бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деятельность Центрального банка России

p align="left">Банк России, реализуя свою роль катализатора платежной системы, выступил инициатором формирования новой модели нормативного регулирования безналичных расчетов, которая включает введение в действующее законодательство определения платежной системы как совокупности организаций, отношения между которыми регулируются едиными правилами (правилами платежной системы), разрабатываемыми организацией, ответственной за организацию и функционирование платежной системы (оператором платежной системы), где банк (расчетный банк) осуществляет перевод денежных средств по корсчетам кредитных организаций (участников платежной системы) на основании расчетных документов, в отношении которых процедуры приема распоряжений (клиринг) могут выполняться расчетным банком или привлеченной им организацией (клиринговой организацией.

Определению платежной системы и ее структуре большое внимание уделяется в документах международных финансовых организаций. Платежная система в этих документах рассматривается:

во-первых, как набор инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками системы. Платежная система обычно базируется на соглашении между участниками системы и ее оператором, а перевод средств осуществляется с использованием согласованной технической инфраструктуры;

во-вторых, как полный набор инструментов, сетевых взаимосвязей, правил, процедур и институтов, обеспечивающих денежное обращение;

в-третьих, в качестве схемы, элементами которой являются договоренности институционального и инфраструктурного плана, обеспечивающие перевод определенной стоимости в денежном выражении от одной стороны сделки другой ее стороне;

в-четвертых, как некая среда, цементирующая в масштабах той или иной страны договоренности и процессы как институционального, так и инфраструктурного плана с целью выдвижения и перевода денежных требований в виде обязательств коммерческого и центрального банков;

в-пятых, как вся совокупность институциональных и инфраструктурных механизмов и процессов в той или иной стране для инициирования и перевода денежно-кредитных требований в виде обязательств коммерческого банка и центрального банка.

В зависимости от использования в расчетах электронных или бумажных технологий платежные системы можно классифицировать на:

- электронные платежные системы;

- платежные системы, использующие бумажные платежные инструменты;

- смешанные платежные системы.

Электронная система расчетов (ЭСР), или электронная платежная система - это безналичная система оплаты, которая осуществляется посредством платежей из электронного кошелька через гарантийное агентство - оператора ЭСР либо администратора ЭСР. В России функционируют такие электронные платежные системы, как WebMoney, MoneyMail, "Яндекс.Деньги", RUpay, CyberPlat, PayCash, E-gold, E-port и др. Оплату товаров через названные системы предлагает практически любой интернет-магазин.

Оператор системы - это юридическое лицо, а не кредитная организация, осуществляющая банковские операции. Он лишь предоставляет пользователям возможность применять систему электронных расчетов и является организатором платежей, оказывая посреднические услуги ее участникам.

Расчеты в электронной платежной системе производятся с использованием специальных внутрисистемных электронных денег, которые определенным образом соотносятся с реальными валютами мира. Отметим, что действующее законодательство Российской Федерации не оперирует такими понятиями, как электронные деньги и интернет-деньги. Электронные деньги не считаются денежными средствами в том понимании, в котором они определены в ст. 140 ГК РФ. То есть в отношении электронных денег употребление термина "деньги", а тем более распространение правового режима денег с юридической точки зрения неверно. Фактически цифровая наличность - это электронное средство учета каких-либо активов, прав требования и имущества. Поэтому электронные деньги правильно называть электронными средствами учета или просто электронными средствами М.С.Кузнецова Расчеты электронными деньгами // "Российский налоговый курьер", 2008, N 18..

По юридическому статусу собственника все платежные системы РФ делятся на частные и Платежную систему Банка России. Согласно методологии учета, установленной ЦБ РФ, к платежам, проведенным Платежной системой Банка России, относятся:

1) платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов;

2) платежи клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями;

3) собственные платежи Банка России, направленные получателям через учреждения Банка России В.В.Брюков Анализ платежной системы РФ и текущих тенденций на рынке платежей //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2008, N 6..

При этом платежная система ЦБ РФ состоит из:

- собственной его расчетной сети, под которой понимается вся совокупность подразделений Центробанка;

- совокупности банков, их филиалов и небанковских кредитных учреждений, имеющих в подразделениях ЦБ РФ корреспондентские и субкорреспондентские счета;

- совокупности иных клиентов ЦБ РФ.

Специфичность статуса положения Банка России на отечественном рынке платежей заключается в том, что он выполняет две важнейшие функции. Во-первых, Банк России является оператором собственной платежной системы, а во-вторых, осуществляет надзор в качестве регулятора за соблюдением частными платежными системами действующих нормативных актов.

