бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковская система

см. в приложении).

Одной из важных задач сегодня является привлечение банков к долгосрочному

кредитованию инвестиций. Для развития этого процесса существуют объективные

условия, связанные не только с насущной потребностью реального сектора

экономики, но и с изменением ситуации на финансовом рынке, сделавшей

невозможными действовавшие до сих пор основные методы зарабатывания денег

банками. Имеется в виду следующее: доходность на финансовых и товарных рынках

в 1996 г. продолжала падать,

инфляция, высокие темпы которой позволяли банкам ранее получать значительные

прибыли на высокой марже, также снизилась и изменила свою форму, проявляясь в

1997 г. в виде роста государственного долга, взаимных неплатежей, отложенного

спроса, дефицита бюджета, появления денежных суррогатов и возобновления

бартера.

В этих условиях банкам приходится переключаться с финансового сектора на

производственный. Перспективы развития ситуации в этой области выглядят

следующим образом:

а) первоочередным вниманием в ближайшее время все-таки будут пользоваться

вложения в непроизводственную сферу — служебные помещения, магазины,

земельные участки, другие объекты недвижимости;

6) приоритетными объектами производственных инвестиций будут скорее всего

производства, ориентированные на эскорт, в первую очередь, в топливных и

некоторых сырьевых отраслях, а также вложения в быстро окупаемые объекты,

например, связанные с жизнеобеспечением населения;

в) экспортные производства (особенно сырьевые) уже поделены между крупными

кредитными институтами. Завоевание «средними» банками своей «ниши» в

высокотехнологичных, наукоемких отраслях, у которых есть хорошие перспективы

на внешнем и внутреннем рынках, во многом зависит от сглаженности механизма

привлечения, отбора, обслуживания массового клиента, от взаимодействия с

властными структурами, с предпринимательскими и финансовыми кругами в России

и за рубежом,

международными экономическими организациями, от технической оснащенности

самого банка;

г) как следствие резкого удорожания капитального строительства даже крупные

банки если и смогут самостоятельно финансировать строительство объектов, то

только небольших и местного значения. Финансирование более значительных

инвестиционных программ скорее всего будет осуществляться финансово-

промышленными группами, которые объединят под одной крышей кредитно-

финансовые, производственные и торгово-коммерческие структуры;

д) реальное участие коммерческих банков в инвестиционных программах может

происходить и через рынок ценных бумаг (банки выступают посредниками между

владельцами денежных средств и инвесторами).

е) реальное содействие инвестициям в производство банки оказывают и через

развивающееся проектное финансирование (управление проектами). Кредитный

институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает проект для

прямого инвестирования, оценивает его обоснованность, эффективность с учетом

различного рода рисков, разрабатывает общую концепцию» технико-экономическое

обоснование, бизнес-план. Для расширения участия банков в инвестиционных

проектах должна быть также законодательно определена программа стимулирования

инвестиций в российскую экономику.

2.2. Условия восстановления банковской системы в условиях переходной

экономики[10]

Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии поиска

путей выживания и адаптации к новым условиям.

На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и

отечественными кредиторами, восстановления доверия населения,

реструктуризации и рекапитализации банковской системы. Полноценное ее

функционирование сдерживается из-за сохранения значительного числа

неплатежеспособных банков с отрицательным капиталом, крайне медленного отзыва

лицензий у банков-банкротов, которые множат потери общества.

Политика, предусматривающая преодоление последствий банковского кризиса,

обычно включает следующие направления:

- принятие антикризисных мер, главными задачами которых являются поддержание

ликвидности банковской системы, восстановление ее роли в осуществлении

расчетов, разрешение возникающих проблем с клиентами, прекращение "набега"

вкладчиков на банки;

- реструктуризацию и санацию банковской системы с целью ликвидации

нежизнеспособных банков путем банкротства, стимулирование слияний и

поглощений банков;

- рекапитализацию, преследующую цель восстановления главной функции

банковской системы - финансового посредника, для чего государство

предпринимает усилия по наращиванию капитала банков и повышению его качества.

В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между необходимостью

восстановления капитала, связанного с увеличением объема "работающих" активов

(кредиты, вложения в ценные бумаги), и требованиями к повышению надежности

банков и снижению рисков, что должно вести к увеличению объема ликвидных, но

одновременно неработающих или низкодоходных активов. В результате в 1999 г.

произошли существенные изменения в структуре совокупных банковских активов.

Доля ликвидных активов (касса, средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ и

средства на корреспондентских счетах у нерезидентов) возросла с 10% на начало

1999 г. до 13,7% к декабрю 1999 г., тогда как доля "работающих" активов

снизилась к декабрю 1999 г. до 60% по сравнению с 68-70% в докризисный

период. Скорее всего, банки не стремятся повышать свою доходность и

предпочитают минимизировать риски, хотя рост ликвидных активов может быть

связан и с образованием "денежного навеса".

