бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организационно-кадровый аудит

p align="left">Основы пруденциального регулирования, использованные разработчиками при подготовке документа, аналогичны содержащимся во Временных правилах, но отдельные нормы раскрыты более полно. Изменена собственно структура документа, конкретизированы понятия аудита и аудиторской деятельности, уточнен порядок аттестации и лицензирования, определены права и обязанности аудитора и вопросы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Причем составители учли не только опыт разработки общероссийских правил (стандартов), ставших прочной базой для контроля качества аудита, практику ведущих российских и зарубежных аудиторских организаций, но и рекомендации специальных комиссий Европейского сообщества по обобщению аудиторской практики в странах ЕС (отчеты «Комиссии Кэдбери» за 1996 г. и «Комиссии Хемпелла» за 1998 г.), а также некоторые документы международной федерации бухгалтеров [29, 3].

На сегодняшний день структура документа выглядит следующим образом:

1) Общие положения.

2) Осуществление аудиторской деятельности.

Участники аудиторской деятельности.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности и лицензирование этой деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности.

Переходные и заключительные положения.

Какие же из существующих ныне проблем в развитии аудита реально способен решить обсуждаемый законопроект - будущий Федеральный закон?

Например, широко известно, что в последнее время появилось очень много так называемых «черных аудиторов» - фирм, которые получают лицензии на осуществление аудиторской деятельности, делают заключения, а потом - растворяются. Законодательно же проблема ответственности аудитора за свое заключение никак не решена. С этой целью, т.е. упорядочения системы государственного регулирования аудита проектом, предусматривается создание вместо трех действующих структур (Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ и двух центральных аттестационно-лицензионных комиссий - Минфина России и Центробанка) одного федерального органа. Можно надеяться, что тогда у субъектов экономической деятельности, понесших урон из-за неквалифицированных или недобросовестных заключений аудиторских компаний, появится возможность отстаивать свои права.

Также новеллой законопроекта является попытка предусмотреть контроль качества аудита, осуществление которого может быть проведено как федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, так и уполномоченным саморегулируемым аудиторским объединением - правда, исключительно в отношении своих членов.

Законопроект значительно повышает требования к конфиденциальности аудита. Лица, осуществляющие аудиторскую деятельность, обязаны обеспечить сохранность конфиденциальных сведений и документов, получаемых и(или) составляемых ими в ходе проверки. Они не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия лица, подлежащего аудиту, вне зависимости от того, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Нарушитель этого требования лишается лицензии аудитора и подлежит ответственности в соответствии с законодательством, включая возмещение нанесенного его действиями ущерба.

Впервые вводится понятие заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или явно противоречащее содержанию документов, полученных и изученных аудитором в ходе проверки. Соответственно, предусматривается ответственность за такие действия.

В плане опять-таки повышения ответственности аудитора законопроект предусматривает также, что аудитор или аудиторская организация обязан заключать договор страхования своей гражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности без такого документа.

Необходимо отметить, что наряду с проектом Закона «Об аудиторской деятельности» подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Здесь конкретизируются меры уголовных и административных наказаний за допущенные аудитором нарушения. Такие наказания в сегодняшней юридической практике вообще отсутствуют.

Но при всей своей актуальности настоящий Законопроект все же несовершенен. Например, наблюдается его непоследовательность в отношении аудиторов-индивидуалов. Исходя из содержания ст. 2 они могут прекратить свою деятельность в этом статусе. Поскольку там упоминаются только аудиторские организации, то естественен вывод, что аудиторам можно работать только в их составе. Но в ст. 21-22 упомянуты еще самостоятельно работающие аудиторы, причем в ряде статей (22, 30 и др.) подразумевается либо прямо предусмотрена выдача лицензий индивидуальным предпринимателям.

К данной норме, по мнению многих аудиторов, а также представителей власти, нужно отнестись более серьезно. Здесь не должно быть двусмысленности, причем однозначная отмена возможности работы аудиторов-индивидуалов явилась бы естественным следствием развития отечественного аудита в 90-е годы. Накопленный опыт показывает, что повышение уровня требований к качеству аудита и степени ответственности аудитора, в том числе и материальной, возможно только в отношении юридических лиц - да и то не всяких, а обладающих солидным уставным капиталом. Данные требования позволили бы резко повысить размер возможной имущественной ответственности аудиторских организаций

Разумеется, и разработчики законопроекта, и депутаты, официально вносившие его на рассмотрение Думы, прекрасно понимают, что подобные фундаментальные правовые акты затрагивают интересы огромного числа субъектов экономической деятельности. Именно этим объясняется длительность прохождения ими законодательного «марафона», острота возникающих дискуссий, трудность поиска компромиссов. Но если общество намерено создавать действительно цивилизованную рыночную экономику, регулируемую законом, ему без такого правового акта не обойтись.

