бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

p align="left">Важным этапом в реализации реформ стало Постановление Правительства Российской Федерации «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставлении жилищных субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг». Безусловно, требуется изменение не только системы оплаты ЖКУ, но и системы финансирования производства услуг в отрасли. Можно выделить несколько приоритетных направлений повышения эффективности реформирования ЖКХ. Прежде всего, это оптимизация управления, совершенствование взаимоотношений между субъектами в сфере предоставления услуг. Создание эффективной службы заказчика принесло положительные результаты. Обобщая изложенное, считаем необходимым отметить, что совершенствование правовых и экономических основ деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы поставило дополнительные проблемы по эффективной организации учета затрат на производство коммунальных услуг.

Коммунальная услуга - это товар, причем дорогой, стоимость которого затрагивает интересы людей. Должен действовать механизм государственного регулирования тарифов на услуги ЖКХ, поскольку предприятия данной отрасли относятся к сфере естественных монополий, которые по своей природе при отсутствии конкуренции стремятся к получению монопольно высоких прибылей при неизменных или снижающихся затратах. В нынешних условиях необходимо сосредоточить усилия на снижения затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги.

При рассмотрении вопросов предоставления льгот и других видов государственной помощи отметим значимость отражения ее с учетом требований Положений по бухгалтерскому учету и Международных стандартов финансовой отчетности.

ПБУ 13/2000 разработано на основе МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи». Оно устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании средств целевого бюджетного финансирования, предусматриваемых в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ в соответствии со ст. ст. 85-87 БК.

В связи с этим уместно сделать сравнительный анализ норм российского нормативного правового акта - ПБУ 13/2000 и положений МСФО 20 с позиций степени их соответствия, новизны для российских бухгалтеров используемых в данном МСФО методологических принципов и их применяемости.

Под правительственными субсидиями в МСФО 20 понимаются действия правительства, направленные на обеспечение экономических выгод для организаций или группы организаций, отвечающих определенным критериям.

Поскольку в российском гражданском законодательстве отсутствует определение государственной помощи, в комментируемом Положении это понятие рассматривается для целей бухгалтерского учета, а его название - «Учет государственной помощи» соответствует Распоряжению Правительства РФ от 22.05.1998 №587-р.

Отличительной особенностью Положения является то, что поступление бюджетных средств, предоставляемых на определенных условиях в качестве государственной помощи конкретной организации, рассматривается для целей бухгалтерского учета как увеличение экономической выгоды этой организации.

МСФО 20 не рассматривает в качестве экономической выгоды влияние изменения цен, льгот по налогам на прибыль (налоговые каникулы, налоговые льготы на инвестиции и др.), косвенные выгоды (создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов). Поэтому и ПБУ 13/2000 не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с действиями государства по созданию инфраструктуры в развивающихся регионах, а также установлению в рамках антимонопольного законодательства и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 №793 ограничений на деятельность конкурентов.

Из приведенного в п. 3 Положения перечня экономических выгод, не рассматриваемых в этом документе (государственное регулирование цен и тарифов, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов, участие органов власти в уставных (складочных) капиталах юридических лиц), особого пояснения требует подпункт, в котором упоминается государственное регулирование цен и тарифов, поскольку именно с ним, как показывает практика, связано много вопросов.

К экономической выгоде в данном случае не относится влияние изменения цен в целях повышения эффективности государственного управления в электроэнергетике, газовой промышленности, на железнодорожном транспорте, т.е. в первую очередь в так называемых естественных монополиях. Иными словами, Положение не рассматривает в качестве государственной помощи регулирование цен по Перечням продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). Сюда, в частности, входят электро- и теплоэнергия, перевозки грузов на железнодорожном транспорте, транспортировка нефти, продукция оборонного назначения, отдельные услуги связи и др.

Речь идет о бюджетных средствах, выделяемых на компенсацию тарифов на электроэнергию, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), услуг связи, по оплате проезда в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг и т.п.

Рассмотрением государственной помощи с позиций экономической выгоды обусловлено применение Положения в части государственной помощи, предоставляемой только коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ.

