бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента

екомендуется дополнительно наделить службу внутреннего контроля следующими функциональными правами и обязанностями:

Согласование условий конкретной сделки, если объем возможных убытков от проведения превышает 3% капитала банка;

Приостановление проведения сделок и операций работником или структурным подразделением в случае нарушения ими установленных значений рисков до принятия решения органами управления банка.

В ходе последующего контроля служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует сложившуюся в банке практику управления рисками, вносит предложения по совершенствованию методики оценки рисков и порядка контроля за ними.

1.3.3 Внутренний контроль за банковскими рисками на макроуровне

К макроэкономическим банковским рискам относятся
:

Негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития;

Не отвечающая интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк производит операции и сделки;

Неблагоприятные изменения государственной и экономической политики и нормативно-правовых условий банковской деятельности.

Основным объектом контроля на макроуровне является состояние аналитической работы, оценка ее качества и результатов, позволяющих учитывать неблагоприятные макроэкономические условия в деятельности банка и прогнозировать ее.

На этапе предварительного контроля контролируются полнота, состав и своевременность обновления баз данных, на основе которых аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие в банке механизма, который позволяет руководству банка своевременно, полно и схематически получать информацию о выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации и прогнозах развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

При текущем контроле службы внутреннего контроля периодически проверяют качество и своевременность доведения результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Отслеживая наличие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, оцениваются своевременность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хозяйственной и финансовой конъюнктуры.

При последующем контроле дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогнозы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предложения руководству банка.

Как показывает практика деятельности банков, в организации внутреннего контроля имеются недостатки: не удается достичь четкого разграничения в проведении контрольных процедур структурными подразделениями банков, которые обязаны осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями (кассовыми, расчетными, ссудными, депозитными, операциями с ценными бумагами и т.д.), и службой внутреннего контроля. Процедуры такого контроля предусмотрены должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений, и одновременно решение всех этих задач возлагается на службу внутреннего контроля, что создает дублирование в их работе, снижает ответственность за проведение внутреннего контроля структурных подразделений банка и их сотрудников.

По мнению практиков и ученых, служба внутреннего контроля должна в большей мере выполнять консультативные функции, осуществлять последующие проверки и ревизии, вести профилактическую работу по снижению рисков банковской деятельности.

Для этого не требуется создавать целый штат контролеров, дублирующих функции ответственных исполнителей, и отождествлять систему внутреннего контроля со службой внутреннего контроля.

Кроме того, реальное развитие внутреннего контроля осуществляется медленными темпами в силу ряда причин:

Организация внутреннего контроля рассматривается как процесс, связанный только с издержками и поэтому приводящий к уменьшению чистого дохода банка;

Менеджмент во вновь возникающих банках не видит пользы от деятельности внутреннего контроля, поскольку уверен в возможности избежать ошибок на основе простого наблюдения за совершением ежедневных операций.

Во многих зарубежных банках внутренний контроль рассматривается как необходимая составная часть деятельности, краеугольный камень управления рисками. Так, в большинстве французских банков существуют отдельные службы внутреннего контроля, главной задачей которых является анализ действия механизмов текущего контроля на рабочих местах при проведении банковских операций. При этом службы внутреннего контроля выявляют риски для каждого типа банковских продуктов или операций, определяют способы контроля за рисками. Службы внутреннего контроля регулярно выпускают отчеты по рискам в разрезе подразделений, приносящих доходы. Отчеты используются менеджментом для определения наиболее рисковых зон и операций в банке и управления рисками.

Для крупных американских банков характерным является создание отдельных организационных единиц для контроля. Отдел или департамент внутреннего контроля выполняет преимущественно надзорную функцию, работая с отдельными операционными подразделениями над созданием соответствующих контрольных систем. В мелких банках специальные подразделения по внутреннему контролю могут не создаваться. Однако во всех случаях независимо от организационной структуры внутренний контроль организуется по следующим направлениям:

Создание контрольных процедур и техники, приложимых к конкретным видам сделок (например, валютный трейдинг);

Проверка сделок на предмет того, были ли они правильно проведены по учету (например, формирование обеспечения под ссуды);

Создание систем и процедур финансового планирования и отчетности, обеспечение их соответствия целям менеджмента и требованиям Центрального банка;

Подготовка отчетов о финансовом состоянии банка, включающих сопоставления и объяснения несоответствий между фактическими и планируемыми результатами в части доходов и расходов.

