бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация внутреннего аудита на предприятии

p align="left">- при осуществлении функции внутреннего аудита нужно, в отличие от внешнего аудита, иное трактование таких принципов как независимость, ответственность за работу, выполненную перед клиентом (руководством), отчетность по итогам аудита, осведомленность клиента;

- к принципам внутреннего аудита нельзя отнести принципы ответственности перед третьими лицами, оценку аудиторского риска;

- принципы материальности (существенности) и адекватности использования аудиторских процедур целесообразно включить в группу методологических принципов как базовые концепции, которые полагаются в основу осуществления внутреннего и внешнего аудита;

- среди принципов аудита можно выделить такие группы: профессиональной этики, нравов, методологические и организационные;

- к принципам профессиональной этики, которые формируют основы внутреннего аудита, относят: целостность, объективность, компетентность, независимость от руководителей структурных подразделов, конфиденциальность, компетентность;

- к принципам, которые имеют правовой характер и влияют на ответственность внутреннего аудитора, целесообразно отнести: ответственность за работу, которую выполнили другие специалисты, ответственность перед руководством;

- принципами внутреннего аудита, которые определяют его методологию, следует считать: материальность (существенность), адекватность использования аудиторских процедур, аудиторское свидетельство, систему учета и внутренний контроль;

- к организационным принципам внутреннего аудита относят: планирование, документирование процесса аудита, отчетность перед руководством предприятия, взаимодействие внутренних аудиторов, осведомленность руководителя.

Таким образом, рассмотрение принципов внутреннего аудита является ключевым моментом при проведение внутреннего аудита.

2. Организация системы внутреннего аудита на предприятии

2.1 Подготовительная стадия аудиторского процесса

Объектом исследования выбрано Дочернее предприятие ООО «Таврия-Авто» «Крымский региональный центр «Юг-Авто», которое является юридическим лицом, и руководствуется в своей деятельности Законами Украины, другими законодательными актами Украины, постановлениями и Уставом.

Предприятие имеет имущество, самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с наименованием, штамп, текущий, валютный и др. счета в учреждениях банка, действует на принципах полного хозяйственного расчета.

Предприятие работает в условиях полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Отношения со всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, Предприятие строит на договорных началах.

Целями Предприятия являются предоставление услуг по техническому обслуживанию, ремонту и диагностики транспортных средств, а также их продажа.

Предприятие подконтрольно Обществу, которое в качестве собственника в лице соответствующих органов управления строит с Предприятием свои отношения по принципу контроля - подчинения.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1.

Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет установленную отчетность и предоставляет ее соответственно к внутренним документам Общества и в соответствии с требованиями законодательства органам статистики, налоговым органам и другим контролирующим государственным органам (фондам).

47

Рис. 2.1. Организационная структура ДП «КРЦ «Юг-Авто»

Проверка деятельности Предприятия Обществом, финансовыми и другими контролирующими органами проводится согласно их компетенции.

Бухгалтера на исследуемом предприятии работают в соответствии с должностными инструкциями.

Правильность учета и контроль за его ведением на предприятии обеспечивается приказом об учетной политике, который в обязательном порядке должен содержать раздел по учету формирования финансовых результатов от операционной деятельности. Анализ учетной политики показал что, приказ по учетной политике предприятия объединен с приказом по организации учета предприятия.

Основная цель учетной политики - обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимой для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений.

Бухгалтерский учет на исследуемом Предприятии ведется в соответствии с принятой учетной политикой предприятия. На ДП «КРЦ «Юг-Авто» создан приказ об организации бухгалтерского учета и учетной политике предприятия.

В данном приказе отражена следующая информация касающаяся учета финансовых результатов: виды деятельности предприятия, с отражением на соответствующих счетах бухгалтерского учета, финансовые результаты отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с П(С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах». Оценка степени завершенности операций по оказанию услуг осуществляется путем изучения выполненной работы; при этом в бухгалтерском учете доходы отражаются в отчетном периоде после оформления акта выполненных работ (оказанных услуг), за исключением случаев, когда доход от оказания услуг не может быть достоверно определен.

Также на Предприятии имеется График документооборота.

ДП «КРЦ «Юг-Авто» ведет бухгалтерский учет, составляет и подает финансовую отчетность соответствует действующему законодательству Украины. Статистическая отчетность, которая использует денежный измеритель основывается на данных бухгалтерского учета и подается в установленном объеме органам государственной статистики.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии и ведется главным бухгалтером в соответственно требований действующего законодательства Украины.

Вопросы о назначении и утверждении должностных лиц, которые отвечают за ведение учета и отчетности ДП «КРЦ «Юг-Авто» решаются директором.

