бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие банковской системы Республики Казахстан

Развитие банковской системы Республики Казахстан

83

I. Введение

В 1991 году произошел перелом в исторической судьбе народов Казахстана. Страна взяла курс на построение нового независимого суверенного государства, основанного на принципах единства народов, социальной справедливости и консолидации всех сил общества на пути рыночных экономических преобразований.

Это был смелый, по сути, революционный шаг, не имеющий альтернативы: на базе социалистического административно-командного управления -- построить новую систему хозяйствования, адекватную рыночной экономике.

За четырнадцать лет суверенный Казахстан пережил глубокий экономический кризис и связанный с ним небывалый рост цен на все товары и услуги, ранее невиданную безработицу и, как результат, значительное ухудшение уровня жизни населения.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что многие трудности остались позади. В результате неуклонного следования выбранному курсу реформ кризис по существу преодолен. За последние годы наблюдается рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, восстанавливают свои производственные мощности приватизированные предприятия, вводятся новые производства, развивается малый и средний бизнес, налаживается работа и других жизненно важных сфер. В связи с этим, достигнуто положительное сальдо платежного баланса, значительно снизился и продолжает снижаться уровень инфляции, стабилизирован курс национальной валюты -- тенге, улучшается финансовое положение государства, сокращается число безработных. Все это дает возможность народу Казахстана быть уверенным в завтрашнем дне.

Но было бы большим заблуждением думать, что все это совершается само по себе, поскольку, за этими положительными тенденциями -- труд и воля тех, кто был за коренное реформирование социально-экономических отношений, за создание рыночной экономики.

Следует отметить, что одним из государственных органов, активно осуществляющим экономические реформы, стал Национальный Банк Республики Казахстан (Нацбанк), который по праву именуется «банком банков», успешно осуществляет денежно-кредитную политику.

Несмотря на высказываемые критические замечания в свой адрес, Нацбанк за эти годы сумел перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики, целенаправленно проводит мероприятия, направленные на выполнение своей главной задачи - обеспечение устойчивости национальной валюты - тенге на внутреннем и внешнем рынках, создание и укрепление банковской системы рыночного типа. Для достижения этих и других целей Нацбанку приходилось принимать неординарные, нестандартные меры, казавшиеся, на первый взгляд, нелогичными.

На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что в условиях суверенитета Республики Казахстан, банки, действуя совместно с Правительством, сумели вплотную приблизиться к достижению финансовой стабилизации, выразившийся в сокращении темпов инфляции, поддержании стабильного курса тенге и проведения последовательного нормативного регулирования банковской деятельности. Новая банковская система Казахстана живет и успешно работает уже в течение десяти лет на благо экономики республики и по оценкам зарубежных специалистов занимает ведущее место среди стран на постсоветском пространстве.

Необходимо особо подчеркнуть, что банковская система достигла этих результатов благодаря уделяемому вниманию и большой поддержке со стороны Президента республики Нурсултана Абишевича Назарбаева, который всегда был сторонником независимости Нацбанка.

Глава 1. Банковская система Казахстана накануне приобретения независимости

1.1 Преобразование Казахской республиканской конторы Госбанка в Национальный Банк Республики Казахстан и становление независимого центрального банка

Созданный приказом Государственного банка СССР от 16 октября 1987 года № 177 Казахский Республиканский банк Госбанка СССР не отвечал требованиям нарождающихся рыночных отношений в составе аморфной банковской системы. Казгосбанк СССР не имел ни прав, ни полномочий Центрального банка. Более того, продолжал кредитно-расчетное обслуживание некоторых отраслей народного хозяйства: Министерства внутренних дел, Комитета Госбезопасности, Министерства обороны. Кредитные ресурсы для специализированных банков выделялись из Москвы. Управляемость банковской системы, в целом, в республике была ослаблена. На проводимых совещаниях со специализированными банками принимались решения рекомендательного характера, большинство из которых не выполнялось, если было не в интересах того или иного банка. О каких-либо методологических и надзорных функциях по отношению к другим банкам и речи быть не могло. Все указания и кредитные ресурсы они получали от своих головных московских банков. Кроме того, были не редки случаи, когда спецбанки самовольно выпускали деньги в обращение, используя единую систему МФО (межфилиальные обороты).

Централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки, а порой и своеволие в выдаче кредитов без разрешения, открыло доступ к ним нежизнеспособным убыточным Предприятиям и кооперативам. Получив открытый доступ к кредитам рефинансирования, банки теряли стимул самостоятельно мобилизовать денежные ресурсы, а хозяйственные субъекты использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления товарных ценностей, а не для реконструкции предприятий, повышения качества продукции и инвестиций. В результате структура кредитных вложений постоянно ухудшалась, возрастала доля невозвратных кредитов.

Следует при этом отметить, что структура банковского сектора зеркально отражала ситуацию отношений регион -центр. Союзные министерства предпринимали попытки усиления централизованного управления и не воспринимали объективной необходимости расширения прав и ответственности союзных республик.

В 1992-93 годах, на постсоветском пространстве образовалось несколько эмиссионных центров, которые без взаимного согласования кредитовали экономику своих суверенных государств.

Чтобы как-то сдержать незаконный выпуск денег в обращение, Центральный банк России в 1993 году ввел систему единых централизованных корреспондентских счетов для стран СНГ. С этого счета оплата платежных документов осуществлялась в пределах средств, поступивших на него. С целью сдерживания незаконного выпуска денежной массы в обращение Центрбанк России также максимально ограничивал снабжение бывших республик СССР наличными деньгами.

Сложившаяся обстановка в банковской сфере требовала принятия неотложных мер к выправлению создавшегося положения.

После объявления суверенитета республики, в декабре 1990 года, Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993года принят закон, по которому Казахский Республиканский банк Госбанка СССР, становится Национальным банком Республики Казахстан. Начался процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы.

Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. С момента введения национальной валюты Нацбанк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, введение экономических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, внедрение системы регулирования деятельности банков и обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты - тенге.;

В развитие Закона была принята «Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 года.

Одним из обязательных условий формирования рынка является эффективно действующая система денежного обращения и кредитования. Дальнейшее совершенствование в этом направлении строилось в ускорении развития наиболее действенных методов и инструментов денежного регулирования. С февраля 1995 года было прекращено предоставление директивных кредитов, сократился объем и сроки кредитов за счет централизованных источников. (Функция кредитования) экономики в основном перешла от Нацбанка к банкам второго уровня. Они должны были обеспечивать кредитование экономики за счет привлекаемых для этих целей сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов, межбанковских кредитов и иных Ресурсов.

Нацбанк в большей степени сосредоточил свое внимание на характерные для Центрального банка функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства и на усиление денежно-кредитного, валютного урегулирования.

В первой половине 1995 года основная масса кредитов Нацбанка банкам второго уровня предоставлялась через аукционы на короткие сроки, а во второй половине года центр тяжести стал ориентироваться на вторичный рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). Была внедрена система ломбардного кредитования и прекратились аукционы кредитных ресурсов Нацбанка, повысилась роль межбанковского денежного рынка. Развитие межбанковского денежного рынка позволило банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы.

В последующие годы наиболее предпочтительным для банков второго уровня стало вложение средств в ГЦБ, так как активы, размещаемые в ГЦБ являются высоко ликвидными, несут минимальные риски, а также операции с иностранной валютой, которые приносят неплохую доходность при невысоких рисках. Хотя кредитование реального сектора является более доходным по сравнению с доходностью ГЦБ, оно сопровождается более высокими рисками и, следовательно, менее предпочтительно.

Банковская система, как составная часть экономики, должна быть одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В течении последних лет она претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней политики в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. С учетом основных целей и задач экономики государства была перестроена концепция организации отечественной банковской системы.

В декабре 1996 года Нацбанком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам, предусматривающее соответствие всех банков страны стандартам, принятым в международной банковской практике в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, автоматизации банковской системы телекоммуникационной связи.

Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключается в том, что каждый банк, согласно разработанного им Плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов, должен достичь адекватного уровня по всем основным показателям.

Требования со стороны Нацбанка к повышению капитализации банков второго уровня и введенные более жесткие требования по открытию, лицензированию и внутреннему контролю банков ускорили процесс их ликвидации или слияния. Наблюдается процесс перехода от количественного к качественному развитию банковской системы.

Согласно действующему законодательству и «Программы Президента Республики Казахстан «2030» Нацбанк с целью усиления роли банков в экономике страны и повышения их конкурентоспособности принимает разнообразные принципы дальнейшего совершенствования и формирования стабильной и устойчивой банковской системы.

