бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Древний Рим

Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы,

которые насаждали правители. До конца I в. н.э. царят две династии: Юлиев —

Клавдиев и Флавиев.

Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся

портреты представляют его энергичным и умным политиком. Характерен высокий

лоб, слегка прикрытый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый

подбородок. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не

следуют слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был

слабого здоровья и часто кутался в тёплые одеяния, но изображали его

могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его

оратором, обращающимся к народу. Август облачён в одеяние императора:

богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов, небес и

преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамена),

тяжёлый, обёрнутый вокруг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл.

У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию,

прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Особую приподнятость

ей придают черты греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова.

Стремление выйти за свойственные римлянам рамки прозаического

восприятия жизни очевидно и в других памятниках. При Августе был создан

Алтарь Мира — памятник воссоединения сторонников нового режима и

потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представлял собой

самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду

рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом

(ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия).

Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни

с птичками и разной живностью на нём: верхний представлял торжественное

шествие, включавшее членов императорского дома. Царит греческая изокефалия

(головы изображённых находятся на одном уровне), однако в группу вторгаются

оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные персонажи

изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было

неприемлемо для классического греческого памятника). Кроме того,

изображения наделены индивидуальными чертами, портретны.

Сам Август говорил о себе, что он принял Рим глиняным, а оставляет

каменным. О красоте возведённых при нём зданий свидетельствует искусно

выполненный карниз храма Конкордии, который стоял на Римском Форуме. Его

отличает богатый декор: камень ещё сохраняет свои архитектурные членения,

но начинает превращаться в дивную ажурную резьбу.

В эпоху Августа был популярен третий пампейский стиль (конец I в. до

н.э. — 50-е гг. I в. н.э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера

вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм

преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические

канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы

картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской

жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются

домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в

Помпеях: • заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала

его проказ. Об этом писал знаменитый древнеримский писатель-сатирик Лукиан

в своих диалогах. Излюбленной темой становится изображение сада,

огороженного золочёными решётками, плодоносящего, напоённого запахом трав и

пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима

Порта и ещё более замечательный «Сад» в Доме Фруктовых Деревьев в Помпеях.

Домашние «парадизы» (сады) устраивали в то время во дворцах, на виллах и в

домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах

были бассейны, редкие цветы и кустарники, увитые растениями беседки —

перголы.

[pic]

Самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются,

безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные

и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала

истинную суть происходящего. Она была знаком перехода от бессмертного к

смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками

спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обыденного,

человеческого, освобождённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали

полярными, но их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного

состояния к другому. Правление императора Нерона, одного из самых безумных

и жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета

портретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до

презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов. Теперь они

дают не только традиционный тип могучего и отважного императора. Поздние

портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой. Личность его,

незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличительными

чертами внешности императора на портретах являются небрежные бакенбарды и

хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови

сдвинуты, в углах губ — мстительно-саркастическая усмешка.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр

натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий

неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н.э. и

блистательно развивавшийся в эпоху эллинизма, жанр натюрморта приобрёл

теперь новый смысл. В нём тоже появились «высокое» и «низкое» направления.

Римляне не останавливались перед изображением мясных лавок, в которых висят

туши убитых животных. Однако они писали и символические произведения, в

которых заключён глубокий тайный смысл. В Гробнице Вестория Приска в

Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе

стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго

симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир

вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина

и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.

«Натюрморт с фруктами и вазой» из Помпеи свидетельствует о том, что

старая система ценностей разрушена. Образом мира с древнейших времён

являлось дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь дерево

представлено без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Показана сломанная

ветвь дерева, один персик уже сорван, а от персика в свою очередь отделён

кусок его плоти, так что видна косточка. Написано всё мастерски, красиво:

ощущаются пушистая кожица персика и прозрачность воды в сосуде. Сосуд даёт

тень. Натюрморт светел, воздушен, но он говорит о «всеобщей смерти

природы», как писал древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до

н.э.) в поэме «О природе вещей». Священный смысл, которым наделялось

испокон веков окружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи

обнажались, «снимали маски» и начинали являться в своём истинном облике.

