бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы государственного управления рынком пластиковых карт

p align="left">Далее необходимо будет организовать каналы связи с Процессинговым центром, периферийным оборудованием, а также закупить (или арендовать) и установить необходимое оборудование, используя при этом рекомендации Платежной системы СТБ.

Завершением работ должна стать эмиссия собственных карт Платежной системы СТБ и / или обслуживание карт Платежной системы СТБ.

Третий этап - субэмиссия карт с совмещенным логотипом «STB/Cirrus/Maestro», которые, оставаясь достаточно дешевым продуктом для пользователя этих карт, позволят ему пользоваться услугами банка по всему миру, используя сеть платежной системы Europay. Данные карты в сети Платежной системы СТБ обслуживаются по тарифам Платежной системы СТБ без выхода на сеть Europay (операционные расходы банка по обслуживанию этих карт в сети СТБ не изменяются), а при выезде держателя карты за рубеж - обслуживаются по тарифам платежной системы Europay. Хождение данных карт на международном рынке обеспечит дополнительное соглашение с НКО «ОРС» (принципиальным участником платежной системы Europay, выступающим в качестве агента или спонсора).

Платежная система Union Card создана в 1993 году, действует в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (ЗАО). Головной офис ЗАО «Процессинговая компания ?Юнион Кард?» расположен в Москве.

Платежная система Union Card в настоящий момент является фактически единственной российской межбанковской общенациональной платежной системой. Эмиссионная политика базируется на потенциале большого количества средних и мелких банков, хотя эмитентами Юнион Кард являются и крупнейшие российские банки - Межпромбанк, Газпромбанк, Уралвнешторгбанк, ГУТА-банк, Нижегородпромстройбанк, Банк Москвы, Связь-Банк, Транскредитбанк. Российские банки и их филиалы проявляют заинтересованность в эмиссии российского карточного продукта.

Общее число банков - участников системы, по данным на 1 июля 2007 года, достигло 772. Оборот системы в 2007 г. составил 175,7 млрд. рублей, число выпущенных в обращение карт - 4, 67 млн. Официальный сайт Платежной системы Union Card: http://www.uc.ru

Процедура вступления новой кредитной организации в платежную систему Union Card состоит из таких же этапов, как и у платежной системы STB Card.

Сегодня банки - участники платежной системы Union Card эмитируют следующие виды карт: карты с магнитной полосой; комбинированные карты с отечественным или иностранным микропроцессором и магнитной полосой; дебетовые карты; кредитные карты; карты с одним или несколькими электронными кошельками; личные карты; корпоративные карты; предоплаченные одноразовые карты.

Платежная система «Золотая Корона» была создана в 1994 году. Основные офисы компании находятся в Новосибирске и Москве.

По итогам 2006 года количество эмитированных карт «Золотая Корона» превысило 1,8 млн. штук, а оборот в Системе превысил $2 млрд., что почти в полтора раза выше данного показателя за 2002 год. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 39,36%, что является лучшим показателем среди платежных систем, работающих на российском рынке пластиковых карт. В 2006 году в системе традиционно не было зафиксировано ни одного случая мошенничества.

К концу 2006 года количество карт в системе составило 1804247 штук, из которых 94,1% - микропроцессорные карты и 5,9% - магнитные. Прирост количества карт за год превысил 20%.

За отчетный период оборот в системе составил 61,4 млрд. рублей. Продолжается тенденция устойчивого роста ежемесячного оборота. Уже в середине года среднемесячный оборот неизменно превышал 5 млрд. рублей.

В течение года по картам «Золотая Корона» было совершено более 36,85 млн. операций (прирост по сравнению прошлым годом - 26%). По количеству проведенных транзакций лидируют: Челиндбанк (Челябинск), Омскпромстройбанк (Омск) и Сибакадембанк (Новосибирск). По количеству безналичных операций: Челиндбанк (Челябинск), Нерюнгрибанк (Нерюнгри) и Омскпромстройбанк (Омск). Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 39,36%. При этом у банков-лидеров системы данный показатель превышал 71%.