Состав бухгалтерии устанавливается штатным расписанием, а обязанности каждого работника бухгалтерского подразделения регламентируются соответствующими должностными инструкциями.

Организационная структура бухгалтерии рассмотрена на рисунке 2.2.

При исследовании организации учета на исследуемом предприятии было выявлено, что должностной инструкции главного бухгалтера на предприятии нет.

Ответственность за формирование и учет формирования финансовых результатов от операционной деятельности возложена на главного бухгалтера.

Рисунок 2.2. Организационная структура бухгалтерии

Главный бухгалтер отвечает за состояние бухгалтерского учета, сроки представления периодической бухгалтерской и статистической отчетности, следит за порядком разнесения в оборотную ведомость первичных документов, главную книгу, составляет баланс, производит сверку по платежам в бюджет с государственной налоговой инспекцией, составляет декларации по налогу на добавленную стоимость и декларацию по прибыли предприятия.

Предприятия вправе самостоятельно выбирать ту или иную форму ведения учета, реализуя тем самым свою учетную политику.

Бухгалтерский учет в ДП «КРЦ «Юг-Авто» ведется по журнально-ордерной форме учета, частично с применением программного обеспечения «1С: Предприятие». Разноску в регистры программы «1С: Предприятие» производят на основании первичных документов, фиксирующих факт отражения осуществляемых хозяйственных операций и распоряжения на их проведение. Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные срока для разнесения в регистры синтетического и аналитического учета компьютеризированной формы, за достоверность данных, приведенных в регистрах бухгалтерского учета, несут директор и главный бухгалтер.

Проверки и ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Филиала осуществлю государственными налоговыми администрациями, другими государственными органами в пределах компетенции, ревизионными органами ДП «КРЦ «Юг-Авто» и аудиторскими организациями.

При исследовании учета было выявлено, что на данном предприятии нет службы внутреннего аудита.

Поэтому проведение внутреннего аудита обычно поручается аудиторской организации на договорных началах.

При этом внешнему аудиту предприятия предшествует направление письма-заказа аудиторской фирме или частному аудитору на проведение аудиторской проверки (приложение 1), и, в случае согласия сторон (приложение 2), составление договора между предприятием и аудитором (приложение 3).

Аудитор, приступая к проверке внутреннего аудита, составляет план аудиторской проверки, в котором указывает наименование выполняемых работ, сроки их выполнения, длительность в днях, контрольные процедуры проверки и исполнителей (приложение 4). Расшифровка контрольных процедур аудиторской проверки дается аудитором и в программе аудита (приложение 5).

Благодаря правильной организации процесса внутреннего аудита создаются определенные организационные предпосылки для оптимизации выполнения контрольных аудиторских процедур.

При исследовании этого вопроса, с одной стороны, рассматривают объекты организации контрольного процесса, с другой - выделяют его этапы.

К объектам организации контрольного процесса принадлежат:

- контрольные номенклатуры;

- формы отображения контрольных номенклатур и их носители;

- технология контрольного процесса.

Под номенклатурой контроля понимают состав (перечень) информации, имеющейся в законах, нормативных актах, сметах, квотах, планах и фактически зафиксированных характеристиках хозяйственных фактов, которые используются в контрольном процессе для подготовки управленческих решений.

Номенклатуры контроля подбирают по таким направлениям:

- достоверность и объективность данных и информации;

- рациональность использования ресурсов;

- деятельности и действия отдельных лиц;

- затраты производства;

- финансовые результаты;

- доказательность;

- имущественное и денежное состояние.

Тем не менее, относительно выбора контрольных номенклатур в процессе внутреннего аудита решающее, значения имеют виды аудиторских услуг и задач, которые решаются при том или другом виде услуг. Состав контрольных номенклатур формируется в зависимости от характера деятельности хозяйства - производственная деятельность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство), торговая деятельность, заготовительная и другие, а также от уровня развития хозрасчетных отношений.

Для создания предпосылок оптимальной организации внутреннего аудиту нужно учитывать организационные, технические и технологические особенности предприятий, которые влияют не только на организацию и методику учета, но и на организацию технологии контроля.

Контрольные номенклатуры являются базой для составления тестов контрольных моментов, которые используются в условиях системно-ориентированного аудита и аудита, базирующегося на риске.

Стадии и этапы внутреннего аудита конкретизируются фазами и процедурами аудиторского контроля. На содержание и характер аудиторских процедур существенно влияют виды аудиторских услуг. Службы внутреннего аудита осуществляют разные виды аудиторских услуг. Характерным видом услуг является проверка финансовой отчетности, и системы бухгалтерского учета, которая может выполняться в форме аудиторской проверки, ревизии, тематической проверки.

