бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей

— Да! А впоследствии и вселенной...»

И через несколько минут денежки доверчивых жителей несостоявшейся

шахматной столицы мира перекочевали в карман великого комбинатора.

Александр Круглов писал, что гордость — тот рычаг, ухватившись за

который, манипулируют гордыми. К гордости тесно примыкают честолюбие и

тщеславие, которые в умелых руках легко могут стать средствами обмана.

Заметив, что слабым местом в характере потенциальной жертвы является

чрезмерная гордость, мошенники начинают подыгрывать ей. В результате такой

человек чутко отзывается на притворную похвалу и приходит в ярость, если

его не замечают. Умело манипулируя лестью и пренебрежением, можно добиться

от честолюбца нужной реакции. Использование чрезмерно развитого тщеславия в

целях уничтожения противника применяли давно. Одно из первых упоминаний

такого рода можно найти в китайских летописях за пять веков до Рождества

Христова. В книге «Весна и осень Янь Цзы» описывается следующий эпизод:

«В княжестве Ци жили три богатыря, которым не было равных во всей

стране. Однажды они не выказали должной почтительности первому министру

княжества, и тот обратился к государю, преподнеся этот

случай как зародыш государственной измены. «Сегодня они не выказали

уважения первому министру, а завтра, в минуту опасности, они предадут вас»,

— сказал он правителю. — Их следует убить».

— Но как же нам с ними справиться? — задумчиво поинтересовался государь.

— Ведь они сильны и отважны.

. У меня есть план, — ответил министр. Пошлите к ним вестника с двумя

персиками и словами: «Пусть возьмет себе персик тот, чьи воинские заслуги

выше»- в итоге произошло именно так, как планировал первый министр. Два

воина взяли себе по персику, а третьему ничего не досталось. Тогда он стал

укорять своих друзей, приводя примеры своей храбрости в бою. Его товарищи

устыдились, отдали ему персики и сделали себе харакири. Потрясенный

смертью друзей, богатырь также покончил жизнь самоубийством. Так, гласит

китайское предание, «два персика убили трех воинов».

УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

— Сколько стоит твои слуховой

аппарат?

— Две копенки.

— Как это?

— Я засунул в карман спичечную

коробку и провел от нее проводок в ухо.

— Разве это поможет лучше слышать?

— А кик же. Видя проводок, люди

начинают громче со мной разговаривать.

Анекдот

Порой поводом для обмана служат не какие-то конкретные человеческие

качества, а стереотипы мышления. В анекдоте, приведенном в эпиграфе, дело

обстоит именно таким образом. Проводок, протянутый от кармана к уху,

автоматически воспринимается как часть слухового аппарата; при этом хозяину

такого «устройства» нет нужды обманывать своих собеседников — они это

делают сами, строя свои предположения на основании прошлого опыта. Но то,

что бывает правильным сто раз, в сто первый может дать совсем другой

эффект.

Специалисты из милиции советуют и такое средство против квартирных

воров: прикрепите возле двери какую-нибудь коробку с отходящими от нее

проводами. Коробку любую, вплоть до обыкновенной мыльницы. Не зная, что это

такое, вор постарается обойти данную квартиру, думая, что она сдана под

спецсигнализацию.

Данное явление психологи относят к категории «установки», то есть

устойчивого предрасположения индивида к определенной форме реагирования.

Такая предрасположенность побуждает человека к деятельности и поведению в

соответствии с вполне оределенными формами. В результате существенно

уменьшается степень неопределенности при выборе форм поведения. Например, в

американской армии был проведен эксперимент. Пятерых солдат познакомили с

литературой о развитии заболеваний после радиоактивного поражения. Вскоре

им сообщили, что во время учений они случайно подверглись облучению,

поместили их в госпиталь и стали имитировать лечение. У четверых появились

симптомы, характерные для лучевой болезни. А пятый — как ни в чем не

бывало. Оказывается, он не удосужился прочитать предложенную литературу и

не знал, как должна протекать болезнь после радиоактивного поражения. Иными

словами, у четверых была сформирована сильная установка, они четко усвоили

всю картину болезни, а пятый «уберегся».