3.2 Проблемы регулирования аудиторской деятельности

В России в настоящее время подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», касающийся передачи ряда функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым профессиональным объединениям аудиторов. Предполагается, что российская система аудита существенно обновится, при этом основную роль в ней будут играть саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения при координации их деятельности Единым всероссийским профессиональным аудиторским объединением под эгидой государственного «регулятора» - уполномоченного федерального органа. Одновременно намечается принятие федерального закона о саморегулируемых организациях, в рамках которого будут действовать все аудиторские объединения.

По данному вопросу высказываются различные, часто противоположные, мнения. А.Д. Шеремет считает, что государственное руководство необходимо как минимум 7-10 лет, после чего эти функции можно было бы передать Аудиторской палате. Ю. Лаптев пишет, что «процесс передачи функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям находится в самой начальной стадии, и сегодня рано говорить, к каким результатам он приведет. В целом это соответствует мировым тенденциям». А. Ошурков заявил, что он выступает за выведение аудиторской деятельности из-под государственного контроля, т.к. это поможет «разгрузить» бюджет.

По мнению Д. Письменной, ослабление государственного регулирования приведет только к дискредитации аудита, «аудит из мощного средства защиты законных имущественных интересов всех экономических субъектов и государства трансформируется в средство защиты интересов фирм-монополистов ».Ее поддерживает Ю. Воропаев, который считает, что в данный момент передача регулирующих функций от Минфина преждевременна. Российские общественные институты как по аудиту, так и по бухгалтерскому учету пока не представляют серьезной консолидированной силы. И. Южанов отметил, что у него «есть опасения получить в лице некоторых саморегулируемых организаций еще худший образчик частного кооперирования, когда группа товарищей захватит какой-нибудь рынок, сферу или отрасль и начнет ее регулировать, как она считает нужным».

По мнению Э. Толмачевой, «изучение опыта зарубежных стран в области аудита, в том числе в его правовом регулировании, безусловно, необходимо, но его заимствование должно осуществляться не посредством механического переноса норм и институтов, а путем их трансформации, адекватной общественным отношениям, возникающим в соответствующей сфере деятельности».

Нельзя забывать, что российское право тяготеет к континентальной системе права. Нужно учитывать также правовые традиции, складывавшийся исторически ревизионный характер финансового контроля, существование длительное время командноадминистративной экономики. В этих условиях неизбежна значительная роль государства в регулировании аудиторской деятельности. Кроме того, как представляется, нельзя пока еще сравнивать зарубежные аудиторские объединения и российские профессиональные объединения аудиторов, появившиеся несколько лет назад. За рубежом, как правило, - это авторитетные профессиональные объединения, существующие не один десяток, а часто и сотню лет. Вышеупомянутый AICPA был создан в 1887 году. За более чем вековую историю своего развития эта организация заняла доминирующее положение в профессиональной национальной среде, а также получила международное признание. В США положения AICPA о стандартах, практике и терминологии являются обязательными для всех аудиторов, занятых проверкой публичной отчетности, вне зависимости от того, работают ли они самостоятельно или как работники аудиторских организаций. В России же действуют несколько известных профессиональных объединений, но ни одно из них не может быть признано доминирующим, наиболее авторитетным и способным серьезно влиять на развитие аудиторской деятельности. Более того, некоторые из них находятся в ситуации, близкой к конкуренции.

Между тем сказанное не означает, что не стоит учитывать зарубежный опыт аудиторской деятельности, особенно положительные моменты. Следует согласиться с мнением А.В. Крикунова, что последствия работы аккредитованных профессиональных объединений аудиторов ясно продемонстрируют их потенциал и реальные возможности и в дальнейшем позволят осуществить дифференцированный подход как к передаче объединениям дополнительных полномочий, так и к целесообразности использования уже имеющихся. Введение и, главное, эффективная работа профессиональных аудиторских объединений будут служить отправной точкой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций. Однако постепенно часть функций по регулированию аудиторской деятельности должна быть передана негосударственной аудиторской организации, что обеспечит:

ослабление государственного регулирования аудиторской деятельности, а следовательно, экономию бюджетных средств и снижение административного давления;

ускоренное и динамичное развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации, поскольку сами аудиторы будут принимать решения по важнейшим вопросам их деятельности.