Из-за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной

задолженности перед нерезидентами банковская система наращивает валютную

ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-

нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. по сравнению с 2 млрд. долл. на начало

года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем задолженности перед

нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а величина остатков на счетах в

банках нерезидентах почти вдвое превысила чистую задолженность перед

нерезидентами по межбанковским кредитам. Международная инвестиционная позиция

банковской системы за три квартала 1999 г. возросла с -0,17 млрд. до 4,1

млрд. долл.

Повышение ликвидности является естественной реакцией банков на кризис

платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то же

время в среднесрочном плане ориентация банков на повышение ликвидности

(особенно валютной, которая может рассматриваться как мягкая форма оттока

капитала) вступает в противоречие с потребностями восстановления капитала:

чем выше ликвидность активов, тем меньше их доходность.

В результате обесценения государственных облигаций и переоценки валютных активов

банковская система внешне стала более активным кредитором реального сектора.

Объем кредитов экономике возрос с 9,4% ВВП в начале 1998 г. до 11% ВВП к началу

1999 г. к стабилизировался на этом уровне

[11]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в

течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность,

банки сокращают валютные кредиты экономике, что вызвано как снижением объемов

импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и высокими

рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной задолженности по

валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис 1998 г. можно

рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной мере его породили

и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую ликвидность валютных

активов банков.

Переориентация банков с кредитования государства на кредитование реального

сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых кредитов экономике - в

течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном выражении. Доля рублевых

кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к концу года превысила 50%

(на начало года - около 30%). При этом качество кредитного портфеля,

оцениваемое долей просроченной задолженности в общем объеме выданных

кредитов, заметно повысилось, хотя и остается ниже докризисного уровня (около

8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных кредитов, выданных

в иностранной валюте, почти не уменьшилась, а сроки кредитования в валюте

заметно удлинились, можно предположить, что существенная часть валютных

кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражается банками как

просроченные, а пролонгируется в надежде на улучшение ситуации в будущем.

Финансовые рынки в России до сих пор не восстановились.

Доля межбанковских кредитов не превышает 3% суммы чистых активов банковской

системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с 19 до 14%,

вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года оставались на уровне 7-

7,5% чистых активов.

Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь стали, как

и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий. Это

неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора экономики

[12] увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на начало

1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы поднялась

до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).

Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на 30% и

кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности наращивания

банковских пассивов путем привлечения средств населения. Частные депозиты

населения в рублях возросли за год на 10%, но практически исключительно

благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые депозиты населения

на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же вклады населения не

превышают 50% докризисного уровня. Можно полагать, что процесс возрождения

доверия населения к банковской системе и восстановления организованных

сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4 года.

В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку

государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств

нерезидентов постепенно сокращаются (за 1999 г. - на 1/3 в валютном

эквиваленте). Старые кредиты погашаются, новые, если и предоставляются, то на

короткие сроки и в меньших масштабах. Одним из серьезных последствий кризиса

государственного долга и кризиса валютной задолженности в ближайшие несколько

лет окажется ограничение возможностей доступа российских банков на мировые

рынки капитала.

2.3. Российская банковская система: краткосрочный прогноз

Критерием успешности возрождения банковского сектора может служить

восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в докризисный

период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь российской банковской

системы в период кризиса, для достижения докризисных параметров необходимо

реальное удвоение существующего капитала российских банков

[13].

Один из возможных сценариев восстановления и развития российской банковской

системы исходит из предположения, что этот процесс будет протекать достаточно

быстро в силу следующих предпосылок:

- в 2000 г. сохранится тенденция к оживлению промышленного производства -

темп его прироста составит не менее 3% в год, что дает возможность говорить о

преодолении кризиса в экономике России, но не о переходе к устойчивому росту;

- оживление экономической конъюнктуры будет сопровождаться умеренными

(снижающимися) темпами инфляции, что может способствовать увеличению спроса

на национальную валюту и уменьшению процентных ставок. Сохранение тенденции к

ремонетизации реального сектора создаст дополнительные ресурсы для банковской

системы и тем самым расширит ее возможности кредитования экономики. Снижение

реальной процентной ставки при сохранении ее положительного уровня ограничит

норму прибыли банков и будет стимулировать рост спроса на банковские кредиты;

- рынок ценных бумаг начнет выходить из застойного состояния, вызванного

кризисом 1998 г. Однако в ближайшие годы здесь по-прежнему будут доминировать

спекулятивные инвесторы. Более активно станет развиваться рынок корпоративных

обязательств. В то же время при незначительных размерах бюджетного дефицита

можно прогнозировать невысокий уровень государственных заимствований, что

будет препятствовать восстановлению докризисных объемов рынка госбумаг;

- можно ожидать, что к концу 2000 г. в основном будет решена судьба крупных

неплатежеспособных банков. В итоге произойдет списание их убытков и

увеличение капитала банковской системы в целом.

