бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ операций коммерческих банков с векселями

p align="left">В то же время следует обратить внимание на то, что отнесение ценных бумаг к обращающимся на организованном рынке производится в соответствии с национальным законодательством. Следовательно, если в соответствии с иностранным законодательством о ценных бумагах вексель, принадлежащий предприятию (плательщику налога на прибыль), будет допущен к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг, например в Париже, то такой вексель для целей налогообложения должен быть отнесен к категории ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке (при условии, что выполняются остальные два условия).

Считается, что исторических предпосылок для появления и распространения в России вексельных обязательств не было, поскольку торговый оборот характеризовался относительной устойчивостью и не испытывал потребностей в обмене, переводе или кредите денежной массы. Но продолжавшаяся длительное время трансформация политических, социальных и экономических отношений привела к тому, что вексель наряду с взаимозачетом, бартером и натуральной оплатой в современной российской экономике стал тем универсальным финансовым инструментом, который позволяет хозяйствующим субъектам выживать в условиях повсеместной хронической нехватки оборотных средств.

Если изначально векселя использовались преимущественно банковскими структурами с целью привлечения денежных средств, то с 1996 г. (с введения в действие части второй ГК РФ) этот гибкий инструмент финансово-экономических отношений стал применяться без ограничений всеми субъектами предпринимательства. При этом благодаря универсальной природе вексель выступает одновременно и как способ кредитования, и как средство расчетов, и как форма накопления.

Современная российская деловая и правоприменительная практика выработала ряд договоров, оформляющих сделки, связанные с использованием векселей. В зависимости от того, используется вексель в качестве вещи (ценной бумаги) (ст.143 ГК РФ) или обязательства (ст.815 ГК РФ), применяется тот или иной порядок правового регулирования.

Важно отметить, что вексель сам по себе является достаточным основанием для производства платежа, в связи с чем, заключение каких-либо специальных соглашений, которые бы выступали дополнительными основаниями совершения платежей по векселю, не требуется. Тем не менее, специфика российского предпринимательства предопределила появление и широкое использование договоров, регламентирующих обращение векселей.

Такие договоры отражают причину появления векселя в обороте, объясняют суть возникших отношений и служат основанием совершения сделки с использованием векселя. Следует заметить, что условия, касающиеся использования векселей, могут находиться и в иных договорах, предметом которых не являются исключительно вексельные вопросы. Например, условие договора купли - продажи об оплате товара с отсрочкой (рассрочкой) платежа путем предоставления покупателем векселя.

Движение векселя начинается с момента его выдачи первому векселедержателю и заканчивается предъявлением к оплате и самой оплатой. На всех этапах обращения векселя в хозяйственном обороте между участниками "вексельных отношений" заключаются различные договоры, регулирующие вопросы:

1. появления векселя в обороте;

2. передачи (обращения) векселя;

3. выдачи по векселю гарантии (аваля), дачи акцепта (обещания платить), участия в посредничестве;

4. прекращения вексельных обязательств;

5. способов обеспечения исполнения вексельных обязательств;

6. условий и размера ответственности за нарушение вексельных обязательств и пр.

Следует заметить, что договоры, связанные с использованием векселей, не регламентируются нормами специального вексельного законодательства и являются предметом регулирования законодательства гражданского. Данный вывод следует из ст.16 Приложения 2 к Женевской конвенции "О Единообразном законе о переводном и простом векселе" от 07.06.1930, согласно которой вопросы, касающиеся оснований выдачи векселя, находятся за пределами Единообразного вексельного закона. В этой связи основанием для выдачи векселя может быть любая законная гражданско-правовая сделка.

Поскольку Закон не устанавливает конкретной причины, в связи с которой может быть выдан вексель, удостоверенные векселем права будут действительны вне зависимости от того, какой юридический факт (какая сделка) привели к его выдаче.

Безусловно, практиков волнует правильное юридическое оформление всех договоров, где в качестве предмета или отдельного условия фигурирует вексель.

Рынок векселей России, в настоящей время загадка экономики. Даже соответствие на законодательном уровне мировым "стандартам" не говорит о всё ясности и понятности. Вследствие этого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по ценным бумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1996 г., подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

Результатом деятельности столь важного органа находим например: "Положение об обращении бездокументарных простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Однако если рассмотреть даже только название... бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБ России, которая обязалась в точности исполнять законы и положения, где говориться об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, что через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ, где говориться о несоответствии термина и понятия "бездокументарный" Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этого государственного органа.

Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой, в сущности, те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.

Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.

Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (не взимания) платежей в федеральный бюджет.

Казначейское налоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.

Государственные векселя не были встречены на ура, однако вслед за первой эмиссией последовали новые. Так, например, имеется проект поддержки коммерческих банков. "О выпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним ЦБ России. (с изменениями на 29 апреля 1996 года) ", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.1995 № 92, где в частности говориться:, что для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческим банкам, осуществившим в 1992-1994 гг. кредитование организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1995 год выпуск с 1 сентября 1995 года свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками.