Представляется, что для решения этих задач наиболее целесообразно создать единую негосударственную профессиональную организацию, объединяющую аудиторов России. Функционирование нескольких саморегулируемых организаций может привести к тому, что члены разных саморегулируемых организаций окажутся в неравном положении. Так, например, в предложенном законопроекте о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об аудиторской деятельности в статье «Страхование гражданской ответственности аудиторов и аудиторских организаций» говорится: «Минимальные требования к страхованию гражданской ответственности для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливаются профессиональным аудиторским объединением, членами которого они являются». В статье «Контроль качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций» зафиксировано следующее: «Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливается саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением, членами которого они являются, с учетом рекомендаций единого общероссийского аудиторского объединения и уполномоченного федерального органа». Согласно законопроекту основными функциями саморегулируемого профессионального аудиторского объединения будут являться: утверждение правил членства в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении; утверждение размера и порядка внесения вступительного и ежегодных членских взносов своих членов и др. Учитывая, что саморегулируемым организациям предоставлены достаточно широкие полномочия, существование нескольких, даже крупных профессиональных объединений при координации их деятельности Единым всероссийским профессиональным аудиторским объединением и установление ими своих, различных правил приведет к нарушению единообразия регулирования аудиторской деятельности.

Внося изменения в Закон об аудиторской деятельности, предлагается создать Аудиторскую палату России, тем более что опыт функционирования таковой имеется. Так, 29 марта 1991 года была создана Аудиторская палата СССР. Ее учредителями стали Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью «Мосаудит», акционерное общество «Инаудит», журналы «Бухгалтерский учет», «Деньги и кредит», а также ряд других предприятий и научно-исследовательских институтов.

Аудиторская палата на добровольных началах объединила аудиторские, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Целью палаты было содействие развитию аудиторской деятельности в стране. В ее функции входили: координация и поддержка аудиторской службы, разработка методических рекомендаций и квалификационных требований к аудиторам, их аттестация, выдача сертификатов на занятие аудиторской деятельностью, контроль за качеством работ.

В настоящее время предлагается создать двухуровневое профессиональное объединение аудиторов: в субъектах РФ - аудиторские палаты субъектов РФ, которые будут являться членами Федеральной аудиторской палаты России. Аудиторская палата будет являться негосударственной некоммерческой организацией, организующей свою работу на принципах самоуправления.

Все субъекты аудиторской деятельности (индивидуальные аудиторы и аудиторские организации) должны являться членами аудиторской палаты субъекта РФ, действующей для обеспечения корпоративных интересов аудиторов. Однако поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность определяется как предпринимательская, которая по общему правилу осуществляется свободно, своей волей и с учетом собственных интересов, на основе общедозволительного правового режима (в соответствии с принципом «дозволено все, что прямо не запрещено законом»), некоторые аудиторы высказывают мнение, что неправомерно устанавливать обязательность их членства в каком-либо объединении. По их мнению, аудиторы должны сами решить, нужно ли им состоять в каком-либо аудиторском объединении или нет. Представители такой точки зрения ссылаются на положения Гражданского кодекса РФ, регулирующего предпринимательскую деятельность. В соответствии сп. 1 ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года (п. 2 ст. 123 ГК РФ).

Между тем Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» регулирует, прежде всего, осуществление собственно аудита, который является финансовой контрольной деятельностью (п. 4 ст. 1 Закона). Более того, по прямому указанию Конституционного суда РФ отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц, общества и государства. Заинтересованные лица (собственники, инвесторы и т.д.) на основании мнения аудитора, выраженного в аудиторском заключении, делают выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимают базирующиеся на этих выводах решения. Следовательно, при регулировании аудита сочетаются частно-правовые и публично-правовые начала, что требует установления особого правового режима и регулирования, отличного от регулирования иных видов предпринимательской деятельности, с некоторыми особенностями и ограничениями, направленными на обеспечение публичных интересов. Именно поэтому и вводится обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в аудиторской палате субъекта РФ для упорядочения и контроля за их деятельностью.