Ряд аналитиков полагает, что совмещение Центробанком функций регулятора и участника платежного рынка создает для его платежной системы не совсем оправданные преимущества перед остальными рыночными игроками. Но все-таки главным фактором, определяющим доминирующее положение Платежной системы Банка России в Платежной системе Российской Федерации, является ее исключительная надежность.

Как известно, к платежам, проведенным частными платежными системами, относятся платежи клиентов кредитных организаций (филиалов) и собственные платежи кредитных организаций (филиалов), проведенные:

1) расчетными небанковскими кредитными организациями через их платежные системы;

2) кредитными организациями (филиалами) через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (филиалах), и через счета межфилиальных расчетов, открытые в подразделениях одной кредитной организации;

3) в пределах одного подразделения кредитной организации (головной кредитной организации или филиала) Р.А.Давыдов Инновационные технологии и системы электронных платежей при реализации продукции и услуг // "Организация продаж банковских продуктов", 2008, N 4..

2.4 Слабость национальной валюты

С прошлой осени Банк России посредством мини-девальваций осуществляет управляемое обесценение рубля. В целом эта политика имеет здравое экономическое обоснование, поскольку цены на продукцию российского экспорта значительно упали, а крупнейшие корпорации и банки вынуждены погашать внешние долги, не имея возможности их рефинансировать. Но есть и вопросы: к каким предельным значениям курса рубля может (и должно) привести обесценение и насколько оптимальны форма и скорость снижения этого курса?

Помимо текущего и прогнозного состояния экономики, эффективности антикризисных мер на стимулы экономических субъектов оказывает влияние, как уже отмечалось, устойчивость курса рубля. Девальвация рубля оказалась предопределена следующими факторами:

- уровнем мировых цен на нефть;

- затратностью антикризисных мер;

- характером девальвации (сразу или постепенно).

Если уровень мировых цен на нефть - это объективный фактор, то затратность антикризисных мер и характер девальвации, - безусловно, факторы субъективного свойства.

Огромные деньги, направляемые на борьбу с кризисом, реализуемая постепенно девальвация сформировали сильнейший стимул к уходу в валюту. Была порождена мощнейшая демотивация к какой-либо производственной деятельности. Точнее, эта демотивация была значительно усилена тем, что происходит в настоящее время с курсом рубля.

Можно достаточно уверенно прогнозировать, что, пока мы будем бросать в "топку кризиса" огромные денежные ресурсы, пока будем подтверждать свой курс на девальвацию постепенно (установление границ валютного коридора по бивалютной корзине здесь мало что меняет), стимулы к уходу от рубля, к зарабатыванию на валютных спекуляциях будут сохраняться.

Возникает вопрос: гарантирует ли изменение текущей денежно-кредитной политики реальную устойчивость рубля? Проблема здесь вот в чем: когда экономика встала на устойчивую траекторию своего падения, это стало самостоятельным фундаментальным фактором, определяющим слабость национальной валюты.

Можно ли представить стремительно слабеющую экономику и устойчивую, сильную национальную валюту? Конечно, нет. Поэтому по-настоящему стабилизация рубля наступит только тогда, когда экономика как минимум перестанет падать И.А.Николаев Макроэкономические ориентиры и антикризисные меры в мотивации бизнеса // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2009, N 4..

Сегодня политика валютного курса характеризуется значительной неопределенностью. Прогноз, подготовленный Минэкономразвития (32 руб. за доллар США как среднегодовой), с которым Банк России согласился, мы прошли в начале года. Таким образом, целевой ориентир валютного курса отсутствует, что порождает невообразимые слухи и пугающие прогнозы о 50, 70, 80 руб. за доллар. Очевидно, что апокалипсическим прогнозам сбыться не суждено, но они создают атмосферу ажиотажа, провоцируют спекулятивное давление на рубль и скупку иностранной валюты населением - "на всякий случай".

Банк России еженедельно пересматривает границы коридора колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины. Неопределенными остаются время проведения мини-девальвации и ее величина. Отсюда - распространенное мнение, что следующий раунд девальвации может пройти "завтра" - причем в значительно больших масштабах, вплоть до 20 - 30% за сутки.

