бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века

развития.История масонского ордена начинается со средневековых гильдий

каменщиков (от англ. mason- "каменщик"). В конце XVI -начале XVIIIв.

членами братства вольных каменщиков в Англии становятся люди совершенно

чуждые ремеслу. Они наследуют от средневековых гильдий веру в Бога,

обставленную особыми совместными торжествами, сохраняют внутреннее деление

ордена на ступени, перенимают тайные ритуалы, символы, пароли. Призыва

масонов к братству и равенству привлекают в их ряды представителей нового,

буржуазного общества. Со временем масонство распространилось по всему миру.

Великие ложи создаются в Германии, Франции, Италии, Испании, Америке...

Появление братств вольных каменщиков в России связывают с именем Петра I,

который намеревался таким образом укрепить связи с Англией и способствовать

распространению просвещения. Первое время в братствах явно преобладали

иностранцы, но затем первенство перешло к россиянам. В первой половине -

середине XVIII в. членами ордена были историк Болтин, князья Голицыны,

князь Трубецкой и другие люди знатного происхождения, имевшие вес в

обществе. К 1770 году в Петербурге, Архангельске, Риге и Москве

насчитывалось 17 масонских лож. Русское масонство ставило перед собой

задачу "познания тайны бытия" через христианскую терпимость и

"обязательность работы соборной", которая включала в себя

самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство

человеческого счастья. Русских масонов не особенно интересовала политика,

они чтили государственность, законность. Неудивительно, что в гимнах и

речах братьев воздавалась хвала царственным особам. Великие мастера

всячески прославляли династию Романовых. Входили масонские ложи виднейшие

представители русского просвещенного общества (Новиков, Баженов…)

Существует версия, что при постройке ансамбля в Царицыно, Баженов

использовал масонские символы (н-р циркуль, хлеб – соль, символ почитаемой

масонством чаши Грааля…), поэтому постройки не понравились императрице.

Масоны положительно оценивали политику монархов, иногда критиковали, но

нередко и одобряли существование крепостного права в России. Известно, что

в некоторых российских ложах за обсуждение государственных,

законодательных, религиозных вопросов налагался денежный штраф. В

царствование Екатерины II российское масонство переживало "золотой век". Во

многом его расцвету способствовала деятельность московской ложи. В 1787

году, в России грянул страшный голод. И московские масоны организовали

столь эффективную помощь голодающим, какой страна до сих пор не знала.

Екатерина II благосклонно относилась к филантропическим предприятиям

братств. Но грянула Французская революция, которая, как полагали в России,

была целиком на совести масонов. И Екатерина испугалась. В 1792 году ложи

были запрещены. Император Павел I симпатизировал многим масонским идеям, но

колебался, не решаясь отменить екатерининский запрет.

2.6. Искусство XVIII века.

В XVIII веке на российской почве вместилось min четыре века европейской

культуры: Ренессансный 15 век, Постренессансный 16 век, барочный 17 век и

классицистический 18 век. Эпоха царствования Петра явилась периодом

русского ренессанса, который сыграл такую - же роль в социокультурном

развитии России, как тот же период для Западной Европы. В России весь

социокультурный интерес жизни переместился в город, на перипетии

государственной службы, на события внешней политики. 16 век в Европе – век

религиозной реформации и начало капитализма, не только как способа

производства, но и как формы социальной само ориентации сообщества – в

русской истории можно соотнести с петровской эпохой, хотя радикальных

церковных реформ не было. Петр четко уловил и внедрил в сознание правящего

класса, тот настрой исторического оптимизма и практицизма, который в Европе

подарил 16 век. Для барочной эпохи в Европе (17 – нач. 18 столетия)

характерны антиномии, трагический гуманизм, разочарование в уповании на

внутренне присущую миру гармонию, в веру во всесилие разума человека и его

сакральную миссию на земле. В России европейскому барокко 17 века,

соответствовала вторая треть 18 века. Которая была насыщенна деятельностью

небескорыстных авантюристов и деятелей: Бирон, Орловы, Миних. Это метания

между пуританской петровской традицией и карнавальностью елизаветинской.