На некоммерческие организации, созданные не для получения прибыли, нормы комментируемого Положения не распространяются, что обусловлено характером их деятельности. Именно поэтому к этим организациям не может быть применен принцип соответствия признания доходов и расходов (в части начисления амортизации), установленный Положением для коммерческих организаций.

МСФО 20 выделяет два вида правительственных субсидий как формы передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью компании:

- субсидии, относящиеся к активам, основными условиями предоставления которых организации является покупка, строительство или приобретение долгосрочных активов, а также предоставление субсидий в форме неденежного актива;

- субсидии, не относящиеся к активам.

Аналогичная группировка применительно к законодательству РФ установлена в комментируемом Положении.

Для целей бухгалтерского учета в этом нормативном правовом акте рассматриваются следующие формы государственной поддержки организаций:

а) в форме денежных средств, что прямо вытекает из ст. 6 БК. Исходя из характера предоставления, эти бюджетные средства можно подразделить на две категории:

- носящие условно безвозвратный и безвозмездный характер, к которым относятся субвенции (предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов) и субсидии (предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов);

- предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты);

б) в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, горные отводы, природные объекты - водоемы, леса и др., объекты инженерной инфраструктуры, жилищный фонд и нежилые помещения, недвижимое имущество), т.е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъектов РФ, муниципальной собственности и составляющего соответствующую казну. Этот вид государственной поддержки прямо не вытекает из положений БК, но применяется на практике и поэтому рассматривается в Положении с позиций принятия этих ресурсов к бухгалтерскому учету;

в) в прочих формах - как предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (например, оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки).

Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (денежных средств или (и) ресурсов, отличных от денежных средств).

В соответствии со ст. 66 БК бюджетные средства по их экономическому содержанию для целей бухгалтерского учета в п. 4 Положения подразделяются на средства, направленные на финансирование капитальных расходов, которые связаны с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (ОС и др.); средства, предназначенные для финансирования текущих расходов (приобретение МПЗ, оплата труда работников и т.п.). Эта группировка является определяющей для принятия государственной помощи к бухгалтерскому учету по соответствующим субсчетам и признания ее в качестве дохода.

В части признания и принятия к бухгалтерскому учету государственной помощи МСФО 20 предусматривает два метода:

- с позиций дохода (отложенного дохода), суть которого состоит в том, что сумма субсидии признается доходом будущих периодов, учитывается на отдельном счете целевых поступлений от правительства и включается в доходы отдельных отчетных периодов на систематической основе в течение срока полезного использования актива;

- с позиций капитала, который основан на вычитании суммы субсидии для получения балансовой стоимости актива в финансовой отчетности организации. Сумма субсидии признается в качестве дохода в течение срока полезного использования амортизируемого актива путем уменьшения суммы АмО в каждом отчетном периоде на величину амортизации по данному объекту ОС и, соответственно, увеличения суммы доходов отчетного периода на ту же величину.

В отличие от МСФО 20 в комментируемом Положении принят безальтернативный вариант, а именно признание полученной государственной помощи в качестве дохода организации. Аналогичный подход используется в механизме отражения в бухгалтерском учете безвозмездно полученных активов в связи с внесением Приказом Минфина России от 24.03.2000 №31н изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.

Этим Приказом, в частности, в состав амортизируемого имущества включены объекты ОС, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований, начиная с введенных в 2000 г. объектов ОС, что, безусловно, подготовило условия для применения данного Положения.

В соответствии с МСФО 20 в п. 5 Положения рассматриваются условия принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств, если имеется уверенность, что организация выполнит условия их предоставления и указанные бюджетные средства будут получены.

В качестве подтверждающих документов могут выступать, например, целевая программа, постановление, решение, соглашение, договор и т.п., утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акт (накладная) о приемке-передаче (например, основных средств (ф. №ОС-1), оборудования (ф. №ОС-14)), план передачи земли и сооружений и другие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

При этом для признания государственной помощи необходимо одновременное выполнение всех вышеперечисленных условий.

Особенности принятия к бухгалтерскому учету государственной помощи в зависимости от факта выполнения этих условий раскрываются в п.п. 7 и 12 Положения.