Переход от политики непредсказуемых мини-девальваций к краткосрочным ориентирам валютного курса позволит стабилизировать рыночные ожидания. Думается, это умерит спекулятивные настроения, поскольку ясность предстоящей динамики валютного курса - экономическая среда лучшая, нежели полная неопределенность с дальнейшим изменением курса. Укрепление же рубля, которое может начаться со второй половины нынешнего года, позволит отказаться от целевых ориентиров курса и перейти к квазиплаванию в рамках широкого коридора, размах которого будет превышать 12 руб.

Чтобы избежать наращивания банками активов в иностранных валютах, в конце минувшего года регулятор принял решение принимать денежные средства в долларах США и евро на свои счета. Это в определенной мере способствовало сокращению оттока капитала за рубеж, особенно в отношении иностранных дочерних банков. Однако на остатки по счетам в Банке России в иностранных валютах не начисляются процентные платежи, поэтому для банков эти счета - временное и невыгодное хранение средств. Для более эффективного управления краткосрочной валютной ликвидностью и сдерживания оттока капитала из страны Банку России целесообразно ввести дополнительные денежно-кредитные инструменты абсорбирования ликвидности. В частности, депозитные операции в евро и долларах США - как операции постоянного действия под фиксированные процентные ставки на условиях овернайт, неделя и месяц. А также аукционы облигаций Банка России в иностранных валютах для более гибкого управления ликвидностью. Эти меры положительно отразятся на статистике платежного баланса и вывозе капитала частным сектором.

В письмах регулятор рекомендует банкам поддерживать средний остаток иностранных активов, совокупную величину чистой валютной балансовой позиции, длинную валютную балансовую позицию на уровнях, сложившихся до 2009 г. Нарушение этих рекомендаций влечет за собой санкции в виде сокращения лимитов по беззалоговым кредитам Банка России.

Международные резервы денежных властей служат нескольким потенциальным целям: интервенции для влияния на валютный курс, поддержание доверия к национальной валюте, платежей по внешнему долгу. Оптимальная величина резервов рассчитывается исходя из того, что резервы должны покрывать денежную базу, трехмесячный импорт и краткосрочный внешний долг. На начало нынешнего года оптимальный объем резервов достигал 364 млрд. долл. И на первый взгляд Россия располагает избыточными международными резервами, превышающими 440 млрд. долл.

Не забудем, однако, что почти половина резервов Банку России не принадлежит и не может использоваться для поддержания курса рубля. Из внушительной суммы на собственные резервные активы ЦБ приходится около половины - 213 млрд. долл. Остальные 225 млрд. долл. принадлежат Минфину и предназначены для фискальных целей. Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством обязательств в случае снижения поступлений в федеральный бюджет нефтегазовых доходов, а Фонд национального благосостояния необходим как механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Так что использовать на валютные интервенции эти резервы нельзя.

Остающиеся в распоряжении Банка России средства существенно ниже оптимальной величины. Значит, в случае угрозы системного кризиса он будет не в состоянии выполнить свою главную конституционную задачу - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Падение резервов ниже необходимого уровня заставляет вернуться к действовавшей до конца 2006 г. норме валютного регулирования - обязательной продаже части валютной выручки. Норматив может быть установлен до 30% от суммы валютной выручки резидентов и обнулен, когда Банк России нарастит необходимый объем международных резервов.

В 2004 - 2006 гг. Банк России применял резервирование по валютным операциям. Однако объемы движения капитала были несущественными, и меры не дали заметного результата. Отмена контроля отрицательно сказалась на экономике - приток нерегулируемого иностранного капитала привел к избыточному денежному предложению, возникновению "мыльного пузыря" на фондовом рынке и проблемам с инфляцией.

В настоящее время контроль следует рассматривать как временную меру, необходимую для защиты экономики на период финансовой нестабильности. Он позволит снизить спекулятивное давление на валютный курс и обеспечить относительно автономное функционирование финансовых рынков. Представляется необходимым ввести рыночные методы регулирования движения краткосрочного капитала - в форме прямого или косвенного налогообложения. К ним относятся резервирование для резидентов по валютным обязательствам, различающееся в зависимости от срочности обязательств; требование наличия минимального рейтинга для заимствования за рубежом; резервирование для нерезидентов, осуществляющих краткосрочные вложения на отечественном рынке; резервирование по валютным активам, не связанным с финансированием торговых операций С.Моисеев Политика валютного курса // "Банки и деловой мир", 2009, N 3..

