бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы архивного дела на современном этапе

p align="left">В условиях жестких бюджетных ограничений, в отдельные месяцы переходивших в полное прекращение финансирования, а также при практически полном отсутствии существенных источников поступления внебюджетных средств, усилия Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации в административном плане были сосредоточены на предотвращении распада всей системы архивных учреждений страны, утери управляемости ими.

Это стоило многих сил, терпения и стойкости, вынуждало искать разные пути выхода из сложившейся экстремальной ситуации, в том числе идти зачастую на болезненные меры, например такие, как сокращение числа бюджетополучателей и штатной численности архивных учреждений или ограничение права архивов на самостоятельное использование заработанных ими внебюджетных средств. В то же русло были направлены усилия Росархива по изменению порядка финансирования федеральных архивов, включению расходов на их содержание в раздел «государственное управление» новой бюджетной классификации и по их включению в число особо ценных объектов культурного наследия России, что позволило в целом повысить статус архивной отрасли.

Нельзя сказать, что и сами архивы не боролись за свое выживание. В новых экономических обстоятельствах для поддержания своей финансовой стабильности ими принимались дополнительные меры по активизации привлечения внебюджетных средств, в т.ч. за счет расширения номенклатуры платных работ и услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также получения различного рода грантов.

Надо отдать архивистам должное - в тяжелейших условиях, когда государство в значительной мере отстранилось от архивного дела, они продолжали выполнять свой профессиональный долг. В этой связи нельзя не согласиться с оценкой, прозвучавшей в октябре 2003 г. на парламентских слушаниях «Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России», о том, что «в условиях тяжелого финансирования и материально-технического положения библиотек и архивов в последнее десятилетие ХХ-го века, во многом благодаря только профессиональной ответственности библиотечных и архивных работников, продолжалась планомерная работа по сохранению и пополнению библиотечных и архивных фондов, использованию их информационного потенциала».

Августовский дефолт 1998 г. едва не стал роковым для российских архивов, и без того уже находившихся в критическом положении. Казалось еще немного и многих из них постигнет печальная участь быть законсервированными на неопределенно длительный срок, что имело бы для архивного дела страны самые непредсказуемые последствия.

Серьезность сложившейся в тот момент ситуации была подтверждена Межведомственной комиссией по информационной безопасности Совета Безопасности Российской Федерации, обсудившей в октябре 1998 г. вопрос «О мерах по защите информационных ресурсов Архивного фонда Российской Федерации» и констатировавшей наличие реальных угроз его безопасности, прежде всего, экономического характера. На прошедших в феврале 1999 г. парламентских слушаниях «Проблемы безопасности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации» положение дел в архивном деле также было признано гибельно опасным.

Дополнительным тяжким бременем на отрасль легла необходимость выполнения предпринятых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации социально-экономического положения в стране и реализации разработанной в связи с этим программы Росархива по сокращению бюджетных расходов. Находясь в очередной раз перед нелегким выбором между плохим и очень плохим, Росархив был вынужден пойти на очередное сокращение числа федеральных архивных учреждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 №283 «О федеральных государственных архивах» ликвидировались как самостоятельные Научная библиотека федеральных архивов, Лаборатория микрофотокопирования и реставрации документов федеральных архивов и Центр по обеспечению сохранности документов Архивного фонда России, а Центр хранения историко-документальных коллекций и Центр хранения документов молодежных организаций присоединялись соответственно к Российскому государственному военному архиву и Российскому центру хранения и изучения документов новейшей истории (с преобразованием последнего в Российский государственный архив социально-политической истории). Тем самым, количество федеральных архивных учреждений уменьшилось с 27 (на начало 1992 г.) до 18-ти. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в субъектах Российской Федерации дело в основном ограничилось лишь сокращением финансирования и штатной численности работников архивов.