В настоящее время партнерами платежной системы «Золотая Корона» являются 199 банков, более 1100 промышленных предприятий и свыше 9600 торговых организаций. Ближнее зарубежье в системе представлено банками Украины, Кыргызстана и Казахстана Официальный сайт Платежной системы «Золотая Корона»: http://www.korona.ru.

«Золотая Корона» является единственной в России межбанковской платежной системой, использующей микропроцессорные карты. Банковские, зарплатные, бензиновые, клубные, магазинные и корпоративные карты в различных регионах страны и за ее пределами носят логотип системы «Золотая Корона» или используют технологию этой системы.

Для вступления в систему новому банку-участнику необходимо заключить с общероссийской межбанковской платежной системой «Золотая Корона» следующие договоры: договор о присоединении к системе «Золотая Корона»; соглашение (именуемое специалистами системы «лицензионным») о приобретении соответствующего программного обеспечения.

Поставляемые для работы в платежной системе технологии и программное обеспечение позволяют предоставить комплексную автоматизацию розничных банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам.

Кроме того, участники платежной системы «Золотая Корона» могут использовать единый программно-аппаратный комплекс системы для обслуживания собственных локальных карточных проектов, так называемых «систем лояльности», а также для обслуживания карт «Золотая Корона» и карт международных платежных систем Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 60..

Таким образом, принципиальным отличием банковских карт STB Card, Union Card и «Золотая Корона» от аналогичных финансовых продуктов международных платежных систем является их низкая стоимость. Тем не менее качество и количество услуг, которые держатель карт получает в любом банке - участнике данных платежных систем или торгово-сервисном предприятии, принимающем оплату карты данных российских платежных систем, ничем не отличаются от международных. Низкая стоимость карты объясняется тем, что платежная система является полностью отечественной и, следовательно, стремится предложить своим банкам-участникам недорогие (по сравнению с иностранными технологиями) решения, которые ни в чем не уступают по качеству финансовым инструментам оказания электронных банковских услуг, предлагаемым международными платежными системами.

2. Государственное регулирование операций с пластиковыми картами в Российской Федерации

2.1 Правовые основы осуществления расчетов с использованием банковских карт в Российской Федерации

Известно, что государственное регулирование того или иного рынка или сегмента хозяйственного комплекса может быть прямым или косвенным. Прямое регулирование рынка или отрасли предполагает непосредственное участие государственных органов в бизнесе, управлении проектами, получении и распределении доходов от бизнеса, бюджетировании. Методы косвенного регулирования предполагают осуществление государственными органами мер, направленных на создание в отрасли или на рынке конкурентного климата, равных условий конкуренции и доступа к ключевым ресурсам, что в итоге должно способствовать повышению эффективности бизнеса и потребительской ценности. Косвенное регулирование связывается прежде всего с реализацией мер фискального порядка, разработкой системы льгот или скидок для отдельных регионов. Государственное регулирование рынка пластиковых карт в России в данное время является косвенным.

Конституционной основой осуществления выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения статей 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданское законодательство допускает осуществление безналичных расчетов в любых формах, установленных в соответствии с законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК РФ).

На практике расчеты с использованием банковских карт в Российской Федерации осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт Банка России - Положение Центрального банка Российской Федерации от 9 апреля 1998 г. №23_П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (далее - Положение №23_П).

С точки зрения налогообложения, значение названного правового акта заключается в том, что впервые признается (констатируется) существование отношений в сфере выпуска и обращения банковских карт, а главное - впервые закреплена единая терминология и даны устойчивые определения юридических понятий банковской карты, видов банковских карт, операций с ними, трансграничных платежей с использованием банковских карт, основных участников расчетов, основных финансовых операций и составляемых при этом юридически значимых документов.