В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший

название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на

месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому

архитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые

устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей

представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую

снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные

представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими

зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже

комедии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит

Марций Плавт, когда в театре давали его «Свекровь», неожиданно объявили о

начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более

заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около

пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи

соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская.

Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на

стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес —

велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен,

целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и

принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э. Второй шедевр

зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит,

считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил

сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя в 81

г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и

разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно

заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам — ив честь

побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан

с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя

через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка

была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по

две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с

посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху — статуя императора

на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах

Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и

одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой

харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е.

наделённых исключительными личными качествами — мудростью, героизмом,

святостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его

колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

Внутри арки помещены высокие рельефы с изображением триумфального шествия:

Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с трофеями. Изображённые

внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через неё, таким

образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится

участником сцены.

[pic]

3. культура поздней: империи

Правлением двух императоров-испанцев открывался II век. Они были

провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и

усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская империя достигла

пика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то,

что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в

римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым,

но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

[pic]

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок,

богатой светотеневой моделировки и психологизма. Искусство его времени

привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно

сравнить портреты Августа и Траяна: становится очевидной большая внутренняя

сила и глубина траяновских образов. В них появляются величие и мощь,

которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной [спании. В ней до сих пор можно

увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо

(ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой

архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами.

Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью,

переброшена арка. Акведук в Сеговии — двухъярусный, с узкими

высокими пролётами — может показаться однообразным из-за повторяющегося

ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus —

«деревенский», «грубый», «неотёсанный»), т.е. сложен из грубо обработанного

камня. Это делает акведук естественным, близким к природе, с которой он

гармонично сочетается.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди

всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна),

обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее красивый и

внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями,

образующими красивые узоры, на нём стояли статуи побеждённых противников,

был выстроен храм в честь божества — покровителя Марса Ультора, были и две

библиотеки — греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна,

единственная сохранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии

(страна на территории современной Румынии). Раскрашенные рельефы колонны

изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян

фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора

наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

[pic]

Правивший вслед за Траяном Адриан был приверженцем всего греческого.

Адриан, в частности, сменил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить

усы и бороду, что ранее было не принято. Сохранилось много его портретов

как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал

в течение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл

идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с

благородными чертами лица и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых

глаз. При Адриа не волосы стали изображать более пышными, чем во времена

Траяна. Вместе с усами и бородой они живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз

впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему

статуи смотрели живым, «говорящим» взором. И портреты, и построенные при

Адриане памятники свидетельствуют, что он жил не в реальном мире, а в мире

мечты. Император воспылал любовью к юноше из Вифинии (область в Малой Азии)

Антиною, в котором видел воплощение греческой красоты. Ангиной погиб во

время путешествия по Нилу и был обожествлён. Адриан сам создавал проекты

храмов (храм Венеры и Ромы в Риме), писал стихи.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из

самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что

он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа.

Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный

памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём

заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и

вообще человечеству. «Храм всех богов» — это храм самой божественной идее.

Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому

пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его

площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к

божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с

колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и

более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов

перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром

девять метров. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир

духовности — вот что давал Пантеон посетителям.

[pic]

Пантеон. II в. --- Рим.

[pic]

Пантеон. Интерьер.

Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре

(ныне Тиволи). Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой

формы, в основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, Морской

театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах

бассейна. Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены

архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые

встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская долина,

увиденная в греческой Фессалии. Был афинский Пёстрый портик, некогда

украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и «подземное царство». Вилла

Адриана — идеальный музей, собрание художественных редкостей. Не случайно

там нашли копии известных произведений прославленных греческих скульпторов.

