бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Страховые взносы на зарплату - 2010: новый порядок уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования

Страховые взносы на зарплату - 2010: новый порядок уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования

Страховые взносы на зарплату - 2010: новый порядок уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования

(изд:3)

Авторы: Касьянова Г.Ю., ред., Издательство: АБАК, 2010г.

Введение

В июле 2009 г. президент подписал два важных закона, которые затрагивают работу бухгалтеров, занимающихся расчетом ЕСН:

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»*;

Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»**.

С 1 января 2010 г. отменяется единый социальный налог, так как глава 24 НК РФ утрачивает силу согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Вместо ЕСН будут уплачиваться следующие страховые взносы:

страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) этих страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с 1 января 2010 г. регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Одновременно принят закон, который вносит изменения во все законы и иные нормативные акты, которые так или иначе были связаны с расчетом единого социального налога - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Порядок исчисления и уплаты, вновь установленных страховых взносов во многом совпадает с ранее действовавшим порядком исчисления и уплаты ЕСН. Однако есть и существенные нововведения. Остановимся на основных.

* Далее - Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. ** Далее - Закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

* Изменяются органы, осуществляющие контроль за уплатой

Если ранее контроль за уплатой ЕСН осуществляли налоговые органы, то с I января 2010 г. контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять соответствующие внебюджетные фонды (см. ст. 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

-- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы -- в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

* Плательщиков страховых взносов станет больше

Те лица, которые являлись плательщиками ЕСН, с 2010 г. будут являться плательщиками страховых взносов.

Что касается лиц, которые освобождались от уплаты ЕСН по причине перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) или перехода на упрощенную систему налогообложения, то начиная с 2010 года они будут уплачивать страховые взносы, но для них на некоторое время (переходный период) будут установлены льготные условия (пониженные тарифные ставки). Подробнее об этом читайте в разделе 9 на с. 72.

* Отменяется регрессивная шкала налоговых ставок

Страховые взносы во внебюджетные фонды будут уплачиваться по плоской шкале. Причем на 2010 год (а для отдельных категорий плательщиков страховых взносов и на 2011--2014 годы) устанавливается переходный период, в течение которого размеры страховых тарифов будут меньше, чем в 2011 и последующие годы. Подробнее об этом читайте в разделе 9 (см. с. 72).

* Установлен предельный размер облагаемой базы

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. При этом начиная с 1 января 2011 г. указанная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

* Откорректирован перечень необлагаемых выплат

Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, устанавливающая суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, практически полностью повторяет ст. 238 НК РФ. Однако в нес не включены некоторые выплаты, которые раньше не облагались ЕСН, в частности:

компенсация за неиспользованные отпуска при увольнении (см. пп. «л» пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (см. пп. «и» пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

а также некоторые другие суммы.

Подробнее об этом вы сможете прочитать в разделе 8 (см. с. 29).

При этом в число необлагаемых выплат включены суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на работника за расчетный период (см. пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Ранее ЕСН не облагались только суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000руб. на одно физическое лицо за налоговый период (см. пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Также отметим, что страховые взносы будут начисляться на суммы, начисленные физическим лицам, независимо от того, уменьшают ли они налог на прибыль или нет.

* Изменены некоторые сроки представления отчетности

Согласно пп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ отчетность по страховым взносам представляется в следующие сроки:

* до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом*, в территориальный орган ПФР (представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование В Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования);

* до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом*, в территориальный орган ФСС РФ (представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования РФ).

Также отмстим, что на основании положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ должны быть утверждены новые формы отчетности.

Подробнее об этих и других отличиях страховых взносов от единого социального налога, о том, как рассчитывать, уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начиная с 2010 года, вы можете узнать, прочитав эту книгу.

* Отчетными периодами (как и прежде для ЕСН) являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

ГЛАВА 1. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

1. Кто должен уплачивать страховые взносы

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных пилах обязательного социального страхования, к которым относятся категории лиц, установленные в п. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ*.

Проанализировав положения этого пункта, всех плательщиков страховых взносов условно можно разделить на две группы, которые - различаются объектом обложения, порядком исчисления и уплаты ни к ков.

К первой категории плательщиков страховых взносов относятся те, кто производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе:

* организации.

