бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

p align="left">· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует косвенный характер воздействия, но некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства)

Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.

В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Процентная ставка Центрального Банка - один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты./18/

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентной ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономическому росту.

Рост спроса на деньги вызывает оживление в экономике. В то же время возможен перегрев экономики, что связано с избытком денежной массы, инфляцией, неуправляемым ростом цен.

Учетная политика Центрального Банка состоит также в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку ЦБ - так называемое дисконтное окно.

Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального Банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ. С 11 января 2000 г. Центральный банк РФ издал указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2000 г. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк РФ по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации -- в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени.

Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен ЦБ увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями.

Однако перегиб в регулировании резервирования (повышение и так уже завышенных процентов обязательных резервов) может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны. /24/

Инструментарий ЦБ регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

К обязательным резервам относятся и создание Стабилизационного Фонда. Средства фонда выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля над денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Базовый объем Фонда в 500 млрд. руб. был достигнут в 2004 г. К концу 2005 г. он увеличился более чем в два раза и составил 1237,0 млрд. руб., или 5,8% ВВП. В этой сумме не учитываются остатки средств федерального бюджета в размере 227 млрд. руб., которые будут перечислены по итогам 2005 г. С учетом этих остатков объем Стабилизационного фонда на начало 2006 г. составил 1464,1 млрд. руб., или 6,8% ВВП. В 2015 г. планируется увеличить Стабилизационный фонд до 164 млрд. долл. (Приложение 2)/13/

Еще одним инструментом в осуществлении денежно-кредитной политики Центральным Банком России является прямое государственное воздействие Центрального Банка путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев Центральный Банк осуществляет контроль над крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, -изымает часть их из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный -- в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.

Расширению спектра применяемых операций на открытом рынке должны способствовать постепенное восстановление объема операций во всех секторах финансового рынка, появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства Финансов РФ. В 1999-2000 гг. из-за последствий финансового кризиса Банку России не удалось широко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке: интерес краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной ликвидности у кредитных организаций./26/

В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России проводит политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золото - валютных резервов, пытается остановить увеличение денежной массы.

Конкретные направления валютного регулирования как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». С сентября 1998 г. По настоящее время для регулирования валютного курса применяется режим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложения.

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения.

С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.

2.3 Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

Банком России денежно-кредитной политики в 2005 г. была направлена на создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Последовательное снижение уровня инфляции происходило на фоне высоких темпов экономического роста, заметно превышающих прогнозные ориентиры, сильного платежного баланса и укрепления национальной валюты.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России разрабатываются наиболее перспективные направления развития денежно-кредитной сферы страны и постоянно редактируются, исходя из сложившихся условий.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 г. и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 г., согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 8 - 10% в 2004 г., 6,5 -- 8,5% в 2005 г. и 5,5 - 7,5% в 2006 г. Годовые темпы прироста денежной базы в узком определении на 2004 г. запланированы на уровне 18-23%./9/

В 2005 г. Банк России продолжил реализацию политики активного использования рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, позволяющих более эффективно воздействовать на состояние денежно-кредитной сферы, в том числе на уровень процентных ставок межбанковского рынка.

Условия развития экономики потребовали применения инструментов, направленных как на проведение рублевых интервенций в связи со значительным притоком иностранной валюты на внутренний рынок, так и на связывание свободной ликвидности банковской системы на основе сочетания среднесрочных и краткосрочных инструментов регулирования ликвидности.

Важнейшая задача государства -- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть. Это означает, что смягчение налогово-бюджетной политики возможно только в пределах денежной программы на соответствующий год и перспективу, разрабатываемой Банком России совместно с Правительством РФ. Ограничения, накладываемые этим условием, зависят от прогнозных показателей счета текущих операций, потоков капитала и прочих факторов.

Соблюдение данного условия обеспечивает достижение целевого уровня инфляции и приемлемого укрепления рубля. В настоящем анализе целевые показатели прироста денежной базы принимаются как необходимое условие получения запланированных показателей инфляции и укрепления рубля.