При прогнозировании траектории развития банковской системы предполагалась

достаточно оптимистичная динамика макроэкономической ситуации: прирост ВВП в

реальном выражении на 3,5%. Динамика кредитов экономике увязывалась с

увеличением объемов промышленного производства и внешней торговли, приростом

денежных остатков на счетах предприятий. Снижение уровня кредитования

правительства основывается на предположении о существенной величине

первичного профицита федерального бюджета и об отказе бюджета от активных

заимствовании на рынке. Рост депозитов отражает прирост промышленного

производства при закреплении тенденции к повышению монетизации реального

сектора и постепенное восстановление сбережений населения в меру увеличения

его доходов. Динамика собственного капитала банковской системы определяется

допущением о завершении процесса реструктуризации задолженности в 2000 г. и

дальнейшим увеличением собственных средств банков пропорционально норме

прибыльности банковских операций. Динамика показателей развития банковской

системы России представлена в таблице 5 (см. приложение).

В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских банков: за

11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% ВВП), при этом 10

млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные разовые операции

[14], темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП в квартал,

что соответствует темпу прироста уставного капитала непосредственно перед

кризисом. Возможности государства по пополнению капитала банков в первую

очередь будут зависеть от финансовых возможностей бюджета и политики Агентства

по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). В федеральном бюджете на 2000

г. на нужды АРКО заложен лишь 1 млрд. руб. (и 4 млрд. руб. гарантий).

Единственным вариантом увеличения этой суммы может стать предоставление

кредитов международными финансовыми организациями, объем которых оценивается в

200-300 млн. долл. Однако с учетом политики АРКО по распределению средств даже

получение этих денег не приведет к увеличению капитала банков более чем на

0,05-0,1% ВВП.

Перспективы получения прибыли банками пока выглядят достаточно

оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999 г., чистые убытки всей

банковской системы составили примерно 2 млрд. руб. Если исключить из

рассмотрения несколько убыточных банков, фактически являющихся банкротами

(крупнейший из них - СБС-Агро), то, напротив, банковский сектор получил

прибыль в 25-30 млрд. руб. Таким образом, даже с учетом неизбежных затрат,

связанных с банкротством ряда крупных банков, российская банковская система

способна в ближайшие годы зарабатывать и капитализировать 0,5-1% ВВП в год.

Вместе с тем вызывает сомнение устойчивость доходов российских банков. В

частности, очевидно преобладающее значение валютной переоценки, о которой

говорилось выше. В то же время процентная маржа, хотя и становится

положительной, остается на очень низком уровне (см. табл. 6 в приложении).

Ситуация с доходами банков в значительной мере объясняется структурой их

активов и пассивов, меняющейся под воздействием новой экономической среды.

Увеличение активов банковской системы России в 1998 г. до 39% ВВП было

обусловлено опережающей переоценкой валютных активов. По мере стабилизации

реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым рискам объем

активности по всем видам банковских операций снизился. При принятых

макроэкономических гипотезах восстановление банковских активов до уровня 1998

г. займет 4-5 лет, так как получать доходы от кредитования предприятий

значительно сложнее, чем от операций с государственными ценными бумагами.

Структура активов и пассивов российской банковской системы в ближайшие годы

будет близка к структуре 1994-1995 гг. вследствие снижения доли операций с

государством и возрастания доли кредитования реального сектора и ликвидных

активов (см. табл. 7 в приложении). Обращает на себя внимание, что

относительный объем работающих активов в банковской системе имеет тенденцию к

снижению, так как банки вынуждены компенсировать отсутствие устойчивого

финансового рынка повышением уровня ликвидности.

Учитывая специфику положения страны, нужно рассматривать не только

потребности, но и возможности государства поддерживать банковский сектор.

Необходимо выделение реальных денежных ресурсов из федерального бюджета для

деятельности АРКО. Главными условиями их предоставления должны быть четкая

стратегия деятельности Агентства, «прозрачность» и открытость его операции.