Если вышеуказанные условия соблюдены, то организация, согласно п. 7, отражает принятие к бухгалтерскому учету бюджетных средств как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам по дебету сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту сч. 86 «Целевое финансирование». По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность, числящуюся на сч. 76, по дебету сч. 51 «Расчетные счета» и кредиту сч. 76. Если же бюджетные средства признаются организацией в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования производятся записи по дебету сч. 51 и кредиту сч. 86.

Общий порядок признания и принятия к бухгалтерскому учету полученной государственной помощи в качестве дохода организации одного или более отчетных периодов установлен п. 8 Положения. В нем же подчеркнуто, что одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

В соответствии с предусмотренной в п. 4 Положения группировкой бюджетные средства, в частности, могут быть использованы:

- на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иных внеоборотных активов (ОС и др.);

- на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение МПЗ, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

- в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в ЖКХ, агропромышленном комплексе (АПК) и др.;

- на оказание немедленной финансовой поддержки организации в качестве чрезвычайной без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Порядок списания бюджетных средств, учтенных на сч. 86, определен п. 9 Положения. Они относятся на увеличение финансовых результатов организации исходя из вышеприведенной группировки.

В части государственной помощи, предназначенной на финансирование капитальных расходов, списание производится в качестве доходов будущих периодов по дебету сч. 86 и кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов». Эту проводку надо делать при вводе объектов в эксплуатацию и отражении их в бухгалтерском учете по дебету сч. 01 «Основные средства» и кредиту сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В течение срока полезного использования внеоборотных активов сумма, числящаяся на сч. 98, подлежит отнесению по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов (по дебету сч. 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредиту сч. 02 «Амортизация основных средств») на счет учета финансовых результатов организации как внереализационные доходы по дебету сч. 98 и кредиту сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Некоторые особенности возникают при признании в качестве дохода внеоборотных активов, не подлежащих в установленном порядке амортизации, например земельные участки, а также объекты ОС, перечисленные в п. 17 ПБУ 6/01, в частности объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства и т.п.

Что касается, например, земельных участков, то по ним может быть принят порядок, вытекающий из МСФО 20, о признании субсидии в виде земельного участка в качестве дохода нескольких отчетных периодов, в течение которых начисляется амортизация построенных на нем зданий и сооружений.

Аналогичный порядок признания в качестве дохода бюджетных средств, используемых на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизации, приведен в п. 9 комментируемого Положения. Согласно норме этого пункта период, в течение которого производится списание суммы со счета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов, как, например, по земельным участкам.

Если по отдельным объектам, не подлежащим амортизации, не представляется возможным определить период признания отдельных видов расходов, то списывать бюджетные средства на приобретение этих объектов со сч. 86 на сч. 91 можно в полной сумме при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.

Ресурсы, отличные от денежных средств, принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов (ценностей). Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов (ценностей).

При определении, в частности, рыночной стоимости могут быть использованы данные, полученные, например, по земельным участкам - от земельных комитетов, по зданиям и сооружениям - от бюро технической инвентаризации, независимых оценщиков, по ОС - от организаций-изготовителей, органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, а также опубликованные в СМИ и специальной литературе. При выбытии объектов ОС, приобретенных с привлечением бюджетных средств и подлежащих амортизации ранее установленного срока полезного использования, остатки сумм по сч. 98 будут относиться на сч. 91.

В части государственной помощи, предназначенной на финансирование текущих расходов, списание производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов по дебету сч. 86 и кредиту сч. 98 при принятии к бухгалтерскому учету МПЗ (по дебету сч. 10 «Материалы» и др., кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и сч. 76), начислении сумм оплаты труда (по дебету сч. 20, 44 и др. и кредиту сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») и осуществлении других расходов аналогичного характера.

Последующее отнесение доходов будущих периодов на доходы отчетного периода с дебета сч. 98 в кредит сч. 91 производится при отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг) с отражением по дебету сч. 20, 44 и др. и кредиту сч. 10 и при начислении оплаты труда, соответственно, с кредитом сч. 70.

