бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры на госэкзамены

решала российская экономика в 1995—1996 гг.

Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к

рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса,

обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по

двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования

дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии денег) и

обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти

направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и

гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается

в своем осуществлении на контроль за предложением денег и валютным курсом.

Гетеродоксальный (примеиеиный в большинстве стран Центральной и Восточной

Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще

один — политика (деяндексация) доходов.

9. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Их роль в

расширенном воспроизводстве

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими

товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства

определяются экономическим строем общества, природой и функциями

государства. Финансы - историческая категория. Они появились одновременно с

возникновением государства при расслоении общества на классы. В условиях

капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий

характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с

образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в

процессе распределения и перераспределения национального дохода. Располагая

огромными фондами денежных средств, государство оказывает воздействие на

процесс воспроизводства, аккумулирует ресурсы не только бюджетной системы,

но и многочисленных внебюджетных фондов. Финансы предприятий различных форм

собственности, являются основой финансовых отношений. В развитых зарубежных

странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.

Выпуск акций – одна из мощных форм мобилизации капитала. Она позволяет

трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без

акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка

корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко

ограничило бы возможности их роста. Финансы предприятий обслуживают

кругооборот огромных фондов денежных средств. Таким образом финансовые

отношения охватывают две сферы:

экономические денежные отношения, связанные с формированием и

использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых

в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных

фондах;

экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот

децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с

формированием, распре- делением и использованием централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и

задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и

значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в

экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают

финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и

по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью

которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных

производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода,

орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и

фондов.

10. Финансовый рынок. Его роль в мобилизации и распределении финансовых

ресурсов

Переход к рынку не возможен без финансового рынка. Финансовый

рынок–совокупность эконо- мических отношений, связанных с распределением

финансовых ресурсов, куплей, продажей временно свободных денежных средств и

ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-

кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются

государственные предприятия, различных форм собственности и отдельные

граждане.

Главной функцией финансового рынка, являются обеспечение движения

денежных средств от кредиторов к заемщику и обратно. Финансовый рынок

выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов

предприятий и объединений, а также населения между собой, между субъектами

хозяйствования и отраслями экономики.

Основными составляющими финансового рынка являются:

Кредитный рынок

Рынок ценных бумаг

Денежный рынок

Кредитный рынок предполагает перераспределение денежных средств путем

их предоставления владельцами ссуду на основе платности, срочности и

возвратности. Кредит – это форма движения ссудного капитала. На рынке

капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности

национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в

свободных финансовых ресурсах. Рынок ссудных капиталов как один из

финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений,

связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала. Основные

участники этого рынка:

1)первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на

различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;

2)специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций,

осуществляющих непосредственное привлечение денежных средств, превращение

их в ссудный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на

возвратной основе за плату в виде процента;

3)заемщики в лице юридических, физических лиц и государства.

Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов,

рынок ссудных капиталов может быть дифференцирован на четыре базовых

сегмента: денежный рынок; рынок капиталов; фондовый рынок; ипотечный рынок.

Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфические особенности

в части его организации и функционирования, что на практике привело к

созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных

институтов(инвестиционных, ипотечных и т.п.) По форме существуют следующие

виды кредита:

Коммерческий кредит - одна из форм кредитных отношений в экономике,

породившая вексельное обращение и активно способствовавшая развитию

безналичного денежного оборота. Потребительский кредит – главный отличи-

тельный его признак, целевая форма кредитования физических лиц.

Государственный кредит -основной признак, непременное участие государства в

лице органов исполнительной власти. Осуществляя функции кредитора,

государство через центральный банк производит кредитование. Международный

кредит рассматривается как совокупность кредитных отношений функционирующих

на международном уровне. Ростовщический кредит специфическая форма кредита.

В современных российских условиях получил определенное распространение

Рынок ценных бумаг – это совокупность отношения финансового рынка,

связанного с выпуском и обращением ценных бумаг. Создание рынка ценных

бумаг в России проходило достаточно сложно, наполнение рынка ценными

бумагами осуществлялось медленно из-за отсутствия процесса приватизации.

Процесс формирования рынка ценных бумаг занял около пяти лет и имеет

следующую структуру:

- на первичном рынке ценных бумаг осуществляется продажа всех

существующих видов ценных бумаг. Реализация на первичном рынке происходит

через фондовые магазины, а также действующую систему посредников(брокеров и

коммерческие банки)

- вторичный рынок – фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж

осуществляют перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг.

Денежный рынок предполагает выпуск в обращение денежной наличности

путем расчета ее количества на основе расчета ВВП. При этом с

корректировкой на инфляцию и стагнацию.

При формировании финансового рынка особое внимание уделяется рынку

ценных бумаг. При формировании рынка ценных бумаг он распределяется на

биржевой и перераспределительный. Развитие рынка ценных бумаг

регламентируется количеством инвесторов и нормативно-законодательными

актами. При формировании рынка ценных бумаг особое место уделяется

облигациям. Государство выпускает их совместно со сбербанком для

аккумулирования свободных денежных средств на счетах государства для

выполнения особых задач. При размещении облигаций необходимо помнить сроки:

краткосрочные до 1 года; среднесрочные от 5 до10 лет; долгосрочные от 15 до

20 лет

Размещением занимается Центробанк бумажным и безбумажным способом.

