бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговые нарушения страховых организаций

огласно ст. 967 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ к договору перестрахования применяются правила, предусмотренные главой 48 ГК РФ.

Как указано в ст. 940 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ

, договор страхования должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции от 10.12.2003 г.) Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции от 10.12.2003 г.) страховые брокеры -- граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.

Таким образом, подтверждением затрат, связанных с передачей страховых премий по договорам перестрахования, могут быть только договоры перестрахования, заключенные в соответствии с нормами действующего законодательства.

7. Формирование резерва незаработанной премии по досрочно расторгнутым договорам страхования.

Согласно ст. 294 НК РФ к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

В соответствии с п. 7 Приказа Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н резерв незаработанной премии -- это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах. Приказ Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н

8. Неправильное определение сроков действия договоров страхования при формировании резерва незаработанной премии.

Статьей 294 НК РФ установлено, что к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

В соответствии с п. 20 Приказа Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н Приказ Минфина России от 11.06.2002 г. № 51ннезаработанная премия методом "pro rata temporis" определяется по каждому договору как произведение базовой страховой премии по договору на отношение неистекшего на отчетную дату срока действия договора (в днях) ко всему сроку действия договора (в днях).

Расчет резерва незаработанной премии должен производиться исходя из условий, определенных договором страхования.

Дата вступления договора в силу определяется соглашением сторон.

В целях расчета резерва незаработанной премии, в случае когда дата вступления договора в силу (дата начала действия страхования) наступает позднее даты начисления страховой премии (взносов) по договору и расчет страховых резервов производится до даты вступления договора в силу (даты начала действия страхования), резерв незаработанной премии принимается равным величине начисленной страховой премии (взносов) (страховой брутто-премии) по договору.

9. При формировании резерва незаработанной премии в расчете базовой страховой премии не учитывается комиссионное вознаграждение.

В соответствии с п. 18 Приказа Минфина России от 11.06.2002 г. Н°- 51н Приказ Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н для расчета незаработанной премии по договору страхования (сострахования) начисленная страховая брутто-премия по договору страхования (сострахования) уменьшается на сумму начисленного вознаграждения за заключение договора страхования (сострахования) и отчислений от страховой брутто-премии в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Данное нарушение приводит к завышению резерва незаработанной премии, а следовательно, к занижению налоговой базы по налогу на прибыль.

10. Не сформирован стабилизационный резерв, формирование которого предусмотрено в обязательном порядке.

Согласно Приказу Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н Приказ Минфина России от 11.06.2002 г. № 51нстабилизационный резерв формируется в обязательном порядке по следующим учетным группам:

* учетная группа № 6 -- страхование средств воздушного транспорта;

* учетная группа № 7 -- страхование средств водного транспорта;

* учетная группа № 10 -- страхование урожая сельскохозяйственных культур;

* учетная группа № 12 -- страхование предпринимательских (финансовых) рисков;

* учетная группа № 14 -- страхование гражданской ответственности перевозчика;

* учетная группа № 15 -- страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности (кроме гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств).

11. Формирование стабилизационного резерва по учетным группам, не предусмотренным в списке групп, по которым формирование данного резерва обязательно в соответствии с положениями Приказа 51н.

Статьей 294 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ определено, что к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Согласно Приказу Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н стабилизационный резерв формируется в обязательном порядке по учетным группам 6, 7,10,12,14,15.

По остальным учетным группам страховщик может производить расчет стабилизационного резерва, если по учетной группе имеются существенные отклонения коэффициента состоявшихся убытков. Отклонения коэффициента состоявшихся убытков по учетной группе считаются существенными, если оценка квадратического отклонения значений коэффициента состоявшихся убытков превышает 10% от средней величины коэффициента. Расчет оценки квадратического отклонения значений коэффициента состоявшихся убытков приведен в Письме Минфина России от 18.10.2002 г. № 24-08/13 "О примерах расчета страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва". Письмо Минфина России от 18.10.2002 г. № 24-08/13 "О примерах расчета страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва"

6 случае если страховщик в течение двух лет не заключает договоры, относящиеся к какой-либо учетной группе, или если по какой-либо учетной группе отклонение коэффициента состоявшихся убытков от средней величины коэффициента становится несущественным (менее 10%), страховщик должен:

1) отказаться от расчета стабилизационного резерва по данной учетной группе, при этом стабилизационный резерв по учетной группе принимается равным нулю;

2) исключить стабилизационный резерв из состава страховых резервов по данной учетной группе и внести изменения в Положение о формировании страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.