Исходя из практики применения Положения, остановимся на некоторых особенностях признания и отражения в бухгалтерском учете бюджетных средств, предназначенных для финансирования текущих расходов организации. Эти особенности обусловлены применением многими организациями в бухгалтерском учете сч. 86, на который сориентировано данное Положение.

Для правильного применения тех или иных правил бухгалтерского учета, в частности норм ПБУ 13/2000, необходимо, прежде всего, определиться с объектом выделения бюджетных средств (направлением финансирования) и взаимоотношениями с бюджетом.

Исходя из целей выделения бюджетных средств коммерческим организациям (на некоммерческие организации, также использующие в бухгалтерском учете сч. 86, нормы Положения, как уже отмечалось, не распространяются), указанные средства могут рассматриваться в зависимости от их признания и принятия к бухгалтерскому учету:

а) в качестве государственной помощи. Это могут быть средства:

- на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение МПЗ, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

- в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в ЖКХ, АПК и др.;

- на финансирование текущих расходов (покрытие убытков) и содержание объектов социальной (непроизводственной) сферы;

- на возмещение разницы между тарифами за услуги и затратами предприятий муниципального ЖКХ, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами и т.д.;

- на оказание немедленной финансовой поддержки организации в качестве чрезвычайной без связи с осуществлением расходов в будущем;

б) в качестве выручки в оплату расходов по возмездному оказанию услуг на договорной основе, например:

- на программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, по благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог и др.;

- на компенсацию тарифов на электроэнергию, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг ЖКХ, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг;

- на оплату работ по заключенным договорам в рамках Федеральной целевой программы на реструктуризацию оборонной отрасли, на научно-исследовательские работы (НИР) и т.д.

Таким образом, исходя из цели выделения средств целевого финансирования, организации-получатели при отражении в бухгалтерском учете их использования, соответственно, руководствуются либо ПБУ 13/2000 (например, в части возмещения разницы между тарифами за услуги и затратами предприятий муниципального ЖКХ, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами и т.д.), либо ПБУ 9/99 (например, в части отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств на компенсацию тарифов на электроэнергию, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг ЖКХ, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг, на осуществление программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, на реструктуризацию оборонной отрасли, на НИР и т.д.).

Отсюда и разный порядок отражения в бухгалтерском учете средств, выделяемых на целевые программы. Обусловлен этот порядок, во-первых, предусмотренными в Положении ограничениями в части признания тех или иных экономических выгод в качестве государственной помощи (имеется в виду, в частности, подпункт п. 3, упоминающий о государственном регулировании цен и тарифов в составе перечня экономических выгод, не рассматриваемых в Положении), а во-вторых, нормой ПБУ 9/99 в части признания доходами от обычных видов деятельности выручки от продажи продукции и товаров, поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг.

В связи с этим при отражении в бухгалтерском учете полученных средств целевого финансирования на компенсацию тарифов в части предоставленных льгот отдельным категориям населения (по оплате услуг ЖКХ, за электроэнергию и связь, по проезду городским транспортом и метрополитеном, по оказанию медицинских услуг, например бесплатному протезированию зубов, и др.) следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации». Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.

Наглядным примером разного порядка отражения в бухгалтерском учете средств целевого финансирования являются организации ЖКХ. Особенность заключается в том, что таким организациям из бюджета выделяются средства на разные цели: на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством РФ льгот гражданам; на возмещение из бюджета разницы между тарифами за продукцию, работы и услуги и затратами организаций ЖКХ.

Разные цели выделения бюджетных средств обусловливают разный порядок отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств.

В первом случае действует норма п. 3 Положения в части его неприменения в связи с государственным регулированием цен и тарифов. Величина дохода от основной деятельности этих организаций подлежит признанию в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 по кредиту сч. 90 «Продажи» в размере суммы тарифа за продукцию, работы и услуги, покрываемого за счет: платы граждан за продукцию, работы и услуги, отражаемой по дебету сч. 50 «Касса», сч. 51 и 76; суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством РФ льгот гражданам, отражаемой по дебету сч. 86.

Иными словами, действует порядок, при котором выручка от продажи продукции (работ, услуг), исчисляемая в момент оказания услуг по действующим тарифам, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения и возмещаемых из бюджета, не уменьшается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.