бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность аудита и аудиторской деятельности

ринцип независимости выражается в том, что аудитор должен быть независимым от аудируемых лиц и от третьих лиц; Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно - ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Принцип честности - аудитор должен действовать открыто и честно.

Принцип объективности - аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.

Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.

Аудитор должен поддерживать высокую репутацию аудиторской профессии и не осуществлять поступки, которые способны подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

2.2 Виды аудита и аудиторской деятельности

В теории аудита выделяют различные виды аудита и аудиторской деятельности.

В зависимости от положения аудитора к клиенту, аудит разделяют на внутренний и внешний.

Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам.

Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

С точки зрения эволюции выделяют:

подтверждающий аудит. Цель проведения данного вида аудит провести проверку и подтвердить достоверность отчетов;

системно - ориентированный аудит. Суть данного подхода заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.

аудит, базирующийся на риске. Этот подход состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:

Обязательный аудит проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются ст.5 Закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем. К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. - С. 38..

В зависимости от повторяемости аудиторских проверок различают:

первоначальный аудит, который осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые

повторяющийся аудит, осуществляемый при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.

По назначению выделяют:

налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).

специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. М.: Просвещение, 2005. - С. 14.

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на: банковский аудит (проверяемые организации - банки и другие кредитные учреждения); страховой аудит (проверяемые организации - страховые организации и общества взаимного страхования); аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации - инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи); общий аудит (проверяемые субъекты - организации прочих видов деятельности). Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 11.

В литературе выделяют и другие виды аудита.

В новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" существенно расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторской деятельности.

В новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. Приложение В):

1) аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

2) сопутствующие аудиту услуги;

3) прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Это услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах) № 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации"; № 31 "Компиляция финансовой информации"; № 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 25 сент..

Согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом;

Компиляция (от лат.compilatio, буквально - кража, грабеж) - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований. В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего - данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает;

Обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.

Согласованные процедуры и компиляция финансовой информации не предоставляют пользователям никакого уровня уверенности (пользователи отчетов делают собственные выводы на основании представленной аудиторами информации), а результатом обзорной проверки является юридически оформленный документ - заключение, выражающее ограниченный (так называемый негативный) уровень уверенности;

Основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором. При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности) Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. - С. 32..

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

В группу прочих связанных с аудиторской деятельностью услуги вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами, в частности:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Выполнение этих услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги. Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д. Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. - С. 33.

Заключение

Таким образом, рассмотрев сущность аудита и аудиторской деятельности, сделаем следующие выводы.

Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов). Сами акционеры взяли на себя функции контроля за движением капитала. В этой части аудит стал спутником профессионального менеджера, а аудитор - независимым экспертом, который должен объективно оценить экономическую ситуацию на предприятии и обеспечить объективное отражение данных о состоянии хозяйствующих субъектов в их бухгалтерской отчетности. В целом можно сказать, что толчком к развитию аудита во всех странах стало развитие акционерных обществ. В этих условиях аудит принял на себя определенную социальную и общественную функцию, обеспечивая объективное суждение о достоверности отчетных данных, представляемых акционерными обществами, в целях снижения информационного риска их партнеров. Такое суждение об аудите наиболее распространено и полно определяет его сущность. Оно подтверждается самой историей аудита, поскольку законодательно аудит был закреплен после выхода законов, регламентирующих деятельность корпоративных структур.

В статье 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г. аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Главная цель аудита - обеспечение пользователей отчетностью предприятий уверенностью, что данная отчетность рассмотрена квалифицированными специалистами, и ее достоверность во всех существенных отношениях подтверждена. Это дает возможность с достаточной уверенностью использовать информацию, имеющуюся в отчетности, для принятия решений в процессе ведения бизнеса.

К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев.

В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно:

1) аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

2) сопутствующие аудиту услуги;

3) прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Глоссарий

Термин

Понятие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудит

Аудиторская деятельность

Аудиторская организация -

Аудитор

Бухгалтерская отчетность

Внешний аудит

Внутренний аудит

Инициативный аудит

Обязательный аудит

Финансовый учет

независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

независимая экспертиза и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам

аудит, проводимый работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния предприятия

аудит, проводимый в дополнение обязательному аудиту или в отношении финансовой отчетности компании, для которого проведение обязательного аудита не требуется

аудит, проводимый в силу закона, в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов

система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1-4 [Текст]: офиц. текст. - М.: Кодекс, 2008. - 512 с. - ISBN 5-79310-065-1

2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: федеральный закон № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст.5369 - ISBN 5-04311-055-1.

3. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 31 дек.

4. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Текст]: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 25 сент.

Литература:

5. Аудит [Текст]: учебник / Под ред.Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 431 с. - ISBN 978 5-238-01594-1

6. Аудит [Текст]: учебник / Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 260с. - ISBN 978-5-9776-0026-2

7. Аудит [Текст]: учебник / Под ред. В. В. Скобара. - М.: Просвещение, 2005. - 479 с. - ISBN 5-09-014073-1

8. Аудиторский словарь [Текст] / Под ред. В.Я. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 191 с. - ISBN 5-279-02508-9

9. Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования [Текст] / Л.И. Булгакова - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 332 с. - ISBN 5-73072-429-4

10. Голубева, Н.А. Природа аудита [Текст] / Н.А. Голубева // Международный бухгалтерский учет. - 2007. - № 4. - С.21-29.

11. Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов [Текст] / М.А. Городилов // Налоговая политика и практика. - 2009. - №7. - С.29-34.

12. Исакова, С.А. Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на международные стандарты аудита [Текст] / С.А. Исакова // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 30. - С.16-18.

13. Камышанов, П.И. Аудит: стандарты и практика [Текст] / П.И. Камышанов. - М.: Джангар, 2002. - 376 с. - ISBN 5-94587-021-8

14. Миронова, О.А. Развитие концепции аудита [Текст] / О.А. Миронова, М.А. Азарская // Аудиторские ведомости. - 2005. - № 11. - С.24-26.

15. Робертсон, Дж. Аудит [Текст] / Дж. Робертсон; пер. с англ. - М.: Контакт, 1993. - 496 с. - ISBN 5-36107-226-5

16. Скобара В.В. Аудит: методология и организация [Текст] / В.В. Скобара. - М.: Инфра-М, 2005. - 212с - ISBN 5-19-001914-6

17. Соколов, Я. В Аудит в России XX века [Текст] / Я.В. Соколов С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. - 2005. - № 4. - С.7-8.

18. Шулева, Г. Аудиторская деятельность: какие изменения [Текст] / Г. Шулева // Финансовая газета. - 2009. - № 12. - С.6.

19. Шеремет, А.Д. Аудит [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - ISBN 5-16-002517-0

Приложение А

17

Рисунок 1- Обстоятельства возникновения потребности в услугах аудитора

Приложение Б

17

Рисунок 2- Основные принципы ведения аудиторской деятельности

Приложение В

17

Рисунок 3- Классификация аудиторской деятельности по российскому законодательству

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.