Как указано в п. 1 ст. 2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ для целей исчисления страховых взносов к организациям относя и я

российские организации -- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

международные организации;

филиалы и представительства указанных иностранных лип и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Например, филиал иностранной компании, созданный на территории Российской Федерации, является плательщиком страховых взносом, если он производит выплаты и иные вознаграждения физическим чипам;

* индивидуальные предприниматели.

В целях исчисления страховых взносов к индивидуальным предпринимателям относятся (см. п. 1 ст. 2 Закона от 24.07.2009 V '/.' ФЗ):

* Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

-- главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Примечание. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

* физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ко второй категории плательщиков относятся плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Обратите внимание, что одно и то же лицо может признаваться плательщиком страховых взносов по двум основаниям (то есть одновременно относиться к двум указанным категориям). А согласно п. 3 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Например, индивидуальный предприниматель может являться плательщиком страховых взносов и как лицо, самостоятельно осуществляющее предпринимательскую деятельность (исходя из стоимости страхового года), и как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения в пользу своих работников (исходя из суммы таких выплат).

Что изменилось по сравнению с ЕСН?

Категории плательщиков не изменились. Те лица, которые являлись плательщиками ЕСН, с 2010 г. будут являться плательщиками страховых взносов.

Что касается лиц, которые освобождались от уплаты ЕСН по причине перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) или перехода на упрощенную систему налогообложения, то начиная с 2010 г. они будут уплачивать страховые взносы, но для них на некоторое время (переходный период) будут установлены льготные условия (пониженные тарифные ставки). Подробнее об этом читайте в разделе 9 на с. 72.

В настоящем издании мы рассмотрим порядок исчисления и уплаты страховых взносов только для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам (эти плательщики относятся к первой категории).

О порядке начисления и уплаты страховых взносов (иными) плательщиками, которые относятся ко второй категории, вы можете прочесть в книге под ред. Г.Ю. Касьяновой «Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет». - М.: АБАК, 2010.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов

Как указано в п. 1 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов имеют право:

1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов* бесплатно следующую информацию (в том числе в письменной форме):

о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц,

а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;

получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах;

своевременно делать зачет или получать возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеной и штрафов;

представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, лично либо через своего представителя;

представлять органам контроля за уплатой страховых взносов* и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок;

* О том, кто относится к органам контроля за уплатой страховых и и юсов, читайте о разделе 2 на с. II.

присутствовать при проведении выездной проверки;

получать копии акта проверки и решений органов кот роля за уплатой страховых взносов*, а также требования об уплате страховых взносов;

требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов* соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов;

не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов* и их должностных лиц, не соответствующие Закону от 24.07.2009 № 2/2-ФЗ или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов* и действия (бездействие) их должностных лиц;

получать возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов контроля за уплатой страховых взносов* или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля за уплатой страховых взносов* в случаях, предусмотренных Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны:

правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;

вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов**;

представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам***;

представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов;

выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

6) обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

Плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели помимо указанных обязанностей обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя (см. п. 3 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

1) об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней*

со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца* со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);

3) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней* со дня принятия такого решения.

Как указано в п. 4 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов осуществляют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

Как указано в ст. 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г. будут осуществлять соответствующие внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд России и его территориальные органы -- в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды ОМС*;

Фонд социального страхования России и его территориальные органы -- в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Примечание. Контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ будет производить в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Обращаем ваше внимание, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЭ в этот закон внесены существенные изменения.

Что изменилось по сравнению с ЕСН?

Контроль за уплатой ЕСН осуществляли налоговые органы, с 1 января 2010 г. контроль за уплатой страховых взносов будут осуществлять указанные выше государственные внебюджетные фонды. Таким образом, отчетов и мест куда их необходимо сдать станет больше. Плюс к этому обычная неразбериха переходного периода...

Между Пенсионным фондом России (и его территориальными органами) будет осуществляться обмен необходимой информацией в электронной форме соответственно с Федеральным фондом и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (см. п. 3 ст. 3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

3. Объект обложения страховыми взносами

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 7 и п. 1 части 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по основаниям, установленным в ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (см. таблицу 1 на с. 13).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Трудовой договор

Трудовой договор -- это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

В трудовом договоре среди прочих условий обязательно оговариваются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оплата труда работника (заработная плата) включает в себя:

-вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

-компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и па территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.