бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сравнительный анализ систем негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом

еобходимо отметить, что с начала 1990-х в Венгрии развилась индустрия добровольных НПФ. Сейчас в них состоит около миллиона вкладчиков. С введением обязательных накоплений, налоговые льготы для вложений в НПФ были сильно урезаны, так что общий эффект на накопления был скорее отрицательный. Так как взносы по добровольному страхованию уменьшились [16].

Особенностью Венгрии является то, что пенсионные фонды являются кооперативами или обществами взаимного страхования и, как следствие этого, не обязаны иметь собственный капитал, и могут быть учреждены практически кем угодно. Работодатель переводит взносы напрямую в пенсионный фонд. Управляющий не несет ответственности за плохие результаты инвестиций, какие-либо жесткие санкции отсутствуют. Фонды управляются выборными советами от вкладчиков и нанимают управляющие компании, контролируемые единым регулятором финансовых институтов государства.

Для ограничения рисков фонды обязаны держать не менее 10% от активов в безрисковых ценных бумагах, вложения в зарубежные активы ограничены 30%, из них не более 10% в развивающиеся рынки, до 50% в акции. Однако малые размеры фондов и узость рынка приводит к тому, что до сих пор 87% активов находится в государственных ценных бумагах. Регулятор контролирует способность фондов выплачивать пенсии в режиме аннуитета, но механизм санкций в случае недофинансирования отсутствует [17].

Ключевая проблема венгерской пенсионной системы - катастрофическая демографическая ситуация (низкая рождаемость, растущая продолжительность жизни, низкая миграция в страну). Расчеты OECD предрекают растущий дефицит пенсионной системы начиная с 2010 года, с катастрофическим ростом дефицита к 2030-2040 году. В этом случае проблематичны и выплаты, и обслуживание государственного долга. Другая проблема - фактически параллельное существование двух пенсионных систем (“старой” и частично “накопительной”), что увеличивает административные расходы. Наконец, нынешний уровень взносов недостаточен для обеспечения выплат при приближении экономического роста и инфляции к европейскому стандарту [18].

Немаловажным будет рассмотреть пенсионную систему Казахстана. Ведь одним из самых передовых стран СНГ в области реформирования пенсионного обеспечения является именно это страна. Казахстан первым ввел обязательную накопительную пенсионную систему. В настоящее время пенсионная система в этой стране является многоуровневой и представляет собой сочетание распределительной и накопительной систем.

Пенсионеры получают пенсию, состоящую из двух частей: распределительной, рассчитанной на основе правил старой системы, и накопительной, которая рассчитывается на основе накоплений, созданных начиная с 1998 года.

Казахская накопительная модель введена в Казахстане с 1 января 1998 г. Отличием модели является то, что первым уровнем является обязательное внесение ежемесячных пенсионных взносов в размере 10% заработной платы в государственный накопительный Пенсионный фонд. Второй уровень - это 14 негосударственных пенсионных фондов, которые осуществляют индивидуальные и корпоративные накопительные пенсионные программы. На долю второго уровня приходится почти две трети общей суммы пенсионных накоплений.

В Казахстане действует трехуровневая система защиты пенсионных накоплений:

1) государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, размер гарантии - фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;

2) гарантия пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;

3) права вкладчиков защищены предоставленной им возможностью самостоятельно осуществлять страхование своих накоплений и создавать системы коллективного страхования пенсионных активов.

Счета вкладчиков ведет банккастодиан (юридическое лицо, наделенное функциями хранения денежных средств и ценных бумаг). Законом допускается аффилированность управляющей компании и пенсионного фонда (в последнее время некоторые НПФ сами управляют своими активами), но банккастодиан обязательно должен быть независимым. Все перечисленные виды деятельности - лицензируемые [30].

Число участников накопительной пенсионной системы по данным на 2004 год 82% экономически активного населения страны.

