бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности

p align="left">Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

Кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операции и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами, с 1 октября 1997 года имеют право осуществлять экспорт из Российской Федерации аффинированного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 июля 1997г. № 767 « о некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации рафинированного золота и серебра» (при условии получения лицензии, выдаваемой Министерством внешних экономических связей и торговли РФ).

Генеральная лицензия включает в себя разрешение на самый большой круг банковских операций, которые в праве проводить кредитные организации, получившие данный вид лицензии, а именно:

-Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

-Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.

-Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

-Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам.

-Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

-Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

-Выдача банковских гарантий.

-Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

*лицензия на осуществление банковского клиринга, выдаваемая небанковской кредитной организации.

Для небанковских кредитных организаций существует две разновидности лицензий:

1) лицензия, выдаваемая расчетным небанковским кредитным организациям, которая включает в себя следующий перечень разрешенных операций:

Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

-Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.

-Купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме.

Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

2) лицензия, выдаваемая небанковским кредитным организациям, осуществляющим депозитно - кредитные операции, которая включает в себя следующий перечень разрешенных операций:

-Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок).

-Размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет.

-Купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме

-Выдача банковских гарантий.

Глава 2. Отзыв банковской лицензии

§1. Правовая природа отзыва банковской лицензии

Центральный банк РФ в соответствии с федеральным законом « о банках и банковской деятельности», «о Центральном банке РФ», положением « об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264 и инструкцию ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» производит отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица.

Отзыв банковской лицензии является самостоятельной мерой ответственности, отличающейся от мер ответственности административной, которые предусмотрены КоАП РФ, применяемой с целью защиты не только частных (клиенты банка - физические и юридические лица), но и публичных (государство и его финансово-кредитная система) интересов от недобросовестных действий со стороны банков и небанковских кредитных организаций. Стоит подчеркнуть, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это принудительная мера воздействия, применяемая Банком России к кредитным организациям и имеющая целью предотвратить или пресечь банковскую деятельность, осуществляемую с нарушением норм действующего банковского законодательства.

Тот факт, что в ст. 74 Закона о Банке России отзыв банковской лицензии прямо не назван мерой принудительного воздействия (мерой ответственности) можно объяснить логикой построения статьи: в ней перечислены нарушения банковского законодательства и меры принудительного воздействия (меры ответственности), которые могут быть применены за эти нарушения. Оснований к отзыву лицензии данная статья не содержит, хотя и предусматривает, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банках, т. е. в этой части носит отсылочный характер: основания к отзыву банковской лицензии закреплены в ст. 20 Закона о банках.

Отзыв банковской лицензии воплощает в себе одновременно следующие качества:

- во-первых, является наиболее тяжелой  санкцией в  случае  выявления допущенных  банком  нарушений,  применение  которой  не  ограничено законом по составу деяния;

- во-вторых, выступает формой реакции государства в лице Банка России на допущенные нарушения;

- в-третьих, отзыв лицензии можно рассматривать как формальную предпосылку банкротства банка, без которой практически невозможно провести саму процедуру банкротства;

- в четвертых, отзыв лицензии есть форма и основание прекращения банковской деятельности, совершения банковских операций. После отзыва лицензии банк еще может существовать, но уже не может действовать.

процедура отзыва банковской лицензии подчинена принципам:

а) законность,

б) публичность,

в) гласность,

г) внесудебный порядок отзыва.

§2. Основания отзыва банковской лицензии

Как уже отмечалось выше, Банк России вправе применить к кредитной организации санкции, в случае если она нарушает банковское законодательство и нормативные акты Банка России. Банк России может приостановить или даже отозвать банковскую лицензию.

Нормы, регулирующие основания и отзыв банковской лицензии подробно закреплены в ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". А сам порядок отзыва лицензии конкретизирован в нормативных актах Банка России.

Федеральный закон (ст. 20) предусматривает две группы оснований для отзыва лицензии.

Первая группа оснований - Банк России вправе отозвать лицензию.

Вторая группа оснований - он обязан отозвать лицензию.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций при следующих условиях.

Во-первых, если обнаружилась недостоверность тех сведений, на основании которых была выдана лицензия. Здесь нужно иметь в виду, что Банк России в соответствии с нормами нового Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (часть пятая статьи 73), имеет право проводить проверки только за пять лет прошлой деятельности кредитной организации и не более.

Во-вторых, если имеет место задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных банковской лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи. Обычно такое возможно только в случаях, когда учредители потеряли всякий интерес к созданной ими кредитной организации. Ведь достаточно провести минимальную операцию, чтобы кредитная организация не имела такого основания для отзыва лицензии.

В-третьих, если установлены факты существенной недостоверности отчетных данных.

Применительно к этому основанию отзыва лицензии имеется одна тонкость, на которую надо обратить внимание.

