бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Естествознание в науке и культуре

p align="left">В настоящее время науку как систему в целом условно подразделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающей природы и включают в себя физику, химию, биологию и др., вторые - закономерности общественной жизни (к ним относятся: история, политология, философия и др.). Среди естественных наук особое место занимают технические, направленные на разработку и совершенствование имеющихся средств, машин и устройств для осуществления производств, процессов и удовлетворения различных потребностей общества. Наука через технику тесным образом связана с производством, что превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства каждого нового продукта, новых технических средств начинается в кабинетах ученых и в лабораториях исследователей. Прежде чем вещь будет произведена реально, она должна быть так или иначе произведена идеально. На пути от "идеального" возникновения продукта к "реальному" расположены различные звенья цепи, имеют место разные виды деятельности. Каковы эти звенья?

"Дилогические" предпосылки исследования. Сюда относится художественно-образная основа интеллектуальной деятельности мышления, воображения, ассоциативные способности, интуиция, которые служат импульсом научного творчества. Данное звено представляет собой ту сферу, где искусство смыкается с наукой, где образная художественная деятельность переводится в рациональный план. В этой, к сожалению, наименее исследованной до сих пор сфере - генетический исток и тайна научных открытий.

Методология мировоззрения представляет собой область производства духовных средств производства в науке, т.е. методов и приемов мышления, методов и приемов научного познания. Эту сферу обслуживают преимущественно философия и научные дисциплины, возникшие на стыке философских и конкретных наук.

Затем следуют фундаментальные исследования, т.е. выработка таких гипотез, концепций, теорий в конкретных областях научной деятельности, которые могут в конечном итоге послужить основой для создания новых, а также для усовершенствования существующих изделий, материалов и технологических процессов. Производя фундаментальные исследования, ученый, зачастую, совершенно не представляет себе, когда и какое именно практическое значение получат их результаты.

Вопрос о практическом использовании результатов обретает некоторую определенность на стадии прикладных исследований. Последние направлены на выявление путей и способов применения познанных законов и явлений природы для целей производства.

Следующее звено - опытно-конструкторские разработки. Результаты, полученные в прикладных исследованиях, здесь подвергаются дальнейшей разработке с целью конструирования, испытания и усовершенствования технических устройств, новых технологических процессов и т.п. На этой стадии начинается внедрение научных достижений в производстве. Кончается ли на этом научно-исследовательский процесс?

Оказывается, нет. Даже после того, как новое изделие вступило в стадию массового производства (или новая технология уже внедрена и т.д.), оно нуждается в заботе исследовательской, так сказать "материнской" организации.

Последняя принимает участие в проведении дополнительных производственных исследований, которые делятся на три категории: 1) исследование новых производственных методов в действии; 2) исследование методов стандартизации и контроля качества продукции; 3) исследования, связанные с устранением "узких мест" в производстве с необходимостью сложного ремонта, отработки и совершенствования техники в процессе ее эксплуатации.

Но и тогда, когда научные достижения окончательно внедрены в производство, новый вид продукции, новая технология и т.д. нередко продолжают быть объектом дальнейшего совершенствования со стороны изобретателей.

Цель исследовательской деятельности, следовательно, должна включать также изобретательскую деятельность, которая ныне постепенно становится организованной, осуществляется все чаще на основании научного подхода к делу образованными кадрами. Наконец, замыкающим структурным звеном цепи, связывающей науку с производством, является собственно производственная деятельность.

Описанная цепь структурных звеньев не исчерпывает собой всей науки, она характеризует только ту часть науки, которая ориентирована на вещественный элемент производства - технику. Но наука не замыкается только на технике, она замыкается и на человеке, выступая в качестве ориентированной на личность.

Важным критерием научности является наличие цели научного познания, которая определяется как постижение истины ради самой истины, или теоретичность.

Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Так, существовавшие на Востоке научные знания, использовались лишь в качестве вспомогательных в религиозных магических церемониях и ритуа-лах.

Поэтому мы не можем говорить о наличии там науки как самостоятельного культурного феномена.

Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию.

Этот критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Определяющими признаками науки являются также наличие экспериментального метода исследования и математизация науки. Эти признаки появились в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой.

2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития

История зарождения науки насчитывает многие тысячи лет. Первые элементы наук появились в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер.

