бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада''

в Отраду и положен в склеп за гробом Графини Елизаветы Ивановны и рядом с

братом Графом Александром. (с. 244).

"В 1821 г. в Отраду возвратилась семья Давыдовых ... Отрада была все

так же прекрасна, прорубленный лес открывал вид на усыпальницу, и местность

от этого не пострадала. Кое-где однако виднелись следа упадка. Сад около

дома уже не был содержим в прежней чистоте. Граф изредка ездил

верхом, ходил много и бодро и всегда пешком взбирался на гору в церковь.

Для более продолжительных прогулок он садился в низенькую колясочку,

которая катилась с помощью людей, сменявших друг друга, и им он указывал

необходимые поправки, когда замечал упущения".

"Я гулял 2 вер. в саду перед домом ..." В 1826 г, умер Григорий Влад.

- 2 сын Гр. Влад.Григорьевич

новое завещание (с.297)

Примечание

x) С 1855 г. ему (Владим.- Петров. Давыдову) и его потомствус.присвоена по

Высоч. повелении фамилия графа Орлова-Давыдова.

Граф сам давал своему внуку уроки геометрии и заставлял при себе, по

правилам науки, измерять части Отрадинского парка. (с. 307)

Т.II.

"Граф Влад. Григорьевич совершил еще в 1828 г. акт, которым

обеспечил состояние своих шести внучек Паниных и Давыдовых, назначив им

разныя благоприобретенныя недвижимыя: имения в Ярославской, Владимирской,

Нижегородской губерниях. Относительно же главной части своего имения Граф

не сделал никакого распоряжения. Зять его, граф Никита Петрович Панин,

напоминал ему о завещании, как видно из письма Графа Панина 1829 года, на

которое ответа Графа Влад. Григ. не последовало; но памятная записка была

найдена по смерти его в его карманной книжке о том, что он должен

удосужиться, чтоб разсмотреть бумаги по духовному завещанию. Из того ...

можно заключить, что Граф Влад. Григ. заблагоразсудил, чтоб его имение

было разделено полюбовно между наследниками, что и свершилось".

(с.336,337).

т.1.

Гр. Вл. Григ, родился 8 июля 1743 г.

"... обмен верховых вотчин Графов Орловых на имения, Высочайше

пожалованных им в нынешних Сибирской и Самарской губерниях". (с.79).

том I

Глава VI.

Вступление в общее с братьями владение имениями. Женитьба Графа

Владим. Григ. ... (1768 г.).

Предки Орловых, ... были Тверские помещики. Имения ихкак родовые,

оставшиеся за обменом на Высочайше пожалованныя им земли, так и самыя эти

земли были несколько лет в общем владении у пяти братьев. Граф Влад. Григ.

как участвовавший в оном, был уже с 1768 года одним из небольшого числа

крупных русских собственников. (с. 182).

Впоследствии он сделался единственным владельцем родового имения,

которое он по-видимому особенно дорожил. Четыре старшие брата продали его

младшему брату Графу Владимиру в 1782 году.

Старшие братья имели отдельные собственности.

Иван - в Симбирской губ» (Ус о лье).

Графу Григорию - в год воцарение Императр. - Гатчинская Мыза и

мраморн. дворец в Петербурге.

Оба эти дара выкуплены Екатериной II после смерти Григория Орлова на

уплату домов.

Гр. Алексей - в Сибмирской, Московской, Воронежской и др. губ.

Гр. Федору - в Симбирской губ.

Жена Влад. Григ. - Елизавета Ивановна Штакедьберг, фрейлина. (с.

183).

Путешествие Влад. Григ. по России - 1770 г. Граф обедает в

Серпуховском уезде, в селе Семеновском, у Петра Федоровича Нащокина ..."

аналог: чтение Свияги у г.Свияжска. (с. 202).

х Примечание.

"... Несколько лет после (путешествия по Волге) Граф,

разводя парк свой в серпуховском имении, устроил там русло

для течения вода из двух ключей при такой тонко-исчисленной

нивеллировке, что один ручей течет в нескольких шагах разстояния в

противную сторону к другому ручью и один ручеек

проведен таким образом на 1000 сажен против течения реки Лопасни, в которую

она впадает. Этот фокус ( ) противен всем

правилам садоводства, которое имеет целью подражать природе, а не идти ей

наперекор; но фокус этот является именно в городе Симбирске и может быть

Граф Орлов захотел воспроизвести в своем парке своеобразное течение

Свияги..." (с. 211).

