бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках

p align="left">ГК РФ установлено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия или другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом№.

В соответствие со ст. 5 и 6 «О банках и банковской деятельности» в качестве доверительного управляющего могут выступать и кредитные организации.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижение доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач - повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении все более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитее новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвертых, преимущества доверительных операций для банков по сравнению с другими видами деятельности, которые заключаются в следующем:

а) неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операции за свой счет банк органичен определенными рамками, так как его собственные ресурсы небезграничны, как небезграничны и потенциальные кредиты, а при обслуживании же клиентов на основе траста число последних крайне велико, и, следовательно, доходы банка растут с увеличением числа клиентов;

б) четкая структуризация в работе банка: все операции по обслуживанию клиентов не рассредоточиваются по разным отделам, а собраны в одном функциональном подразделении (отделе, управлении и т.д.);

в) сравнительно невысокие банковские издержки на проведение доверительных операций;

г) расширение корреспондентских отношений банка, улучшение его положения на межбанковском рынке, повышение репутации.

Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты Российской Федерации: как юридические, так и физические лица (собственники имущества, опекуны, попечители, исполнители завещаний и т.п.)

1.7 Налогообложение доверительных (трастовых) операций

Действующее налоговое законодательство не содержит специальных норм, регулирующих налогообложение трастовых операций коммерческих банков. Поэтому они должны платить налоги, руководствуясь общими нормами налогового законодательства, рассматривая в отдельности каждый элемент своей деятельности, включаемый в понятие "доверительное управление" (купля-продажа валюты, ценных бумаг, получение дивидендов по акциям и процентов по облигациям, получение вознаграждения за осуществление доверительного управления). Часть сумм, получаемых банком в результате доверительного управления имуществом клиента, фактически должна поступать бенефициару. Поэтому налогоплательщиком должен быть именно он. Но поскольку имущество, находящееся в доверительном управлении, нередко числится за банком, ряд налогов удобнее платить ему. В этом случае он может выполнять поручение своего клиента о своевременном и полном перечислении налогов в бюджет. При этом не следует забывать, что деятельность коммерческих банков по доверительному управлению имуществом своих клиентов обладает самостоятельной ценностью и не может быть сведена к простой сумме элементов. Это неизбежно накладывает отпечаток и на порядок налогообложения такой деятельности. Так как действующее налоговое законодательство никак не учитывает эту специфику, на практике неизбежно будут возникать конфликты коммерческих банков с налоговыми инспекциями.

Рассмотрим отдельные виды налогов, которые должны уплачивать коммерческие банки от деятельности по доверительному управлению имуществом своих клиентов.

а) Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 5 Закона РФ от б декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), за исключением брокерских и иных посреднических услуг.

Таким образом, коммерческий банк, осуществляющий во исполнение договора о доверительном управлении куплю-продажу валюты или ценных бумаг, должен платить налог на добавленную стоимость только в том случае, если такие сделки можно отнести к числу посреднических. Причем налогоплательщиком в этом случае является именно коммерческий банк, а не клиент. Объектом налогообложения следует считать не всю сумму, полученную по сделке, а только комиссионное вознаграждение. Если комиссионное вознаграждение по каким-либо причинам отсутствует, то отсутствует и объект налогообложения, а следовательно, нет обязанности платить указанный налог. В литературе уже было высказано мнение, что трастовые операции коммерческих банков можно рассматривать как посреднические. Рассмотрим, можно ли согласиться с этой точкой зрения.

К сожалению, действующее законодательство не содержит определения посреднических сделок. В литературе и на практике существует "широкое" и "узкое" определение понятия "посреднических" сделок.

Например, можно рассматривать в качестве посредника любое лицо, которое самостоятельно не занимается выполнением работ, оказанием услуг и не имеет собственных товаров, но занимается деятельностью, направленной на облегчение процесса перехода этих благ от их непосредственного производителя к конечному потребителю. Причем юридическая форма, в которую облекаются отношения такого посредника с изготовителем и потребителем этих благ в отдельности, не имеет значения. Посредник может действовать на основании договоров комиссии или поручения; самостоятельно не вступать ни в какие отношения, а просто "сводить стороны", а может действовать как дилер, то есть приобретать то или другое имущество в свою собственность, а затем уже от своего имени реализовывать его конечному потребителю. Это так называемое "широкое" определение посреднических сделок. В "узкое" определение включаются все перечисленные выше варианты, кроме дилерских операций. Интересно, что на практике налоговые инспекции относят к числу посреднических сделок главным образом брокерские операции. По нашему мнению, следует придерживаться широкого определения посреднических сделок, учитывая, что именно оно точно отражает экономическую природу этих отношений. Естественно, что для целей налогообложения этот термин следует толковать ограничительно (как и делается на практике), поскольку в противном случае посредническими можно будет назвать подавляющее большинство сделок, заключаемых на территории Российской Федерации. В эту категорию попадут все сделки коммерческих банков с валютой и ценными бумагами, учитывая, что они их не производят (кроме ценных бумаг собственной эмиссии). Тогда льгота, предоставленная налоговым законодательством, окажется просто бессмысленной.

