бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется

общественное назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги

выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую

очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование

общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение

последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая

функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства

между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы

государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам

населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.

Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-

за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою

квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним

предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,

фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и

регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую

направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных

доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление

жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные

материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует

росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические

товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д.

Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от

налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление

средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии

отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в

пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее

бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных

капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при

помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,

отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,

НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

- в установлении и изменении системы налогообложения;

- в определении налоговых ставок, их дифференциации;

- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части

прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с

задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,

избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся

до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического

единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой

фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное

положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось

инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу

вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой

технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов

- обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки

на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы

для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -

воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования

экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры

народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по

отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на

отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,

штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу

нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее

развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более

гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства

государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые

ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям

государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с

налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования

и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей

среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.

Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:

нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной

деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам

акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,

чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и

селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями

государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать

жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,

предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными

акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе

достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно

от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном

темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная

конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и

региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой

обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий

является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется

от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только

благодаря государственной налоговой политике, и в частности

санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному

списанию основного капитала.

2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность

действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий

налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими

элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и

принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок

распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля,

порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы

международного двойного налогообложения.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,

пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков

– юридических и физических лиц на территории страны.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были

заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет

законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой

системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были

определены в Законе РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации".

Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения

предприятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на

территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,

формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это

наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая

стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ предусмотрено 16 федеральных налогов

и сборов. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.

Региональные налоги устанавливаются в соответствие с Налоговым кодексом,

причем определение таких важных элементов как налогоплательщики, объект

налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка

и порядок исчисления налога осуществляются в самом Кодексе. В законах

субъектов федерации о налогах и сборах могут уточняться налоговые ставки в

пределах, установленных Налоговым кодексом, устанавливаться дополнительные

налоговые льготы, уточняться порядок и сроки уплаты налога, устанавливаться

формы отчетности налогоплательщиков по региональным налогам. Признаком

региональных налогов является обязательность их уплаты на территории

соответствующего региона.

Согласно статье 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Налоги, не предусмотренные в ст. 14 Налогового кодекса, субъекты

федерации устанавливать не вправе.[2]

В целях недопущения одновременного действия налогов со сходными

объектами налогообложения в п. 2 ст. 14 НК РФ установлено правило, согласно

которому при введении в действие налога на недвижимость прекращается

действие на территории соответствующего субъекта федерации регионального

налога на имущество организаций, а также местных налогов – на имущество

физических лиц и земельного налога. Поскольку прекращение действия налога

на имущество физических лиц и земельного налога означает изъятие источников

местного бюджета, то, очевидно, введение налога на недвижимость должно

сопровождаться согласованием с органами местного самоуправления о

перераспределении части поступлений от налога на недвижимость в местные

бюджеты.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,

поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район

внутри города.

Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на

территории соответствующих муниципальных образований. Представительные

органы (городские Думы) городов федерального значения Москвы и Санкт-

Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных

налогов. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами г.

Москвы и г. Санкт-Петербурга.

К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Местные налоги должны устанавливаться и вводиться в действие в

соответствии с Налоговым кодексом, где определены основные элементы налога,

а факультативные (льготы, ставки в пределах, установленных Кодексом,

порядок и сроки уплаты, формы отчетности) устанавливаются представительными

органами местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ст. 12 НК РФ

местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные ст. 15 Кодекса,

представительные органы местного самоуправления устанавливать не вправе.

Налоговым кодексом установлены местные лицензионные сборы. Количество

и конкретный состав данных сборов, как и федеральных и региональных

лицензионных сборов, должен быть определен второй частью Налогового

кодекса.

Классификация налогов представлена в Приложении 1.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются

в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную

стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный

налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов

создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным

бюджетам приносит налог с продаж и налог на имущество юридических лиц. В

основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в

большинстве стран не делается различия между налогом на имущество

юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один

налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество

физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Единая налоговая система крайне необходима для того, чтобы Россия

развивалась экономически, чтобы каждое предприятие, каждый гражданин

находились в одинаковых или сопоставимых и наперед известных условиях

независимо от того, в какой точке России они будут осуществлять свою

экономическую деятельность. Только при выполнении этого условия каждый

сможет предвидеть и просчитать экономические и налоговые последствия

принимаемых им организационных, управленческих или инвестиционных решений

или финансовые последствия той или иной экономической либо неэкономической

деятельности. Поэтому в Налоговом кодексе в качестве одного из главных

принципов устанавливаются закрытые (т.е. исчерпывающие) перечни тех

региональных и местных налогов, которые вправе вводить или не вводить по

своему усмотрению на подведомственной территории соответствующие органы

власти и самоуправления. Но, закрепляя за отдельными регионами или местными

властями собственный налоговый потенциал, необходимо быть уверенным, что

налоги, установленные в соответствии с этими перечнями, способны в

значительной степени обеспечить бюджетные поступления каждого уровня для

того, чтобы профинансировать необходимые расходы.

Разумеется, налоговое законодательство не должно вторгаться в

бюджетное законодательство. Эти два вида законодательства рассматриваются

как самостоятельные, но не изолированные друг от друга. Очевидно, что

несмотря на то, что некоторые налоги закреплены за федеральным уровнем,

значительная часть поступлений этих налогов должна оставаться

непосредственно на местах. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и

многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные

налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов.

Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном

проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие

налоги, как государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в

порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью

зачисляются в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических

лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,

включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений

могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании

федерального бюджета.

Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен

составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта

Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с

недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70%

доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это

расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета

нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти

минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности

закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов,

дотациями и субвенциями.

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой

государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды

обязательного медицинского страхования Российской Федерации), доходная

часть которых формируется за счет обязательных взносов. Эти взносы

объединены в один социальный налог с расщеплением поступлений по фондам и

предназначены для мобилизации средств для реализации права граждан на

государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает

возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий

бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти

полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как

доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя

налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных

федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с

США и Германией при сохранении некоторых специфических российских

особенностей.

3. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ

Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в

денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и

политической функций, необходим бюджет, который представляет собой

экономическую форму образования и использования основного централизованного

фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни

и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно

централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.

Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение

государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности –

обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности

государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета

удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на

образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств –

собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что

изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и

предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный

характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется

значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется

на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных

кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней

формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации –

группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации

группировочных кодов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых

для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают,

таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с

распределением денежных средств государства и их использованием.

Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному

назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости

от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы

подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и

капитальные (бюджет развития).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.