Всего же (с точки зрения истории науки) человечество в своем познании Природы прошло три стадии и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, едином. Появилась так называемая натурфилософия, которая была вместилищем идей и догадок. Так продолжалось до XV столетия.

С XV-XVI вв. началась аналитическая стадия, т.е. расчленение, выделение частностей, приведших к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных естественных наук.

Наконец, в настоящее время делаются попытки обосновать принципиальную целостность всего естествознания и ответить на вопрос, почему именно физика, химия, биология и психология стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе?

Происходит также и дифференциация науки, т.е. создание узких областей какой-либо науки, однако, общая тенденция идет именно к интеграции науки. Поэтому последнюю стадию (четвертую), начинающую осуществляться, называют интегрально-дифференциальной.

Рассмотрим подробнее эти эволюционные процессы науки. Собственно наука в современных её формах начала складываться в XVII-XVIII вв. и в силу основной закономерности своего развития превратилась в нашу эпоху в силу, оказывающую значительное влияние на все стороны жизни общества.

Ещё на заре своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и некоторого преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накапливающийся опыт соответствующим образом обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования и накопления сведений постепенно совершенствовался за счёт установления определённых обычаев, традиций, а затем - и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составила вся природа в целом.

В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.

Первоначально созданная (античная) наука ещё не делилась на отдельные обособленные области и имела черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире.

В V-IV вв. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельные области познания выделяются математика, астрономия, зоология и ботаника, минералогия, география, начался процесс дифференциации науки и внедрения самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.

Со второй половины XV в. в эпоху возрождения начинается период значительного развития науки, начало которой характеризуется накоплением большого фактического материала о природе.

Переход от науки философии к первому периоду в развитии естествознания происходил достаточно долго - почти тысячу лет, что было связано с отсутствием в то время движущих сил развития науки, а также слабым развитием техники. Второй период в развитии естествознания занимает время от середины XII в. до конца XIX в. Именно в этот период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Были открыты законы: всемирного тяготения (И. Ньютон - конец в.), сохранения массы в химических превращениях (М.В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), периодический закон в химии (Д.И. Менделеев - вторая половина XIX в.). Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвином эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии. Такой существенный скачок в развитии науки способствовали дальнейшему прогрессу и дифференциации.

В науке XVII в. господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию материалов (результатов), исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений.

В конце XIX в. - начале XX в. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Д. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1900 г.), обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. В середине XX в. окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.

В современных условиях изменяется характер научного исследования,
подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных
дисциплин приходят их взаимодействие, проникновение одной в другую. К
настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных
научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается. В то же время происходит процесс сближения и связи отдельных наук, который называется интеграцией.

Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы её дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин.

Одной из главных черт развития науки является её сближение с общественной практикой, производством.

На ранних стадиях техника и производство существенно опережали развитие науки. Они давали науке уже готовый материал для анализа обобщения, ставя перед ней задачи, диктуемые практикой.

Сближение науки и техники, их взаимный интерес и влияние одной на другую получило новый импульс в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного и машинного производства, а также мореплавания. Развитие отдельных дисциплин науки происходит не единым фронтом, а выдвижением в отдельные периоды времени далеко вперед ее отдельных дисциплин. В XVII-XVIII вв. одиночным лидером была механика, в XIX в. - физика, химия, биология, астрономия, в конце XIX в. лидерство вновь перешло к физике (атомной и субатомной), что продолжалось до середины XX в.

Настоящий период развития науки характеризуется групповым лидерст-вом. Кроме физики микромира и твердого тела получили значительное развитие кибернетика, космонавтика, биоорганическая химия, генетика, бионика, в совокупности и взаимосвязи, составляющие основу научно-технического прогресса настоящего времени.

Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучаю-щего закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, нормы взаимодействия её с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наука -- производительная сила современного общества

Основной особенностью современного периода научно-технической рево-люции является конкретное коренное изменение соотношения между наукой и производством. В настоящее время формируется единая, тесно взаимодействующая система "наука - техника - производство", где ведущая роль принадлежит науке. Теперь обязательным условием научного и технического прогресса стало опережающее развитие науки, составляющее сущность научно-технической революция, основу её поступательного развития.

Необходимость в опережающей роли науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых веществ с ранее неизвестными свойствами, использованием новых видов энергии, дальнейшем изучении непознанных явлений природы и т.д. Наука изучает законы и закономерности этих явлений, их свойства, разрабатывает рекомендации по их практическому применению. Именно наука играет сейчас ведущую роль в решении глобальных проблем будущего -энергетической, экологической, продовольственной.