Аудиторская палата субъекта РФ создается в целях развития аудиторской деятельности, представляет и защищает интересы аудиторов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведет реестр аттестованных аудиторов и осуществляемых ими видов деятельности; осуществляет контроль за профессиональной подготовкой аудиторов, организует систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; организует страхование аудиторской деятельности; осуществляет контроль качества аудиторских проверок и соблюдения аудиторами кодекса профессиональной этики. Аудиторская палата субъекта РФ не вправе осуществлять аудиторскую деятельность от своего имени и заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

На территории субъекта РФ образуется одна аудиторская палата, которая не вправе образовывать филиалы и представительства на территории других субъектов РФ. Ее решения, принятые в пределах компетенции, обязательны для всех членов. Аудиторские палаты субъектов РФ действуют на основании общих (типовых) положений для организаций данного вида, являются юридическими лицами, создаются в соответствии с действующим законодательством и подлежат государственной регистрации. Аудиторская палата не отвечает по обязательствам своих членов, последние не несут ответственности по обязательствам аудиторской палаты. Аудиторская палата субъекта РФ образуется учредительным собранием (конференцией) аудиторов.

Высшим органом аудиторской палаты субъекта РФ является общее собрание (конференция) членов, которое созывается не реже одного раза в год и решает следующие вопросы:

формирует исполнительный орган (совет аудиторской палаты);

утверждает смету расходов на содержание аудиторской палаты и определяет размер отчислений членских взносов;

формирует ревизионную комиссию и порядок контроля за финансово-хозяйственной деятельностью аудиторской палаты;

утверждает отчеты аудиторской палаты о ее деятельности, в т.ч. отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности аудиторской палаты;

утверждает регламенты собрания (конференции) аудиторской палаты, совета и ревизионной комиссии;

утверждает штатное расписание аппарата органов аудиторской палаты;

осуществляет прием новых членов аудиторской палаты, приостановление, восстановление членства в палате, а также исключение из членов палаты по основаниям, предусмотренным законом;

принимает иные решения в соответствии с действующим законодательством.

Коллегиальным исполнительным органом палаты является Совет аудиторской палаты субъекта РФ, который формируется общим собранием (конференцией) членов аудиторской палаты и осуществляет следующие полномочия:

избирает из своего состава председателя;

представляет аудиторскую палату и защищает интересы аудиторов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

ведет реестр аттестованных аудиторов и осуществляемых ими видов деятельности;

организует страхование аудиторской деятельности;

организует информационное обеспечение членов аудиторской палаты, содействует научно-исследовательской деятельности в области аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг;

ведет методическую деятельность;

содействует деятельности квалификационной комиссии;

рассматривает жалобы на действия (бездействие) членов палаты и результаты осуществления контрольных процедур в отношении соблюдения ими законодательства, в т.ч. правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов, качества работы, в т.ч. при проведении обязательного аудита на основе заключений квалификационной комиссии;

созывает очередные и внеочередные собрания (конференции) членов аудиторской палаты и формирует их повестку дня;

распоряжается имуществом аудиторской палаты в соответствии со сметой, утвержденной общим собранием (конференцией) членов аудиторской палаты;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью аудиторской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия, которая об итогах своей деятельности отчитывается перед общим собранием (конференцией) членов аудиторской палаты.

Квалификационная комиссия аудиторской палаты субъекта РФ формируется на основе утвержденных в законе норм представительства из числа аудиторов, имеющих стаж работы аудитором не менее пяти лет, обладающих признанной высокой квалификацией в области аудиторской деятельности и безупречной репутацией, а также представителей федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности для осуществления следующих полномочий:

приема квалификационных экзаменов и проведения аттестации аудиторов;

организации обучения и повышения квалификации аудиторов;

осуществления контроля за профессиональной подготовкой аудиторов;

осуществления контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. правил (стандартов) аудиторской деятельности, контроля качества аудиторских проверок и соблюдения аудиторами Кодекса профессиональной этики;

выдачи заключений по результатам проведения проверок деятельности членов аудиторской палаты субъекта РФ.

Члены органов аудиторской палаты вправе совмещать работу в аудиторской палате с аудиторской деятельностью в порядке, установленном законодательством.

Федеральная аудиторская палата РФ является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение аудиторских палат субъектов РФ с целью координации их деятельности; представительства интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных и иных организациях, в международных объединениях; организационного обеспечения аудиторов, содействия методической, научно-исследовательской деятельности и др.

Федеральная аудиторская палата РФ является юридическим лицом и регистрируется в порядке, установленном законодательством. Федеральная аудиторская палата РФ образуется Всероссийским съездом аудиторов, который принимает ее устав. Решения Федеральной аудиторской палаты РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех аудиторских палат субъектов РФ и их членов.