12. При формировании резерва заявленных, но неурегулированных убытков в резерв включаются оплаченные убытки.

В соответствии с п. 8 Приказа Минфина России № 51н Приказ Минфина России от 11.06.2002 г. № 51н резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено

страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.

На основании п. 26 Приказа Минфина России № 51н в качестве базы резерва заявленных, но неурегулированных убытков принимается размер не урегулированных на отчетную дату обязательств страховщика, подлежащих оплате в связи:

* со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику;

* с досрочным прекращением (изменением условий) договоров в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

13. Отнесение к расходам при расчете налоговой базы по налогу на прибыль отчислений в резерв предупредительных мероприятий.

Согласно ст. 294 НК РФ к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Как указано в ст. 26 Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "06 организации страхового дела в Российской Федерации", Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "06 организации страхового дела в Российской Федерации» страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий для финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.

Понятия "страховые резервы" и "фонд предупредительных мероприятий" не одинаковы: резервы формируются страховщиком для обеспечения обязательств по страховым выплатам, фонд предупредительных мероприятий -- для финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев.

Таким образом, отчисления в резерв предупредительных мероприятий не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 22.08.2003 г. № 8263/03 Постановление Высшего арбитражного суда РФ от 22.08.2003 г. № 8263/03 установлено, что деятельность по финансированию предупредительных мероприятий не относится к страховой деятельности организации, а следовательно, данные расходы не могут быть отнесены к расходам, непосредственно связанным со страховой деятельностью. Однако расходы по использованию средств резерва могут быть включены в состав внереализационных расходов на основании подпункта 20 л. 1 ст. 265 НК РФ.

14. Несвоевременное отражение доходов в виде штрафов, пеней, санкций за нарушение договорных обязательств, а также возмещение убытков по регрессным искам.

В соответствии со ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Согласно ст. 330 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ суммы возмещений, причитающиеся страховой организации в результате удовлетворения регрессных исков либо признанные виновными лицами, признаются доходом на дату вступления в законную силу решения суда либо на дату письменного обязательства виновного лица по возмещению причиненных убытков.

Решением Высшего арбитражного суда РФ от 14.08.2003 г. определено, что для признания вышеупомянутого дохода недостаточно положений, обусловленных договором. Необходимо письменное предъявление претензии контрагенту, а также признание должником своих обязательств. Спорные вопросы должны быть урегулированы в судебном порядке, и тогда датой признания дохода будет дата решения суда, вступившего в законную силу.

15. Не начисляется на отчетную дату доход в виде дисконта по векселям.

На основании п. 6 ст. 271 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

При определении общего срока, за который начисляется дисконт по векселю со сроком оплаты "по предъявлении, но не ранее", нужно учитывать, что согласно ст. 34 Положения о переводном и простом векселе переводной вексель сроком "по предъявлении" оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может установить, что переводной вексель сроком "по предъявлении" не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока. В таком случае срок для предъявления течет с этого срока.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ (Приказ МНС России от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729) Методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ (Приказ МНС России от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729) для начисления дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее" в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством -- 365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу.

Поскольку п. 1 ст. 11 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а налоговое законодательство не дает каких-либо исключительных определений сроков, за которые начисляются проценты по векселю, методология, изложенная в вексельном законодательстве, должна применяться и в целях налогообложения.

16. Неправильное определение даты начала исчисления процентов по векселям со сроком "по предъявлении, но не ранее".

В соответствии с п. 6 а. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Согласно п. 5 Положения о простом и переводном векселе проценты начисляются со дня составления векселя, если не указана другая дата.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 14 от 04.12.2000 г. "О некоторых вопросах рассмотрения спорое, связанных с обращением векселей" Постановление Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 14 от 04.12.2000 г. "О некоторых вопросах рассмотрения спорое, связанных с обращением векселей" установлено, что указанием другой даты должна считаться как прямая оговорка типа "проценты начисляются с такого-то числа", так и дата наступления минимального срока для предъявления к платежу векселя сроком "по предъявлении, но не ранее".

Таким образом, доходы в виде процентов по векселю следует начислять с даты "по предъявлении, но не ранее".

17. Расходы в виде агентского вознаграждения, относящиеся согласно акту выполненных работ к прошлому налоговому (отчетному) периоду, учтены при расчете налоговой базы текущего периода.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 265 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ установлено, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. При этом в налоговый орган представляется уточненная декларация. 8 налоговом учете текущего периода такие расходы не признаются.