Опережающее развитие науки создает прочную основу для прогресса тех-ники, производства на основе научных достижений. Производство все больше выступает как техническое приложение и воплощение достижений в науке.

Следовательно, наука в целом, а не отдельные дисциплины, все в большей степени превращается в непосредственную производительную силу общества.

Однако, превращаясь в производительную силу, наука не становится дополнительным элементом производительных сил. Она своими методами

совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда, сам труд.

Рассмотрим основные пути превращения науки в производительную силу.

Первый путь состоит в создании на основе достижений науки новых тех-нологических средств и технологических процессов, улучшающих процесс производства и повышающих производительность труда. Он являлся единственным вплоть до конца XIX в.

Второй путь превращения науки в производительную силу состоит в совершенствовании самого человека, как главной производительной силы общества. Он стал проявляться ещё в XIX в., но наибольшей значительности достиг в период научно-технической революции.

Теперь в производстве широко применяются станки с ПУ, автоматизиро-ванные линии, устройства электронно-вычислительной техники, для обслуживания которых требуется не только высокая производительность, но и определенная подготовка человека по математике, физике, химии, кибернетике.

Третий путь превращения науки в производительную силу, особенно про-явивший себя в последние 20 лет, состоит в совершенствовании на научной основе производительных процессов, начиная от организации труда на отдельном рабочем месте и кончая общей стратегией развития страны.

2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации

Система научных учреждений РФ

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры, способ познавания мира, специальный институт (в это понятие входят не только высшие учебные заведения, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

В нашей стране создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся:

1.Академия наук РФ (РАН);

2.отраслевые академии Министерств (Академия медицинских наук РФ, Академия педагогических наук РФ, Академия строительства и архитектуры РФ и др.);

3.отраслевые научно-исследовательские институты Министерств,
ведомств, вузы.

Деление науки на вузовскую, академическую и отраслевую во многом условно в силу тесного взаимодействия этих отрядов единой российской науки.

В вузах, которых по данным за 2002 г. в РФ более 500, научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников. При вузах с высоким уровнем научных исследований создаются научно-исследовательские институты, работают проблемные научно-исследовательские лаборатории (например, при МГУ, ЮУрГУ).

Научно-исследовательская работа в высшей школе

Её главная особенность -- органическое сочетание учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности коллектива вуза. В этой работе принимают участие педагогический и научный составы вузов, а также студенты.

Научно-исследовательская работа (НИР) в вузах преследует три основных цели:

1) использование творческого потенциала вузов для решения важных хозяйственных проблем ускорения научно-технического прогресса. Сегодня в вузах страны работают более 300 тыс. преподавателей, в числе которых более 15 тыс. профессоров, докторов наук и свыше 150 тыс. доцентов, кандидатов наук, что составляет около половины научных работников страны;

2) повышение квалификации преподавательского состава;

3) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов за счет со-вершенствования организации учебного процесса, активного участия их в научной деятельности.

В вузе научная работа возглавляется проректором по научной работе и регламентируется перспективным и годовым планами исследования.

Различают планы госбюджетных и хоздоговорных НИР. Госбюджетные исследования осуществляются за счет общегосударственных ассигнований на развитие науки; хоздоговорные -- выполняются на основе прямых хозяйственных договоров между вузом и заказчиком, который и финансирует исследования.

Для решения актуальных научно-технических задач в передовых вузах создаются отраслевые научно-технические лаборатории, работающие на основе хозяйственных договоров с определенной отраслью народного хозяйства.

Одним из важных направлений вузовской науки являются исследования, направленные на совершенствование учебного процесса.

Участие в исследовательской работе -- важнейший фактор повышения квалификации преподавательского состава: во-первых, готовятся кадры высшей квалификации -- кандидаты и доктора наук; во-вторых, повышается эрудиция, расширяется кругозор преподавателя; в-третьих, преподаватель может успешно осуществлять творческую подготовку студентов, учить их, как пользоваться приобретенными знаниями.

Особенности организации научно-исследовательской работы студентов

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных, качественных изменений технических средств, технологии, организации и управления производством на основе новых научных принципов. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми глубокими социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса. Важнейшая особенность НТР заключается в неизмеримо возросшей роли науки в развитии производительных сил, для приведения в действие которых требуется все большее количество квалифицированных работников [10].