В зарубежных банках существует значительная гибкость в структурировании управленческих аспектов, связанных с выполнением контрольной функции. Главным является обеспечение эффективности структуры, ее независимость от операционных менеджеров, а также ее соответствие размеру и организационной структуре банка.

В крупных банках контролеры могут находиться в структуре крупных департаментов, отделений. В такой структуре контролеры имеют двойную подотчетность - руководителю департамента, отделения (с точки зрения ежедневного ведения бизнеса) и руководителю департамента внутреннего контроля (с точки зрения политики и оценки состояния дел). При этом поддерживается независимый характер функции контролера.

В небольших банках функция внутреннего контроля централизуется, и контролеры проверяют различные подразделения в зависимости от возникающих потребностей.

2. Организация внутреннего контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (на примере Росбанка)

2.1 Содержание комплаенс-контроля

Частью системы внутреннего контроля кредитной организации является комплаенс-контроль. Он организуется в целях защиты интересов банка и его клиентов в сфере оперативной деятельности банка на финансовых рынках, а также в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Комплаенс-контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

Управление информационными потоками;

Предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг;

Взаимоотношения с клиентами;

Предотвращение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.

Управление информационными потоками предполагает установление общих правил передачи и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций (сделок) на финансовых рынках с целью предотвращения конфликтов интересов. В рамках этих правил сотрудники, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок. За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кредитная организация обеспечивает защиту от несанкционированного распространения между своими внутренними подразделениями служебной информации. В этих целях устанавливаются правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями.

Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг может привести к изменениям курсовой цены финансового инструмента и дестабилизации рынка. Поэтому кредитные организации не вправе манипулировать ценами, понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышлено искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на них, включая информацию, представленную в рекламе.

При осуществлении сделок на финансовых рынках кредитная организация строит отношения с клиентами на принципах раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента в его интересах. Сотрудники кредитной организации при проведении сделок для клиента на финансовых рынках до начала их совершения обязаны проинформировать клиента о возможности возникновения любого связанного со сделкой риска.

2.2 Направления комплаенс-контроля

В ходе компланс-контроля проверяется и оценивается деятельность сотрудника, осуществляющего операции (сделки) на финансовых рынках от имени кредитной организации. Исходным при оценке качества работы является выполнение следующих обязанностей:

Ведение операции (сделки) в интересах своих клиентов с требуемым профессионализмом и выполнение поручений клиентов в короткие сроки и по наилучшей возможной цене;

Доведение до сведения клиента требуемой информации о финансовых рынках в пределах, установленных законодательством и договором с клиентом. При этом клиенту должна раскрываться информация о возможных изменениях условий совершения сделки в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков.

Договоры о всех заключенных сделках на финансовых рынках хранятся в течение пяти лет с момента их исполнения и по первому требованию предъявляются компланс-контролеру.

При проведении сделок на финансовых рынках банки принимают меры по предотвращению легализации денежных средств, другого имущества, полученных незаконным путем.

Сотрудники кредитной организации обязаны информировать компланс-контролера об отклонениях от стандартной практики проведения операций (сделок), в частности:

О нестандартных или необычно сложных инструкциях по расчетам и инвестициям, которые отличаются от обычной рыночной практики;

Безосновательной поспешности в проведении сделки;

Предложении необычно высокой комиссии;

Заметном увеличении объемов или частоты операций (сделок) клиента и др.

Кредитные организации разрабатывают и утверждают внутренние правила по противодействию легализации денежных средств, полученных незаконным путем, в том числе порядок направления сообщений об отклонениях от стандартной практики проведения сделок. Внутренние правила разрабатываются на основании соответствующих федеральных законов, положений, указаний и писем Банка России, нормативных документов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Однако основополагающими документами являются Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и письмо Банка России от 13 июля 2005г. №99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В методических указаниях Банка России по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации рекомендуется обращать особое внимание и своевременно информировать компланс-контролера о следующих сделках:

Купле-продаже ценных бумаг с оплатой наличными деньгами в больших суммах;

Одновременном выставлении поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим отклонение от текущих рыночных цен;

Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

Иные обстоятельства, дающие основание полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Информация о подозрительных операциях клиентов фиксируется и передается в уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Для организации компланс-контроля кредитная организация обязана иметь особого штатного сотрудника - компланс-контролера, который должен удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов кредитной организации Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и иметь аттестат Банка России.