Учитывая провозглашение в России в последние годы инфляционно ориентированной денежно-кредитной политики, необходимо упомянуть об использовании (в отдельные периоды весьма активно) валютного таргетирования.

Несмотря на переход в 1998 г. Банка России на плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, валютные ориентиры все же используются, хотя и в более мягкой форме, например определение среднего курса за год и установление курса на каждый последующий день валютных торгов. Учитывая огромную роль, которую играет Банк России на валютном рынке страны и степень влияния на него, использование валютного курса в качестве одного из ориентиров является оправданным и объективным решением.

Исходя из анализа текущей денежно-кредитной политики, можно сделать вывод, что данная политика ЦБ тесно связана со Стабилизационным фондом. Проанализируем планируемые и фактические направления денежно-кредитной политики в 2004-2005 гг., то есть в период наличия Стабилизационного фонда.

Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год, одобренными на заседании Правительства РФ 18 августа 2005 г., предусмотрены четыре варианта развития денежно-кредитной ситуации в 2006 г. в зависимости от различных сценариев цен на нефть: 28, 40, 50 и 60 долл. за баррель. Прирост денежной базы по вариантам составит 17,1% 19, 20 и 23% соответственно. При расчете федерального бюджета на этот год использовался вариант цены на нефть 40 долл. за баррель./13/

Основной объем стерилизации избыточного денежного предложения, осуществляется федеральным бюджетом. При цене на нефть 60 долл. за баррель Банк России должен изъять из экономики 226 млрд. руб. Это максимальная величина чистого кредита банкам с 2000 г. Если предположить, что цена на нефть в 2006 г. составит 100 долл. за баррель, то для достижения целевых ориентиром но инфляции и недопущения укрепления рубля, по расчетам автора, изъятие расширенным правительством средств из экономики должно составить 4135 млрд. руб., Банком России - более 700 млрд. руб. /16/

Очевидно, последний в рамках рациональной денежно-кредитной политики не имеет такой возможности, что увеличивает риски превышения запланированных темпов прироста денежных показателей и целевых ориентиров по инфляции.

Кроме того, бюджет изымает из экономики только избыточную денежную ликвидность, возникающую в нефтяном секторе. Высокая стерилизация средств Банком России приведет к существенному повышению процентных ставок и изъятию ресурсов, которые могли бы быть источником инвестиций в основной капитал всех отраслей и соответственно развития экономики.

Необходимо отметить, что изъятия средств Центральным Банком являются временными и генерируют процентные платежи, то есть дополнительную эмиссию. При высоких ставках по депозитам усиливается приток иностранного капитала, что существенно снижает эффективность мер по стерилизации избыточного денежного предложения. Таким образом, инструментов только денежно-кредитной политики при цене на нефть свыше 60 долл. за баррель недостаточно.

По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или даже их повышение следует рассматривать как наиболее вероятный сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы. В таких условиях экономика России может столкнуться с необходимостью стерилизации возрастающего излишнего денежного предложения.

В случае невозможности стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения инфляции Правительству придется допустить серьезное укрепление рубля, что крайне негативно отразится на положении отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, использование внутри страны около 250 млрд. руб. средств Фонда дает дополнительно до 1 п.п. роста инфляции. То есть, решая одну частную проблему, Правительство одновременно увеличивает инфляционный налог. При высокой инфляции и высокой ставке заимствований с 2007 г. в условиях либерализации счета операций с капиталом и финансовыми инструментами можно ожидать значительного притока спекулятивного иностранного капитала, который спровоцирует дополнительные риски в денежно-кредитной сфере.

Помимо денежно-кредитной политики, связанной с использованием средств Стабилизационного фонда, ЦБ РФ в 2005 г. при проведении валютной политики Банк России использовал режим управляемого плавания валютного курса, направленный на сглаживание резких колебаний курса национальной валюты и ограничение чрезмерного укрепления рубля, что в условиях чистого притока в страну иностранной валюты позволяло продолжить накопление золотовалютных резервов в значительных масштабах. Сдерживанию роста денежного предложения способствовало также увеличение остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России.