Неизвестно как бы долго продолжалась эта ситуация и чем бы это закончилось для российских архивов, если бы не помощь «свыше». В смысле из высших эшелонов власти в лице вице-премьера В.И. Матвиенко, ставшей для архивной отрасли настоящим «ангелом-хранителем». И дело не столько в том, что она первая из членов высшего руководства страны после Г. Алиева посетила архивные учреждения, а также в бытность свою вице-премьером регулярно присутствовала на итоговых коллегиях Росархива, сколько в том, что при ее непосредственном участии после долгих лет забвения архивная отрасль вновь получила реальную государственную поддержку в своей деятельности.

Одними из первых практических результатов этого сотрудничества стали рассмотрение 25 ноября 1999 г. на заседании Правительства Российской Федерации вопроса «О мерах по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов», а также выход в декабре 1999 г. и августе 2000 г. инициированных Росархивом поручений Правительства Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть и принять необходимые меры по обеспечению сохранности и улучшению использования архивных документов. Несмотря на то, что им не удалось придать статус правительственных постановлений, эти документы и в центре и на местах способствовали решению ряда актуальных вопросов развития архивного дела, в том числе увеличения финансирования региональных и муниципальных архивов, выделения им помещений, капитального ремонта, рассекречивания документов, ведомственного хранения архивных документов, отбора и передачи на государственное хранение аудиовизуальной документации, а также документов, образовавшихся в деятельности кредитных организаций в случае их ликвидации или признания несостоятельности. По полученной Росархивом информации наиболее конструктивные и эффективные меры по этим поручениям были приняты в Башкортостане, Удмуртии, Кировской, Новгородской и Пермской областях. Во многом благодаря пониманию со стороны властных структур Росархиву при поддержке научной и другой общественности удалось отразить предпринятую в феврале - мае 2000 г. руководством Минкультуры России попытку ликвидировать самостоятельность архивной службы страны. Как было отмечено в архивоведческой прессе, в ходе интеллектуальной и административной борьбы, развернувшейся вокруг идеи ликвидации Федеральной архивной службы России и передачи ее функций Министерству культуры, в тот раз «победила государственная мудрость…».

2. Cостав архивных учреждений

Архивные учреждения субъектов Российской Федерации (г.Москва):

1. Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы)

2003 - Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы)

1988-2003 - Московское городское объединение архивов (Мосгорархив)

1976-1988 - Архивное управление Мосгорисполкома (АУ Мосгорисполкома)

1962-1976 - Архивный отдел Мосгорисполкома (АО Мосгорисполкома)

Самостоятельная архивная администрация в г. Москве впервые появилась в 1962 г., когда было принято решение о создании архивного отдела в составе Мосгорисполкома. До этого времени управление архивной отраслью в Москве и Московской области осуществляло единое областное архивное управление. В системе архивного отдела Мосгорисполкома в июле 1962 г. был создан первый московский городской архив - Центральный государственный архив города Москвы (ЦГА г. Москвы). Сюда были переданы документы советской эпохи из Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО). Решением Мосгорисполкома архивный отдел с 1976 г. был преобразован в управление, а на базе ЦГА г. Москвы было создано три самостоятельных центральных архива: Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства г. Москвы (ЦГАОРСС г. Москвы), Центральный государственный исторический архив г. Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Центральный государственный архив кинофотофонодокументов г. Москвы (ЦГАКФФД г. Москвы).

Определенным рубежом в развитии архивного дела столицы стал 1988 г., когда в соответствии с решением исполкома Моссовета от 15.11.1988 на базе архивного управления Мосгорисполкома было создано Московское городское объединение архивов (Мосгорархив) при исполкоме (затем - Мэрии Москвы). Все три городских архива были размещены в новом здании. После того, как в 1991 г. архивы КПСС перешли в подчинение Роскомархива, к Мосгорархиву был присоединен четвертый архив - Московский партийный архив, который получил название Центрального государственного архива общественных движений г. Москвы (ЦГАОД г. Москвы) и продолжает оставаться в прежнем здании (на Международной). В 1992 г. сюда был переведен ЦГАКФФД г. Москвы, который в 1993 г. был переименован в Центральный московский архив документов на специальных носителях (ЦМАДСН).