В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Схемы уклонения от уплаты налогов страховых организаций

Большинство схем с участием страховых компаний направлено на уклонение от уплаты НДФЛ и ЕСН. Это прежде всего схемы с использованием договоров страхования жизни, когда под видом страховых премий организации фактически перечисляют страховым компаниям зарплату своих работников. Такую возможность предоставляет подпункт 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Здесь сказано, что не облагаются ЕСН «суммы взносов налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей». При этом работники получают зарплату как часть возвращаемых страховых взносов, ранее уплаченных по договору страхования.

Анализ данных, поступивших из региональных Управлений МНС России, показал, что в 2000-2003 годах факты использования схем по выплате заработной платы с участием страховых организаций были выявлены в трети субъектов РФ.

В качестве наглядного примера можно рассмотреть схему, которую применяла одна из московских страховых компаний. В ходе ее проверки было установлено, что она заключала фиктивные договоры страхования жизни. На это указывали следующие факты.

Во-первых, выплаты страхователю осуществлялись независимо от наступления страхового случая. Во-вторых, сами работники организации не вносили суммы страховых взносов, хотя договорами страхования это было предусмотрено.

При этом уплаченные взносы по договорам личного страхования возвращались страховой организаций на основании писем организаций-клиентов, в которых они просили уменьшить страховые суммы. Но в договорах страхования это не оговаривалось. Однако страховая компания «шла навстречу пожеланиям своих клиентов» и уменьшала страховые суммы практически на весь размер уплаченных страховых взносов за вычетом своего вознаграждения.

С 1 января 2004 года эта схемы с использованием договоров страхования жизни стали менее выгодной в части уклонения от уплаты НДФЛ. Согласно новой редакции статьи 213 НК РФ если договор добровольного страхования жизни расторгается до истечения пятилетнего срока, то выкупная сумма, возвращаемая физическому лицу (за вычетом взносов), учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и облагается налогом у источника выплаты.

В последние годы широкое распространение получили также схемы по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае прибегают к заключению договоров добровольного медицинского страхования, а также договоров перестрахования.

Так, Межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области выявила, что филиал одной из страховых компаний оказывал гражданам услуги по добровольному медицинскому страхованию при их обращении в медицинские учреждения. В качестве страховых агентов выступали работники регистратуры поликлиник и сотрудники больниц, а медицинские услуги оплачивались в виде страховой премии по договору страхования. При этом граждане получали медицинские услуги, которые согласно статье 149 НК РФ не освобождены от уплаты НДС. В частности, это касается косметических операций.

Кроме того, медицинские учреждения, задействованные в данной схеме, по просьбам граждан выдавали им документы, необходимые для получения налоговых вычетов по НДФЛ на лечение.

Нередко   налоговые  органы выявляют факты передачи страховыми организациями  в перестрахование рисков, что само по себе не является нарушением налогового  законодательства. Но схема обычно появляется тогда, когда страховщики заключают несколько договоров перестрахования одного и того же риска.

Суть ее состоит в следующем. Например, страховая компания «Одеон» заключает с другой страховой организацией два договора факультативного (необязательного) перестрахования одного и того же объекта страхования. При этом срок действия договоров перестрахования одинаков. В соответствии с пунктом 5 статьи 252 Кодекса суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В том числе суммы страховых премий (взносов), переданных в перестрахование (подп. 3 п. 2 ст. 294 НК РФ).

Чтобы обойти эту норму, компания «Одеон» по первому договору перестрахования страхует 95% суммы выплаты по своему риску, а по второму (идентичному договору перестрахования) - 98%.

В этой ситуации налоговые органы выработали свою позицию. А именно: по рискам, переданным в перестрахование по второму договору перестрахования, для целей обложения налогом на прибыль у страховой компании «Альфа» признаются расходы в виде суммы страховых премий (взносов) в размере, не превышающем сумму полной ответственности данной компании. То есть по второму договору в расходы на перестрахование компания «Альфа» может принять не более 3% (98% - 95%).

4. Методы борьбы с налоговыми нарушениями страховых организаций

МНС России ведет постоянную работу по пресечению описанных выше схем и выработало ряд рекомендаций для налоговых органов.

  Так при проверках страховых компаний инспекторам cледует изучать документы иных лиц, включая страхователей - юридических лиц, а также проводить встречные проверки.

