месяц;

- плановая производительность труда;

- численность за отчетный месяц.

ФОТ ЗАО увеличивается (уменьшается) на 0,1 % за каждый 1 % прироста (снижения) объема товарной продукции, работ, услуг, производительности труда за отчетный месяц к соответствующим плановым показателям, но не более чем на 5 %.

ОТиЗ производит расчет фондов оплаты труда ЗАО, департаментов и подразделений ЗАО и утверждает у зам. генерального директора по экономике и финансам.

На основании отчета о выполнении показателей хозяйственной деятельности департаментами и подразделениями за месяц, предшествующий отчетному, фонд оплаты труда корректируется, снижая (увеличивая) фонд оплаты труда подразделений ЗАО за отчетный месяц и определяется фонд материального поощрения.

ФОТ подразделений ЗАО за выполнение показателей за месяц и с начала года не может быть снижен (увеличен) более чем на 10%.

Вывод.

В данное время широко внедряется во всех структурах ЗАО контрактная система оплаты труда. Суть ее в следующем:

В контракте, подписываемом
лицом, заключающим контракт и руководителем предприятия оговариваются пункты:

· Устанавливается должностной оклад контрактанта в месяц и премия в процентах от прибыли согласно следующей методике.

· В зависимости от финансово-хозяйственных результатов работы А/О месячная отплата труда производится в следующих размерах:

В случае отсутствия прибыли и объемов реализации продукции выплачиваются 4 минимальные заработные платы установленные законодательством.

- В случае отсутствия прибили, но получения объемов реализации выплачивается оклад, оговоренный в предыдущем пункте.

- В случае поучения прибыли и объемов реализации выплачивается оклад и % от прибыли согласно вышеуказанной пропорции.

Разовые и страховке премии или другие вознаграждения выплачиваются в порядке и размерах определенных другими положениями действующими в А/О.

Рассмотрев систему оплаты труда на ЗАО «Стройформ», стоит отметить много хороших сторон и явных преимуществ достигнутых ее организаторами.

Но для более полного удовлетворения личных и общественных потребностей, решения задачи повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, работников предприятия нужно поставить в такие условия, которые будут побуждать их наращивать высокоэффективную технику, улучшать использование производственных ресурсов. Для этого механизм материального стимулирования целесообразно строить на научно обоснованных критериях оценки деятельности предприятия, структурных подразделений. Речь идет о необходимости использования показателей, отражающих конечный хозяйственный результат труда каждого члена коллектива. [12;54]

Привлечение трудящихся к управлению производством, развитие коллективных форм организации и оплаты труда обусловливают необходимость повышения объективности его оценки, увязки оплаты труда с достигнутыми конечными результатами. Такая оценка должна учитывать количество вложенного труда, изморенного продолжительностью рабочего времени, а также эффективность производства. Разработать такой механизм оценки труда используемый в качестве мерила трудового вклада каждого работника и подразделений - значит найти ключ к решению глобальной задачи сознательного включения закона экономии времени в мотивационный механизм управления. [9;30]

В настоящее время в области оплаты труда предприятия сложилась такая ситуация, для которой характерно полное расхождение ранее провозглашенных принципов с реальной действительностью. Их материальное благосостояние не только не связано с эффективностью производства, общественной полезностью производимой продукции, но даже с объемом произведенной продукции. Поэтому первым шагом к совершенствованию оплаты труда должно быть изменение в механизме формирования оплаты труда на предприятии.

3. Совершенствование учета и оплаты труда в Республике Беларусь

3.1 Оптимизация уровня заработной платы в ключе государственно-правовой политики

Зарплата госслужащих и военных увеличится на 20%. Такое решение принял Президент Беларуси Александр Лукашенко. Рассматривая 6 октября 2004 г. ситуацию с заработной платой по стране в целом, глава государства пообещал бюджетникам увеличить её с 1 ноября. И это обещание будет выполнено.

Вместе с тем, вопрос об увеличении зарплаты госаппарату на совещании по социальным вопросам остался нерешённым. Тогда Президент Лукашенко счёл требования по оплате труда государственных служащих завышенными и попросил правительство внести соответствующие корректировки. Сегодня же на совещании у главы государства в вопросе совершенствования оплаты труда в Беларуси была поставлена точка. Причём, подчеркнул глава государства, зарплата чиновников ни в коем случае не должна значительно превышать зарплату в народнохозяйственном комплексе.