Вряд ли можно считать эффективными такие способы предоставления средств АРКО,

как «застрявшие» налоговые платежи в проблемных банках (получение этих денег

возможно только в рамках реструктуризации банков, которая требует длительного

периода) или выпуск облигаций АРКО под гарантии бюджета (очевидно, что у АРКО

нет устойчивых доходных поступлений и кредитной истории, следовательно,

Агентству придется соглашаться с более высоким уровнем процентных платежей,

что опять-таки ляжет бременем на федеральный бюджет).

2.4. Качество капитала российских банков

Капитал банков внутренне неоднороден. Основная его часть -своеобразное ядро -

включает обыкновенные акции, прибыль, общие резервы. Эти элементы наиболее

надежны, их отчуждение от банка под воздействием внешних факторов наименее

вероятно. По методике, принятой Базельским комитетом по банковскому надзору,

названные компоненты наряду с отдельными видами привилегированных акций и

некоторыми другими фондами составляют базовый капитал, или капитал 1-го

уровня (сore capital). Прочие привилегированные акции, различные специальные

резервы и фонды, долгосрочные субординированные займы, отвечающие

определенным требованиям, образуют дополнительный капитал, или капитал 2-го

уровня (supplementary capital). Базельским комитетом установлены минимально

допустимое отношение капитала к взвешенным по риску активам и внебалансовым

операциям в 8% и минимальная доля капитала 1-го уровня в размере 50% всего

капитала.

Оценка структуры совокупного капитала действующих кредитных организаций

показывает, что до кризиса базовый капитал действительно несколько превышал

половину совокупного капитала банковской системы (см. рис. 1 см. приложение).

За период с августа по октябрь 1998 г. базовый капитал сократился более чем

на 40%. В конце 1998 г. его значение вернулось к уровню на начало года,

однако убытки, не показанные ранее и отраженные в I квартале 1999 г., привели

к сокращению базового капитала на 1/3 по сравнению с началом 1999 г. Лишь

крупные вливания в уставный фонд Внешторгбанка и прибыльная работа во II

квартале 1999 г. позволили банковской системе восстановить 50-процентный

уровень базового капитала в общем капитале банковской системы, а к концу года

повысить его до 60%.

С середины 1999 г. Банк России ввел в действие новый порядок расчета

капитала, отвечающий практически всем требованиям Базельского комитета. Новый

порядок существенно ужесточает требования к капиталу, особенно базовому. В

частности, в капитал 1-го уровня не включаются паи и доли неакционерных

банков, из капитала обоих уровней производится большее количество вычетов,

предъявляется множество требований к субординированным займам и

привилегированным акциям. Если новую методику применить к банковской системе

на качало 1999 г., то ее базовый капитал стал бы отрицательным. Это

обусловлено наличием в российской банковской системе большого числа паевых

банков (на начало 1999 г. уставный капитал неакционерных банков составлял 53%

совокупного уставного капитала всех банков), которые по новой методике

остаются вообще без базового капитала. Следовательно, структура капитала

отечественной банковской системы далека от международных стандартов.

Одна из главных проблем российской банковской системы - ее несоответствие

масштабам и потребностям экономики в целом. Восстановление банковского

сектора возможно только на базе достаточно высоких требований к качеству

капитала, которое можно измерить следующими показателями:

- отношение размера фондов банков к возможным потерям;

- отношение размера фондов банков к размеру обязательств банка, определяемому

объемом привлеченных средств и внебалансовых обязательств;

- степень иммобилизации активов.

Фонды банков, являющиеся составной частью собственных средств,

выступают основным источником покрытия возможных потерь (они включают в себя

фактические убытки и просроченную задолженность). Перед кризисом, в начале 1998

г., фонды банков превышали их потери приблизительно в 4 раза. К октябрю 1998 г.

(в разгар кризиса) совокупный объем банковских фондов составлял 107% величины

потерь. В целом уровень накопленных банковской системой резервов был достаточно

высоким для того, чтобы покрыть потери от девальвации. Однако резервы накопили

одни банки, а наибольшие потери понесли другие

[15].

К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской системы

совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь. Однако во II

квартале наметилась тенденция к росту их соотношения в основном за счет

сокращения накопленных

убытков, в результате чего во втором полугодии 1999 г. величина фондов вновь

превысила объемы потерь.

Однако не все фонды банков предназначены и могут быть использованы для

компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная величина

резервных фондов, прямое назначение которых - компенсировать потери,

составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического

стимулирования и производственного и социального развития - около 70%. С

середины 1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов

устойчиво находилась на уровне 15%.

Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных средств

банков к привлеченным (см. рис. 2 см. приложение). Этот показатель до кризиса

был достаточно высоким - на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах

Восточной Европы (Польше, Венгрии, Чехии) значение данного коэффициента

колеблется в пределах 15-20% (в развитых странах оно еще ниже). Однако в ходе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.