Распоряжениями мэра Москвы от 14.12.92 и 31.05.93 на базе фондов, имевшихся в этих архивах, в самостоятельные хранилища, находящиеся в подчинении Мосгорархива, были выделены: Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), Центральный архив литературы и искусства Москвы (ЦАЛИМ) и Центральный архив документальных коллекций Москвы (ЦАДКМ). В ЦАДКМ концентрируются личные фонды - в основном, советского периода; в частности, туда были переданы такие фонды из ЦМАМ. Тогда же были переименованы: ЦГАОРСС г. Москвы - в Центральный муниципальный архив Москвы (ЦМАМ), ЦГАОД г. Москвы - в Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ), ЦГИА г. Москвы - в Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ).

Кроме того, в 1992 г. в структуре Мосгорархива были созданы: Лаборатория микрофильмирования и реставрации документов, Центр комплектования архивного фонда и работы с ведомственными архивами, Информационный центр, Центр научного использования и публикации архивного фонда, а также издательство объединения "Мосгорархив".

С 1993 г. научно-техническая документация из московских учреждений, хранившаяся в ЦМАМ, передается на хранение во вновь образованный Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), фонды многих учреждений культуры, искусства и литературы - в ЦАЛИМ, а фонды и коллекции личного происхождения - в ЦАДКМ.

Для обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций по инициативе "Мосгорархива" было принято постановление Правительства Москвы от 01.02.2000 № 81 "О создании архивов административных округов". В целях реализации этого документа велась работа с префектурами, органами по управлению муниципальным имуществом в округах Москвы. В результате были созданы архивные отделы по административным округам г. Москвы для организации работы с документами по л/с ликвидированных организаций. Позднее при архивных отделах были созданы архивы кадровой документации (АКД), что увеличило возможности обеспечения сохранности документов по л/с.

В апреле 2002 г. был создан Центральный архив документов на электронных носителях Москвы (ЦАДЭНМ). ЦМАДСН был переименован в Центральный архив аудиовизуальных документов Москвы (ЦААДМ).

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 января 2003 года № 18-ПП "О структуре органов исполнительной власти города Москвы" Мосгорархив был преобразован в Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы). В состав Главархива Москвы дополнительно вошли объединенные архивы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, ранее находившиеся в подчинении Департамента потребительского рынка и услуг; новое подразделение получило название Архив кадровой документации организаций потребительского рынка и услуг.

В том же году ЦАДКМ был переименован в Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС).

В январе 2005 года, согласно постановлению Правительства Москвы от 18.01.2005 27-ПП "О мерах по совершенствованию архивного дела и улучшению сохранности архивных документов в городе Москве", в структуре Главархива Москвы произошел ряд изменений. В частности, Центральный муниципальный архив Москвы был переименован в Центральный архив города Москвы (ЦАГМ), Центральный архив общественных движений Москвы - в Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ). Центральный архив литературы и искусства Москвы был упразднен, а функции его были переданы ЦАГМ и ЦАОПИМ. ЦАГМ принял основную часть архивных фондов, учетной документации и научно-справочного аппарата, а также помещения ЦАЛИМ на ул. Международная, 10.

В начале 2008 г. во исполнение постановления Правительства Москвы от 25.12.2007 № 1123-ПП "О реализации приоритетных направлений развития архивного дела в городе Москве" и в соответствии с приказом начальника Главархива Москвы на базе ЦАДЭНМ и ЦААДМ создается Центральный архив электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ). Кроме того, на базе архивов кадровой документации был создан Центральный архив документов о трудовой деятельности граждан города Москвы, а архивы кадровой документации были преобразованы в отделы кадровой документации и введены в его состав.

В настоящее время в систему Главархива Москвы входят 7 центральных архивов, в которых всего хранится 28.156 фондов, более 13 млн. ед. хр.

2. Архивные отделы по административным округам города Москвы

Создание архивных отделов по административным округам города Москвы было предусмотрено в "Программе и основных направлениях совершенствования архивного дела города Москвы" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 01.06.1993 №532); в ней предписывалось "Создать в административных округах территориальные отделы МГО архивов, возложив на них организационное и научно-методическое руководство архивным делом в округе, осуществление контроля за упорядочением и хранением документов делопроизводства и по личному составу аппарата префектуры, учреждений, предприятий, подведомственных ей или входящих в систему городского управления, негосударственных организаций, действующих на территории округа, передачей в установленном порядке в Центральные архивы Москвы документов постоянного срока хранения".