Это эпоха меркантильных героев. Совершенно иной классицизм 18 века – это

реабилитация разума и знаний. Классицизм в культуре – это торжество

содержания над формой, в отличие от барокко, именно в нем видится сущестный

признак новой эпохи, приверженности античности. В России классицизм –

царствование Екатерины II. Просвещенная часть российского общества, была

столь же театральна, как и предыдущее поколение, но не столь имитационная

(т.е. «костюмная игра в Европу» закончилась), а скорее романтически

аффектирована. Люди уже не столь подражали заманчивым иноземным образцам,

видя в них форму социальной престижности, сколько органично усвоив

европейскую традицию, создавали свои смыслы и содержания собственной

национальной культуры. Историческая миссия 18 века – это преодоление татаро-

монгольского нашествия, это период, когда «иго» было окончательно свергнуто

в культурно-цивилизационном отношении. Начало столетия было отмечено рядом

явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало

художественным направлением и было характерно для переходного времени, в

частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре барокко определяло

стилевое единство в 40—50-е годы XVIII века. Эта архитектура с присущей ей

контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила

основы нового градостроительства.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII

в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее

западноевропейского, в частности французского классицизма. Неодновременным

был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30—50-е

годы) он начался в русской литературе, затем в изобразительном искусстве

(примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм

подчинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и

жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы

античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России

большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура

древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т. д.)

становились непременными деталями архитектурного оформления зданий.

Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи.

Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии

Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных,

общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос.

Но русский классицизм имел и некоторые национальные особенности. В отличие

от западноевропейского он был более тесно связан с просветительством. Это

привносило в него идеи демократизма, понимание общественного долга в духе

просветительских принципов. Поэтому во многих художественных произведениях

того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного

крепостного крестьянина, и осуждение жестокости невежественного дворянства,

и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих

социальных бед.

В художественной культуре XVIII века выделяют периоды:

1. Конец XVII – 20-е годы XVIII века, несет деятельность Петра,

закладываются основы Просвещения, это время создало идеологию, связанную

с воспитательной, созидательной ролью искусства в обществе. Система

искусства развивается по нескольким направлениям: это и

совершенствование ранее найденных средств художественной

выразительности; поиски нового сквозь призму представлений; рождение

новых, светских жанров.

2. 30 – 50 годы XVIII века. Связанный с правлением Анны Иоановны и

Елизаветы Петровны – период пышного цветения барокко и перехода к

классицизму в архитектуре.

3. Кульминация расцвета Просвещения – правление Екатерины II.

Характеризуется взлетом во всех областях художественного творчества,

расцвет классицизма, развитие русской словесности, время перехода от

парсуны к портрету. Русское искусство вышло из периода ученичества.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными

достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура,

содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре,

и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на

общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские

времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и

развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться

на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по

плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только

помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей.

Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была

посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские

мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии,

Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в

более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в

западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло

пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного

сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их

работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового

творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. Идея

основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре –

I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло

еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу

подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и

Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость

дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в

середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии

трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И.

Шувалова (президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа

московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в

Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С.

Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В

1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую

императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и

законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло

новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир,

это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф.

Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии

художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в

постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались

лучшие выпускники (пенсионеры). В отличии от средневековой эпохи, когда

искусство носило, главным образом, культовый характер, в XVIII веке стали

интенсивно развиваться его светские формы. Больших успехов достигли:

живопись и гравюра, архитектура и скульптура, прикладное искусство. Они

наследовали богатейший национальный художественный опыт Древней Руси,

использовали европейские культурные традиции. Переход к светским формам

художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами

осуществлялся с опозданием, однако, он был подготовлен всем ее развитием.

Поэтому новое русское искусство скоро приобрело профессиональную зрелость.