Высшим органом Федеральной аудиторской палаты РФ является Всероссийский съезд аудиторов, который созывается не реже одного раза в год. Данный орган:

принимает устав Федеральной аудиторской палаты РФ;

принимает Кодекс профессиональной этики аудиторов;

утверждает норму представительства от аудиторских палат субъектов РФ на Всероссийский съезд аудиторов;

утверждает структуру Федеральной аудиторской палаты РФ, состав ее исполнительного органа и ревизионной комиссии, а также штатное расписание аппарата;

определяет размер отчислений аудиторских палат субъектов РФ на содержание Федеральной аудиторской палаты РФ;

утверждает смету расходов на содержание Федеральной аудиторской палаты РФ;

утверждает регламенты деятельности органов Федеральной аудиторской палаты РФ;

определяет место нахождения Федеральной аудиторской палаты РФ;

осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной аудиторской палаты РФ.

Коллегиальным исполнительным органом Федеральной аудиторской палаты РФ является Совет Федеральной аудиторской палаты РФ, который:

избирает из своего состава председателя Федеральной аудиторской палаты РФ и его заместителей;

представляет Федеральную аудиторскую палату РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях РФ и за рубежом;

координирует деятельность аудиторских палат субъектов РФ;

принимает участие в подготовке, предварительном рассмотрении и проведении экспертиз нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, проектов решений уполномоченного федерального органа и вырабатывает необходимые рекомендации;

разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

содействует повышению профессионального уровня аудиторов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки, аттестации и повышения квалификации аудиторов;

осуществляют защиту профессиональных и социальных прав аудиторов;

рассматривает жалобы, обращения и ходатайства аудиторов, аудиторских организаций и аудиторских палат субъектов с правом пересматривать решения аудиторских палат субъектов, принятые с нарушением законодательства;

осуществляет методическую деятельность;

организует научные исследования в области аудиторской деятельности;

обобщает и анализирует дисциплинарную практику аудиторских палат субъектов РФ с выработкой необходимых рекомендаций;

созывает очередной и внеочередной Всероссийский съезд аудиторов, формирует его повестку дня;

распоряжается имуществом Федеральной аудиторской палаты РФ в соответствии со сметой, утвержденной Всероссийским съездом аудиторов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной аудиторской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия.

Таким образом, исполнительному органу Федеральной аудиторской палаты Совету Федеральной аудиторской палаты следует передать полномочия действующего в настоящее Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (ст. 19 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудиторы вправе создавать и иные объединения аудиторов и(или) быть членами (участниками) таких объединений в соответствии с законодательством РФ, однако данные объединения аудиторов не вправе осуществлять функции аудиторских палат субъектов РФ и Федеральной аудиторской палаты РФ.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. К его компетенции относится:

издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

лицензирование аудиторской деятельности и организация системы надзора за соблюдением субъектами аудиторской деятельности лицензионных требований и условий (до отмены лицензирования);

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности субъектов аудиторской деятельности;

другие контролирующие и регулирующие полномочия.

Проведение учредительных собраний (конференций) членов аудиторских палат субъектов РФ и первого Всероссийского съезда аудиторов организует уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности совместно с аккредитованными при нем саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями, а также другими профессиональными аудиторскими объединениями. Состав учредительного собрания (конференции) членов аудиторской палаты субъекта РФ формируется из аудиторов, включенных в реестр в соответствии с Приказом Минфина России от 28.06.02 г. № 64н «Об утверждении Временного положения о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности». Избрание делегатов на Первый Всероссийский съезд аудиторов проводится на учредительных собраниях (конференциях) членов аудиторских палат субъекта РФ по нормам представительства, определяемым уполномоченным федеральным органом.

Учредительные собрания (конференции) аудиторских палат субъектов РФ, Первый Всероссийский съезд аудиторов считаются правомочными, если в их работе принимают участие не менее двух третей аудиторов (делегатов конференции) или делегатов съезда. Решения учредительного собрания (конференции), Первого Всероссийского съезда аудиторов принимаются простым большинством аудиторов, участвующих в данном собрании (конференции), съезде.

Организаторы учредительных собраний (конференций) вправе установить порядок выдвижения кандидатов в органы аудиторской палаты субъекта РФ с учетом необходимости представительства в исполнительном органе палаты от различных аккредитованных при уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений на дату проведения учредительного собрания (конференции).

В состав органов аудиторской палаты субъекта РФ и Федеральной аудиторской палаты РФ могут быть избраны аудиторы, не являющиеся участниками учредительного собрания (конференции) и Первого Всероссийского съезда аудиторов.