"... из Хатунской огромном дачи Граф Алек. Григорьевич подарил

Гpaфy Владимиру часть, из которой последней и устроил свою осадьбу в

разстояиин, как сказано в этом письме, около 5 верст от Хатуни". (с. 298).

Усадьба Семеновское - Отрада.

Выписки из исторической записки НПО "Мособлреставрация".

В.Г. Орлов.

1762 г. - переворот, царствование Екатерины II. С 1762 г.

учится за границей до 1766 г. До возвращении в Россию директор Академии

наук. В середине 70-х

годов XVIII в. выходит в отставку. "Неизвестно имя зодчего, составившего

проект основных усадебных построек".

"Усадебный дворец - сооружение оригинальное. В самой планировке его

заметно смешение принципов барокко в классицизма. Центральная,

прямоугольная в плане часть дворца отличается классицистическим

расположением анфилад, разделенным центральным коридором, в то время как

планировка помещений в торцовых частях здания – свободная, даже причудливая

- барочная. И в обработке фасадов чувствуется тяготение к барочному

декору..."

"В середине XIX в. здание дополнено двумя угловыми крыльцами со

стороны подъезда и оригинальными ротондами с лестницами и сквозными

колоннадами на уровне второго этажа, украсившими парковый фасад дворца ...

"Вероятно» недостроенный 8 этаж шел в проекте какое-то особое

оформление, расчитанное на восприятие с дальнего расстояния ..."

В интерьерах - лепные карнизы, изразцовые печи, наборный паркет.

Плафоны расписывал К.Брюллов.

"Расположенные в один ряд со стороны главного дворцового фасада

флигели (XVIIIв.), службы (XVIII-XIX в.в.), а также вынесенные вперед жилые

корпуса для прислуги (II половина XIX в.), лаконичны в своем убранстве b

благодаря единству декоративных мотивов хорошо вписываются в общий ансамбль

служебных построек.

Со стороны паркового фасада к дворцу примыкают два симметрично

расположенных корпуса оранжерей. Они выстроены по проекту М.Д.Быковского,

использовавшего в их архитектуре ренессансн. элементы, а в декоре — лепные

и терракотовые рельефы. На плоских кровлях оранжерей были устроены открытые

террасы ... Два павильона (конец XVIII в.), расположенные по углам

дворцового комплекса со стороны парка л обращенные главными фасадами к

реке.

Усадебные ограды» выполненные в XIX в. по эскизам Боссе …

Никольская усадебная церковь - в конце 1770-х годов.

Руководил строительством крепостной архитектор Бабакин.

Церковь - 2-х ярусное сооружение: из собственно церкви (с нижним

теплым Владимирским прадедом) и колокольни, объединенных между собой

высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть по высоте и ширине

равна трапезной, в плане прямоугольная.

"Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской

церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями" (оформление

- близко по стилю к барокко).

«В 1835 г. архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены

два боковых предала. Их убранство созвучно облику всего сооружения».

Аналогичные по типу ц. - храмы XVIII в, в подмосковных селах Киеве-Спасском

и Свитине.

Нередкое для рубежа XVIII-XIX в.в. сочетание классицизма с

псевдоготикой хозяйственных построек характерна и для Отрады: у самого

шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое

сооружение - бывшая кузница (конец XVIII в.).

К центральной, прямоугольной в плане части ее примыкают с боков

две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется

стрельчатыми завершением прясел основных фасадов здания. Также прием

контрастного сочетания белокаменных элементов декора с краснокирпичным

фоном стен.

Этот же прием применен в декоративной обработке других хоз.построек,

амбара и двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от

центрального ядра усадьбы.

"Однако, несмотря на все сходство Отрада с английскими усадьбами,

отрадненский парк является произведением русского паркового

искусства, типичным для конца XVIII столетия".

В 1832-1885 гг. по проекту Жилярди был возведен мавзолей

рловых «садовые затеи»- гроты, руины, беседки.

Свербеев Д.Н. Записки, т.2, с.129, 1899 г.

«Призвал я лучщего в те время архитектора, и указал он мне место на

высокой горе, построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне

полюбился» однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой

горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился

пониже, к берегу реки, между лесами... Начавши строить, я опять не

послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа».