Установка Петра на регулярность предопределило основной аспект восприятия

архитектуры как одного из материальных способов трансформации привычного

уклада жизни. Меняется подход к созданию городов (раньше кольцевая

застройка, теперь линейная). Строительство новой столицы России -

Петербурга и других городов государства, многочисленных дворцов,

общественных сооружений повлекло за собой развитие декоративной пластики и

живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую

красоту архитектурным ансамблям, способствуя формированию искусства XVIII

века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало в себя

творчески претворенные черты европейских художественных стилей -

классицизма XVII века, а в дальнейшем - барокко. Русское искусство XVIII

века принято разделять на 3 временных этапа: Петровская эпоха (первая

четверть XVIII века), конец 1720-начало1740-х и 1740-1750-е годы. Первый

этап характеризуется решением градостроительных задач, развитием светских

форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного

образования. Второй этап - время, когда, несмотря на некоторое замедления

процесса художественного развития во времена правления Анны Иоанновны,

петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и

изобразительного искусства; когда возвращаются из-за границы и начинают

работать многие петровские пенсионеры; закладываются основы развития

искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период

дальнейшего подъёма национальной художественной культуры, определенный

возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко

(творения Ф.-Б. Растрелли).[12]Русское искусство, как мы увидим ниже,

продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-

прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим

лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен. Своеобразно нарастает и

динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с

запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение

западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем

уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки

всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на

протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием

многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к

разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в

себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда,

формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к

тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой,

капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в

целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала

российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец

новой культуры. В самом начале 18 века на краю государства, на земле,

которая была только что отвоёвана у шведов, начали строить город. Для новой

жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство.

Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например,

старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские

сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей,

праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские

живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии,

прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские

граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды

строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к

учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела. Всё это не было,

конечно, прихотью царя. Русская культура должны были высвободиться наконец

из-под власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны.

Поэтому и пригласили из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов,

скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в

ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней

Европе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные из

русских учеников быстро обгоняли своих учителей. Но Пётр не только

приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал в

другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей.

Об одном из них – портретисте Иване Никитиче Никитине он писал своей жене в

Данциг: “Попроси чтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и

из нашего народа добрые мастера. Будущая столица возводилась на пустом

месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и

застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных

специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны.

В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое

мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные

конструкции так называемого «прусского образца» т.е. облегченный характер

стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. В

начале застройки Петербурга преобладал прагматизм, его ценили иностранцы, а

не русские люди. Для Петербурга характерна эклектика стилей: сочетание

нового и устойчивых традиций, своеобразная национальная, отличная от своих

прообразов архитектура. Технической новинкой Петербурга явились необычайно

высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко

распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого

типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С

размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные

основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без

существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меншикова

на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или

даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство,

как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской

рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в

рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным.

К концу царствования Петра –I он уже удивлял приезжих иностранцев величием

и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание

записать: « сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что

перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе

имеет знатное преимущество». В Петербурге впервые был разработан регулярный

план застройки города и ставший градообразующий его основой. Планировка

Васильевского острова имела барочный облик ( овальные мотивы, фонтаны,

статуи, синтез искусства) и была спроектированная Ж. Б. Леблоном. План

П.М.Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту

закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и

петербургские площади. Они получили географические очертания с обостройкой

их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных

зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине

века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм

сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко

поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились

подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности,

отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и

несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская

столица Петербург становится символическим воплощением образа самой

абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также

обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были

основанные в первой половине века «города- крепости» и «города-заводы».

Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова,

перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы.

Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы,

работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), сын

итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского

короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный опыт приобрел в

России ; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный

зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-

архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее

известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге

(1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей

предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г.

Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в

создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г) в столице, Большой

дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) и многом, многом другом.

Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию

творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным

представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г). В

своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и

уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать, что Ринадьди

представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский

дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.