Кроме того, устанавливается нормативно-правовая основа межбанковских комиссий (денежных средств, взимаемых кредитной организацией с контрагента в соответствии с условиями заключенного договора, в том числе комиссионных вознаграждений участников расчетов). Немаловажно и возложение на кредитные организации обязанности по контролю за соблюдением клиентами валютного законодательства, в особенности при совершении трансграничных платежей с использованием банковских карт.

Положение №23_П, безусловно, способствует последующей унификации соответствующей сферы налогового законодательства, а также практики применения данного законодательства налоговыми и судебными органами.

Основным недостатком названного акта Банка России следует признать то обстоятельство, что его положения не выявили структуру регулируемых отношений - полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Безусловно, это усложняет разработку и снижает эффективность нормативных актов налогового законодательства в части регулирования операций с банковскими картами.

Иные ведомственные акты Банка России, упоминающие об операциях с банковскими, платежными и расчетными картами (Указания ЦБ РФ от 2 декабря 1997 г. №48_У и Письмо ЦБ РФ от 19 декабря 1997 г. №48_Т) не содержат норм, значимых для правового регулирования операций с банковскими картами и налогообложения участников этих отношений.

Представляется, что необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов налогового законодательства, в рамках комплексного подхода к решению проблемы, обеспечит принятие федерального закона о банковских пластиковых картах либо внесение изменений в ГК РФ, которые должны устранить существующие сегодня пробелы в праве.

Кроме того, следует заметить, что положения, регулирующие налоговые обязательства отдельных участников карточных расчетов, содержатся и в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Рассмотрим правовой статус участников системы карточных расчетов.

Действующее российское законодательство называет следующих участников расчетов: расчетных агентов, эмитентов и эквайреров.

Между тем на практике в качестве субъектов правоотношений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами и являющихся в последующем субъектами соответствующего налогообложения, выделяют следующих юридических и физических лиц: процессинговую компанию; процессинговый центр; расчетного агента; банк-эмитент; банк-эквайрер; предприятие торговли (услуг); клиента (держателя банковской карты).

Рассмотрим правовой статус и основные функции участников расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт.

В финансовом, банковском и налоговом законодательстве ряда зарубежных стран участник расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, выступающий в качестве процессинговой компании, именуется также головной компанией платежной системы или платежной организацией.

Действующее российское законодательство не дает легального определения понятия процессинговой компании. Данное обстоятельство имеет большое теоретическое и практическое значение, так как отсутствие устойчивого правового определения какого-либо участника тех или иных хозяйственных отношений существенно затрудняет правильное применение к данному субъекту правоотношений норм российского законодательства, и в первую очередь норм законодательства о налогах и сборах. Между тем в качестве процессинговой компании платежной системы (головной компании международной платежной системы) может выступать юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством, как налоговым резидентом, так и нерезидентом Российской Федерации.

Между тем процессинговая компания платежной системы представляет собой юридическое лицо, обладающее исключительным правом на использование товарного знака данной платежной системы, устанавливающее правила платежной системы, а также осуществляющее функции процессингового центра данной платежной системы, за исключением случаев, когда исполнение названных функций в соответствии с локальными актами данной платежной системы передано третьему лицу (участнику расчетов, выступающему в качестве процессингового центра).

Среди основных организационных и экономических функций процессинговой компании, во многом определяющих ее правовой статус, следует отметить: организацию функционирования и развития платежной системы как системы расчетов; развитие инфраструктуры данной платежной системы; стратегическое планирование деятельности, а также осуществление маркетинговых и рекламных компаний; установление единой правовой базы путем разработки и введения локальных актов платежной системы, носящей обязательный характер для всех ее участников; установление и обеспечение единых для всех участников платежной системы технологических стандартов (в том числе в области программного обеспечения и необходимого для проведения расчетов компьютерного и специального оборудования), стандартов безопасности и экономических нормативов деятельности.