Выпускаются бескупонные облигации ГКО, векселя ГКВ и Казначейские

обязательства КО.

К числу ценных бумаг относятся депозитные сертификаты – именные и на

получателя. Условия выпуска регламентируются Центробанком.

Финансовый рынок предполагает тесное взаимодействие капитала с рынком

ценных бумаг.

Финансы- выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями

в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации

продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании

централизованных денежных средств и их распределении. Главным материальным

источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь

созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом

потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без

участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы –

неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального

дохода. С помощью финансов осуществляется вторичное распределение или

перераспределение национального дохода. Таким образом, финансы - это

распределительная категория, но вместе с тем следует отметить, что

распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем

использования цен и кредита. Финансы и кредит взаимосвязанные категории, в

сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на

расширенной основе. Расширенное воспроизводство включает непрерывное

возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной

части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и

производственных отношений. Сущность финансов проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную,

осуществляемые ими одновременно. Распределительная функция финансов

заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди

участников материального производства. Перераспределение национального

дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением

средств, а также с наличием наряду с производственной непроизводственной

сферы, в которой национальный доход не создается. В результате

перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы

в отраслях непроизводственной сферы ( налоги).

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом

формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно

отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в

контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их

по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства

через финансы в процесс воспроизводства. Функции финансов реализуются через

финансовый механизм, представляющий часть хозяйственного механизма.

11. Управление финансами. Государственные органы управления финансами

Органы управления финансами и их функции. 1)Минфин РФ: подготавливает

предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ,

развитию бюджетного федерализма и механизма внебюджетных отношений с

субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического

развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы; участвует в

подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной,

инвестиционной, налоговой политики; разрабатывает проекты федерального

бюджета, исполняет фед. бюджет; проводит с участием ЦБ РФ гос. политику в

области эмиссии и размещения гос. ц.б.; подготавливает предложения по

формированию и использованию средств гос. внебюджетных фондов и целевых

бюджетных фондов и др. 2) Министерство по налогам и сборам РФ: проводит

непосредственно и организует работу гос. налоговых инспекций (ГНИ) по

осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства;

разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и др. налоговых

документов; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях

проверки ден. документов, регистров бух. учета, отчетов, планов, смет и др.

документов; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы НИ в

субъектах РФ; координирует работу по взаимодействию с органами гос. власти

и управления всех уровней и др. 3)Учреждения ЦБ РФ: Принимают и зачисляют

средства, поступающие в доходы бюджетов; распределяют в установленных

размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов,

производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный

бюджет; выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих

бюджетов; ведут учёт доходов и расходов федерального бюджета и бюджета

субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом

исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям ЦБ и фин.органам, ведут

учёт средств местных бюджетов; производят расчётное кассовое обслуживание

учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и

местных бюджетах; осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных

средств. 4)Министерство гос. имущества РФ: координирует деятельность

соответствующих фед. органов в области управления и распоряжения фед.

собственностью; организует и контролирует реализацию программы

приватизации; организует учет фед. имущества и ведение его реестра; создает

комиссии по приватизации фед. имущества; осуществляет преобразование гос.

унитарных предприятий в ОАО; разрабатывает и издает в пределах своей

компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные

правовые акты, регулирующие процесс приватизации гос. имущества и др.

5)Счетная палата РФ: организация и осуществление контроля за своевременным

исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и гос. внебюджетных

фондов по объемам, структуре и целевому назначению; оценка обоснованности

доходных и расходных статей бюджетов; контроль за законностью и

своевременностью движения средств фед. бюджета и средств внебюджетных

фондов в ЦБ РФ; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе

информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых

контрольных мероприятий и др. 6)Федеральное казначейство РФ: организация

бюджетного и фин. исполнения фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов,

исходя из принципа единства кассы; ведение сводного реестра распорядителей

средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов и фед. внебюджетных средств;

управление доходами и расходами фед. бюджета; организация и ведение

операций по счету гос. казны; управление и обслуживание гос. внутреннего и

внешнего дога совместно с ЦБ РФ; организация осуществления взаимных

расчетов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ и др.

12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля

и их функции

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов

власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой

деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,

учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе

формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической

эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности

произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и

права как государства и его учреждений, так и всех других экономических

субъектов. Государственный финансовый контроль пред- назначен для

реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение

бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за

финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений,

государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со

стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь

сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и

др. платежи. Система финансового контроля включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением

непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства –

общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству

финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и

ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой

основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых

операций;

службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

- времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

субъектам контроля(президентский, контроль представительных органов

власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)

сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный,

кредитный, страховой)

форме проведения (обязательный - внешний, инициативный - внутренний)

методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз.

деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов

созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос.

Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответствующие подкомитеты

проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев

Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия

“финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в

каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою

специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс

воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое

звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых

отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер

финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды

денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных

форм собственности.

Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются

для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и

используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных

отношений на микроуровне.

Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или

федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими

доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не

включаются в федеральный республиканский бюджет.

Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они

имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению,

стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными

ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников

формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на

централизованные и децентрализованные, а также на: экономические

внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды

конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное

значение в их состав входят :

Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых

взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов,

получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту,

инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных

пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством

социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого

социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы,

собственные средства, полученные в результате использования свободных

средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.