В настоящее время архивные отделы являются территориальными отделами Главного архивного управления Москвы, реализующими политику города в области архивного дела, охраны и использования историко-документального наследия и осуществляющими координацию деятельности в этой области государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления на территории данного округа.

К основным задачам архивного отдела относятся: обеспечение своевременного и качественного комплектования Центрального архива города Москвы (ЦАГМ) документами государственных органов и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления на территории округа и организаций, расположенных на территории города Москвы, определение состава организаций - источников комплектования ЦАГМ и видов документов, подлежащих передаче на постоянное хранение; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью архивов организаций, являющихся источниками комплектования ЦАГМ, обеспечение работы по отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов, относящихся к составу Архивного фонда Москвы.

3. Центральный архив города Москвы (ЦАГМ)

3.335 ф., более 2.284 тыс. ед. хр., 1917-2010 гг. (отдельные документы к. XIX - н. XX вв.)

ЦАГМ хранит фонды послереволюционных местных органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, культуры, просвещения, здравоохранения и общественных организаций, функционировавших в Москве или связанных своей деятельностью с городом.

Документация органов государственной власти и управления представлена фондами военно-революционных комитетов (сохранились не полностью), районных Советов рабочих и солдатских депутатов, Московского городского Совета депутатов трудящихся (Моссовет, документы с 1932 г.), Московского городского исполнительного комитета (Мосгорисполком, 1931-1991 гг.), всех районных Советов и исполнительных комитетов города (с 1917 по 1993 гг.), а также городских, сельских, поселковых Советов, территория которых впоследствии вошла в состав г. Москвы, и их исполнительных комитетов (1940-1991 гг.). Документы райсоветов и райисполкомов наиболее полно представлены с 1942 г., поскольку большая часть материалов за предыдущий период была уничтожена в 1941 г. Архив хранит фонды органов юстиции, суда и прокуратуры - Московского совета народных судей, районных народных судов, Управления милиции г. Москвы и других правоохранительных органов.

В ЦАГМ поступили на хранение документы современных органов государственной власти и управления - Мэрии Москвы и Правительства Москвы (1991-2001 гг.), Московской городской Думы (1993-2002 гг.), префектур Восточного, Западного, Зеленоградского, Северо-Западного, Северо-Восточного, Центрального, Юго-Восточного, Юго-Западного, Южного административных округов (1990-2000 гг.), управлений муниципальных округов, районных управ и муниципалитетов (1990-2003 гг.). В архиве находятся документы органов исполнительной власти следующих районов:

· по ЦАО: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Китай-город, Мещанский, Москва-Сити, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Якиманка;

· по САО: Аэропорт, Беговой, Бескудниково, Бусиново, Войковский, Восточное Дегунино, Дмитровского района, Головинский, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино, Хорошевский;

· по СВАО: Алексеевский, Алтуфьево, Бабушкинский, Бибирево, Бутырский, Лианозово, Лосиноостровский, Марфино, Марьина Роща, Останкинский, Отрадное, Ростокино, Свиблово, Северный, Щукино, Южное Медведково, Ярославский;

· по ВАО: Богородское, Вешняки, Восточное Измайлово, Гольяново, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово, Поселок Восточный, Преображенский, Северное Измайлово, Северное Медведково, Соколиная гора, Сокольники, Южное Измайлово;

· по ЮВАО: Выхино-Жулебино, Капотня, Кузьминки, Лефортово, Люблино, Марьино, Нижегородский, Печатники, Поселок Некрасовка, Рязанский, Текстильщики, Южнопортовый;

· по ЮАО: Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Братеево, Даниловский, Донской, Загородный, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Нагорный, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Павелецкий, Симоновский, Царицыно, Чертаново Северное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное;

· по ЮЗАО: Академический, Гагаринский, Зюзино, Коньково, Котловка, Ломоносовский, Обручевский, Северное Бутово, Теплый Стан, Черемушки, Южное Бутово, Ясенево;