Вместе с тем основной технологической функцией процессинговой компании является итоговый процессинг - сбор, обработка и рассылка участникам расчетов юридически и экономически значимой информации по операциям с банковскими картами. Исключением является ситуация, когда данная функция осуществляется не структурным или обособленным подразделением процессинговой компании, а иным юридическим лицом. В этом случае такое юридическое лицо участвует в функционировании данной платежной системы в качестве процессингового центра и становится самостоятельным участником расчетных правоотношений.

При продвижении системы в регионы возрастает значение эффективности согласования работы региональных процессинговых центров (обособленных подразделений процессинговой компании, созданных в соответствии со ст. 55 ГК РФ, или самостоятельных юридических лиц) с работой главного процессингового центра системы. Необходимо обеспечение надежной связи между центрами, дублирование баз данных, координация деятельности системы в рамках общей стратегии. При компетентном решении поставленных вопросов прибыль системы значительно возрастает. Поэтому одним из важнейших вопросов, возникающих при расширении системы, является построение четкой иерархической структуры региональных и локальных процессинговых центров.

Еще одной важной функцией процессинговой компании, как головной компании платежной системы, является лоббирование интересов банков - участников системы, в частности, возможное изменение схемы налогообложения, изменение инструкций Минфина, изменение или издание новых законодательных актов, реализация промышленных проектов при участии отечественных предприятий, задачи развития связи, разработка или корректировка промышленных стандартов на оборудование. Процессинговые компании становятся инициаторами создания ассоциаций участников системы и других объединений банков-участников, которые влияют на политику, проводимую банками в области пластиковых карт и других сферах банковского бизнеса. При активном участии процессинговых компаний проводятся конференции и встречи участников рынка пластиковых карт, разрабатываются направления дальнейшего развития, согласовываются интересы банков, производителей оборудования и создателей программного обеспечения Вавилов А.В., Ильин И.И. Пластиковые карты: Принципы построения платежных систем. - М.: ИИЦ «Европеум-пресс», 1999, с. 177..

В соответствии с Положением №23_П расчетным агентом является кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.

Роль расчетного банка платежной системы является экономически привлекательной для кредитных организаций. Вместе с тем к банкам, претендующим на получение такого статуса, как правило, предъявляются достаточно жесткие требования по выполнению обязательных нормативов, устанавливаемых в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86_ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России).

Все участники системы обязаны иметь корреспондентские счета в расчетном банке, а поскольку банк осуществляет расчеты между участниками системы, то деньги из него практически не «уходят». Исключение составляют случаи, когда банки-эквайреры отзывают часть средств из расчетного банка. Такая ситуация складывается, если в торговых предприятиях и ПВН банка совершается большое количество трансакций по картам других банков, а объем трансакций по его собственным картам в сети «чужих» ПВН и торговых организаций невелик. Общая сумма возмещении, поступающих банку-эквайреру, может значительно превышать остаток, требующийся для работы банка в системе, поэтому в случае необходимости банк может отозвать часть средств со своего корреспондентского счета.

По вполне понятным причинам экономического характера, расчетный агент заинтересован в ведении корреспондентских счетов членов платежной системы и участии в проведении расчетов между ними, а также расчетов с предприятиями торговли (услуг). Поэтому в ряде платежных систем, в соответствии с условиями заключенных договоров, часть расходов по организации функционирования платежной системы может перекладываться с процессинговой компании на расчетного агента.

Кроме того, банки - участники системы вправе осуществлять расчеты с использованием банковских карт в качестве банков-эмитентов и банков-эквайреров.

Впервые устойчивое правовое определение понятия «эмитент» введено в оборот рекомендательными актами Европейского Союза. В частности, в соответствии с положениями ст. 2 Рекомендаций Комиссии Европейского Союза от 17 ноября 1988 г. №88/590/ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» эмитентом признается лицо, которое в рамках своей профессиональной деятельности предоставляет в распоряжение своему клиенту платежное устройство (инструмент) на основании подписанного с ним соглашения Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 79..