В соответствии с профессиональной практикой процесс внутреннего аудита включает четыре этапа: планирование аудита, проверка и оценка информации, обобщение результатов аудита и контроль за выполнением рекомендаций внутренних аудиторов (рис. 2.3.). В разрезе этапов внутреннего аудита на каждом предприятии формируются руководства относительно действий аудиторов во время проверки.

Рис. 2.3. Этапы внутреннего аудита

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков, проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

После принятия решения о проведении внутреннего аудита руководителем службы внутреннего аудита должен быть разработаны и составлен план проведения внутреннего аудита, а руководитель предприятия должен его утвердить.

В плане внутреннего аудита четко прописывают цели аудита. Так, например, этот документ может предполагать:

- намерение руководства убедиться, что подготовка, внедрение или соблюдение принципов или стандартов ISO на предприятии осуществляется должным образом;

- оценивание внутренним аудитом эффективности и рентабельности внедренных ранее методик работы или устоев корпоративной политики;

- что, по результатам внутренней проверки можно судить о ходе и эффективности устранения недостатков и несоответствий, выявленных в ходе предыдущих корпоративных аудиторских проверок, и намерение определить степень участия в этих процессах каждого подразделения, а иногда и каждого сотрудника;

- необходимость определения уровня профессиональной компетенции сотрудников и их прилежности в выполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. направленных на профилактику возникновения сбоев в производственных процессах и ухудшения качества продукции.

Планом внутреннего аудита определяется аудируемая и аудирующая сторона, его основные этапы, методики и сроки.

Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита в соответствии с внутренними нормативными документами предприятия.

Программа аудита глубже раскрывает ход его проведения на практике:

- определяется перечень должностных лиц, задействованных в процессе, их специализация, уровень компетенции, полномочия и права;

- оговариваются ресурсы предприятия для успешной реализации проверки: финансовые, материально-технические, информационно-аналитические, кадровые;

- раскрываются технические моменты проверки - очередность и время аудита, кто, когда и что инспектирует, кто с аудируемой стороны представляет документы или комментарии;

- пристальное внимание уделяется перечню и порядку оформления документов.

Все пункты плана и программы аудирования желательно заранее согласовать между руководством компании, проверяющей и проверяемой стороной.

Отправной точкой внутреннего аудита является издание соответствующего приказа по предприятию, отдельными пунктами которого должны быть регламентированы положения плана и программы внутреннего аудита. При этом, как правило, аудиторами назначают сотрудников, которые уже имели опыт проведения соответствующих проверок и периодически проходят соответствующее обучение. Частой практикой в промышленных предприятиях является ведение корпоративного реестра аудиторов, на каждого из которых отдельно оформляется «аудиторское» досье.

Неотъемлемой составляющей внутреннего аудита является опросный лист. Этот документ должен соответствовать таким критериям:

- тематика вопросов к аудируемой стороне должна охватывать максимальное количество всех потенциальных проблем и критических точек, связанных со спецификой проверки;

- содержание опросного листа должно помочь аудиторам отследить и дать оценку всем этапам того или иного производственного процесса, качества продукции, условий ее хранения и реализации на предмет их соответствия требованиям законодательства, корпоративной политики или рекомендациям международных отраслевых документов;

- вопросы должны отвечать не только месту, но и времени проведения аудита;

- необходимо учитывать, кто и в какой последовательности должен давать команде проверяющих соответствующие комментарии, обеспечивая, таким образом, логическую последовательность диалога между сторонами;

- содержание ответов является одной из основных составляющих промежуточных и заключительного отчетов по результатам внутреннего аудита;

- опросный лист должен содержать реквизиты нормативных и рекомендательных документов, принципы корпоративной политики, на предмет соответствия которым и проводится внутренний аудит.

Вместе с тем зацикливание на опросном листе может привести к сужению аудиторского обзора и, таким образом, стать причиной пропуска некоторых элементов проверки. В связи с этим допускается корректировка содержания опросного листа непосредственно во время проведения аудита. Кроме того, аудиторам необходимо стараться избегать излишнего официоза в общении с представителями аудируемой стороны - сотрудниками той же компании.

Основное внимание внутреннему аудитору следует уделять проверке показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могут положительно повлиять на эффективность производства. Важно также тщательным образом исследовать хозяйственные операции, которые должны быть документально оформленны и своевременно отражены в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

Внутреннему аудиту целесообразно обеспечить сотрудничество с юрисконсультом по вопросам соблюдения законов, П(с) БУ, Плана счетов и Инструкции о его применении, Инструкции по инвентаризации, Положения о ведении кассовых операций и т.п.

2.2 Организация и процедура проведения аудиторской проверки

Внутренний аудит - проводится штатными аудиторами - работниками предприятия.