Всем известно, что, к сожалению, на вексельном рынке в Российской Федерации нет специального уполномоченного законом государственного органа, который координировал политику государственную по решению проблем, возникающих в связи с обращением векселей. Есть ФКЦБ, которое имеет влияние, полномочия регулировать брокерско-дилерскую деятельность с любыми ценными бумагами. Есть Центральный банк, который может регламентировать вексельные обязательства банковской системы. Есть Министерство финансов, которое выпускает свои собственные векселя. Но какой-то единой продуманной государственной политики по отношению к перспективам развития вексельного рынка в России нет [16].

В связи вот с такой неопределенностью, в связи с тем, что база вексельного обращения в России недостаточно еще проработана, в 1993-96 гг. в Российской Федерации мы наблюдали бум, взрыв вексельного обращения. Из-за того, что данный сегмент рынка достаточно нов для российской практики, массовой я имею в виду, из-за того, что старые виды инструментов серьезно себя дискредитировали через разного рода пирамиды, то доверчивая часть участников, непрофессиональных участников рынка, а частично и профессиональных, активно бросилась в этот новый сегмент и стала его осваивать в условиях отсутствия какого-то либо регулирования, либо саморегулирования [21].

Есть 4 проблемы, которые есть на этом рынке:

Первая проблема это проблема эмитента. С точки зрения вексельного рынка нет понятия "эмитент". Есть понятие "лицо, принимающее все вексельные обязательства". Так вот с конца 1996 года стали предприниматься различными государственными органами серьезные усилия по урегулированию этой проблемы. Это проект закона, об особенностях выпуска государственных ценных бумаг, имеется в виду федеральные муниципальные бумаги, где жестко и однозначно установлены верхние пределы долга соответствующих правительств или органов управления, будь это вексель или не вексель. В этом проекте, если он будет принят, этим проектом будет сделан грандиознейший шаг в развитии и упорядочении вексельного рынка в России, тогда, когда местные администрации не смогут, причем непонятно опять же какого уровня: то ли Комитет финансов, то ли Правительство, то ли Министерство финансов автономной республики, заваливать всех непонятными суррогатами, когда само Правительство будет поставлено под контроль, с точки зрения того, какого рода финансовый инструмент оно выпускает. И этот закон будет грандиозным шагом к тому, чтобы упорядочить выпуск векселей, то есть появление их на свет.

Следующая проблема это риски профессиональных участников фондового рынка, которые не принимают на себя, покупая векселя. Исторически во всех странах самыми активными участниками вексельного рынка являются, конечно же, банки, которые осуществляют учет векселей. С этой точки зрения Центральный банк летом 2004 года ввел специальный норматив вексельных обязательств коммерческих банков, жестко его контролирует, работает с банками, которые его нарушают. Не все здесь у нас еще благополучно, потому что не все банки быстро смогли свернуть или упорядочить свои вексельные программы, но есть надежда что полностью нормализуется этот рынок касательно таких участников, как кредитные организации.

Есть проблема в том, что пока непонятно, какие еще, кроме брокерской, скажем, дилерской деятельности или просто вексельных обязательств надо регулировать на этом рынке. Что такое вексельные палаты? Что такое вексельные центры? Как должна быть организована торговля векселями? И что в разных вариантах звучит, как безбумажные векселя, бездокументарные векселя или бездвижимые векселя?

Всем известно, что в странах, практикующих Женевскую конвенцию, включая Россию, национальное законодательство по векселям не может противоречить основам этой Женевской вексельной конвенции. И поэтому наш закон о векселях, будь он разработан, он тоже не может противоречить Женевской вексельной конвенции, только по-русски. Поэтому есть идеи переработки Женевской конвенции в России, вексельной, но не в плане революционного ее преобразования и изготовления Российской вексельной конвенции, а в плане подгонки ее по существующей реалии. А именно, всем известно, что мировая практика дошла до бездокументарного обращения ценных бумаг. Как эту новацию встроить в Российский вексельный рынок? По инициативе группы товарищей из Новосибирска приняли специальное постановление о бездокументарных векселях [22]. Данное постановление не несет разрешение проблем, а наращивает на старые проблемы фондового рынка новые. Для разрешения споров с ФКЦБ, Президентом был подписан закон о применении Женевской Конвенции без учета российских стандартов.

Ассоциацией участников вексельного рынка был предложен свой проект о вексельном рынке и разослан участникам для заочного голосования. В разработке находятся еще 15 стандартов, т.к. Центральный Банк находится в положении государственного надзирателя над рынком, поэтому и было принято решение о саморегулировании вексельного рынка.

Заключение

Банковская система сегодня одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.

Практика развития кредитных систем ведущих зарубежных стран убедительно свидетельствует, что диверсификация деятельности банков, базирующаяся на сочетании депозитно-ссудных и эмиссионно-инвестиционных операций, усиливает их конкурентные позиции на рынке и наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала.