"Лучшим ш всех подмосковных соседей был граф Владлиир Григорьевич

Орлов. Он не был. родовитэе других серпуховских помещиков .,., но всех жх

прев ос ход, ш.., богатством, несравненно высоким перед всеми образованием

и достоннш глубокого уважения своим характером". (с. 128)

Врангель Н.Н. Венок мертвым. Сиб. 1913 г.

Стр. 60. "... у графа Орлова, в его и ода основной Отраде, находился

садовник Питерман, живший шесть лет в имении".

"... у графа Орлова в Отраде "полезные" ремесла были нередко

соединяемы с приятными искусствами в одних и тех же лицах: ином, работавший

в столярной утром, являлся вечером актером в театре. Музыка играла во время

стола, а по субботам, вечером, давались инструментальные и вокальные

концеры.

15.

В Отраде» однако, высшие должности не ограничивались музыкой, Между

дворовыми людьми находились и архитектор, л жжво-писец, был человек особо

приученный поджидать в определенный час появления на небе звезда ия,:

планет и о том докладывать; были и доморощенные поэты, наконец, было лицо,

исполнявшее должность богослова".

Стр.61. "... Наблюдал за постройкой дома гр. Владимира Орлова в

имении Отрада некий Бабакин, но так как граф был им недоволен, то в домовом

приказе его от 1796 г-, читаем: "высечь Бабакина за то, что он, несмотря на

запрещение, снял кружла из под свода и вторично уронил свод в кузнице".

С.Кондаков. Отрада ("Столица и усадьбы")» 1917 г.

33-88» 30 августа

"Большой дом-дворец с различными службами, оранкереями, английским

парком и другими затеями барских усадьб ХУШ в. строился не торопясь,

крепко, солидно. Вместе с домом он (В.Г.Орлов) воздвиг в имении церковь во

имя Св. Владимира. Отрадьиский дом, поставленный внизу холма, на

котором белеет церковь, до сих пор, сохранил свой первоначальный характер,

хотя в сто с лишним лет своего существования подвергался некоторым

перестройкам (...)

Имя автора планов осталось неизвестным. Но исполнителем, по всей

вероятности, был крепостной Бабакин, упоминаемый в приказе, относящемся к

1796 г. (.,,).

По обеим концам главного корлуоа расположены больвшз

открытые веранды, устроенные на крышах оранкерей, тесно

примыкающих к главному фасаду и слегка выступающих

отдельными

крылами, отсюда открывается чудный вид на искусно разбитые

цветники, с пышнши клумбами, большой фонтан, дающий струю в

высоту дома и составляющий предмет особой гордости Отрады,

за речкой начинается парк с боскетами, беседками, прудами

и поэтическими развалинами (...)

16.

Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки,

обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Оне славятся

отличными персиками, которые доспевают уже в конце апреля (...)

Расположение отрадинского парка носит следы сильного впечатления,

произведенного на графа Владимира английским садовым искусством, о котором

он писал в своем дневнике, что в " расположения садов англичане стараются

подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто бывает много

труднее, чем в регулярных. В сих садах все разбросано - инде лесок, инде

кустарник, инде лужок...

На садоводство граф Владимир обращал особое внимание и для разбивки

сада и парка был приглашен иностранец Питер-ман, а для составления общего

плана всей местности в 1787 г. был вызван из Царицына английский садовник-

специалист.

Из обильных ключей были проведены ручьи в большие четырехугольные и

круглые пруды, из которых особенно живописен лебединый, окруженный высокими

деревьями, с островком посередине, где разводились форели, стерляди и сиги.

По преданию эти друды копали пленные турки под наблюдением крестьянина

Морозова (...)

В своем увлечении садоводством граф Владимир доходил до таких

мелочей, что выписывал из Москвы соловьев для оживления отрадинских садов,

а для придания большего сходства с излюбленными английскими парками завел

оленей (...).

В парке, среди разбросанных то тут, то там беседок, павильонов,

находится живописная ферма.