1.2 Правовая основа банковской системы Казахстана и формирование банковского законодательства

Рассматривая развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отмстить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.

Трудность заключалась в том, что все члены рабочей группы знали о суверенитете столько, сколько было написано в имеющейся специальной литературе. Никто не знал окончательную судьбу СССР и сколько можно взять этого самого суверенитета, все знали пути перехода от капитализма к социализму, но не было опыта обратного перехода. Тем не менее, несмотря на все трудности, ведущие банкиры, ветераны банковской системы начали составлять соответствующие директивные документы и проекты законов.

Мы совершили это небольшое историческое отступление для того, чтобы можно было понять, в каких невероятных условиях готовился проект «Закона о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

В это время коммерческие и специализированные банки проводили свою кредитную, процентную и расчетную политику, не придавая значимости своим волевым действиям, а у Казахского республиканского банка Госбанка не было никаких законодательных прав.

Попытки республиканского банка как-то привести все в определенную систему наталкивались на яростное сопротивление специализированных и коммерческих банков. Более того, не было четких определенных взаимоотношений и с Госбанком СССР. Республиканский банк управлял только налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе не могло быть и речи.

В этих условиях по поручению Президента Республики и Верховного Совета Казахской ССР Казгосбанком была начата подготовка проекта Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР».

Естественно, основная нагрузка по подготовке этого Закона ложилась на руководящий состав бывшего Казгосбанка. Точнее, она возлагалась на заместителя Председателя Госбанка Черных Ю.Ю. и советника Председателя Назарова В.К. Работа велась под непосредственным руководством Председателя Казгосбанка Рябова Бориса Дмитриевича. Безусловно, к работе над проектом закона были привлечены все специализированные и коммерческие банки, особенно на стадии обсуждения проекта в Верховном Совете Казахской ССР. Проект закона был разослан Госплану, Минфину, Минюсту и Другим компетентным органам. Замечания и предложения по проекту были получены также и от представителей МВФ.

Закон в корне менял существо и принципы построения банковской системы республики. Уже сам факт принятия такого закона являлся беспрецедентным. В законе было написано, что республика имеет двухуровневую банковскую систему, представленную Государственным банком Казахской ССР и сетью коммерческих банков. Госбанк Казахской ССР находится в собственности республики и является ее Центральным банком. Вес кредитные ресурсы, формируемые на территории Казахской ССР, являются достоянием республики.

Но, поскольку республика к тому времени не имела своей национальной валюты, и отношения с Россией в этом вопросе были весьма неопределенными, то, в законе, соответственно, пришлось записать, что взаимоотношения Госбанка Казахской ССР с Госбанком СССР по вопросам использования на территории республики единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.

В законе, также определены основные задачи Казгос-банка, состоящие в обеспечении устойчивой единой денежной единицы, имеющей хождение на территории союзных республик, в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, расчетов, в разработке и соблюдении общих правил государственного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и других банков, организации валютного контроля и валютного регулирования.

В законодательном акте особо подчеркнуто, что Госбанк Казахской ССР, в своей деятельности независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, руководствуется настоящим законом и подотчетен Верховному Совету Казахской ССР.

Такая запись в Законе была вызвана тем, что в свое время Нацбанк не находил поддержки в установлении принципов независимого центрального банка страны. Это был период продолжающегося сильного влияния административно-распределительной системы. Особенно Правительство своими властными функциями пыталось использовать Нацбанк и его возможности для решения текущих задач. В последующем Законе 1993 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» Нацбанк, стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Значительное внимание в законе было уделено взаимоотношениям Казгосбанка с коммерческими банками. С этого момента и, особенно, после введения корреспондентских счетов, «вольница» для коммерческих банков была прекращена. Банковская система республики начала формироваться в стройную систему, в основном отвечающую рыночным отношениям. Надо сказать, что основы, заложенные в первом законе, сохранили свою актуальность, значимость и преемственность в последующих законах о Национальном банке РК и банках второго уровня.

После длительного согласования и обсуждения проекта закона в Верховном Совете и Правительстве республики, министерствах и ведомствах 7 декабря 1990 года он был подписан Президентом Республики.