Компланс-контролер назначается уполномоченным органом кредитной организации в установленном порядке и является заместителем руководителя кредитной организации. В крупных кредитных организациях могут формироваться структурные подразделения под руководством комплаенс-контролера. Не реже одного раза в год отчет о состоянии комплаенс-контролера представляется высшему органу управления кредитной организации.

В функции компланс-контролера входит контроль за соответствием деятельности кредитной организации и ее сотрудников на финансовых рынках законодательству, правилам и стандартам деятельности, которые установлены внутрибанковскими документами. В его функции входит расследование фактов нарушений сотрудниками законодательства и стандартов профессиональной деятельности, претензий клиентов и контрагентов по сделкам, а также информирование руководства о выявленных случаях нарушений и принятых мерах.

При осуществлении своих функций компланс-контролер обязан:

Обеспечивать полное документирование каждого факта проверок и оформлять заключения и рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений;

Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов;

Соблюдать конфиденциальность полученной информации;

Представлять руководству кредитной организации заключения по итогам проверок для целей анализа деятельности отдельных сотрудников и для принятия мер по устранению нарушений.

Для выполнения своих функций и конкретных обязанностей компланс-контролер наделен определенными правами: получать необходимые для проведения проверки документы, привлекать для проверок других специалистов, выдавать временные предписания о недопущении или прекращении действий, результатом которых может стать нарушение законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.

Сотрудники кредитной организации должны оказывать содействие компланс-контролеру в осуществлении им своих функций. Руководство банка определяет перечень операций (сделок) на финансовых рынках, проведение которых требует согласования с компланс-контролером.

В случае неудовлетворительной работы компланс-контролера, когда его действия или бездействие привели к нарушению законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности либо ущемлению интересов (нанесению ущерба) банка или клиентов, аттестат, выданный Банком России, может быть аннулирован.

2.3 Контроль банка России за состоянием внутреннего контроля в банках (на примере Росбанка)

Банк России осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банк обязан представить по отдельной форме полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.

Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:

Процедуры принятия решений;

Распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;

Политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;

Требования по регламентации операций на финансовых рынках;

Деятельность службы внутреннего контроля.

В годовой отчетности банк должен также сообщать о наличии внутрибанковских положений о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах.

Банк России получает также регулярную информацию о наличии должностных инструкций для всех штатных должностей в банке, организации внутрибанковского контроля за состоянием информационной системы банка и ее безопасностью.

В годовой отчетности отдельно приводится информация о внутреннем контроле за рисками банковской деятельности. Банк сообщает о наличии разработанных и внедренных систем оценки кредитов и кредитоспособности клиентов, а также о наличии систем оценки других рисков, принимаемых на себя банком. При этом указывается конкретное количество и суммы выявленных службою внутреннего контроля нарушений при оформлении просроченной задолженности.

Кроме сведений, приводимых в годовой отчетности, Банк России может запрашивать у банка отчет о состоянии внутреннего контроля за определенный период их деятельности, а также любую иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля.

В соответствии с Положением о внутреннем контроле банк обязан в трехдневный срок уведомлять территориальное учреждение Банка России о всех существенных изменениях системы внутреннего контроля и освобождении от должности руководителя службы внутреннего контроля. Кроме того, учреждения Банка России вправе самостоятельно проводить проверки как состояния внутреннего контроля, так и работы службы внутреннего контроля в банках. При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка системы внутреннего контроля в целом и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

Соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установления лимитов;

Достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством РФ;

Надежности установленных и применяемых банком отдельных способов контроля.

Определенную информацию по этим вопросам они получают и из аудиторских отчетов.

