бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Госжурнал

предпринимательства»;

– работа по созданию реестра неиспользуемого недвижимого имущества для

предоставления субъектам малого предпринимательства;

– работа с Тюменским региональным общественным Фондом «Развитие народных

промыслов и ремесел «Страна Тюмения» с целью создания учебно-

производственного центра народных ремесел в одном из пригородов г. Тюмени;

– издание буклета «Малые предприниматели Тюмени».

За прошедший период удалось наладить контакты с общественными объединениями

предпринимателей Тюмени и Тюменской области, организовать работу над

обращениями предпринимателей. Так, по обращению предпринимателей Тюменского

района проведен анализ всей законодательной базы по противопожарной

безопасности и обоснованности требований, которые предъявляют

противопожарные службы к предпринимателям. Результатом этой работы было

вынесение протеста прокуратуры Тюменской области на распоряжение

администрации г. Тюмени от 06.03.2001г. № 786 «Об обеспечении пожарной

безопасности» (по обустройству предприятий системой «ОКО»), т. к. его

выполнение существенно увеличивало финансовую нагрузку на предпринимателей.

В число приоритетов на будущий период администрация области определила

создание для предпринимателей условий, при которых им прибыльно заниматься

бизнесом, а государству выгодно помогать развиваться предпринимательству.

С этой целью планируем провести:

– усовершенствование всей законодательной базы, касающейся

предпринимательской деятельности;

– продолжить работу по устранению «административных барьеров» в целях

благоприятствования развитию предпринимательства;

– завершить анализ свободных государственных и муниципальных площадей с

целью создания банка данных недвижимого имущества с последующим

предоставлением предпринимателям на льготных условиях;

– в сфере финансово-кредитной поддержки предпринимательства в области

активизировать работу по возмещению части процентных ставок по кредитным

договорам, заключаемым представителями предпринимательства с кредитными

учреждениями;

– продолжить поддержку предпринимателей через субсидирование коммерческих

кредитов и прямое кредитование на льготных условиях бизнес-проектов,

которые позволяют создать дополнительные рабочие места и увеличить

поступления в областную казну.

Страховой бизнес в среднесрочной перспективе: концептуальный подход

М. В. Мазаева, к.э.н., доцент,

Тюменский государственный университет

Во всем мире страхование является самым высокодоходным бизнесом, оставляя

далеко позади, к примеру, банковское дело. Население зарубежных государств

тратит ежегодно колоссальные средства на страховую защиту: страховая премия

на душу населения в Японии составляет $7000, в США – $2500-3000, в странах

Бенилюкса – около $4000. Состояние национальной системы страхования в

России характеризуется высокой степенью развития. Вместе с тем за годы

реформ накоплено немало проблем. Вот почему принятие «Концепции развития

страхования в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 25

сентября 2002 г. №1361-р) – позитивный факт.

Занимая второе место в России после Москвы по сбору страховой премии,

страховой рынок нашего региона стоит перед теми же проблемами, что и

общероссийский. Главная на сегодняшний день проблема обусловлена намерением

России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Таким образом,

первоочередной задачей политики России в сфере страхования является

разработка общей концепции участия в мировой интеграции страховых рынков.

Как свидетельствует мировой опыт, страховое дело всегда было одной из сфер,

где национальные интересы защищались государством в большой степени.

Интеграция страховых рынков прошла очень длительный путь и в Европе. И

сегодня все страны ставят на первый план защиту интересов своих

страхователей, не допускают в процессе интеграционного проникновения на

национальный рынок даже малейших их нарушений страховщиками других стран.

Предоставляя национальный режим иностранным страховщикам на отечественном

страховом рынке, нужно иметь представление об организации систем

страхования взаимодействующих с нами стран. В связи с этим особо важно

изучить структуру общеевропейского страхового рынка, основные тенденции

развития, особенности страхового регулирования, организацию надзора в

странах Западной Европы, т. к. опыт именно этих государств (предпочтительно

Германии) может быть перенесен на отечественную почву. Причем исходить

следует не из сегодняшней ситуации в Европе и в мире, а из европейского

опыта, сложившегося в 60-70 годы: именно этот период развития

характеризовался укреплением национальных страховых рынков и соответственно

государственным протекционализмом. Protectio в переводе с латинского –

защита, покровительство. В таком режиме государство проводит политику,

направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. В

отличие от Европы России предстоит пройти путь от протекционистской

политики к свободе деятельности иностранных страховых компаний в достаточно

сжатый срок. Регулирование их деятельности сейчас должно быть разумным.

Важно учитывать опыт регламентации и надзора, методы протекционистской

политики, применяемые отдельными государствами по защите отечественного

страхового рынка.

Итак, какие же цели ставятся в Концепции развития страхования в РФ на

перспективу. Назовем основные:

– повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп

рисков, заботясь особо о качестве и спектре предлагаемых страховых услуг;

– привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;

– решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской

Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой

деятельностью;

– создать структурные основы для развития добровольного страхования;

– создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов

населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий

имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.