Помимо обязательного накопительного пенсионного страхования в республике создано профессиональное пенсионное обеспечение для работников, занятых на производствах с особо опасными условиями труда, введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. Пенсионные взносы выплачиваются работодателем, при этом работодатель получает налоговые льготы [19].

1.4 Обзор пенсионных систем с добровольной накопительной частью: Великобритания, США, Германия

Под добровольностью формирования пенсионных накоплений в дополнение к государственным пенсионным схемам подразумевается такая форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями пенсионного договора [28].

Опыт реформирования пенсионной системы в Великобритании интересен для России, тем, что в ходе реформирования было достигнуто наиболее сильное сокращение пенсионных обязательств государства по сравнению с другими промышленно развитыми странами.

Пенсионная система Великобритании имеет два уровня:

Первый уровень - система государственного страхования. Данный компонент представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию (Basic State Pension). С апреля 2002г. введена вторая государственная пенсия (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), зависящая от уровня заработной платы. Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя и работника. Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств оплачиваются текущие пенсионные обязательства. Если средств Национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из суммы налоговых сборов [8].

Государственный пенсионный возраст в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Вторым уровнем является система негосударственного пенсионного обеспечения.

К негосударственным пенсиям относятся профессиональные пенсионные планы и персональные пенсионные планы.

Профессиональные пенсии назначаются работодателем или группой работодателей. Осуществляется это для вознаграждения работников, для привлечения на предприятие новых кадров и их удержания, для получения налоговых льгот и для повышения имиджа в глазах общественности. Денежные средства направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Сохранность вложенных средств гарантируется системой вторичного страхования. Размер пенсий и другие условия определяются правилами пенсионного плана. Фонд имеет налоговые льготы при соблюдении определенных условий. Пенсионный фонд отделен от работодателя.

Персональные пенсии формируются независимо от работодателя. Работник, при желании индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. Применяются схемы с установленными выплатами, когда пенсия равна части последнего годового дохода за год участия, и с установленными взносами, когда пенсия зависит от сформированного индивидуального счета и нормы аннуитета. В первом случае инвестиционный риск несет работодатель, во втором - работники.

Американская модель пенсионного обеспечения, отличается не только масштабами активов, но и многообразием типов пенсионных систем. Пенсионное обеспечение в США характеризуется наличием различных - по методам мобилизации и использования пенсионных ресурсов, источникам финансирования и условиям пенсионных выплат, принципам действия - систем.

Важнейшая роль в их создании и развитии принадлежит деятельности государства по установлению порядка функционирования прав и обязанностей участников, контролю за их исполнением, по стимулированию учреждения добровольных пенсионных планов и контролю за деятельностью пенсионных фондов

Модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения, в стране функционируют как государственные так и частные пенсионные системы. Основу составляет Общая федеральная программа (ОФП), которая является распределительной. Программа действует в соответствии с Законом о социальном страховании 1935 г.

Распределительные пенсионные системы, так же как и Шведская построена на принципе P. A Y. G (pay as you go). Поступающие в пенсионные фонды средства в виде налогов на социальное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде ежемесячных пенсионных выплат. В целом, государственная распределительная система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий пенсионерам в установленных сроках и объемах [13].

Накопления резервов в такой системе и вложение их в экономику возможно лишь в том случае, если поступления в пенсионные фонды в течение ряда лет стабильно превышают расходы. Напротив, если текущие выплаты будут превышать текущие поступления, ни о каких инвестициях в рамках распределительной пенсионной системы не может быть и речи. В свою очередь профицит или дефицит фондов в распределительной системе зависит от многих факторов: демографического соотношения между работающими и платящими налоги с заработной платы и получателями - пенсионерами, уровня пенсионных выплат, определенного законодательством, ставок налогов на социальное страхование и, не в последнюю очередь, от состояния экономики.