Как было показано выше, объектом правоотношения, возникающего в результате заключения договора об инвестиционном трасте, является деятельность управляющего по инвестированию средств клиента и управлению объектами инвестиций. Она имеет самостоятельную ценность для клиента и не сводима к простому посредничеству. Осуществляя деятельность по доверительному управлению средствами клиента, банк осуществляет выбор будущих объектов инвестирования, анализ экономической конъюнктуры на денежных и финансовых рынках, то есть в этом случае банк является самостоятельным производителем такого рода услуг. Сама купля-продажа ценных бумаг и иностранной валюты имеет уже вторичное значение. Таким образом, деятельность банков по доверительному управлению имуществом своих клиентов нельзя признать посреднической. Естественно, речь идет только о доверительных операциях второго типа. Следовательно, операции по купле-продаже валюты и ценных бумаг, совершенные доверительным управляющим - коммерческим банком, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

Что касается вознаграждения управляющего за осуществление им доверительного управления, то оно, на наш взгляд, должно облагаться налогом на добавленную стоимость вне зависимости от объекта управления (валюта, ценные бумаги, наследственное имущество и т.п.). Как было сказано ранее, деятельность доверительного управляющего имеет самостоятельное значение, на доходы от нее не распространяются налоговые льготы.

б)Спецналог

В соответствии с подп. "а" п. 25 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" [4] определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому все, что было сказано относительно уплаты налога на добавленную стоимость, применимо и к спецналогу.

в) Налог на имущество

В соответствии с п. 16 Указа Президента РФ о трасте налог на акции приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, которыми доверительный собственник владеет в силу договора об учреждении траста, вносится им из средств, подлежащих выплате бенефициарию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Налог на иное имущество, находящееся в доверительном управлении, банк-управляющий не обязан платить, поскольку он не является его собственником. Такой вывод основывается на норме подп. "б" п. 4 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 16 марта 1992 года № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается в общем порядке в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 года № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".

Налог на прибыль уплачивается коммерческими банками в общем порядке с сумм, полученных в качестве вознаграждения за осуществление доверительного управления.

Данный анализ налогового законодательства является первой попыткой разобраться в вопросах налогообложения доверительных (трастовых) операций. Учитывая несовершенство законодательства (его неразработанность), следует отметить, что некоторые сделанные выводы, возможно, будут отвергнуты в ходе его последующего развития. Однако на сегодняшний день, как представляется, они являются правильными.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ТРАСТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОМЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление траста конечно связано с ваучерной приватизацией в стране в 1992-1993гг., когда физические лица получили в собственность большие суммы средств, которыми необходимо было управлять.

Причины возникновения доверительных операций в России отличны от предпосылок возникновения подобных операций в зарубежных странах. Первопричинами возникновения спроса и создания рынка доверительных операций в России явились:

изменения, связанные с переходом экономики от плановой к рыночной, и обесценение вкладов населения, средств предприятий на расчетных счетах вследствие гиперинфляции;

неподготовленность к таким изменениям большинства граждан, руководителей предприятий.

Кроме того, в рамках рыночной экономики различные компании и предприятия создают свои портфели ценных бумаг, управлять которыми не могут в результате отсутствия у них информации о рынке ценных бумаг.

Попытки реализации услуги доверительного управления в нашей стране начались с принятия указа Президента РФ №2296 от 24.12.93г. “О доверительной собственности (трасте)”. Тогда эта услуга использовалась банками в основном для ухода от резервирования, неизбежного при обычных банковских операциях. Инвесторов не интересовало, в каких операциях будут использоваться их средства. Поэтому наилучшим способом размещения денежных средств считался депозитный вклад с высокой ставкой дохода, а по трастовым операциям обычно гарантировалась ставка, на10-15% превышающая депозитную. Однако серия банкротств коммерческих банков в 1996г не позволила им занять лидирующее положение. С развитием российского рынка ценных бумаг у инвестора появились варианты размещения денежных средств. Возникает спрос на услуги по формированию и управлению портфелем ценных бумаг и предоставление аналитической информации.

В своей деятельности по доверительному управлению коммерческие банки на территории РФ руководствуются Гражданским Кодексом, законом “О Центральном банке России”, законом РФ “О банках и банковской деятельности”, законом “О рынке ценных бумаг” и Инструкцией ЦБ “О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ”.

Доверительное управление ценными бумагами заявлено в законе “О рынке ценных бумаг” в качестве одного из видов профессиональной деятельности на рынке. Поэтому оно подлежит государственному лицензированию ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).

Центральный банк РФ разработал Методические указания по проведению доверительных (трастовых) операций коммерческими банками на территории России, включающее в себя следующие разделы:

правильное оформление управления имуществом;

общие фонды банковского управления;

договор о доверительном управлении имуществом в общем фонде банковского управления.

При заключении соглашения о трасте доверителю (независимо от того, является ли он физическим или юридическим лицом-резидентом или нерезидентом) предлагается аналитическая информация о состоянии финансового рынка, содержащая помимо словесного описания и графические иллюстрации. Анализ финансового рынка проводится экспертами-аналитиками банка с применением методов статистической статистики обработки информации и экономико-математического моделирования.