В Риме, на другом берегу Тибра, по указу Адриана был выстроен мавзолей,

частично перестроенный в Средневековье и названный Замком Святого Ангела. К

мавзолею вёл специально сооружённый мост. Украшавшие его статуи были

заменены в XVII в. работами известного итальянского скульптора Лоренцо

Бернини.

Совершенно особый облик имеет арка императора Адриана в Афинах. Она

отделяла старый город — «город Тезея» от нового — «города Адриана». Арка

отнюдь не поражает внушительной монументальностью: она ажурная,

просвечивающая. Три небольших пролёта прямоугольной формы опираются на

плоский постамент с широкой однопролётной аркой. Адриан любил сочетание

прямых и кривых линий и форм, благодаря чему архитектурная конструкция

превращалась в лёгкое обрамление для прекрасного пейзажа. Новый поворот к

духовному, совершённый при Адриане, очевиден и в изменении погребального

обряда. Царившая тысячелетия кремация, когда усопших сжигали, стала

уступать место ингумации — захоронению в земле. В связи с этим появился

новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические

темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу —

аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф лишь

с одной стороны.

Преемник Адриана Антонин получил прозвище Пий (Благочестивый). В

последние годы жизни Адриана мучила тяжёлая душевная болезнь, и он

приговорил к смерти многих знатных римлян. Антонин, рискуя жизнью, оставил

их в живых и после смерти своего предшественника явил их изумлённому

сенату. Этот акт, сам по себе мало свойственный практичной, чуждой

благотворительности римской натуре, говорил о происходивших в ней

переменах.

[pic]

Антонины — Пий (138—161 гг.), Марк Аврелий (161—180 гг.), Коммод

(180—192 гг.) — в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия

возвели колонны, подобные Траяновой, но уже не столь замечательные. Правда,

одна деталь необычна: на цоколе колонны Антонина Пия были изображены сам

император и его супруга. Сцена вознесения душ в телесной форме крылатым

гением в небеса символизирует обожествление императорской четы. Крылатого

гения сопровождают два орла — по древнему поверью, души покойных пребывают

в образе птиц. Прежде такая тема была в искусстве невозможна.

Конная бронзовая статуя Марка Аврелия уцелела до наших дней. Статуя

выполнена по древней античной схеме, но облик всадника не гармонирует ни с

конём, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешённое и

самоуглублённое. Марк Аврелий думает не о военных победах — их у него было

немного, — а о проблемах мира, человеческой души. Скульптурный портрет того

времени приобретает особую духовность. Со времён Адриана сохранилась

традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии

ваятели достигли особой виртуозности. Они высверливали каждую прядь,

соединяя её мостиками с другими, в мостиках дополнительно углубляли каналы.

Свет дробился в волосах, создавая богатую игру светотени. Однако особое

внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто большими, с

тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. Создавалось

впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в

себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.

[pic]

Септймий Север (193—211 гг.), сменивший на римском троне недостойного

сына Марка Аврелия — Коммода, был родом из Северной Африки. Септймий был

сложной натурой. Отличавшийся практичностью, он за годы правления

существенно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних

Антонинах.

Вместе с тем император отличался властным и суровым нравом. Септймий

Север считал себя духовным преемником Марка Аврелия, перед которым

преклонялся. Ему не повезло с детьми.

Каракалла, объявленный соправителем отца с титулом «цезарь», убил

родного брата Гету, желая стать единственным наследником престола. До наших

дней дошло много севёровских портретов. Однако мастера, сохраняя некоторые

черты антониновских портретов, уделяли больше внимания душевному состоянию

модели. Масса пушистых волос, сросшиеся на переносице брови ещё никогда не

передавались так тонко! как в портретах супруги Септимия Севера — Юлии

Домны. Взгляд её «антониновских» глаз всё больше уходит в сторону. В

портрете римского императора Каракаллы (211 — 217 гг.) также заметны новые

веяния. «Рама» из волос вокруг лица резко уменьшается, игра светотени в

живописных прядях уже не интересует художника. Важна форма головы и

выражение лица — нахмуренного, настороженного, подозрительного. В этом

образе виден прежде всего солдат, человек действия. Своё прозвище Каракалла

получил из-за того, что облачался в военный плащ «каракалла».