Принятие за основу предложенного варианта организации аудиторской деятельности в РФ, как представляется, позволит провести диктуемые временем необходимые преобразования, упорядочит деятельность аудиторов, позволит на новом, более высоком уровне осуществлять контроль качества аудиторской деятельности, что в целом будет содействовать ее динамичному развитию и формированию аудиторского сообщества в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

О том, что аудиторскому рынку нужен закон, говорится уже десятилетие. Блуждание проекта по коридорам власти стало притчей во языцех. Профессионалы же давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.

На эту главную трудность роста аудита в России как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.

Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена их разработка. Однако основные вопросы, связанные с ПСАД имеют несколько иной характер. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в России встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.

Однако принятие Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции российского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

Такое признание не станет возможным также без строгого соблюдения этики аудиторов, которой придерживаются во всех экономически развитых странах. С этой позиции интересен тот факт, что еще несколько лет назад проблемы этического регулирования аудиторской деятельности многими ее участниками практически игнорировались. Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские организации, которые, казалось бы, по определению должны иметь этические кодексы, не занимались этими вопросами. Свою позицию они объясняли тем, что гораздо важнее и нужнее закон об аудите, а этика - может и подождать. Однако, как показало время, без закона участники рынка аудиторских услуг обходятся, правда, с многочисленными трудностями, а вот без урегулирования профессиональных этических обязательств - нет. Примером последнего утверждения может служить хотя бы тот факт, что вряд ли в каком-либо солидном договоре на оказание аудиторских услуг может отсутствовать обозначение обязательств по соблюдению конфиденциальности информации сторон.

В то же время недостаточно только принять те или иные нравственные критерии в профессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальным содержанием. При этом следует иметь в виду, что не все в профессиональной этике может быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика в значительной мере касается межличностных отношений, которые характеризуются бесчисленным множеством возникающих ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдение некоторых положений (например, об интеллектуальной честности и свободе от предрассудков) не под силу, наверное, никому. Но там, где это возможно (скажем, в отношении независимого статуса аудиторов), детальная регламентация должна приветствоваться.

Таким образом, полноценное этическое наполнение аудиторской деятельности - дело не одного года. Разработать и одобрить свод нравственных норм - это только половина успеха, за которой должна следовать другая половина - применение принятых правил на практике, что, возможно, потребует даже смену мышления от того, кто претендует на звание - аудитора-профессионала.

За годы, прошедшие после введения Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года, заложившего основу для деятельности российского аудита, накоплен достаточный опыт для того, чтобы увидеть, что аудит, как вневедомственный контроль, по настоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляется независимо от какого-либо давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля. В этих целях законодателям следовало бы обратить особое внимание на проблему регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время необходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений.

Представляется правильным, что к настоящему времени созрели условия для усиления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов. (Характерно, что на Западе существует именно такая ситуация: одна профессиональная общественная организация, приобретшая достаточный вес в обществе, разрабатывает и корректирует профессиональные стандарты, контролирует качество аудиторских услуг или даже играет ведущую роль в регулировании аудиторской деятельности в целом.) Во всяком случае вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединениями.

В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит в России все-таки состоялся. Самое убедительное свидетельство тому - около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, что аудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос на их услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.

Список используемой литературы

1. Аудиторское дело. Учебное пособие. - М.: изд-во Академии бюджета и казначейства, 2007. - 351с. Библ. 226названий.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. - VIII, 453 с.

3. Никонова Т.В., Сухарев С.А. / Под ред. проф. Ю.Г. Одегова. Управленческий и кадровый аудит, М.: Экзамен, 2001. - 180 с.

4. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 544 с.

5. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 256 с.

6. Основы аудита./ Ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2000. - 400 с.

7. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

8. Бухгалтерский учет. Учебник, 2-е издание под ред. Проф. Я.В. Соколова, М.: Проспект, 2005 год.

9. Волкова О.Н. Управленческий учет. М.: Проспект, 2005 год.

10. Основы аудита. Учебник под ред. Проф. Я.В. Соколова. - М.: изд-во «Бухгалтерский учет», 2000 год.

11. Я.В.Соколов, В.В.Патров, Н.Н.Карзаева. Новый план счетов и основы ведения бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003 год

12. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. Учебник. Под ред. Проф. Ф.Ф. Бутенца. М.: Проспект, 2005 год

13. Адмас Р. Основы аудита. - М.: Аудит - Юнити, 1995 год

14. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. М.: Финансы и статистика, 1998 год

15. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. СПб: изд-во «Лань», 2000 год

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.