В связи с этим возникает объективная необходимость приобретения научных знаний всеми участвующими в общественном производстве. Нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которую предполагают современный уровень техники и состояние научного знания.

Носителями научных знаний в общественном производстве являются, в первую очередь, ученые и инженерно-технические работники, которые оказывают непосредственное воздействие на все этапы производственных процессов. Чем больше в стране высокообразованных людей, тем с большим успехом решаются важнейшие научно-технические и производственные проблемы. Поэтому в условиях современной НТР высшее образование приобретает важнейшую роль, от него в значительной мере зависит научно-технический, экономический и военный потенциал государства.

Современный инженер в отличие от инженера начала ХХ в., который, можно сказать, учился своей профессии один раз на всю жизнь, должен непрерывно доучиваться. Поэтому, в какой бы области ни работал специалист, он должен быть динамичным, мобильным, способным непрерывно повышать свою квалификацию, умеющим творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности. Таким образом, решающее значение для выпускника высшего учебного заведения приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель -- умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать.

Творческая активность личности, отражая высокий уровень социальной зрелости человека, является результатом воспитания и самовоспитания личности, обучения и воздействия на неё общественных отношений. В свою очередь творчество в широком смысле слова можно определить как естественно-исторический процесс материалистического познания мира.

Естественно, творческая активность может быть присуща людям в любой сфере социальной жизни: везде, выполняя определенные обязанности, можно искать и находить более эффективные способы работы, повышать производительность труда. Но особо важное значение творческая активность имеет в сфере науки, искусства и общественного производства, и именно здесь она имеет ярко выраженный интеллектуальный характер и предполагает наличие и постоянное включение в свою деятельность знаний о новейших достижениях науки, техники, технологии и участие на этой основе в их развитии и совершенствовании.

Особенностью студенческой научной работы является то, что её главной задачей является не решение важнейших научных проблем, а приближение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческого подхода к решению поставленных задач. Чтобы повысить качество подготовки студентов, необходимо научить их не только усваивать имеющийся фактический материал, но и вырабатывать собственные решения.

Развитие творческой активности студента возможно только в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, постановки экспериментов, обсуждении результатов исследования и т.д.

Для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:

1.Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения.

2.Последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специализации.

3.Обеспечение преемственности при выполнении научной работы каждым студентом.

4.Обеспечение преемственности в научной работе студентов старших и младших курсов,

5.Тесная связь научной работы студентов с научной и учебной работой кафедры.

6.Научная работа студентов является составной частью учебного плана вуза и организуется на основе "Положения о научной работе студентов".

Главную роль в организации научно-исследовательской работы студентов играет профилирующая кафедра. Она разрабатывает формы научно-исследо-вательской деятельности студентов, определяет основные направления, в которых формируется тематика. Эти направления должны отражать специфику будущей специальности и быть тесно связанными с научными направлениями кафедр. Научная работа студентов имеет две основные формы. Первая из них выполняется в научных кружках, студенческих конструкторских бюро, в хоздоговорных лабораториях и т.п. Эта работа не только развивает навыки самостоятельности, но и способствует развитию повышенных способностей, формированию будущих научных работников. Вторая форма - учебно-исследовательская работа студентов - обязательна для всех студентов, она предусмотрена учебными планами.

Привлечение студентов младших курсов к выполнению конструкторских и исследовательских работ совместно со старшекурсниками обеспечивает преемственность научных исследований, расширяет кругозор молодых исследователей. Очень полезной является помощь студентов младших курсов старшекурсникам, выполняющим курсовое или дипломное проектирование, благодаря которой они узнают характер своих будущих работ, накапливают опыт работы, получают ясное представление о специфике исследования от его начала до завершения. Одновременно совершенствуются научно-методические навыки студентов старших курсов, выступающих в качестве "микроруководителей". Начиная научно-исследовательскую работу на младших курсах, создаются благоприятные условия для перерастания отдельных тем в курсовые и дипломные проекты.

Руководство научной работой студентов - одна из обязанностей профес-сорско-преподавательского состава вуза. Качество руководства, его уровень определяют успех выполнения работы. Опыт показывает, что один преподаватель может успешно руководить работой четырех-пяти студентов.