По условиям соглашения о доверительном управлении денежными средствами, заключаемого банком с юридическим (или физическим) лицом, потенциальному инвестору предлагается осуществить на основе собственных предпочтений в один или несколько сегментов финансового рынка:

государственные ценные бумаги;

ценные бумаги банка - доверительного управляющего;

ссудный капитал: коммерческие кредиты юридическим лицам-резидентам РФ, межбанковские кредиты (депозиты) российских и иностранных банкам;

вторичный фондовый рынок: корпоративные ценные бумаги российских промышленных предприятий, фондов, объединений, банков.

На основании соглашения о трастовом размещении денежных средств и управлении ими сотрудники банка формируют “Портфель вложений” путем выполнения инструкции доверителя и инвестирования средств в сегменты финансового рынка, предусмотренные условиями соглашения, а также наиболее перспективные области, выделенные в результате анализа экономической ситуации и прогноза динамики ее развития. При этом в период осуществления соглашения доверитель получает от банка полную информацию о ходе реализации заключенного соглашения посредством ежемесячных отчетов.

Вознаграждение, получаемое банком за управление средствами доверителя, напрямую зависит от результатов проведения финансовых операций: по условиям трастового соглашения его величина устанавливается как процент от величины полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован в наиболее оптимальной диверсификации трастового портфеля. Анализ, осуществляемый по многим критериям, постоянное отслеживание ситуаций на валютном фондовом рынке и рынке краткосрочных кредитных ресурсов, внесение изменений и дополнений в существующие прогнозы, позволяет избежать необоснованных рисков финансовых вложений и, таким образом увеличивать доходы клиентов. Назарова Н.П. Траст: правовые основы и практика реализации в США и России // Банковское дело,1997,№5

2.1 Механизм доверительного управления в банковской сфере

В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.

Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.

Второй этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно) заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.). Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции.

Третий этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем. Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.

Четвёртый этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет. При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке.

Пятый этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.

Шестой этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.

1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т. п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.

Решив купить или продать определенное количество ценных бумаг, клиент поручает закрепленному за ним банковскому работнику провести соответствующую операцию. При этом он указывает количество акций или облигаций, которые намерен купить или продать, наименование компании, приемлемую для него цену, а также предел цен, превышение которого возможно только с его согласия. Получив указанную информацию, банк передает ее биржевому брокеру или в фирму, зарегистрированную на бирже, и в тот же день подтверждает приказ в письменном виде. Особое внимание при передаче приказа обращается на четкое доведение информации до брокера без искажений. За передачу таких сообщений банк, как правило, взимает комиссию не со своего клиента, а с брокера - в размере 25 % комиссии последнего. Получив приказ, брокер начинает скупать или продавать ценные бумаги на условиях, указанных клиентом. После проведения операции брокер извещает клиента о ее завершении, посылая ему специальную договорную записку. В ней он указывает условия, на которых была проведена операция; договорная записка необходима как, физическим, так и юридическим лицам при заполнении налоговой декларации и в ряде других случаев. В договорной записке должны быть указаны:

наименование и адрес брокерской фирмы;

наименование клиента;

какая операция была произведена - покупка или продажа ценных бумаг;

количество акций или облигаций;

описание акций;

цена, по которой были куплены или проданы ценные бумаги;

общий вывод;

сумма нотариальных расходов;

сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого с комиссии брокера;

сумма сделки:

общая сумма, взимаемая с клиента или выплачиваемая ему;

дата и время совершения сделки;

выступал ли брокер от своего имени или в качестве агента.

Иногда коммерческий банк выступает посредником и при передаче договорной записки клиенту.

Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции. При продаже брокером ценных бумаг, покупатель последних подписывает специальный документ - формуляр для передачи права собственности на ценные бумаги и передает его брокеру покупателя вместе со свидетельством на проданные акции. Брокер, обслуживавший покупателя, вносит имя и адрес покупателя и посылает оба документа регистратору акций компании-владельца. Регистратор на основании данных формуляра для передачи права собственности на ценные бумаги аннулирует старые свидетельства, вычеркивает имя прежнего владельца из регистрационной книги и выписывает новое свидетельство на имя покупателя, а также заносит его имя и адрес в книгу учета держателей акций.

Клиент вправе потребовать от банка особого режима для своего счета. Под особым режимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он её забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.

Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца. При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле - продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того, банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время, обеспечив привлечение новых клиентов. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков.Зарубежных опыт и практика./Серия ”Международный банковский бизнес"” М.:Изд-во АО “Консалтбанкир”,1995.

В классическом варианте (в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. Для этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени собственника денежных средств, при этом налоги за клиента платит доверительных управляющий.

Схема простейшего траста в классическом виде представлена на рисунке (рис.1).Владелец средств, передаваемых в траст( собственник) через адвоката или нотариуса( учредитель траста) вверяет средства в управление доверительному управляющему( финансовой компании, банку),а тот через оговоренный период времени передает их бенефициару(выгодоприобретателю),который и получает все доходы по договору траста.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.