В частности, Банк России конкретизировал, что банковская лицензия может быть отозвана по этому основанию, если факты существенной недостоверности отчетности позволяют утверждать, что: кредитная организация не выполняет требования по формированию резервов, создаваемых в соответствии с нормативными актами Банка России. И, кроме того, - если она не соблюдает значения обязательных нормативов, за исключением тех, за которые Банк России в соответствии с актами Банка России не применяет принудительные меры воздействия. Или если она допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Дальше Банк России называет и такой недостаток: кредитная организация не исполняет своевременно и в полном объеме свои денежные обязательства перед кредиторами (вкладчиками) или обязанности по уплате обязательных платежей. А также если она имеет иное (иные) отличное (отличные) от пункта 3 части 1 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" основание (основания) для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Какой-нибудь из этих недостатков или все они вместе должны присутствовать, для того чтобы дать оценку того существенное или несущественное их влияние - об этом в нормативном акте Банка России ничего не сказано. По видимому, имеется в виду какая-то одна из четырех позиций ранжированных в этом нормативном акте.

В-четвертых, если происходит задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации).

В-пятых, в случае осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией. Информация об этом может чаще всего поступить в Банк России в ходе проведения инспекторской проверки или из правоохранительных органов.

В-шестых, в случаях неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В-седьмых, в случае неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц.

В-восьмых, при наличии ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом.

В-девятых, в случаях неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Все это те основания, когда Банк России решает, и от его оценки зависит, - отзывать или не отзывать банковскую лицензию.

Однако бывают и такие ситуации, когда оценка очевидна, и медлить с отзывом банковской лицензии просто недопустимо. Для таких случаев предусмотрена императивная обязанность Банка России, которая не оставляет ему места для выбора.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов. Но здесь надо иметь в виду, что если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации. Для реорганизованных кредитных организаций в отношении даты, на которую рассчитывается этот капитал, имеется некоторая специфика.

В разъяснении Банка России говорится, что под минимальным значением уставного капитала, указанным в пункте 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" для кредитных организаций, осуществивших ранее процедуру реорганизации, понимается значение норматива минимального размера уставного капитала, установленное нормативными актами Банка России, действовавшими:

при преобразовании - на дату подачи документов для первоначальной государственной реорганизации кредитной организации;

при присоединении - на дату подачи документов для первоначальной государственной регистрации, присоединяющей кредитной организации;

при слиянии - на дату подачи документов для первоначальной государственной регистрации той кредитной организации, которая имела больший размер уставного капитала;

при разделении и выделении - на дату подачи документов для государственной регистрации кредитных организаций, образовавшихся в результате реорганизации.

Под датой первоначальной регистрации кредитной организации понимается день, когда учредители впервые подали документы на регистрацию кредитной организации. При этом применяются требования Банка России к минимальному размеру уставного капитала, действовавшие на указанную дату.

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

5) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

6) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого им на 1 января 2007 года, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

7) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

8) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, и не подал ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных Федеральным законом «о банках и банковской деятельности», не допускается.

§3. Процедура отзыва банковской лицензии

В случаях, предусмотренных частью второй статьи 20, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта (Приказа) Банка России и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

- не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

В ходатайстве об отзыве лицензии, которое территориальное учреждение Банка России направляет в его же центральный аппарат, нужно указывать кандидатуру руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией.

- Административный департамент Центрального банка РФ в двухдневный срок направляет Приказ всем территориальным главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при центральном Банке РФ, Федеральной службе по налогам и сборам, а также Государственному таможенному комитету РФ (при отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте).

- Территориальные главные управления (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном Банке РФ в двухдневный срок в официальном порядке доводят содержание Приказа до сведения всех банков и иных кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории.

- В день получения Приказа территориальные главные управления (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном Банке РФ в официальном порядке направляют его банку, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и прекращают все приходные и расходные операции по его балансовым и забалансовым счетам (как в валюте РФ, так и в иностранной валюте) , включая начисления по ссудам.

Имеющаяся на операционной кассе банка денежная наличность в полной сумме должна быт инкассирована в РКЦ (ЦОУ) Центрального банка РФ для дальнейшего зачисления ее на корреспондентский счет банка, а денежная наличность в иностранной валюте - на счет, ранее открытый им в одном из уполномоченных банков - резидентов

В случае отзыва лицензии у банка, имеющего филиалы, территориальные главные управления (национальным банкам) Центрального банка РФ, ЦОУ при Центральном Банке РФ, на территории которых находятся филиалы указанных банков, прекращают все прекращают все приходные и расходные операции по его балансовым и забалансовым счетам в валюте РФ и в иностранной валюте, включая начисления по ссудам.

Заметим, что некоторые из этих норм оспаривались вкладчиками, в том числе и в Конституционном суде РФ. Однако суд не нашел оснований для того чтобы признать ст. 20 Федерального закона противоречащей Конституции РФ.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано, что "отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрещение совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России".

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 Федерального закона «о банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В статье 23.1 Федерального закона «о банках и банковской деятельности» устанавливается процедура принудительной ликвидации, которая заключается в обязанности Банка России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Однако если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), которые обнаружил Банк России или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.