Между холмом, где стоит приходская церковь, а рядом маленькая,

круглая, в виде ротонды, Успенская церковь, служащая усыпальницей графов

Орловых, и внизу лежащим дворцом, лицом к нему стоят высокий цоколь с

бронзовым бюстом Екатерины II (...) Одне из ворот, ведущие к дому, сторожат

большие чугунные львы, стоящие на массивных кирпичных столбах; другие,,

выходящие в парк, украшены екатерининскими орлами. Сад около дома окружен

великолепной чугунной решеткой в Версальском духе.

В нескольких минутах ходьбы от дома, в конце густой аллеи

начинается деревня, соединенная с парком сооруженным графом Владимиром

высоким железным мостом (...).

17.

Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ В ПОДМОСКОВЬЕ

1924 г.

И –19/318 стр. 19-20.

Отрада (Орловых), Серпуховского у., б 14 верст.

от ст.Михнево.

Усадьба выполнена в стиле английских загородных дворцов братом

екатерининского фаворита Г.Орлова. Громадшй дом с оранжереями и флигелями.

Внутри росписи работы крепостных и большой плафон К. Брюллова

(?). Сохранилась часть убранства, в том числе пять хороших мраморных бюстов

Орловых. Интерес представляют две итальянские майолики эпохи Возрождения,

эллинистический живописный портрет, античные вазы и пр. Среди раскинутых на

большом пространстве хозяйственных построек любопытна готическая сторожка

(?). Церковь XVIII в. и ротонда-мавзолей, где погребены все пять братьев

Орловых, представляющая последнее творение Д.Жилярди (1832 г.). В парке,

изобиловавшем прежде различными затеями, сохранились беседки (руинированная

колоннада над могилой собаки с мраморной плитой) и многочисленные пруды, в

середине парка протекает река Лонасня.

Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ В ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ.

М.-Л., 1926 г.

стр. 9.

Балтийская линия.

№ 139 стр. 27. Отрада - в 12 км от ст. Михнево Рязан-ско-Уральской

жел. дороги ... Большая роскошная усадьба, принадлежавшая Орлову-Давыдову.

18

В громадном доме-дворце в настоящее время помещается усадебный

музей, содержащий много предметов убранства, мебели, портретов и т.д.

Около дома большое кол-во хоз. Построек: флигеля, оранжереи,

сторожка в готическом стиле и т.д.

В прекрасном парке, расположенном на р.Лопасне, сохранились беседки,

павильон, колоннада, пруды и т.д.

Церковь XIХ в. и мавзолей - cсоздании знаменитого зодчего Жилярди.

Е.А.Белецкая, 3.К.Покровская

Д. И. Жилярди

М., Стройиздат, 1980 год

Стр. 126.

«В 1832 г., в год отъезда из россии на родину в Швейцарию,

Д. И.Жилярди создает проект своего последнего сооружения б России -

мавзолея в Отраде.

Отрада - усадьба в Семеновском близ Серпухова, принадлежала графу

В.Г.Орлову, одному из известных во времена Екатерины II братьев Орловых,

приближенных императрицы. Она была приобретена В.Г.Орловым в 70-х гг. XVIII

в. после удаления Орловых от царского двора и ко времени работы в ней

Д.И.Жилярди представляла собой одну из интереснейших подмосковных усадеб,

ансамбль которой с обширным английским парком раскинулся на берегах р.

Лопасни.

Усадьба славилась своми оранжереями и системой водоснабжения,

оленямж, соловьями и рыбами, редких пород в прудах. Здесь работали

знаменитые садовники.

Один из весьма просвещенных людей своего времени, В.Г.Орлов (в 1770-

ые годы – директор Академии наук) собрал здесь большую библиотеку,

коллекцию картин и скульптуры.

19.

Главный дом, обширный и добротный, с многочисленными службами и

церковь были построены в 1770-ые годы, но отделка и достройка их

продолжались в течение всей жизни В.Г. Орлова.

В семейных архивах конца ХУШ - начала XIX века среди построек

усадьбы упоминается фамильная усыпальница графов Орловых, называемая

"ротондой». Помимо членов семьи В.Г. Орлова в ней были захоронены к тому

времени четыре брата Орловых и среди них герои Русско-Турецкой войны

Алексей (Орлов-Чесменский) и Федор, а также фаворит Екатерины II – Григорий

Орлов.

Судя по описаниям, ротонда, "скрытая со всех сторон сосновой рощей,

стояла в парке на склоне холма между барским домом у его подножия и

церковью - на вершине.