Важно подчеркнуть, что хотя финансовое и административное управление государственных страховых фондов ОФП осуществляет Совет управляющих, куда входят, в частности, представители Правительства США - министры труда, финансов, здравоохранения и социальных услуг, эти фонды являются внебюджетными, т.е. их средства не входят в федеральный бюджет. Эти средства не могут использоваться ни на какие другие цели, кроме установленных законом [13]. В частности, вложение средств может осуществляется только в государственные ценные бумаги.

Однако, если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, построены по накопительному принципу. Они выполняют не только социальную, но и инвестиционную роль.

Накопительные пенсионные системы. Их инвестиционная функция играет первостепенную роль прежде всего для фондообеспечения самих программ. К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения работающих на правительство и местные органы власти. Федеральные программы охватывают главным образом правительственных чиновников, а также военнослужащих. Главным источником поступлений в эти фонды служат ежегодные взносы Федерального правительства, а также инвестиционный доход фондов.

Ввиду высокой социальной значимости государственных страховых фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти. На инвестирование средств, аккумулируемых в этих фондах, наложены строгие ограничения. Вложения средств, накапливаемых в фондах ОФППС в результате превышения поступлений над выплатами пенсионерам, могут осуществляться исключительно в государственные ценные бумаги. Они являются прямым обязательством правительства США и считаются самыми надежными финансовыми инструментами. Однако их доходность по сравнению с другими долговыми обязательствами самая низкая [12].

Законодательства штатов предписывают размещение пенсионных средств (под строгим контролем) в корпоративные акции, облигации, в недвижимость, а также в государственные ценные бумаги и другие обязательства в соответствии с ограничениями, наложенными советами попечителей.

Германская модель пенсионной системы имеет три составляющие: обязательное государственное страхование, добровольное производственное страхование и частное страхование.

При обязательном пенсионном страховании удержание взносов и выплата пенсий осуществляются в едином информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодняшние работники платят сегодняшним пенсионерам.

Если первая составляющая пенсионной системы Германии основана на обязательности отчислений части заработной платы работника и доплаты государства, то вторая и третья составляющие предполагают добровольное участие - в одном случае работодателя, а в другом самого работника при стимулирующих мерах государства.

Добровольное производственное страхование основано на том, что предприятие поручает банку, страховому или фондовому обществу накапливать взносы, перечисляемые работодателем в размере части заработной платы, оговоренном с работником.

Частное страхование предполагает внесение частным лицом за самого себя средств на формирование будущей пенсии. Кроме того, на 100 единиц добровольного взноса работниками надбавка государства составляет 15% [26].

Популярность частного страхования в Германии постоянно растет, в нем участвуют все социальные группы. Дело в том, что немцы доверяют банкам и им нравится независимость от социальных программ правительства. Сумма отчислений дело исключительно самого плательщика. Договор пенсионного страхования заключается напрямую с банком. Выплаты могут производиться как со дня достижения пенсионного возраста пожизненно, так и на протяжении оговоренного договором периода. Часть выплат можно завещать членам семьи. При частном страховании все денежные вложения возвращаются с процентами [31]. Кредитные организации разрабатывают и предлагают работодателям и частным лицам различные накопительные программы. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Все банки имеют негосударственные пенсионные фонды.

Важно отметить, что в таких странах как США, Германия, Великобритания большая часть пенсионных схем, финансируемых работодателем и работниками, строится по принципу схем с установленными выплатами. Основными рисками, которые принимают на себя работники - будущие пенсионеры от участия в таких схемах, являются риск недостаточного финансирования будущих пенсионных обязательств, а также риск того, что фирма-спонсор обанкротится. В такую же ситуацию боятся попасть и российские будущие пенсионеры, откуда идет большое недоверие к рынкам негосударственного пенсионного страхования, которое как видно из описанных моделей является прибыльным и, при умелом контроле, защищенным. Политика защиты участников негосударственных пенсионных схем от наступления указанных рисков, а также от снижения негативных последствий их наступления разрабатывается на государственном уровне.

