бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Блатная музыка

Блатная музыка

Министерство образования РФ

Международный университет бизнеса и новых технологий

Блатная музыка

реферат по русскому языку

и культуре речи

Студента БУ-11

Молотова А. А.

Ярославль, 2004

План

1. Введение

2. Происхождение слова «Блатная»

3. Происхождение слова «Музыка»

4. Заключение

1. Введение

Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в

конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно

впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье,

посвященной изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка.

Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание

блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало

употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину

арго.

2. Происхождение слова «Блатная»

Из двух компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является

слово блатная. Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его

производного) наблюдается в очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление

этого очерка совпадает с периодом наиболее интенсивных заимствований в

русское арго из немецкого, польского и еврейских языков (именно они

способствовали переходу лексемы блат в русское арго, являясь при этом либо

языками-источниками, либо языками-посредниками). И первоначально в русском

арго слово блат обозначало «любое преступление, независимо от его

характера». Кража, убийство, разбой, мошенничество - все это определялось

словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а

производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,

«преступный; относящийся к преступному миру».

3. Происхождение слова «Музыка»

До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо

байковым языком.

У читателя, вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян -

«музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая

цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего

с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени

древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился

примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.

Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно

действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных

элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось

определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово

образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его

гораздо сложнее.

Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго,

в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике

преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он

употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать

преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать

преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго

важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также

связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все

встанет на свои места.

Нам кажется, что слово музыка в арго появилось благодаря звуковой

мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык

«рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи

звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура -

«мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя -

«пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик»,

баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое

количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».

Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью

звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком?

Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе

дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к

арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник»,

«мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор-

карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме

третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»;

мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к

преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать -

«воровать из карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается

корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей

преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько

это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало

преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю

слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем -

«язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)

Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней

- мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С.

В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:

«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и

даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом -

мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А.

Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они

называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и

Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.

Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак,

заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у

офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев

иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто

мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое

значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не

характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему

музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже

знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое

наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово

маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений -

«крестьянин», «человек», «офеня», «я».

Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-

профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго.

Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов:

клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который

пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в

собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М.

Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие

принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как

указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.

Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном

фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой

«чести». Вот отрывок из блатной песни:

Кругом темно, все потемнело,

И спит Москва во мгле ночной.

Уныло песенку заводит

В тюрьме преступник молодой:

«Мне быть преступником с рожденья

Сама назначила судьба.

Я был торговец, был офеней

И торговал я завсегда».

Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по

фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене

болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В

начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать

преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».

Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов

(преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени

Офеня.

Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и

прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из

названий преступника в Поволжье явилось слово прах.

Получается любопытная лексическая параллель: в условно-

профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз,

мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго

прах - «преступник».

Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически

родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас

употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза

имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»;

фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга,

поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не

употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго

фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент -

музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).

4. Заключение

И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать

преступления»? Если верно определить в арго важнейшие способы

словопроизводства, то все встанет на свои места.

Библиография

1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.