Для выявления «зарплатных» схем требуется комплексный подход. Прежде всего надо проверять организации, использующие услуги страховых организаций. Необходимо сопоставлять данные бухучета об изменении объемов выплат по зарплате и факты выплат страхового обеспечения по страхованию жизни сотрудников таких организаций.

При проведении камеральных налоговых  проверок страховых организаций  целесообразно выявлять факты увеличения у последних объемов страховых  взносов по долгосрочному страхованию жизни, а также факты нарушения  ими порядка формирования страховых  резервов.

Кроме того, положительные результаты дает сотрудничество налоговых органов с органами страхового надзора. В частности, когда налоговая инспекция направляет в органы страхнадзора материалы проверки, позволяющие предполагать, что некая страховая компания нарушила страховое законодательство. Аналогично органы страхнадзора извещают МНС России и его территориальные органы о предполагаемых налоговых правонарушениях со стороны страховых организаций.

5. Санкции за совершение налоговых правонарушений

За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции. Налоговая санкция, согласно ст.114 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая применяется в виде денежных взысканий (штрафов), в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ, устанавливающих виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.55)". Конституция РФ от 12 декабря 1993 года

Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

а) требование дифференциации;

Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой или неполной, несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасным является сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления. Хотя последствия обоих нарушений одинаковы - недоплата налога, но правовой принцип справедливой ответственности требует применения различных мер воздействия к нарушителям в зависимости от тяжести содеянного.

Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.

б) требование соразмерности;

Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Так, штраф за правонарушения, приводящие к недоимке, должен ставиться в зависимость от самой недоимки, так как в ней выражен причиненный бюджету вред.

Действовавший в 1992 - 1998 гг. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливал штраф за занижение и сокрытие дохода (прибыли), исчисляемый исходя из размера налоговой базы, без учета реальной задолженности нарушителя перед бюджетом. Эта норма Закона была признана неконституционной как нарушающая принцип справедливой ответственности.

При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

Таким образом, штрафы за налоговые правонарушения, приводящие к невыполнению налогового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

в) требование однократности;

При установлении наказаний за нарушения налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности. Согласно этому принципу никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

г) требование индивидуализации;

Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

д) требование обоснованности;

Размеры санкций должны быть обоснованы с позиции борьбы с данными правонарушениями. Они могут преследовать цели наказания виновного и общей превенции. Когда же применение санкций преследует какие-либо иные цели, то это нарушает требования обоснованности.

Доходы от взысканий за налоговые правонарушения рассматриваются как весьма значительный источник пополнения бюджетов. Нормативными актами даже предусматриваются суммы поступлений от применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Эти суммы закладываются как источник финансирования определенных расходов. Так, Постановлением Правительства РФ "О мерах по финансированию строительства Московского метрополитена в 1998 году" от 11 сентября 1998 г. N 1100 Постановление Правительства РФ "О мерах по финансированию строительства Московского метрополитена в 1998 году" от 11 сентября 1998 г. N 1100 предусмотрено, что финансирование работ должно вестись за счет платежей по финансовым и штрафным санкциям, доначисленным во втором полугодии 1998 года по результатам актов проверок, проведенных Государственной налоговой службой Российской Федерации, подлежащих внесению в федеральный бюджет в сумме до 300 млн.руб., с направлением их по мере фактического поступления в очередном месяце целевым назначением на финансирование строительства Московского метрополитена.

По смыслу ст.57, 71, 72, 75 Конституции РФ основой бюджета выступают налоги и сборы.

Придание финансового, бюджетного значения штрафам нарушает ч.2 ст.6 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Возложение дополнительных обременений с целью пополнения бюджета на отдельных налогоплательщиков нарушает принцип равенства обязанностей.

е) требование нерепрессивности;

В правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов.

При защите одного общественного блага (в данном случае - интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерным защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными. Анализируя судебную практику по налоговым спорам 1992 - 1998 гг., Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что "подлежавшие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышали размеры налоговых обязательств. В ряде случаев это приводило к лишению предпринимателей не только дохода (прибыли), но и другого имущества, ставя под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения... Тем самым существенным образом затрагивалось предусмотренное статьей 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации их право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Между тем... санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности... ведет к умалению прав и свобод ...".

Нерепрессивное применение санкций за налоговые правонарушения означает, что при наложении взысканий должно учитываться материальное положение субъекта ответственности и что последствия применения штрафа за налоговые правонарушения не должны носить необратимого характера для самой возможности лица получать доход.