Строительство новой усыпальницы было предпринято в связи со смертью

в 1831 г. хозяина усадьбы В.Г.Орлова, прожившего там более 50 лет,

последнего представителя всего поколения графов Орловых, в прошлом столь

знаменитого. К проектированию этого сооружения и был привлечен

Д.И.Жилярди. С родом Орловых Жилярди, возможно, уже был, знаком по

строительству конного завода в Хреновом - Воронежском жмении графа

А.Г.Орлова - Чесменского.

Как свидетельствуют документы, Жилярди поручили "выстроение церкви

вместо существующей ныне ротонды», которая к тому времени обветшала и,

вероятно, не отвечала характеру мемориального сооружения 3-го рода

Орловых.

В январе 1832 г. дочь графа А.Г.Орлова-Чесменского добилась разрешения

Синода на перезахоронение праха отыа и его братьев Федора и Григория, тела

которых были перзвезены в Юрьев монастырь, близ Новгорода. Усыпальница в

Отраде приобрела более интимное назначение.

Проект мавзолея был составлен Д.И.Жилярди в самом начале 1832 г.,

5 марта того же года, как гласит надпись на проекте, он был утвержден в

Петербурге Филаретом Московским. Закладка мавзолея-церкви во имя "Успения

Пресвятой Богородицы» состоялась 16 июня 1832 г. ... Документы указывают,

что архитектор Жилярди многократно посещал Отраду и руководил всеми

строительными работами и отделкой здания. Однако можно предполагать, что с

самого начала строительства работы в Отраде, как и другие постройки этого

времени, Доменико Жилярди из-за плохого состояния здоровья передал своему

двоюродному брату и ученаку Александру Осиповичу Жилярди. Во всяком случае

его имя встречается в архивных документах по строительству мавзолея уже с

лета 1832 г.

Александр Жилярди работал в Отраде и после постройки мавзолея. Так,

в середине 1830-х годов он перестраивал церковь, занимался рзмонтно-

строительными работами в барском доме, составлял проекты школы и

богадельни. На строительстве мавзолея и других объектах Отрады постоянно

находился "архитектурний помощнж" Жилярди – Иван Мартьянов. В отделке

здания принимал участие С.-П. Кампиони.

1. ЦГАДА. Ф. 1273 Орловых- Давыдовых. Быблиографический очерк графа

В.Г.Орлова, составленный внуком его графом В.Л.Орловым-Давыдовым,

т.1, Спб, 1837.

2. ЦГАДА; ф. 1273, оп. 1. № 1089. л. 22.

3. ЦГАДА; ф. 1273, оп. 1, ч. IV, д. 2946, л. 1.

4. ГНИМА, PI 887 и PI 935

5. ЦГАДА, ф. 1273, оп. 1, ч. 1, д. 1089 л. 39, 71, ч. IV, д. 2950, л. 1-13.

6. Старые архитектурные проекты планов и фасадов и профилей, церквей,

домов, хоз. Строений, заборов, ворот и решеток в стиле ампир

Александровского времени, собранные со старинных изданий 1809, 1812,

1824 гг. и изданные В.М.Владимировым. Спб, 1913, вып. 1, № 6, А, вып. 2,

№ 6,В.

Греч А. Кузьминки – Подмосковные музеи, вып. 6, М.-Л., 1925 г.

Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955 г.

В ГИМе хранится картина неизвестного художника первой половины XIX в.

Семеновское-Отрада.

Вид от церкви на дом, реку Лопасню и парк.

Воспроизведена в книге «… в окрестностях Москвы», М., Искусство, 1979, №

87.

ЧАСТЬ 5

МАТЕРИАЛЫ ИЗ РУКОПИСНОГО ОТДЕЛА БИБЛИОТЕКИ ИМ. В.И.ЛЕНИНА

Рукописные отдел библиотеки им. В.И.Ленина

1. ф. 219, оп. 4, 13. План имений Орловых-Давыдовых чертежами и акварелью.

3 л.

2. ф. 219, 4, 33. Орлов-Давыдов В.П. Предписание отрадинской вотчинной

конторе относительно лесного хозяйства. 1859 г. 2 л.

3. ф. 219, 5, 48. Сметы на устройство водопровода в Отраде. 1839 г. 11 л.

4. ф. 219, 5, 60. Тулин Ф.Я. Управляющий Отрадой. Предписание леснику. 1872

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.