Внутренние аудиторы отчитываются перед высшим руководством предприятия. За внутренний аудит отвечает сама фирма или один из ее отделов, то есть контрольный орган внутри фирмы. Руководитель такого контрольного органа (или внутренний аудитор), как правило, подчиняется в функциональном аспекте Совету директоров, аудиторскому комитету или Общим собраниям владельцев предприятия. Внутренний контрольный орган осуществляет аудиторские проверки на самом предприятии или в его подразделениях.

В небольших предприятиях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита может быть поручено аудиторской организации на договорных началах. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются владельцем и руководством предприятия в зависимости от состава, специфики и масштабов деятельности, системы управления, состояния внутреннего контроля и т.п.

Процессу организации системы внутреннего аудита в Украине должен предшествовать ряд процедур, среди которых изучение:

- разных типов организационных структур предприятий, их преимуществ, недостатков;

- целесообразности внедрения системы внутреннего аудита;

- организационных структур западных компаний, успешно внедривших систему внутреннего аудита;

- возможностей адаптации структур западных компаний на отечественных предприятиях.

При выборе формы организации системы внутреннего аудита зарубежные практики в зависимости от потребностей руководства и других факторов рекомендуют использовать следующие варианты:

- создание отдела внутреннего аудита как неотъемлемого элемента организационной структуры предприятия (in-house internal audit service) - внутренние аудиторы являются сотрудниками компании, предприятие нанимает руководителя службы внутреннего аудита и опытных специалистов (их количество зависит от задач и направлений деятельности службы внутреннего аудита), способных обеспечить эффективное выполнение работы, однако во многих случаях эти специалисты не владеют навыками и знаниями, необходимыми для предоставления услуг внутреннего аудита;

- заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту с независимыми компаниями (outsourcing) - предприятие получает услуги высокого уровня, поскольку нанимает высококвалифицированных специалистов для выполнения определенных задач, и обеспечивается гибкость относительно количества специалистов, необходимых для выполнения специфических задач (например, оценка информационных систем), при этом могут привлекаться специалисты на короткий срок.

- стратегическое партнерство (strategic partnering) - организация функции внутреннего аудита в соответствии с этим подходом предусматривает подбор наемных работников «со стороны» (они сотрудничают с внутренними аудиторами предприятия) для выполнения задач, которые внутренняя служба не может выполнить, например, из-за отсутствия специалистов узкого профиля. Такая форма организации работы внутренних аудиторов обеспечивает большую выгоду для предприятия, нежели аутсорсинг. Тесное сотрудничество аудиторов дает возможность «штатным» аудиторам получать от них дополнительные знания.

Каждая из указанных форм организации деятельности внутренних аудиторов имеет как преимущества, так и недостатки.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия, прежде всего, должно определить тип структуры (табл. 2.1) и форму ее организации.

Таблица 2.1. - Типы структур аппарата внутреннего аудита

Тип структуры

Характеристика структуры

Линейное административное подчинение

Работники внутреннего аудита прямо подчиняются руководителю предприятия. Такой подход имеет место на малых и средних предприятиях.

Линейно-штабное подчинение

Служба внутреннего аудита разделяется на секторы, а руководитель этого органа дает распоряжение руководителям секторов. Такой подход оправдан лишь на больших предприятиях со сложной организационной структурой.

Комбинированная структура

Предусматривает, передачу отдельным службам управления части прав и функциональных обязанностей внутренних аудиторов.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия необходимо определить форму ее организации. На отечественных предприятиях возможны два варианта организации отдела внутреннего аудита в зависимости от типа общей организационной структуры корпорации:

- дивизиональная организационная структура, предусматривающая формирование в каждом дивизионе (это отдельные предприятия, сформированные в объединения в зависимости от сферы деятельности) отдела внутреннего аудита дивизиона. Возглавляет и координирует работу всех служб внутреннего аудита главный внутренний аудитор. Такая структура целесообразна на крупных предприятиях, когда в состав дивизионов входит несколько предприятий, объединенных по определенным однородным признакам;

- командная организационная структура, которая целесообразна, когда организационная структура не такая сложная. При этом в состав службы внутреннего аудита входят специалисты разных направлений, которые подчиняются главному внутреннему аудитору (руководителю службы), который, в свою очередь, подотчетный вице-президенту по финансам или финансово-экономической службе.

Для координации работы, а также предоставления отчетов соответствующим органам высшего руководства правление назначает руководителя службы внутреннего аудита, который должен отчитываться перед менеджером соответствующего уровня организации, на него возложены обязанности эффективно управлять функцией «внутренний аудит», чтобы обеспечить максимальную его полезность для организации.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.