Согласно п.2 ст. 114 НК РФ, если при рассмотрении налоговым органом или судом фактов, выявленных в ходе проверки налогоплательщика или налогового агента, будет установлено наличие смягчающих обстоятельств, то размер штрафа подлежит уменьшению.

Если же установлены смягчающие вину обстоятельства, прямо указанные в ст.112 НК РФ Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, штраф в обязательном порядке уменьшается в два раза.

Законодателями не установлен нижний предел снижения штрафов, а также не дано исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на размер санкции. Поэтому при индивидуализации наказания должны быть учтены и другие факторы.

В Постановлении ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 11 июня1999 г. N 41/9 Постановление ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 11 июня1999 г. N 41/9 указано, что "суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза".

Если налоговое правонарушение совершено лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное нарушение, и с момента наложения первого взыскания не истекли 12 месяцев (п.2 и 3 ст.112 НК РФ), то штраф за вновь выявленное нарушение увеличивается на 100%. Эта норма, содержащаяся в п.4 ст.114 НК, сформулирована как императивная. Однако при ее применении необходимо учитывать и другие нормы, в частности о смягчающих вину обстоятельствах.

Если суд или налоговый орган придет к выводу, что повторное правонарушение совершено при стечении смягчающих обстоятельств, то он вправе не увеличивать размер штрафа или увеличить его незначительно. Смысл п.4 ст.114 состоит в том, что ни при каких обстоятельствах штраф не может увеличиваться больше чем на 100%, а не в том, что во всех случаях он обязательно увеличивается именно на 100%.

Заключение

Типичные ошибки страховщиков в налоговой сфере - нарушения правил при формировании технических резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. В частности, это отсутствие зарегистрированного в Департаменте страхового надзора положения о формировании страховых резервов и использование незарегистрированных методов их формирования. Кроме того, страховщики часто ошибаются при определении доли перестраховщиков в резервах и при формировании резерва незаработанной премии по досрочно прекращенным договорам. Соловьев И.Н. “Об ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, Налоговый вестник №(53)05, от 24.04.2005

Часто при проверках налоговые органы сталкиваюмся со случаями так называемых "нестраховых" выплат. В добровольном медицинском страховании - это пресловутые "монополисы" и другие посреднические услуги, которые по сути не являются страховыми. Довольно распространенное явление - неправильное определение суммы возврата премии при досрочном расторжении договоров страхования. Зачастую страховой взнос возвращается полностью вне зависимости от срока действия договора. Среди других нарушений можно отметить ошибки при оформлении документации по перестраховочным договорам и при расчете комиссионного вознаграждения. К сожалению, это далеко не полный перечень.

Нельзя сказать, что все страховщики сознательно допускают налоговые правонарушения. Нередко их ошибки обусловлены незнанием нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

Список литературы:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

2.
Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

5. Постановления Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 14 от 04.12.2000 г. "О некоторых вопросах рассмотрения спорое, связанных с обращением векселей"

6. Постановление Правительства РФ "О мерах по финансированию строительства Московского метрополитена в 1998 году" от 11 сентября 1998 г. N 1100

7. Постановлении ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 11 июня1999 г. N 41/9

8. Разъяснения Росстрахнадзора от 27.12.1994 N 09/2-16р/02 "О порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994 год"

9. Методические рекомендациями по применению главы 25 НК РФ (Приказ МНС России от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729)

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 14 от 04.12.2000 г. "О некоторых вопросах рассмотрения спорое, связанных с обращением векселей"

11. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

12. Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "06 организации страхового дела в Российской Федерации" (п. 2 ст. 32 в редакции от 10.12.2003 г.)

13. Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 "0 медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

14. Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции от 10.12.2003 г.)

15. Письме Минфина России от 18.10.2002 г. № 24-08/13 "О примерах расчета страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва".

16. Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 "06 организации страхового дела в Российской Федерации

17. Приказ МНС России от 20.12.2002 г. № БГ-3-02/729

18. Федерального закона от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ (Приказ МНС России № БГ-3-02/458 от 21.08.2002 г.

19. Соловьев И.Н. “Об ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, Налоговый вестник №(53)05, от 24.04.2005

20. Тимохина Е.В., Масленников М.В. “Комментарий к разделу VI Налогового кодекса РФ "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение"” “АКДИ Экономика и жизнь”, от 06/11/05

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.