Вот еще один пример психологической установки, на этот раз из нашей

жизни. В воронежской газете «Мое» (№ 35/97) была помещена следующая заметка

на темы городской жизни:

«В понедельник на остановке «Памятник славы» и троллейбус № 6 вошел

молодой усатый мужчина в полосатой майке и тапочках. С суровым видом он

стал собирать с пассажиров деньги за проезд, причем билеты не выдавал,

мотивируя это тем, что они закончились. Где-то в районе площади Заставы

какой-то дотошный старичок все-таки потребовал у «контролера» его

удостоверение, на что мужчина тепло, по-доброму улыбнулся и тут же вышел из

троллейбуса».

В данном случае аферист даже не маскировал свой обман при помощи

униформы или удостоверения. Его главным оружием были наглость и «суровый

вид». Если бы он просил приобрести билеты, его разоблачили бы на первой же

остановке, но он требовал их, и это заставило пассажиров поверить, что

перед ними действительно контролер.

К «установкам» по своим психологическим механизмам примыкают стереотипы

мышления, которых в обыденном сознании существует великое множество.

Опытные мошенники широко используют их в своей практике, формально не

подпадая под карающую десницу правосудия. Примером обмана такого рода

может служить деятельность бродячего фокусника отставного штабс-капитана

Григорьева, гастролировавшего в русской провинции в 70-х годах прошлого

века под громким именем «граф Калиостро». Как правило, все его фокусы были

незамысловаты по технике, но гениальны по идее.

Так, на одном из его балаганов висела крупная надпись: «ЗДЕСЬ

УГАДЫВАЮТ». Заплатив гривенник, посетители через узкий сквозной проход по

одному человеку попадали в маленькую отгороженную комнатенку, имевшую

весьма таинственный вид. Стены ее были обиты черным сукном, посреди на

небольшом возвышении стоял черный стол, в центре которого находилась черная

ваза, прикрытая черной же салфеткой.

У стола стоял сам «граф Калиостро», учтиво встречавший каждого

посетителя.

— Потрудитесь окунуть палец в вазу, — предлагал он.

И когда посетитель исполнял это, Калиостро предлагал поднести палец

к носу:

— Прошу вас понюхать!

Посетитель нюхал и, выражая неудовольствие, как правило, восклицал:

— Да это же обыкновенные помои'

— Поздравляю вас, вы угадали! —

торжественно восклицал Калиостро и быстро проводив к выходу оше-

ломленного посетителя, впускал нового клиента.

Данная шутка имела двойной смысл: во-первых, Калиостро формально

выполнял обязательство, данное им при входе в ярмарочный балаган, — здесь

действительно «угадывали», хотя все посетители, естественно, полагали, что

«угадывать», или «гадать», будут им. Такова уж ярмарочная традиция, и

отставной штабс-капитан прекрасно играл на сложившемся у людей стереотипе.

Но самый главный розыгрыш заключался в другом! Всякий побывавший в его

балагане и, следовательно, попавшийся на столь незамысловатый обман, был

крайне недоволен произошедшим, но не спешил рассказывать о своем позоре

своим друзьям. Кому же хочется выставлять себя недалеким простаком?

Наоборот, одураченные посетители при встрече со знакомыми настойчиво

убеждали их посетить балаган Калиостро, уверяя, что там их ждет небывалое

удивление. Блестящая идея штабс-капитана с абсолютной точностью воплощалась

в жизнь. Одураченные обыватели, которые плюясь и чертыхаясь покидали

знаменитый балаган, тут же спешили «подставить» своих приятелей, злорадно

представляя, как те с глупым выражением лица будут стоять у вазы с помоями,

разглядывая свой палец. Срабатывал главный стереотип: никто не хотел видеть

обманутым только себя.

Калиостро же приписывают и «фокус» с людоедством, который он обычно

демонстрировал в последний день пребывания в каком-нибудь захолустном

городке. В афише писалось, что знаменитый маг и иллюзионист Калиостро в

последнем акте представления съест живого человека. Публика,

заинтригованная таким сенсационным заявлением, не скупилась на гривенники.

Когда же в конце выступления наступало время «людоедства», «граф Калиостро»

выходил на авансцену и обращался к зрителям:

— Согласно своему обещанию съесть живого человека, покорнейше прошу кого-

нибудь из вас пожаловать ко мне сюда для эксперимента.