Сложившаяся в 2005 г. динамика рублевой денежной массы во многом отражает объектив процесс существенного повышения спроса на деньги, явившегося следствием главным образом за счет высоких по сравнению с прогнозировавшимися ранее темпов экономического роста, а также проводимой Банком России курсовой политики. Объем денежной массы (денежный агрегат М2) за 2005 г. увеличился на 41,5% (за предыдущий год - на 32,4%). В 2005 г. темпы роста денежной массы были значительно выше темпов инфляции, что способствовало увеличению денежного агрегата М2 в реальном выражении, причем этот процесс был намного интенсивнее, чем в 2004 году.

Темпы прироста наличных денег в 2005 г. были достаточно высокими и практически не отличались от темпов роста рублевой денежной массы в целом.

Фактором, который наряду с ростом реальных доходов населения оказывал существенное влияние на динамику наличных денег в прошедшем году, можно считать достаточно резкое сокращение спроса населения на наличную иностранную валюту. На фоне номинального снижения курса доллара США и заметного уменьшения спроса населения на наличную американскую валюту (особенно во II и IV кварталах) отмечалось сокращение продаж банками наличной иностранной валюты физическим лицам, что способствовало росту количества наличных денег на руках у населения.

В целях уменьшения возможных инфляционных последствий роста денежного предложения, формируемого за счет покупки иностранной валюты, и предотвращения чрезмерного укрепления российского рубля Банк России использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты абсорбирования ликвидности. Совокупный объем ликвидности, изъятой Банком России путем проведения депозитных операций, операций биржевого модифицированного РЕПО и операций по продаже государственных ценных бумаг из своего портфеля, в целом за 2004 г. составил более 72 млрд. руб.

В условиях профицита консолидированного бюджета объем средств, абсорбированных путем увеличения остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России, составил около 66 млрд. руб. В результате произошло абсолютное сокращение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, которое за год составило 416 млрд. рублей.

Значительное увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению 2004 г. и повышение доверия населения к национальной валюте способствовали росту сбережений граждан. Так, объем рублевых вкладов населения в 2005 г. возрос на 64,8%. В структуре вкладов населения течение 2005 г. сохранялась тенденция к опережающему росту срочных депозитов, увеличение объем которых составило 67,9% (в том числе депозитов со сроками свыше одного года - 84,5%). /15/

В условиях масштабного наращивания золотовалютных резервов Банк России путем проведения стерилизационных мероприятий ограничивал денежное предложение. Это в определенной степени оказало понижательное воздействие на динамику денежного мультипликатора, рассчитанного по денежной базе в широком определении, его средний уровень в 2005 г. немного снизился по сравнению с аналогичным показателем 2002 года.

Операции Банка России по продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля в сочетании с операциями биржевого модифицированного РЕПО позволили отчасти компенсировать отсутствие у Банка России в рассматриваемый период правовых возможностей выпуска собственных облигаций. В результате проведения операций по продаже облигаций без обязательства обратного выкупа Банку России удалось абсорбировать за год около 30 млрд рублей. Низкая ликвидность рынка, обусловленная отрицательной реальной доходностью по большинству выпусков государственных ценных бумаг, является главной причиной медленного развития этого рынка.

Высокие темпы роста денежного предложения способствовали снижению среднего уровня краткосрочных процентных ставок (ставка MIACR по однодневным кредитам) за декабрь до 1,1 % по сравнению с 7,3% в январе 2005 г. и уменьшению спроса на инструменты, используемые Банком России для предоставления ликвидности банкам. Вместе с тем использование указанных инструментов в случае необходимости способствовало сглаживанию колебаний уровня банковской ликвидности./4/

В целях оперативной поддержки ликвидности кредитные организации широко использовали внутридневные кредиты Банка России. Они были предоставлены кредитным организациям 16 на общую сумму 1,5 трлн. руб., что в 4,6 раза выше аналогичного показателя 2004 г. Внутренние кредиты предоставлялись по нулевой ставке./27/

В условиях стабильной конъюнктуры межбанковского кредитного рынка, поддерживаемой ЦБ РФ в рамках реализации денежно-кредитной политики, в 2005 г. возросла предсказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК являются адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении большей части 2005 фактические ставки по размещенным российскими банками рублевым МБК не выходили за грани диапазона, устанавливаемого заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов.