Ни один из инструментов финансового рынка, кроме, конечно, самих денег во всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться по своей истории и значению с векселем. Именно развитие вексельного обращения привело к обезналичиванию всех денежных расчетов: вытеснению из денежного обращения металлов - золота и серебра, замене эквивалентов менового оборота бумажными символами.

Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость и быстрота взыскания по нему послужили основой создания других видов платежей и расчетов банкнот, чеков, аккредитивов. Развитие разнообразных инструментов рынка ценных бумаг акций, облигаций, депозитных сертификатов и их производных шло на базе векселя.

Вексель это безусловное обязательство должника уплатить денежную сумму по истечении определенного срока. При этом оплатить ее может или сам векселедатель (в этом случае речь идет о простом векселе), или иной указанный в векселе плательщик (такой вексель называется переводным).

Кроме того, вексель это документарная ценная бумага. Владелец переводного векселя может передать его другому лицу посредством индоссамента (передаточной надписи).

Сила векселя всегда поддерживалась вексельным правом и обеспечивалась государством.

Векселя активно использовались и используются в международных расчетах и внутренних сделках стран с развитой экономикой. Промышленникам и коммерсантам векселя дают возможность оплачивать свои покупки с отсрочкой платежа. Таким образом, основная экономическая функция векселя - быть средством оформления и обеспечения кредитов как коммерческих, так и банковских.

В Российской Федерации коммерческие банки стали наиболее активными участниками рынка ценных бумаг. Действующее банковское законодательство разрешает отечественным коммерческим банкам широкий круг операций с ценными бумагами; банки могут выступать как эмитенты собственных акций, облигаций, депозитных сертификатов, векселей и других ценных бумаг, они могут приобретать ценные бумаги за свой счет, преследуя при этом свои цели, то есть выступать в роли инвесторов, банки имеют право проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая за это комиссионное вознаграждение.

В выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы связанные с операциями коммерческих банков на вексельном рынке. Определено понятие векселя, его виды и функции. Описаны правила оформления и погашения векселя ООО КБК "Снежинский". Рассмотрены вопросы налогообложения и исчисления процента доходности векселей на конкретных примерах.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.12.2004 № 213-ФЗ, от 30.12.2004 № 217-ФЗ

2. Гражданский Кодекс РФ в ред. от 30.12.2004, № 219-ФЗ, вступивших в силу 01.06.2005

3. "Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе", заключена в Женеве 06.07.1930

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. (Часть вторая), № 117-ФЗ от 05.08.2000, ред. 30.12.2004

5. Письмо "Об операция коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями" в ред. Указания ЦБ РФ № 577-У от 17.06.99

6. Письмо ЦБ РФ "О банковских операциях с векселями" № 14-3/30 от 09.09.1991

7. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" № 33/14 от 04.12.2000

8. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 № 33/14 п.9

9. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 № 33/14 п.13

10. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 № 33/14 п.42

11. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2001 № 7313/00

12. Указание ЦБ РФ "Об упорядочении актов банка России" от 16.01.2004 № 1378-У

13. ФЗ "О рынке ценных бумаг" ред. от 28.07.2004 № 89-ФЗ

14. "Собрание законодательства РФ", 17.03.1997, № 11

15. "Собрание законодательства РФ" 07.08.2000 № 32

16. АКДИ "Экономика и жизнь" Выступление председателя Ассоциации участников вексельного рынка А. А. Козлова в Комитете Государственной Думы РФ по бюджету, налогам, банкам и финансам. 2005

17. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Векселя. Правовое регулирование, налогообложение и бухгалтерский учет. М., "Налоги и финансовое право", 2002

18. "Вестник Банка России" № 12, 2004

19. "Вестник Банка России" № 13, 2004

20. "Вестник Банка России" № 4, 2005

21. "Вестник Банка России" № 5, 2005

22. "Российская газета" № 14, 2005

23. Иоффе Г.Л. Что такое вексель? "Нотариус" № 2, 2002

24. Камаева В.Д. Экономическая теория. М., Владос, 2000

25. Курс экономической теории. Учебник. Изд. 5-е, доп. Под ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А., Киров, «АСА», 2004

26. Лебедева Е. Порядок учета векселей // Расчет, № 10, 2003

27. Макеев А., Рассадина О. Налогообложение вексельных операций / Экономика и жизнь; Экономическая газета. 1993. № 52

28. Мурзин В.Е. Особенности налогового учета векселей.// Российский налоговый курьер, № 19, 2004

29. Осауленко О.В. Отражение процентов по векселям.// Аудиторские ведомости № 9, 2003

30. Садиков О.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому Кодексу РФ" Из. 4, доп. Институт законодательного правоведения, 2003

31. Справочно-правовая система "Консультант Плюс", 2005

32. Уруков В.Н. О форме и реквизитах векселя. Право и Экономика, 2000

33. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции., М, ИПЦ "Вазар-Ферро", 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.