За этим следовало гробовое молчание, завершавшееся яростными криками и

ругательствами. Публика понимала, что нахальный «граф» опять провел ее, но

сделать ничего не могла. Никто не хотел рисковать. А вдруг этот чертов

Калиостро и вправду людоед?

А маг, дождавшись тишины, спокойно констатировал:

— Итак, никто не хочет быть съеденным? В таком случае как же я могу

показать этот фокус? Вы видите, господа, всю мою готовность и вместе с тем

положительную невозможность провести его без добровольца с вашей стороны.

Чтобы добить зрителей, Калиостро начинал персонально обращаться к самым

именитым людям городка, обычно сидевшим в первых рядах, например, к

исправнику:

— Не угодно ли вам быть съеденным?

—• Нет, не угодно, — отвечал тот.

— А вам? — обращался он к его соседу, какому-нибудь надворному

советнику.

— Нет уж, сударь! — отвечал напуганный такой перспективой чиновник.

В этот момент недовольные крики и шиканье мало-помалу переходили в смех.

Людям с галерки было приятно видеть свое начальство столь напуганным

иллюзионистом. На этом представление обычно и заканчивалось. Правда, М. И.

Пылев, рассказавший о русском Калиостро в книге «Замечательные чудаки и

оригиналы», пишет, что однажды один подвыпивший купчина потребовал

выполнения номера.

— Ну-ка, слопай меня, если сможешь! — заявил он, спустившись в партер.

. С удовольствием, — не смутился «граф». — Извольте наклониться — я начну с

шеи. — И он изо всех сил укусил незадачливого купца. Купец заорал благим

матом и, вырвавшись от «людоеда», убежал прочь. На том представление и

кончилось.

«После» — не значит «вследствие»

Еще один распространенный стереотип, на который ловятся люди, — это

смешение понятий «после» и «вследствие». Отнюдь не всегда одно событие,

происходящее после другого, является его прямым следствием. Например, если

в течение недели мы за час до рассвета будем разводить костер и произносить

при этом магические формулы, после чего неизменно будет следовать восход

солнца, вряд ли найдутся легковерные люди, решившие, что именно наша

«магия» является причиной наступления нового дня.

А теперь перенесемся на две тысячи лет назад. Древний Египет. Жрецы в

белых одеждах возносят молитвы своим богам, приносят жертвы — и вот солнце

закрывает какая-то тень. Весь мир погружается в непроницаемою тьму.

Наступает солнечное затмение. И люди, собравшиеся вокруг храма, искренне

верят, что именно жрецы явились его причиной. А как же иначе? Служители

богов произнесли непонятные заклинания, совершили таинственные ритуалы и —

бац! Солнце скрылось во тьме! Но ведь принципиальной разницы между первым и

вторым случаем нет. Отличие состоит только в том, что сейчас мы знаем

гораздо больше о законах, управляющих небесными светилами, и не дадим себя

надуть. А вот о законах, управляющих поведением людей, мы знаем поменьше, и

в результате...

Третий пример. Июль — пора вступительных экзаменов в вузы. Толпы

абитуриентов осаждают пороги институтов. Некоторые из сердобольных

родителей, не уверенные в знаниях своих чад, ищут лазейки для

гарантированного проникновения своих детишек в храмы науки. И вот возле них

появляются личности из околоинститутской среды, намекающие, что они при

помощи своих знакомств с преподавателями могут поспособствовать хорошей

оценке на экзаменах. Стопроцентной гарантии поступления они не дают, но и

цены берут Божеские, да и в случае возможной неудачи деньги полностью

возвращаются клиенту. Что ж, условия кажутся приемлемыми, и сделка

заключается. Одни абитуриенты ПОСЛЕ такой поддержки поступают в высшее

учебное заведение, другие, к сожалению, нет. Но в этом случае аванс

возвращается, и вроде бы претензий к таким «посредникам» быть не может.

Только вот весь обман состоит в том, что работы-то по «проталкиванию»

бывших школьников в вуз никакой не было. «Посредник» просто берет деньги и

ждет итогов экзаменов. В любом случае кто-то из детей его клиентов

поступит, а кто-то — нет. Деньги первых он оставляет себе, деньги вторых —

возвращает. Беспроигрышная лотерея!