По результатам анализа отчетности и материалов проверок Банк России при необходимости направляет банку предписание с требованием о проведении внутреннего контроля в соответствии с установленными нормативными требованиями, изложенными выше. В случае невыполнения в установленный срок требований об устранении нарушений Банк России вправе применять санкции в порядке, установленном действующим банковским законодательством. Одновременно Банк России разрабатывает и издает указания по регламентации операций банка, устанавливающего конкретный порядок организации внутреннего контроля на соответствующих рынках.

3. Анализ и оценка постановки внутреннего контроля аудиторскими фирмами

Анализ постановки внутреннего контроля в банке, оценка его действенности и эффективности осуществляются в ходе аудиторских проверок. Это позволяет аудиторам определить степень достоверности учетных материалов, установить характер, масштабы и периодичность различных проверок, которым подвергались бухгалтерские документы. На основе анализа и оценки деятельность службы внутреннего контроля аудиторы разрабатывают рекомендации по его совершенствованию.

Анализ постановки внутреннего контроля проводится аудиторами по следующим основным направлениям:

Объект анализа и оценки в ходе аудиторских проверок - последующий и текущий внутренний контроль;

Анализ и оценка квалификационного потенциала и профессионализма службы внутреннего контроля;

Наличие планов работы и проверок службы внутреннего контроля, оценка их качества с позиции охвата всех выполняемых банком операций, периодичности совершения;

Наличие рабочих программ последующих проверок, оценка их качества с позиции глубины и актуальности содержания основных вопросов программы;

Анализ актов и других документов выполненных проверок, оценка качества выполняемых проверок;

Порядок рассмотрения результатов проведенных проверок руководством банка;

Оценка качества принятых мер руководством банка по результатам проверок.

Положительные оценки аудиторами указанных направлений в деятельности службы внутреннего контроля позволяют положительно оценить организацию последующего контроля в банке.

Акты проверок в основном носят технический характер; выявленные в ходе проверок ошибки и отклонения от нормативных требований ЦБ РФ касаются, как правило, правил выполнения тех или иных операций. Акты не всегда доводятся до руководства, а принимаемые по ним меры носят формальный характер.

3.1 Анализ и оценка текущего контроля

В процессе аудиторской проверки также анализируется состояние постановки текущего контроля в банке. Опыт показывает, что текущий контроль в банке проводится персоналом в процессе выполнения банковских операций и стоит на более высоком уровне, чем последующий контроль. Это связано с необходимостью строгого следования нормативным документам Банка России, а также внутрибанковским правилам кредитной и учетной политики.

Анализ и оценка текущего контроля проводятся аудиторами по следующим направлениям:

Осуществление банковских операций в соответствии с общими и конкретными указаниями руководства банка;

Регистрация операций надлежащим образом, что позволяет подготовить финансовую и бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующими принципами бухгалтерского учета, а также иметь достоверную и реальную картину состояния активов банка;

Наличие у лиц, имеющих доступ к активам, необходимых полномочий руководства;

Наличие расхождений между бухгалтерскими документами и реальными активами.

Кроме того при оценке постановки финансового и административного контроля аудиторы проверяют соблюдение следующих организационных принципов: наличие четкого разделения обязанностей, разграничения подчинения и ответственности, наличие кредитной, учетной политики и других официально принятых курсов.

Аудиторы также оценивают качество методического обеспечения текущего контроля в банке, а именно: применяемые методики в ходе бухгалтерского оформления документов, надлежащее ведение документации и учета, степень соблюдения нормативных требований ЦБ РФ и внутренних инструкций банка, наличие системы выявления ошибок и разработанных систем их устранения, эффективность банковского контроля за состоянием активов и совершением бухгалтерских записей по счетам, наличие компетентного, надежного персонала, по возможности непосредственно заинтересованного в делах банка. Аудиторские проверки позволяют дать независимую оценку системы внутреннего контроля.

Аудиторы доводят до сведения руководства результаты анализа и независимую оценку постановки внутреннего контроля, сообщают об уязвимых местах, выявленных ими в ходе проверок и касающихся организации контроля в данном банке. Под уязвимыми местами понимаются обнаруженные аудиторами недостатки, которые свидетельствуют о значительных слабостях в организации и функционировании всей структуры внутреннего контроля. Перед аудиторами не ставится специальная задача поиска таких уязвимых мест, но их наличие может помешать достоверному и реальному отражению в бухгалтерской и финансовой отчетности проводимых банком операций.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.