Для защиты от последствий возможного банкротства предприятия-спонсора применяются два основных метода:

установление минимальных требований по размеру необходимого финансирования для того, чтобы активы пенсионных схем имели достаточный резерв, используемый в дальнейшем для выплат пенсий;

страхование работодателя или взносов на случай недофинансирования обязательств перед работниками в случае банкротства предприятия.

В свою очередь, подходы к осуществлению приведенных выше методов снижения рисков очень разнообразны.

Интересен для России и тот факт, что во всех рассмотренных выше странах (США, Германия, Великобритания) взносы в пенсионные схемы подлежат льготному налогообложению. Взносы работодателя исключаются из налогооблагаемой базы в полном объеме, а выплаты либо исключаются из подоходного налога у их получателей, либо облагаются по минимальной ставке (обычно значительно более низкой, чем доходы, получаемые при реализации других форм персонального сбережения). По сути, после поправок внесенных в 2009 году отмена единого социального налога в России и является одним из видов описанных выше вариантов льготного налогообложения, тем не менее налоговая политика в отношении негосударственного пенсионного страхования требует рассмотрения.

В заключение первой главы хотелось бы еще раз напомнить что, в результате мирового демографического кризиса старения населения, в 80-х годах началось активное реформирование пенсионных систем большинством развитых стран. Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В настоящее время в мировой практике существуют две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная). В этой главе мы провели обзор моделей пенсионного обеспечения таких стран как Россия, Швеция, Великобритания, Венгрия, Германия, США и республики Казахстан.

Сравнение моделей перечисленных стран происходило по следующим критериям:

существующая пенсионная система пенсионного обеспечения

осуществление накопительной модели

классификация по принципу добровольности и обязательности накопительной модели

наличие негосударственных пенсионных схем

положительные и отрицательные моменты при использовании негосударственного пенсионного страхования

возможные инструменты инвестирования пенсионных накоплений

деятельность государства по установлению порядка функционирования прав и обязанностей участников,

контроль за деятельностью негосударственных пенсионных структур и политика защиты участников от рисков

способы стимулирования накопительной системы

Рассмотрев различные модели систем пенсионного обеспечения зарубежных стран, можно сделать вывод, что развитые страны успешно используют систему, сочетающую управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении сберегательными пенсионными счетами. При этом уделяется большое внимание негосударственным накопительным схемам. Государство является основным регулятором правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения, а личное пенсионное обеспечение базируется, в основном, на частной инициативе граждан (работодателей и работников). При высокой заинтересованности граждан в размещении своих накоплений в частном секторе существует ряд рисков, которые принимают на себя будущие пенсионеры. К основным рискам, которые мы выделили, относятся риск недостаточного финансирования будущих пенсионных обязательств. Политика защиты участников негосударственных пенсионных схем от наступления указанных рисков, а также от снижения негативных последствий их наступления весьма разнообразны. Основные методы разрабатываются на государственном уровне.

Для защиты от последствий возможного банкротства предприятия-спонсора применяются два основных метода:

установление минимальных требований по размеру необходимого финансирования для того, чтобы активы пенсионных схем имели достаточный резерв, используемый в дальнейшем для выплат пенсий;

страхование работодателя или взносов на случай недофинансирования обязательств перед работниками в случае банкротства предприятия.

Еще одним отличительным фактом функционирования негосударственных пенсионных систем за рубежом является льготное налогообложение. В большинстве стран правительство поощряет инициативу граждан по накоплению пенсий на личных счетах, предоставляя налоговые льготы. Данный вид стимулирования может происходить в нескольких направлениях. Налоговые льготы могут предоставляться как самим гражданам (работникам и работодателям), так и непосредственно пенсионным фондам.

