бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деятельность коммерческих банков

p align="left">3) Операции с иностранной валютой, которые помимо традиционных операций купли- продажи иностранной валюты включают оплату и выставление денежных аккредитивов, покупку и оплату дорожных чеков иностранных банков, выпуск и обслуживание пластиковых карт, осуществление международных расчетов.

4) Информационные услуги, когда банки за определенную плату предоставляют клиентам информацию как коммерческого, так и некоммерческого характера.

1.3 Организационное устройство коммерческого банка и взаимозависимость с ЦБ РФ на региональном уровне

Создание коммерческого банка представляет собой сложный процесс, в течение которого:

1. Формируются взаимоотношения будущих учредителей банка.

2. В территориальные учреждения Центрального банка РФ на предмет получения его заключения представляются необходимые документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

- устав банка;

- учредительный договор;

- протокол общего собрания учредителей;

-свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;

- список учредителей;

- заключение аудиторской организации;

- экономическое обоснование;

- сведения о составе руководителей банка.

3. Территориальным управлением пакет документов направляется в Центральный банк РФ для принятия решения о возможности регистрации, выдачи свидетельства о регистрации.

4. После подтверждения банком оплаты уставного капитала Центральным банком РФ выдается лицензия на осуществление банковских операций.

В Российской Федерации кредитная организация действует на основании специального разрешения - лицензии. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с иностранными инвестициями в соответствии с условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории РФ, утвержденными ЦБ, понимаются:

- банки, уставный капитал которых формируется за счет резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставный капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков- нерезидентов.

Решение об открытии банка с участием иностранных инвестиций принимается Центральным аппаратом Банка России. Банк России устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации. Реорганизация - достаточно широкое понятие, которое может означать: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам. В этом случае в Устав банка и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые уточнения. Все документы, сроки которых не истекли, передаются в установленном порядке правопреемнику.

Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению общего собрания учредителей. При этом на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все обязательства перед кредиторами. Следовательно, решение о добровольной ликвидации не может быть принято, если банк является неплатежеспособным.

Принудительная ликвидация коммерческого банка может осуществляться по решению ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии:

а) за нарушения коммерческим банком банковского законодательства;

б) в связи с неплатежеспособностью коммерческого банка и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

Высшим органом акционерного коммерческого банка является Общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют акционеры или представители акционером банка на основании доверенностей. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если участники обеспечивают необходимый кворум.

Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банка. Совет банка:

- определяет приоритетные направления деятельности банка;

- рассматривает проекты кредитных и других планов банка;

- утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка;

- рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка;

- формирует состав Правления банка;

- контролирует работу Правления банка и др.

Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление состоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.

Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя Правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.

В функции Кредитного комитета входят:

- разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;

- подготовка заключений по предоставлению ссуд;

- рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.

Коммерческий банк может организовать филиалы и представительства. "Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций." Колесников В. И.. Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997.

Вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с Главным территориальным управлением Банка России по месту нахождения банка и месту открытия филиала или представительства.

Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Банка России. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, которое расположено вне места нахождения банка, не обладает правами юридического лица и не имеет самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов. Для осуществления хозяйственных расчетов ему открывается текущий счет. Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:

-устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;

-ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;

-научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ

-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, также процентных ставок по кредитам;

-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Для этих целей ЦБ РФ были разработаны инструкции «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков».

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБ РФ образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными сроками хранения.

На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития банковской системы, состояние экономики в целом. Так, в странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и существенно ниже.

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется коммерческим банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в ЦБ РФ, тем выше будет уровень такого соответствия. В настоящее время данная операция осуществляется ЦБР совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца или на каждое 5-е число либо на каждый день месяца.

Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного ЦБ РФ, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом счете, открытом каждому коммер-ческому банку на пассивном балансовом в региональном Главном управлении ЦБ РФ.

Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования не до взнос средств перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное управление ЦБ РФ. Перечисление производится с дебета лицевого счета, открытого на активном банковском счете в коммерческом банке, в кредит лицевого счета, открытого коммерческому банку на балансовом счете в региональном Главном управлении ЦБ РФ. При этом расчеты осуществляются через корреспондентский счет коммерческого банка, открытый ему в этом управлении.

В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление ЦБ РФ на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым счетам.

В целях укрепления финансового положения коммерческого банка и дисциплины внесения резервируемых средств региональное Главное управление ЦБ РФ может применять к нему экономические меры воздействия в виде взимания штрафа в размере 0,5% от суммы уставного капитала: при нарушении установленных сроков внесения средств; при отсутствии средств у коммерческого банка.

При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера, поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита и соответственно его доход.

В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации.

Экономические отношения между ЦБ РФ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ РФ воздействует на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам, используя экономические и административные методы.

К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся: операции ЦБ РФ на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБ РФ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, огра-ничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

При крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБ РФ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Глава 2. Управление планирования деятельности коммерческого банка

2.1 Анализ существующих систем планирования и управления коммерческими банками

В настоящее время под банковским управлением понимается самоуправление, которое осуществляется самим КБ. Разумеется, управление КБ извне и его самоуправление не могут осуществляться автономно и параллельно. Поэтому в реальной действительности в КБ существует сочетание управления извне с элементами самоуправления. Наиболее известны два подхода к планированию развития КБ. Первый подход называют "от достигнутого уровня", который является упорядоченным во времени процессом прогнозирования исходов от настоящего к будущему КБ в зависимости от изменений окружающей среды, действий конкурентов и др. Второй подход называют "от конечного результата", при котором состояние КБ как объекта развития рассматривается - начиная с наиболее желательного состояния КБ на конец временного интервала планирования и кончая его настоящим состоянием.