Подведение итогов научно-исследовательской работы студентов является одной из форм её контроля. Эти итоги подводятся на научных семинарах ка-федры, научно-технических конференциях факультета, вуза. Лучшие работы публикуются в научной печати, докладываются на областных и республиканских конференциях, выдвигаются на конкурсы студенческих работ.

Система подготовки научных и научно-педагогических кадров в РФ

В связи с бурным развитием науки потребность в высококвалифици-рованных научных кадрах непрерывно возрастает.

Подготовка кадров высшей квалификации - одна из главных организаторских задач науки. Опыт показывает, что этот фактор в значительной мере определяет уровень развития науки и производства в стране, степень её технического прогресса.

Основной и хорошо зарекомендовавшей себя формой подготовки научных и научно-педагогических кадров в нашей стране является аспирантура. В неё отбираются наиболее способные и подготовленные специалисты, как правило, после определенного времени их производственной деятельности (не менее двух лет).

Наряду с традиционной формой подготовки научных и педагогических кадров через аспирантуру широко распространена подготовка этих кадров из числа соискателей ученой степени. Соискатели прикрепляются к научно-исследовательским институтам или вузам для сдачи кандидатских экзаменов, а также подготовки диссертации под руководством научного руководителя без отрыва от производства.

Подготовка докторов наук осуществляется из числа наиболее активно ведущих научную деятельность кандидатов наук, работающих в вузах, научно-исследовательских институтах и на производстве. Докторская диссертация представляет собой существенный шаг в науке, связанный с разработкой новых научных направлений и решением крупных научных проблем, имеющих важное хозяйственное значение. Одной из форм подготовки докторов наук является докторантура, которая заключается в освобождении кандидатов наук в возрасте до 40 лет от их основной производственной деятельности сроком на 3 года для завершения работы над диссертацией и внедрения её результатов в производство.

Защита кандидатских и докторских диссертаций осуществляется в специализированных диссертационных Советах в вузах и научно-исследовательских институтах. Для оценки качества диссертаций и их соответствия предъявляемым требованиям учёным советом назначаются официальные оппоненты из числа ведущих учёных в данной области и ведущее предприятие, которые представляют официальные заключения по диссертации. Контролирует все диссертационные работы Высшая аттестационная комиссия, в которую входят ведущие учёные страны. Учёные звания доцента и профессора работникам вузов и научно-исследовательских институтов в настоящее время присваиваются Министерством образования РФ.

Библиографический список

1. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. - М.: Мир, 1958.

2. Вернадский, В.И. Труды по общей истории науки / В.И.Вернадский. -М.: Прогресс, 1988.

3. Данилов, В.С. Новая технократическая волна на Западе / В.С. Данилов. -М.: Мир, 1986.

4. Добров, Г.М. Наука о науке / Г.М. Добров. - Киев: Наук. думка, 1989.

5. Ильин, В.В. Природа науки / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. - М.: Прогресс, 1985.

6. Йорданов, И. Наука как логическая и общественная система / И. Йорданов. -- Киев: Наук. думка, 1979.

7. Козлов, А.В. Основы научных исследований: Учебное пособие / А.В. Козлов, Б.А. Решетников, С.В. Сергеев. -- Челябинск: Изд. ЧГТУ, 1997.

8. Кочергин, А.М. Методы и формы научного познания / А.М. Кочергин. -- М.: Наука, 1990.

9. Кукк, В.А. К вопросу о принципах разграничения сфер общественной деятельности: Тем. сб. науч. тр. / В.А. Кукк.-- Челябинск: ЧГТУ, 1996

10. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. -- М.: Мир, 1977.

11. Лакатос, И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии / И. Лакатос. -- 1995. -- № 4.

12. Петров, Ю.А. Логика и методология научного познания / Ю.А. Петров, А.Л. Никифоров. -- М.: Мысль, 1982.

13. Петров, Ю.A. Теория познания / Ю.A. Петров. -- М.: Наука, 1988.

14. Печенкин, А.А. Закономерности развития науки / А.А. Печенкин// Вестник МГУ. Философия. -- 1995. -- № 3.

15. Сноу, Ч. Две культуры / Ч. Сноу. - М.: Мир, 1973.

16. Филатов, В.П. Образы науки в русской культуре / В.П. Филатов// Вопросы философии. -1990. - № 5.

17. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Мир, 1994.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.