бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные понятия анатомии и физиологии человека

p align="left">26. Рефлекс как основа нервной деятельности и рефлекторная дуга. Механизм образования условного рефлекса. Виды рефлексов и их классификации

Рефлекс -- основная форма деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны, и по ним к исполнительным органам.

Рефлекторная дуга -- путь, по которому нервные импульсы проходят при осуществлении рефлекса. Ее целостность -- обязательное условие функционирования рефлекса. Согласованная рефлекторная деятельность -- результат взаимодействия в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения.

Рефлекторная дуга состоит из:

· рецептора -- нервное звено, воспринимающее раздражение;

· афферентного звена -- центростремительное нервное волокно -- отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;

· центрального звена -- нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);

· эфферентного звена -- центробежное нервное волокно, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию;

· эффектора -- исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Различают: -- моносинаптические, двухнейронные рефлекторные дуги; -- полисинаптические рефлекторные дуги (включают три и более нейронов). Павловым делил рефлексы на условные и безусловные.

Безусловные рефлексы -- наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза.

Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.

Условные рефлексы -- это приобретенные в течение индивидуальной жизни организма реакции, возникающие в определенных условиях на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Разработка учения об условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях. Главнейшими из них являются:

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.

2. Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.

3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.

4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.

5. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.

6. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.

7. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

8. бодрое состояние организма;

Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).

27. Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип - это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип - это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа - это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

28. Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания

Торможение, в физиологии -- активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

Торможение (наряду с возбуждением) является одним из важнейших механизмов координации работы нервной системы и других органов. С помощью торможения выключаются одни нервные центры и усиливается работа других. Наконец, благодаря торможению организуется согласованная деятельность целых отделов мозга. Различные виды условного и безусловного торможения лежат в основе формирования и воспитания различных поведенческих навыков. Наряду с условными рефлексами они обеспечивают адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное торможение (это врожденная форма торможения, она присуща всем особям данного вида; не нужно время для его возникновения; он может развиваться в любом отделе центральной нервной системы) может быть:

1. внешнее торможение: Механизм: дополнительный внешний раздражитель вызывает новый очаг возбуждения в коре головного мозга, который является доминантным. Значение: переключение внимания с одного раздражителя на другой;

2. запредельное торможение: Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособности нейронов коры головного мозга. Как следствие в мозговом отделе анализатора возникает запредельное торможение. Значение: предохраняет нейроны коры головного мозга от истощения.

Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.

Особенности:

1. это индивидуальная, приобретенная в течении жизни реакция организма;

2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;

3. развивается в нейронах коры головного мозга.

Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.

Значение торможения условного рефлекса:

1. отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;

2. осуществляется более детальный анализ и синтез информации.

3. позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.

29. Учение Анохина о функциональной системе и ее роль в организации поведенческого акта

Функциональная система - совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-функциональным образованиям и объединяющихся для достижения полезного приспособительного результата.

Главное значение - не анатомическая близость органов, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

Функциональная система состоит из 4-х звеньев:

1. центральное звено - нервные центры, которые возбуждаются для достижения полезного приспособительного результата;

2. исполнительное звено - внутренние органы, скелетные мышцы, поведенческие реакции;

3. обратная связь;

4. полезная приспособительная реакция.

Свойства функциональной системы:

Динамичность - функциональная система временное образование. Каждая функциональная система формируется в процессе жизнедеятельности в соответствии с преобладающими потребностями организма. Различные органы могут входить в состав нескольких функциональных систем.

Саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне какие-то константы организма без вмешательства из вне. Саморегуляция достигается за счет наличия обратной связи.

30. Учение Ухтомского о доминанте. Свойства доминанты, ее возрастные особенности и значение в познавательной деятельности

Доминанта - это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим). Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

А.А.Ухтомский считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

31. Нейрофизиологические механизмы и возрастные особенности восприятия и внимания

Восприятие -- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это отражение в мозге человека целостного образа предмета. Разрозненные ощущения о предмет человек воспринимает в целом. Деятельность системы отбора информации происходит с помощью внимания.

Свойства восприятия

Предметность -- объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов.