Предполагается, что осуществление мер по совершенствованию налогообложения

страховых операций, развитие долгосрочного страхования жизни и пенсионного

страхования, введение новых видов обязательного страхования будут

способствовать росту числа договоров страхования, размеров страховых

выплат. В результате объем финансовых средств в системе страхования

увеличится, а страховая защита будет предоставляться более широкому кругу

граждан и юридических лиц. Соответственно общий объем страховой премии и

объем страховых выплат увеличатся. Доля совокупной страховой премии во

внутреннем валовом продукте предположительно составит около 5 процентов.

Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать

дополнительные финансовые средства, которые послужат источником

инвестирования финансовых средств в экономику страны.

Интерес государства к страховой сфере понятен и совершенно оправдан. Всегда

резервы страховых компаний, а в истории нашей страны двух финансовых

монополистов, к тому же государственных – банка и страховщика, размещались

в соответствующие активы. Зачастую такое инвестирование велось в

добровольно-принудительном порядке в государственные ценные бумаги и

служило способом покрытия бюджетного дефицита. Для максимального

использования инвестиционного потенциала страховых компаний во многих

странах выпускаются специальные налогольготируемые ценные бумаги. Подобные

намерения декларируются и у нас, причем уже во второй по счету Концепции

развития страхования. Однако в силу неблагоприятного инвестиционного

климата использовать самый мощный в мировой практике потенциал

институционального инвестора в России пока не удается.

Особо надо сказать о совершенствовании государственного надзора за

страховой деятельностью. В Концепции это направление отражено верно.

Требуется осуществить следующие меры:

- повысить надежность системы страхования посредством установления единых

требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в

международной практике;

- установить правила, нормативы и показатели платежеспособности и

финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с

международными стандартами ценообразования страховых услуг;

- провести финансовое оздоровление страховых компаний, включая обязательное

увеличение капитала, вплоть до применения принудительных мер по управлению

ее активами;

- установить для профессиональных участников страхования требования о

наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что

позволит профессионально выполнять возложенные на них функции, осуществлять

также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц,

допустивших финансовые злоупотребления.

Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к

самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору, пятилетней период ее

существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в

истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту

страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить

кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность

информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в

России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых

компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт,

характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как

установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций.

Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным

размерам.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и

в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо

принять законодательные меры, направленные на увеличение базового

минимального размера уставного (складочного) капитала российских

страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн.

рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006

г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по

экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к

капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов.

Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры

по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков

не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять

страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием

перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и

перестрахования путем создания специализированных страховых объединений,

расширения участия российских страховщиков в международных системах

перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного

потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит

также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить

необоснованный отток валютных средств за границу.

Международный рынок перестрахования переживает тяжелые времена, по оценкам

экспертов, он находится в низшей точке цикла. Подобное состояние рынок

переживал в 1991-1992 годах, когда отечественный рынок страхования делал

первые шаги. Поэтому прогноз для рынка перестрахования в России фактически

не отличается от других рынков – цены будут расти (специалисты ожидают, что

такое состояние продлится как минимум два-три года); перестраховочные

емкости будут сокращаться; контроль за андеррайтингом в прямых компаниях-

цедентах, так же как и условия перестрахования, будут строже. Поэтому чем

скорее российский рынок адекватно отреагирует на эти изменения, тем менее

болезненными будет «врастание» в международное страховое хозяйство.

Трагедия в США 11 сентября 2001 г. стала мощнейшим ударом по мировому рынку

страхования. Никогда убыток, содеянный человеческими руками, не был столь

высоким. Никогда кумуляция убытков по различным видам страхования не

приводила к столь печальным результатам для мирового страхового рынка в

целом – совокупный убыток, оцениваемый в 50,0 млрд. долларов, включает

убытки по страхованию имущества и перерыва в производстве, страхованию от

несчастных случаев, страхованию жизни, финансовому перестрахованию,

автострахованию, страхованию ответственности работодателя, авиационному

страхованию – всего по 23 видам страхования. По оценкам специалистов Norgan

Staniey, этот страховой случай резко негативно сказался на капитализации

мирового страхового хозяйства, сократив ее почти на 30 %.

В отношении российского рынка перестрахования можно сказать, что он

бесспорно развивается. Вместе с тем нельзя забывать, что перестрахование –

это бизнес больших и очень больших денег. Чтобы предоставить

перестраховочную емкость в 20,0 млн. долларов США, перестраховщик должен

обладать капиталом в десятки раз большим.

Задачи, которые ставятся в Концепции по совершенствованию системы

законодательства в области страхования, безусловно актуальны. Действующая в

настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по

нашему мнению, крайне хаотична. С одной стороны, действуют несколько

десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость

страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При

этом необходимость проведения целевого ряда упомянутых в этих нормативных

актах видов страхования в обязательной форме вызывает серьезные сомнения. В

то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии с ГК

РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они

должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются

законом, однако конкретно в соответствующих актах это не оговорено.