Положение №23_П содержит следующие определения эмитента и эмиссии. Эмитент - кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт. Эмиссия банковских карт - деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

Выступая в ходе функционирования платежной системы в качестве банка-эмитента, кредитная организация, как правило, берет на себя следующие функции: анализ данных клиента, принятие решения о благонадежности клиента, а если карта кредитная, то и анализ кредитоспособности клиента; определение кредитного лимита; открытие и последующее ведение карточных счетов, их закрытие в случае прекращения действия договора с клиентом; выпуск и персонализацию карт (то есть кодирование и запись персональных данных держателя карты на магнитную полосу или микросхему карты, эмбоссинг), высылку карты клиенту, после окончания срока ее действия - предоставление новой карты; биллинг (подготовку и высылку клиенту выписок о состоянии его карточного и депозитного счетов (с указанием совершенных им за отчетный период операций) и начисленных по остатку на счете процентах или процентах, которые клиент должен уплатить за пользование кредитом или овердрафтом); бухгалтерский учет операций по карточному счету; текущую работу с клиентами (ответ на запросы клиентов о текущем состоянии счета, об остатке на счете или остатке непогашенной задолженности, рассмотрение претензий клиента по оспариваемым операциям, неполучению в срок выписок); обеспечение безопасности операций по картам и контроль операций по счетам с целью выявления случаев мошенничества; оперативный обмен информацией с другими участниками платежной системы; маркетинг.

Маркетинговые работы банка-эмитента сводятся к поиску новых клиентов, проведению рекламных акций и мероприятий, исследований рынка и поиску новых форм работы с клиентами. Важное значение имеет работа, направленная на повышение активности клиентов в совершении расчетов с использованием карты. Можно выделить два основных направления: введение программ стимулирования клиента за совершение покупок в предприятиях торговли; предоставление клиенту широкого спектра информации о новых услугах, новых видах товаров, предлагаемых торговыми фирмами, новых торговых предприятиях, обслуживающих карты или предоставляющих по ним скидки.

В первом случае клиенту при совершении покупки с использованием карты начисляется на его счет вознаграждение в пределах межбанковского вознаграждения эмитента. Возможно начисление премий, если клиент совершит покупки на общую сумму больше определенной величины, установленной банком. Во втором случае клиенту вместе с выписками вручаются рекламные материалы той или иной торговой фирмы, купоны на право получения скидки и т.п. Возможно сотрудничество банков с крупными торговыми или транспортными компаниями на определенной основе, когда по картам банка данными компаниями предоставляются скидки; банк же предоставляет компаниям льготное кредитование.

Оперативный обмен информацией с участниками системы заключается в своевременном проведении сеансов связи с процессинговым центром и обменом информацией с другими участниками системы, если это необходимо. Это может быть обмен данными о физических и юридических лицах, уличенных в мошеннических действиях или в попытках совершения таковых.

При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эмитентами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эмиссии банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.

Определение эквайрера в Положении №23_П дается через понятие эквайринга. Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Эквайрер - кредитная организация, осуществляющая эквайринг.

Таким образом, эквайрерами являются кредитные организации, которые в соответствии с заключенными в данной платежной системе договорами занимаются кассовым обслуживанием и обслуживанием расчетов держателей банковских карт, выпущенных в обращение другими участниками (банками-эмитентами) этой платежной системы.

При этом необходимо выделить две категории кредитных организаций, являющихся эквайрерами: банки, имеющие статус участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт на основании договора с процессинговой компанией (головной компанией) платежной системы; банки, не имеющие статуса участника (принципиального члена) платежной системы, то есть получившие право на осуществление эквайринга банковских карт непосредственно на основании договора с кредитной организацией, обладающей статусом участника данной платежной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.