3. Возможные пути решения создавшихся проблем

3.1 Снижение уровня инфляции

С инфляцией, главным врагом хозяйственного развития и инвестиционной активности, положение намного сложнее, поскольку ее уровень определяется влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Для обуздания инфляции, не исключено, могут потребоваться принципиальные решения, включая обоснование границ и формирование диверсифицированной системы инструментов государственного антиинфляционного вмешательства в хозяйственные процессы. Кроме того, в зависимости от складывающихся социально-экономических условий в повестку дня органов государственной власти может быть предложено включить вопрос о границах допустимости спекулятивных операций на рынках товаров и услуг, критериях признания их таковыми, а также об основаниях признания или непризнания спекулятивных операций рыночными.

При сохранении инфляции на двухзначном уровне непродуктивно надеяться на устойчивое и длительное повышение удельного веса накоплений, рост инвестиционной и инновационной активности в реальном секторе экономики. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов заявлено, что Банк России и правительство намерены в этот период завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Для такого перехода регулятору потребуется ввести плавающий курс рубля, условия для которого постепенно создаются. Однако, если курс рубля больше не будет, как раньше, служить номинальным якорем денежно-кредитной политики, возникает вопрос: каким образом Банк России намерен регулировать макроэкономические условия? Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Но, хотя все эти задачи официально декларированы, конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода не существует. И.А.Николаев. Инфляция: ожидаемое отступление // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11.

3.2 Укрепление банковского надзора

В последние два десятилетия финансовая дестабилизация постепенно охватила практически все страны. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать. Для стабилизации финансовой системы страны вынуждены все шире использовать механизмы банковского надзора. А.Саркисянц Проблемы банковского надзора // "Бухгалтерия и банки", 2008, N 6

Надзорные рейтинговые системы выступают в качестве инструмента оценки текущего финансового состояния коммерческого банка.

Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.

Новым шагом на пути укрепления практики банковского надзора, предпринятым Банком России в последнее время, явилось проведение эксперимента по внедрению нового надзорного института кураторства кредитной организации.

Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент постепенно внедряется Банком России в надзорную деятельность как составляющую процесса управления банковской системой России. Первоначально правовой основой его применения выступило Письмо ЦБ РФ от 31.01.2003 N 04-15-3/371 "Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций". Н.Ю.Ерпылева Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2

Тяжелое финансовое положение значительного числа банков свидетельствует о серьезных проблемах в банковской системе РФ и требует вмешательства государства и разработки программы помощи проблемным банкам. Такое положение вызвано ростом неплатежеспособности, рисковой кредитной политикой, проводимой банками, необоснованными расходами по сравнению с полученными доходами, ростом кредитной задолженности и др.

Создавшаяся ситуация требует разработки путей выхода из этого положения. В этой связи ЦБ РФ должен предпринять следующие шаги.

1. Отказаться от неоправданных рисков и расходов при отсутствии источников их финансирования.

2. Обеспечить регулярное и своевременное представление отчетов о деятельности банков.

3. Осуществлять систематический контроль за учетом операций, проведенных филиалами.

4. Активизировать работу по увеличению уставного капитала.

5. Изменить практику выплат дивидендов при отсутствии прибыли.

6. Организовать работу по возврату кредитов посредством реализации заложенного имущества.

7. Увеличить количество услуг, оказываемых клиентам банков, т.е. разнообразить доходы банков.

8. Обеспечить формирование резервных фондов в размерах, установленных уставами банков, в соответствии с законодательством и нормативными актами ЦБ РФ.

9. Организовать работу по подготовке и подбору специалистов для банков и т.д.

В 2009 - 2011 гг. деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Банк России продолжит работу по следующим направлениям:

- обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

- упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;

- обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

- рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

По планам ЦБ РФ предстоит завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия" (Базель II), в части упрощенного стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом "Минимальные требования к капиталу" Базеля II. В связи с этим будет проведена оценка наличия необходимых условий для реализации усовершенствованных (основанных на внутрибанковских методах оценки рисков) подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом Базеля II. Внедрение соответствующих надзорных требований призвано способствовать приближению пруденциальной оценки достаточности капитала российских банков к международно признанным стандартам в этой области в формате, наиболее приемлемом для российского банковского сектора на текущем этапе его развития. Будет проведена работа по подготовке нормативных актов Банка России, реализующих рекомендации второго компонента "Надзорный процесс" Базеля II. Предполагается разработать нормативные документы Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств (капитала), оценке качества внутренних процедур банков по определению степени достаточности собственных средств (капитала), оценке достаточности собственных средств (капитала) на уровне группы.

Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

- совершенствование подходов к управлению риском ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.