Структурность -- предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность -- на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Контактность (константность) -- на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

Активность -- в любой момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Осмысленность -- предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Факторы восприятия

Внешние: размер, интенсивность (в физическом или эмоциональном плане), контрастность (противоречие с окружением), движение, повторяемость, новизна и узнаваемость

Внутренние:

Установка восприятия -- ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация -- человек видит то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт -- человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция -- восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности -- оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, -- в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия: Принцип резонанса -- соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты -- противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности -- угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Внимание - фактор, который руководит выбором информации для восприятия. Внимание может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивое внимание можно усилить тренировками, усилиями воли. Различают внимание сознательное и несознательное. Биологической основой несознательного внимания является ориентировочный рефлекс. Он возникает тогда, когда действует важный или новый раздражитель. Сознательное внимание активно поддерживается.

Физиологический механизм внимания сложен. Понять его помогает открытое Павловым явление оптимального очага возбуждения, который обладает средней интенсивностью, но является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции, он гасит другие очаги возбуждения в коре мозга. Очаг оптимального возбуждения динамичен. А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Домината (господствующий очаг возбуждения) более устойчив. Он не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способен усиливать их. Однако оба вида очагов возбуждения не до конца объясняют механизм внимания человека, т.к. человек способен управлять своим вниманием.

Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

· Объем внимания измеряется количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 несвязанным между собой объектам.

· Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Умение распределять внимание воспитывается.

· Концентрация внимания - степень сосредоточения на объекте. Выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Тесно связана с объемом внимания и распределяемостью.

· Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения на объекте. Зависит от целого ряда причин: сила нервных процессов, характер деятельности, отношение к делу, сложившиеся привычки.

· Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного предмета на другой. Физиологическая картина переключения - торможение существовавшего очага оптимальной возбудимости и формирование нового очага.

У трехмесячного ребенка можно отметить заметно выраженный внешний акт внимания, связанный со зрительным восприятием. Это свидетельствует о выделении предмета и превращении его в объект внимания.

К концу первого года жизни у ребенка расширяется круг явлений, которые привлекают его внимание: это слова взрослых и собственные действия с предметами.

С 1 года до 3 лет, когда начинается речевое общение, объектами внимания становится произносимое слово, а через него - образ и мысль.

В преддошкольном возрасте сосредоточение внимания на предмете неустойчиво. Внимание ребенка этого возраста легко переключить и отвлечь. Внимание в основном непроизвольное, но проявления произвольного внимания возникают чаще и становятся продолжительнее.

У детей дошкольного возраста значительно увеличивается время, в течение которого они могут удерживать внимание на предмете. Произвольное внимание дошкольника формируется в коллективных ролевых играх, в дидактических играх, а также при выполнении трудовых поручений. Но их внимание легко переключается от нужного к интересному, от малоинтересного к более интересному.

У ребенка, поступающего в школу, ведущее внимание - непроизвольное. Учение как основной вид деятельности активно формирует произвольное внимание.

Непроизвольность внимания первоклассника, его быструю утомляемость от собранности необходимо учитывать. Чтобы облегчить сосредоточение внимания детей, учитель организует их позу, приучает работать сосредоточенно, подготавливать все к уроку до прихода учителя в класс.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослых, распределение внимания слабое.

Подросток располагает значительно большими возможностями в проявлении устойчивости внимания. В подростковом возрасте к вниманию предъявляются более высокие требования. Возрастает устойчивость внимания на отдельных предметах, особенно в связи с возникновением более стойких дифференцированных интересов.

Подросток умеет распределять внимание: одновременно переговариваться с соседом по парте и следить за ходом урока. У учащихся юношеского возраста складывается определенный стиль внимания, формируется внимательность как черта личности.

Развитие внимания в школьные годы идет по следующим направлениям: 1) совершенствуются все виды внимания; 2) особенно интенсивно развивается произвольное и послепроизвольное внимание, которое начинает занимать ведущее место в регуляции деятельности; 3) складывается привычка работать внимательно; 4) развиваются свойства внимания. Синтезом всего развития внимания является формирование внимательности как черты личности.

32. Нейрофизиологические механизмы и возрастные особенности эмоций

Эмоции - процесс переживания ситуации, реакция на внешние и внутренние раздражители, отношение к окружающим объектам, событиям, явлениям. Различают эмоциональные реакции, состояния и отношения.

Эмоциональные реакции - положительные, отрицательные, нейтральные.

Аффект - эмоции, которыми человек не может овладеть.

Эмоц. состояния - постоянно меняются. *печальное - спокойное.

Эмоциональные отношения *Любовь, ревность.

Возникновение эмоций объясняет информационная теория эмоций - это концепция, согласно которой эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям.

Возрастные особенности:

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. Выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.

Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они стремятся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.