В целом, проект закона находил понимание, как в обществе, так и в банковских кругах. Все осознавали, что такой законодательный акт нужен. Однако жесточайшему сопротивлению со стороны специализированных и коммерческих банков подверглись положения закона, связанные с надзорными функциями Казгосбанка за их деятельностью. Вызывали споры также положения, связанные с независимостью Казгосбанка от Правительства.

И это понятно, после полного отсутствия какого-либо контроля со стороны государства любые, хотя и успешно действующие в мировой банковской практике элементарные формы контроля, вызывали у банков второго уровня явную неприязнь. Не нравилось положение о независимости Нацбанка и членам Правительства.

В той обстановке и условиях, в которых пришлось готовить закон «О банках и банковской деятельности», безусловно, нельзя было предусмотреть все необходимые положения.

Жизнь менялась не по дням, а по часам и само развитие рыночных отношений ставило все новые и новые задачи. Банковская система не могла одномоментно обеспечить выполнение международных стандартов, был необходим режим постепенной адаптации. И надо отдать должное прежнему руководству Нацбанка в лице Сембаева Д.X. за активное внесение изменений, вытекающих из новых задач.

К моменту подготовки второго закона, связанного с банковской системой, многое прояснилось во взаимоотношениях со странами СНГ. Внутри республики начали вырисовываться некоторые контуры рыночных отношений. Все это требовало внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности» страны.

Прежде всего, было принято решение подготовить 2 новых закона: закон «О Центральном банке» страны и закон «О банках второго уровня».

Закон «О Центральном банке» республики получил название «О Национальном Банке Республики Казахстан», закон «О банках второго уровня» - «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Указанные законы подписаны Президентом Республики Казахстан 13 апреля 1993 года.

В этих законах, прежде всего, были устранены положения, связанные с Госбанком СССР. Речь уже шла не об общей единой денежной единице, а о собственной национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Второй основной задачей Нацбанка становилось участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику.

Были конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Нацбанка. Определена структура и органы управления.

В законе было четко записано, что Нацбанк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денежных знаков. Все это говорит о том, что в республике уже были приняты соответствующие меры и шла серьезная работа по подготовке к введению национальной валюты.

Были также конкретизированы контрольные и надзорные функции Нацбанка. Уточнены принципы взаимоотношений Нацбанка с банками второго уровня. Расширен круг экономических нормативов для банков второго уровня.

В законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» уточнены и расширены многие положения о взаимоотношениях банков второго уровня с Нацбанком, между банками и банков с клиентурой.

Работа банковской системы в условиях введения национальной валюты обусловила необходимость внесения новых изменений в банковское законодательство.

В 1995 году были приняты новые законодательные акты в виде Указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона. В подготовке проектов этих законов активное участие принимали заместители Председателя Нацбанка -- Ураз Джандосов и Григорий Марченко.

В Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения и все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран с рыночной экономикой.

31 августа 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему, и Нацбанк представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй уровень банковской системы представлен следующими видами банков: государственные банки, депозитные банки, инвестиционные и частные банки, банки с иностранным участием, межгосударственные банки.

Основным содержанием принятого Указа о Нацбанке стало усиление регулирующих функций Нацбанка по отношению к банкам второго уровня.

С августа 1995 года за Нацбанком было закреплено право, самостоятельно принимать решение (постановлением Правления) о прекращении деятельности банков второго уровня.

Позже закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» определил, что Нацбанк после аннулирования лицензий на проведение банковских операций с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка обращается в суд.

Получивший хорошие оценки международных финансовых организаций и экспертов. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» исходит из предпосылки, что банковская деятельность не может регулироваться так же, как предпринимательская, поскольку, банки оперируют не только своими деньгами.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет важнейшее значение не только для банковской сферы, но и для всей страны.

В период с 1995 года в данные акты вносились изменения и дополнения с целью создания предпосылок к совершенствованию банковской системы Республики Казахстан и уточнения функций Нацбанка.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления»» от 30 июня 1998 года № 3986 Нацбанку переданы функции и полномочия государственного органа страхового надзора, что позитивно отразилось на развитии страховой отрасли. В ноябре 2000 года была принята Программа развития страхования в Республике Казахстан на 2000--2001 годы, которая обозначила новый этап в развитии системы страхования в нашей стране. В 2000 году Нацбанк стал членом Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора (UAUS).

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.