Несмотря на достаточно высокую организацию денежно-кредитной политики ЦБ РФ, имеется ряд проблем, требующих решения, основные из которых мы рассмотрим в следующем разделе данной курсовой работы.

3. Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Эффект девальвации 1998 г. оказался практически исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать и динамику цен на импортируемые Россией товары. Судя по отчетам Банка России о платежном балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный период времени.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

· изменение уровня резервных требований;

· изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;

· покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

· определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

- совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;

- уменьшение долларизации российского денежного обращения;

- усиление стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование налоговой системы;

- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;

2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;

4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;

6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;

7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8. Внедрение достижений и средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка;

9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;

10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;

11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;

12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;

14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

Заключение

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

- создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;

- последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);

- повышение темпов экономического роста;

- укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;

- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;

- использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;

- стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;

- стимулирование кредитных операций;

- совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

1) совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;

2) снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен

3) уменьшение долларизации российского денежного обращения;

4) усиление стимулов инвестиционной активности;

5) усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса;

6) изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки;

7) предоставление государственных гарантий.;

8) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы;

9) обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно-кредитной политики;

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Список использованных источников

1. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. - 2003. - 342с.

2. Афанасьев М., Кривоногов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - С.57-70.

3. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2003. - 576с.Булатов А. С. Экономика - М.: Юристъ, 2002. - 896с.

4. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. - 2005. - №3. - С. 48-61.

5. Васильев Ю.В. Бюджет 2006 - бюджет развития // Финансы. - 2005. - №10. - С.30-32.

6. Гайдар Е. Экономический рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. - 2003. - № 5. - с.4-18.

7. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. - с.479.

8. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. - 2005. - №8. - С.23-27.

9. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. - 2005. - №3. - С.28-35.

10. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово - экономической политики Правительства РФ на 2005 г. // Финансы. - 2004. - №11. - С.3-7.

11. Захаров В.С. О рисках банковской системы // Деньги кредит. - 2004. - №3. - С.6-10.

12. Иванов Ю.О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. - 2004. - №2. - С. 93 - 95.

13. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - С.70-84.

14. Крупнов Ю.С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. - 2004. - №15. - С.2-19.

15. Мурычев Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. - 2005. - №5. - С. 65-76.

16. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 - 2008 г. г.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. - 2005. - №9. - С.3 - 13.

17. Наличный и безналичный оборот в российской экономике: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: КНОРУС, 2004. - 186с.

18. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке // Финансы. - 2003. - №3. - С. 21-24.

19. Овчинников А.П. Денежный рынок: проблемы сегодня // Финансовая газета. - 2005. - №11. - С.4.

20. Ромашова И.Б. Управление денежным капиталом // Финансы и кредит. - 2004. - №7. - С.13-16.

21. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2005 г.// Деньги кредит. - 2005. - №8. - С.7-14.

22. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации» от 27.06.2002 № 86-ФЗ и -

23. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.1996 № 17 (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).

24. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги кредит. - 2005. - №2. - С.6-10.

25. Фетисов Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен // Финансы. - 2005. - № 7. - с.15-19.

26. Фетисов Г.Г. К вопросу об устойчивости банковской системы // Финансы. - 2003. - № 2. - С.11-14.

27. Финансовая хроника // Финансы. - 2005. - № № 1-12

28. Штайнхер А. Современные тенденции развития банковского сектора // Вопросы экономики. - 2005. - №12. - С.18-32.

Приложение 1

Структура денежного рынка России по налично-безналичному обращению

Приложение 2

Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006-2015 г.г., млрд. долларов США

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.