Среди многих направлений банковского управления наиболее важными являются привлечение ресурсов, наращивание капитала и маркетинг банковских услуг. Общепризнанным является то, что действия менеджмента по управлению КБ должны осуществляться в следующем по-рядке: анализ -- планирование -- регулирование -- контроль. Планирование является центральным элементом указанной последовательности управленческих действий менеджмента, однако во многих случаях в КБ используется следующая крайне ослабленная схема банковского управления: оперативный анализ - регулирование - частичный контроль. Планирование деятельности коммерческих банков осуществляется по этапам.

1 этап. Итеративным путем формулируется концепция миссии КБ, т.е. исповедуемая КБ идеология и модель его перспективного состояния. На основе миссии разрабатывается концепция развития КБ, цели и задачи развития, банковская стратегия, кредитная политика КБ и др.

2 этап. Итеративным путем формулируется система качественных и количественных целей деятельности КБ на конкретный плановый период.

3 этап. Определяется политика КБ применительно к разным объектам банковского управления на конкретный плановый период в виде программы развития, плана, приказа и др.

4 этап. Составляются перечни практических мер с указанием конкретных сроков, объемов, сумм, исполнителей и др., что необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик КБ. Указанные перечни мероприятий должны быть документально оформлены.

После этого осуществляется регулирование (оперативное управление), т.е. процесс принятия текущих управленческих решений и контроль за их выполнением.

Некоторые авторы предлагают "стратегическое планирование деятельности КБ", под которым понимается определенный вид плановой деятельности, направленный на формирование желаемого экономического состояния, достижимого в долгосрочной (но обозримой) перспективе и предполагающего существенное изменение параметров качественных характеристик его развития, имеющее необратимые или долговременные последствия.

Система управления КБ, в основе которой лежит стратегическое планирование, содержащая действенный механизм согласования текущих и стратегических решений, включающая как неотъемлемый элемент механизм положительных и отрицательных обратных связей, обеспечивающий контроль за ходом реализации этих решений и возможность их своевременной корректировки, называется системой стратегического управления.

Стратегическое планирование -- это формирование перспективных планов КБ, а стратегическое управление -- это достижение долгосрочных результатов деятельности КБ на основе этих стратегических планов. В целом стратегическое планирование отвечает на вопрос "Что делать?", а стратегическое управление -- на вопрос "Что, кто и как должен делать?".

Рассматривая существующие системы планирования и управления КБ, целесообразно отметить роль управленческого контроля, который является составной частью общей системы управления КБ. Этот контроль может играть ключевую роль разработке и реализации стратегии КБ. Чтобы соответствовать этой роли, управленческий контроль должен постоянно следить за обновлением концепции контроля, способов его организации и методов выполнения.

Одновременно в зарубежных банках наблюдается процесс передачи функций по подготовке аналитических данных и показателей другим специализированным службам банков, позволяет службе управленческого контроля сосредоточиться на прогнозном управлении.

С одной стороны, надо обеспечить реальность и стабильность плана развития КБ, а с другой стороны - работать в изменяющихся условиях окружающей конкурентной среды для получения положительных результатов в развитии КБ.

Практически при наличии, аналитической модели функционирования КБ указанные выше проблемы постоянно решаются через процесс "обучения" аналитической модели по новым статистическим данным о работе последних. В этом случае планирование рассматривается как непрерывная деятельность по выявлению возможных сценариев положительного развития событий и организации работы по реализации этих сцена-риев.

Культивируемая рядом авторов идея применения стратегического планирования и управления КБ рассматривается на общем концептуальном уровне (что не требует доказательств) и не содержит конкретных механизмов и процедур получения (достоверных количественных оценок для обновления управ-ленческих решений. Более того, при использовании этой идеи обнаруживаемые при контроле расхождения текущих характеристик КБ с их стратегическими значениями являются запаздывающими, т.е. расхождения обнаруживаются только тогда, когда они уже произошли. Это значит, что такое управление также будет запаздывающим и поэтому неоптимальным.

Еще одним серьезным недостатком рассмотренных выше методов планирования деятельности КБ является их итеративный экспертный характер. Применение экспертных оценок в процессе планирования и управления сложными динамическими системами, функционирующими в условиях неопределенностей, является нецелесообразным по ряду причин, в том числе:

-- невозможностью "обучения" экспертов;

-- возможностью влияния на экспертов заинтересованных лиц;

-- тем, что мнения экспертов надо "оцифровывать", что является источником больших ошибок;

-- неприменимостью принципа "здравого смысла" при оценке случайных явлений и т.д.

Таким образом, существующие методы планирования и управления КБ осуществляются интуитивно, что не может быть эффективным и тем более оптимальным. Например, если заменить всю группу (или хотя бы ее часть) экспертов, разработавших стратегический план развития КБ, то изменится и план, что недопустимо. Кроме того, опытных экспертов всегда мало. Для более или менее достоверной оценки какого-то будущего значения показателя КБ в соответствии с теорией малых выборок потребуется около 20 штатных экспертов, чего не может себе позволить даже крупный КБ. Поэтому многие КБ привлекают к работе по обоснованию стратегических планов развития КБ внешних экспертов, так как своих экспертов всегда мало и они перегружены внутренней работой. Какие из этого получаются планы, можно себе представить.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.