Глава государства также обратил внимание на пропорциональность роста зарплаты в госаппарате. Здесь также не должно быть ситуации, когда у начальника доходы повысятся в значительно большей степени, чем у подчинённого. В целом же, как отметил вице-премьер Андрей Кобяков, система оплаты труда в Беларуси - на должном уровне.

Вопросы совершенствования оплаты труда государственных служащих рассматриваются часто в последнее время на совещании у президента Беларуси Александр Лукашенко.

Как сообщили ИА «ЭКОПРЕСС» в пресс-службе главы государства, президент отметил, белорусский чиновник - небогатый человек, получающий в среднем заработную плату, эквивалентную порядка 150 долларам США.

«Если сравнивать в целом с населением, это немного. Если сравнивать с высокооплачиваемыми категориями работников в стране, банкирами и даже работниками государственных организаций, это очень мало», - сказал он.

Следует отметить, что, если зарплата работников бюджетных организаций привязана к минимальной зарплате и размеру тарифной ставки первого разряда и увеличивается одновременно с их повышением, на государственных служащих это правило не распространяется: решение о повышении заработной платы госслужащим производится не автоматически, а в каждом конкретном случае по решению президента.

Однако в последнее время темпы роста заработной платы госслужащих стали существенно отставать от темпов роста оплаты труда в других сферах. Государственная служба становится все менее привлекательной для белорусов, и, как следствие, усиливается отток квалифицированных кадров, в том числе в коммерческие структуры. Все меньше молодых людей выбирают карьеру госслужащего.

В этой связи президент еще год назад поручил выработать оптимальную систему оплаты деятельности госслужащих по всей Республике. Однако до сих пор нет конкретных результатов: многие чиновники при решении этой проблемы преследуют лишь свои узковедомственные интересы, разрабатывая документы под себя.

«Все свелось к тому, что где-то что-то отштукатурили, подшлифовали, кому-то добавили, кому-то больше полномочий дали, и на этом поставили точку. Такие документы я принять не могу», - заявил президент.

На сегодняшний день, подчеркнул Президент, зарплата белорусских чиновников в 10-15 раз ниже, чем в России и Украине, хотя темпы развития Беларуси являются самыми высокими на постсоветском пространстве, и это признано во всем мире.

Условия оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время достаточно полно разработаны, и система оплаты труда работников данной сферы проходит этап совершенствования, связанный с необходимостью как повышения благосостояния работников, так и усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда.

В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда -- Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Базой формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является размер тарифной ставки первого разряда, которая устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В целях поэтапного совершенствования заработной платы работников бюджетной сферы с 1 апреля 2005 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2005 г. № 330 в Республике Беларусь повышена тарифная ставка первого разряда, применяемая для оплаты труда работников бюджетной сферы, с 48 000 до 51 000 руб.

Во исполнение п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. № 2070 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями Министерство труда Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь приняло постановление от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями, которое является основополагающим документом формирования оплаты труда работников бюджетной сферы.

Законодательное и практическое установление основ оплаты труда основных отраслей бюджетной сферы:

Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями определено, что государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава -- не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня.

Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» с последующими изменениями и дополнениями установлено, что заработная плата медицинских и фармацевтических работников государственных организаций здравоохранения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями оплата труда научного работника в государственных научных организациях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом результатов его научной деятельности и научной квалификации.

Оплата труда членов временных научных коллективов осуществляется на договорной основе.

Научный работник, работающий в государственной научной организации, имеет право работать во временных научных коллективах и по совместительству с дополнительной оплатой.

Кроме того, определена необходимость поэтапного повышения среднемесячной заработной платы научным и научно-педагогическим работникам с тем, чтобы она была как минимум в полтора раза выше среднемесячной заработной платы в промышленности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. № 832-ХII «О культуре в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями государство обеспечивает гарантированный уровень оплаты труда научных работников и ее дифференциацию в зависимости от квалификации и результатов труда.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда должно включать:

законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РБ;

налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.