Наступила эпоха «солдатских» императоров, которых сажала на трон армия.

Красноречивы портреты императоров-варваров, как о том говорят имена:

Максим™ Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Волей рока занесённые на

вершины власти, они убивали других и их убивали тоже. Их судьбы трагичны.

Их портреты — великолепный человеческий документ той драматической и

противоречивой эпохи, в которую им выпала доля жить.

[pic]

Мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду

и до предела обнажали пластический костяк. На зрителя смотрят затравленные

роком властители позднего Рима, вовлечённые в вечную борьбу за

императорскую власть.

В римской архитектуре 111 в. особой грандиозностью выделяются Термы

(бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя

традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений

и занятий: палестрами и гимназиями, библиотеками,

Руины Терм Каракаллы. III в.

помещениями для музыкальных занятий.

Посещать бани было любимым занятием римского плебса, желавшего вместо

труда «хлеба и зрелищ». Бани — как частные, так и государственные, мужские

и женские (или общие),

простые и такие шедевры архитектуры, как у Каракаллы, — были разбросаны

по всей империи В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы

Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей,

тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли

собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных

конструкций — высшее достижение инженерного гения. Их руины до сих пор

поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском

полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором,

покрывавшим стены и своды терм.

В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, там были

богатые заказы, туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Общий уровень

цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда —

вплоть до далёкой Британии, куда доходил уже Адриан и где окончил свои дни

Септимий Север. Античный романизированный мир стал приобретать, несмотря на

местные различия, некий единый облик. О базилике как сооружении, весьма

распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базилики (от греч.

«базилике» — «царский дом») — прямоугольного вытянутого здания для

общественных собраний и советов — возник уже в Греции в III в. до н. э.

Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько

проходов — нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался

через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом —

апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как

образец для строительства христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была

построена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом и

роскошью отделки На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две

полукруглые ниши — апсиды. Обрамлявшие их пилоны (столбы) посвящались

Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. С этими двумя

героями античности отождествлял себя император. Так уже поступал Александр

Македонский в IV в. до н. э., бросая вызов небесам. Теперь в это начинали

веровать буквально.

Дионис и Геракл — два главных божества позднеантичного мира. Их

почитали повсюду, но Дионис намного популярнее. На замечательных римских

саркофагах, которые воплощают духовный мир позднего Рима, Дионис побеждает

Геракла. На знаменитом «саркофаге Уварова» из Государственного

исторического музея (Москва) Дионис опьяняет героя, считавшегося

воплощением разума, воли и недюжинной физической силы. Дионис вершит ритуал

его смерти и возрождения. Ведь он тоже умирал в облике виноградных

гроздьев, которые давили в чанах похожих по форме на саркофаг, и

возрождался уже в виде молодого вина. Путь бога от мученической смерти к

воскресению воплотился в страстях Диониса. От него один шаг до спасительной

смерти христианского бога-человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[pic]

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное

наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и

создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно

преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин

непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского

времени оставило множество замечательных памятников в самых разных

областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными

сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и

доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и

ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он

принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское

государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с

тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в

основу христианского искусства Нового времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вощинина А. И. Античное искусство, — М.: Издательство Академии

Художеств СССР, 1962. - 393 с.

2. Аксенова А. Д. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. 2-е

изд., испр. М.: Аванта+ , 1999, - 688 с.: ил.

3. Подосинов А.В. Рим:Боги и герои, — Тверь: Мартин, Полина, 1995.

81) с.: ил.

4. Соколов Г.И, Искусство Древнего Рима, — М.: Просвещение, 1996.

224 с,: ил.

5. ЗарецкаяД.М. Мировая художественная культура, — М.: Издательский

центр A3, МСК, 1999. - 352 с.

[pic]

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.