· по ЗАО: Внуково, Дорогомилово, Котловка, Крылатское, Кунцево, Кутузовский, Матвеевское, Можайский, Мосфильмовский, Никулино, Ново-Переделкино, Очаково, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарево, Тропарево-Никулино, Филевский парк, Фили-Давыдково;

· по СЗАО: Куркино, Митино, Покровское-Стрешнево, Северное Тушино, Строгино, Хорошево-Мневники, Южное Тушино;

· по г. Зеленограду: Район №1, Район №2, Район №3, Район №4, Крюково, Администрация территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград".

Архив хранит фонды органов юстиции, суда и прокуратуры - Московского совета народных судей, районных народных судов, Управления милиции г. Москвы и других правоохранительных органов.

Крупный комплекс составляют фонды органов управления народным хозяйством и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, таких как Совет народного хозяйства Московского городского экономического района, его отраслевых управлений. Кроме документов государственных учреждений, архив хранит документацию заводов, фабрик, строительных и торговых предприятий. Развитие транспорта и связи отражено в материалах Московского транспортного управления гражданской авиации, управлений Московской железной дороги и других железных дорог, управления которых находились в Москве, Московского метрополитена, учреждений связи (Московского почтамта и др.).

В архиве находятся фонды ряда учреждений и организаций Москвы, занимающихся по роду своей деятельности вопросами культуры, искусства, народного образования, охраны и реставрации памятников. Органы управления культуры представлены документами Комитета по культуре Москвы (с 1953 г.), ряда городских управлений Мосгорисполкома, районных и окружных отделов (управлений) по культуре и досугу (с 1944 г.). Хранятся в архиве и фонды московских учреждений культуры и искусства - театров, домов (дворцов) культуры, творчества, клубов, музеев, выставочных залов, библиотек, зоопарка.

4. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ)

2.127 ф., 2.471.606 ед. хр. (сер. ХVIII в. - 1917 г.)

Архив хранит фонды административных, судебных, полицейских, сословных, земских, землеустроительных, продовольственных, финансовых, кредитных и статистических учреждений дореволюционного периода Москвы и Московской губернии.

Здесь представлены материалы учреждений городского самоуправления, учреждений по воинским и крестьянским делам, по управлению государственным имуществом и удельным округом, промышленностью и строительством. Имеются фонды промышленных и торговых предприятий, организаций транспорта и связи, учебных, воспитательных, медицинских учреждений, научных, просветительских и благотворительных обществ и учреждений, учреждений и организаций религиозного культа, а также фонды личного происхождения и коллекции документов.

Документы органов власти и управления Москвы и Московской губернии представлены фондами Управления московского генерал-губернатора, московского гражданского губернатора, Московского губернского правления, Московской управы благочиния, Московской судебной палаты, окружного суда и др. Экономическое состояние региона характеризуют документы Московского губернского и уездных по крестьянским делам присутствий, межевых и землеустроительных правлений и комиссий.

Фонды местных органов управления представлены документами шестигласной думы, Московской городской управы, Городской думы, Канцелярии градоначальника, земских управ. Фонды сословных организаций включают документы канцелярии Московского дворянского депутатского собрания, канцелярий уездных предводителей дворянства, купеческой, мещанской и ремесленной управ.

Архив хранит документы многих дореволюционных промышленных, коммерческих объединений и предприятий, таких как Московский земельный банк, Московское городское кредитное общество, Московский биржевой комитет, Товарищество Даниловской мануфактуры, Товарищество Прохоровской трехгорной мануфактуры, Товарищество Московского металлического завода (Гужон) и др.

История науки и народного образования отражена в фондах Канцелярии попечителя Московского учебного округа, Дирекции народных училищ Московской губернии, Московского университета, Медико-хирургической академии, Высшего технического училища, лицея им. Цесаревича Николая, Высших женских курсов, гимназий и др. учебных заведений. Их дополняют материалы фондов Московского археологического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Московского сельскохозяйственного общества, Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х.С. Леденцова и др.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.