Наконец, законы о проведении в обязательном порядке ряда очевидных видов

страхования в течение долгого времени не принимаются. Достаточно напомнить

о судьбе закона об автогражданской ответственности.

Правительство отклонило законопроект «О порядке осуществления обязательного

страхования на территории РФ» и поручило Минфину доработать его. Против

принятия этого закона высказалась администрация Президента России. Из ее

заключения следовало, что в законопроекте отсутствует предмет

регулирования, а сам документ является излишне общим. По мнению

администрации Президента, вместо принятия отдельного законопроекта об

обязательном страховании можно включить соответствующую главу в Закон «Об

организации страхового дела в РФ».

Страховое законодательство является фундаментом для строительства

страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации

страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций,

требования к субъектам страховой деятельности, формы организации

государственного регулирования в страховании и т. п. Вот почему необходимо

разработать целостную систему обязательного страхования; осуществить меры

по развитию законодательства о налогах и сборах; об основах деятельности

обществ взаимного страхования.

В Концепции нашли отражение вопросы налогового регулирования страховых

операций. В перспективе планируется включить в перечень социальных

налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно

важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением,

пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).

Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам

страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при

исчислении налога на прибыль организаций. Режим налогообложения операций по

долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования

физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых

рисков.

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и

постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих

успешному росту экономики. Особо следует выделить планы Правительства по

стимулированию перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с

использованием механизмов долгосрочного страхования жизни и поэтапную

интеграцию национальной системы страхования с международным страховым

рынком.

Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения

старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном

страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего

пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в

осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития долгосрочного

страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и

застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам

страхования. Страхование будет играть существенную роль в пенсионный

реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу

деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы

обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с

негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном

страховании с учетом специфики правового регулирования страхования

предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов

деятельности субъектов данной системы.

Важным направлением в расширении страховой защиты призвана стать система

обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В

осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих

социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального

страхования и социального обеспечения, предстоит перейти к страховому

принципу.

Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости

страховщиков намечается ввести специализацию страховых организаций. Это

исключит осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования

жизни и пенсий) и имущественного. В этих целях должна быть разработана

классификация видов страховой деятельности и определены особенности

организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

На наш взгляд, отсутствие со стороны государства должного надзора привело к

тому, что Всероссийский союз страховщиков готовится стать саморегулируемой

организацией. Безусловно, это высокий статус, который даст огромные права и

полномочия. Соглашение, которое подписано совсем недавно, в значительной

степени приближает это событие. Имеется в виду прежде всего совместная и

согласованная деятельность Министерства финансов РФ и ВСС по разработке

страхового законодательства, совместные программы подготовки и

переподготовки руководящих кадров страховых компаний, скоординированные

действия по совершенствованию процесса лицензирования, сбора и анализа

статистической отчетности. Кстати, в Тюменской области Координационный

совет по страхованию, созданный при администрации, давно взял на себя

функцию развития регионального рынка, создания цивилизованной страховой

инфраструктуры. Аналогично в масштабе страны Комитет ВСС по региональной

политике по сути дела заменил государственный орган страхового надзора,

осуществляя координацию региональных объединений страховщиков,

взаимодействуя с федеральными и региональными обществами в деле освоения

региональных рынков, проведения экспертного анализа нормативно-правовых

актов по страхованию, изданных региональными и местными органами власти,

созданию в регионах банков данных о недобросовестных клиентах. Принято

решение о подготовке перечня услуг, оказываемых ВСС страховым организациям-

членам ВСС. Огромное значение придается соглашению между ВСС и Минфином РФ

о сотрудничестве. Все это в конечном итоге должно значительно повысить

привлекательность ВСС для всех профессиональных участников рынка

страхования России.

Анализ Концепции в содержательном плане свидетельствует о системности,

однако нельзя не отметить декларативный характер. Если цели и направления в

документах подобного типа могут носить характер провозглашаемых, то

механизм реализации должен быть четким. Тогда это будет выполнимо, позволит

страховому бизнесу развиваться и занять должное место в экономике России.

Для успешной конкуренции с крупнейшими страховыми организациями

отечественным страховщикам необходимо наращивать финансовый потенциал,

размеры капитала и активов, чтобы повысить свою устойчивость. А это, в свою

очередь, возможно лишь при изменении отношения к страхованию в стране:

общество должно осознать важность задач, решаемых с помощью страхования,

необходимости обеспечивать себя полноценной страховой защитой. Решение этой

задачи связано с повышением уровня жизни населения и доходов юридических

лиц, с осознанием того, что в современном российском обществе «спасение

утопающих есть дело прежде всего самих утопающих», с наличием и неуклонной

реализацией соответствующей государственной политики в области страхования.

Природные катастрофы, террористические акты и последовавшая за ними широко

рекламируемая государственная поддержка пострадавших оказались «стимулом»

потребительских настроений и не способствовали созданию потребности в

классической страховой защите от стихийных бедствий: наводнений, селей,

ураганов; техногенных аварий; политических и экономических рисков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.