В свете последних событий в сфере пенсионного обеспечения Российской Федерации, а именно отмене единого социального налога с 1 января 2010 года можно сделать вывод, что российское правительство нацелено на стимулирование рынка негосударственного пенсионного страхования. Тем не менее, для достижения желаемого уровня развитых стран меры по развитию негосударственного пенсионного обеспечения должны быть решительнее.

Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды как составляющая часть системы пенсионного обеспечения

В проводимых реформах негосударственным пенсионным фондам отводилась решающая роль в улучшении материального положения нетрудоспособных членов общества. Именно этот социальный институт, может помочь снять с государства часть нагрузки, которая при существующей демографической ситуации была бы непосильна для любого государственного бюджета. НПФ выступают в роли аккумуляторов сбережений населения для осуществления долгосрочных инвестиций и тем самым служат эффективным стабилизатором экономики страны.

В этой главе я намерена разобрать, как негосударственные пенсионные фонды действуют в существующей пенсионной системе. Каким образом НПФ влияют на обеспеченность граждан страны. Выявить необходимость НПФ как инструмента формирования будущей пенсии и как необходимой составляющей системы пенсионного обеспечения. Все это я буду рассматривать при сравнении негосударственных структур, которые функционируют за рубежом и в России.

2.1 Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов

Негосударственное пенсионное обеспечение предназначено в первую очередь именно для граждан, чей выход на пенсию ожидается в будущем. Оно позволяет в сочетании с государственным пенсионным обеспечением достигнуть суммарной величины коэффициента замещения на уровне международных стандартов. На сегодняшний день финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны в целом. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии. Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Государство, обеспокоенное существующей обстановкой делает ставку на негосударственное пенсионное обеспечение. Самым весомым аргументом выбора негосударственного пенсионного обеспечения является, конечно же, высокая доходность инвестируемых вложений. Рассмотрим особенности функционирования НПФ и определим, какую роль они играют в негосударственном пенсионном страховании и пенсионном обеспечении в целом.

Что такое Негосударственный пенсионный фонд и в чем заключается его деятельность непосредственно в Российской Федерации.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определил правовой статус НПФ как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда [1].

На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды осуществляют два основных вида деятельности - это негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Деятельность НПФ в области ОПС включает в себя прежде всего инвестирование средств пенсионных накоплений с целью обеспечения прав граждан на прирост накопленной части пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение, осуществляемое фондами, это традиционная деятельность НПФ. Основная ее суть заключается в том, что предприятия и граждане заключают договоры с фондами, уплачивают взносы в добровольном режиме, а при достижении работником пенсионного возраста он начинает получать дополнительную пенсию.

Как следует из данного в Законе определения, НПФ являются некоммерческими организациями. Это означает, что НПФ, преследуя цель извлечения прибыли, не распределяют полученную прибыль между учредителями. Таким образом, создание НПФ преследует в первую очередь цель социальной защиты граждан, которая укладывается именно в рамки деятельности некоммерческой организации. Сферы бизнеса, в которые могут инвестировать страховые компании, максимально надежны и четко оговорены законодательством: банковские металлы (не больше 10% вкладов), ценные бумаги (не больше 50%), банковские депозиты (не больше 50%), недвижимость (не больше 20%). В связи спецификой инструментов инвестирования НПФ работают одновременно и на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, и на интересы ее граждан [8].

Буквально за несколько лет развитие НПФ в России приобрело значительные масштабы. Об этом свидетельствуют статистические данные.

В настоящее время в нашей стране действует 173 НПФ. Сумма пенсионных накоплений в Российских НПФ по обязательному пенсионному страхованию составил 71 717млн. руб. на 30 сентября 2009 г., а сумма пенсионных резервов НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению 518 010 млн. руб. на 30 сентября 2009 г. Участниками НПФ только по негосударственному пенсионному обеспечению являются 6 354 157человек, а те, кто уже получают негосударственную пенсию 1 217 771человек. Для сравнения, на 2005 г. количество участников НПФ составляло 704 781 человек [33].

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.