Такой же прием иногда разыгрывается у здания суда, когда лихие ребята

берутся устроить смягчение приговора, в другой раз подобную комбинацию

разыгрывает экстрасенс у постели тяжело больного человека- Если бедняга

выздоравливает, чудо-лекарю достаются слава и деньги, а умирает — «Не

получилось, уж больно слабое было биополе у больного, ничего нельзя было

сделать».

Этим принципом отъема денег не брезговал и знаменитый дипломат XIX века

граф Талейран. Известный советский историк Е. В. Тарле писал, что Наполеон

в 1807 году, стоя с войском в Варшаве, приказал Талейрану срочно

подготовить проект восстановления самостоятельности Польши. Талейран тут же

потребовал от польских магнатов 4 миллиона флоринов золотом за то, что он

якобы уговорит Наполеона предоставить Польше независимость.

Ложные ассоциации

Еще великий Аристотель ввел в психологию понятие ассоциации, различая

ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Иногда мы путаем эти

понятия, чем пользуются мошенники. Два примера таких ошибочных стереотипов

мышления описывает Е. Зубарев в своей книге «Милицейская академия».

Предположим, вы захотели купить золотую цепочку и, соблазнившись на

более низкую цену, начинаете торговаться с солидной женщиной у входа в

ювелирный магазин. Допустим, что вы не считаете себя «лохом» и

предварительно навели кое-какие справки насчет проверки золота на

подлинность. Вы достаете лупу и тщательно осматриваете клеймо. Оно на

месте, проба вас удовлетворяет. Тогда вы проводите по поверхности металла

ляписным карандашом — и он не оставляет следов. Вы удостоверяетесь, что

цепочка действительно золотая, и отсчитываете деньги. Если вам повезет, то

вы будете считать так всю оставшуюся жизнь и, возможно, передадите эту

иллюзию по наследству вашей любимой дочери. Но возможно и такое, что,

обратив внимание на подозрительное изменение цвета украшения, вы обратитесь

в ювелирный магазин, где вас будет ждать сильное разочарование. Мошенники

часто впаивают золотой замок, где обычно и указывается проба, в отнюдь не

золотую цепочку. У покупателя срабатывает ассоциация по смежности — «если

часть цепочки, которую он проверил, золотая, то и остальная часть такая

же». Увы, это бывает не всегда. Поэтому особо тщательно просматривайте не

только клеймо (цифры должны быть ровные и иметь одинаковый наклон!), но и

оба звена по обе стороны от него. Если там заметны следы пайки и отличие от

соседних звеньев — вам «впаивают» фальшивку. Теперь о ляписном карандаше:

пользуйтесь только своим и проверяйте им не только место, где стоит проба,

но и любое произвольно взятое место изделия. Правда, иногда мошенники

покрывают изделия лаком, и тогда даже настоящий ляписный карандаш не

оставит на фальшивке следа. Так что лучше все-таки покупать вещи в

фирменных ювелирных магазинах!

Второй пример ложной ассоциации я позволю себе процитировать — для того

чтобы вы оценили великолепный стиль Евгения Зубарева:

«И вот как-то вечерком, крепко засев в одном из баров гостеприимной

гостиницы, вы обнаруживаете совсем рядом, через столик, парочку достойных

экземпляров — две палочки жевательной резинки и немного помады вперемешку с

французским нижним бельем. Убедившись, что в глазах у вас не двоится и что

вы не спутали женщин с официантом, бессмысленно топчущимся возле эротичной

пальмы, вы начинаете яростно кривляться в надежде привлечь внимание мадам.

Однако через пару минут за ваш столик подсаживается мускулистый молодой

человек весьма устрашающей наружности, с которым вы спать категорически не

желаете, о чем и сообщаете ему вслух. Коротко стриженный гражданин

терпеливо разъясняет вам, что он обычный сутенер и эти женщины — его

частная собственность, которую он, однако, с удовольствием вам одолжит за

соответствующую плату, разумеется. Цена вполне приемлемая, и, потолковав

некоторое время с сутенером о преимуществах высоких блондинок перед

толстенькими брюнетками, вы расплачиваетесь за товар. Сутенер подходит к

женщинам, недолго с ними разговаривает и уходит, кивнув вам на прощание.

Финал уже понятен: когда вы подсядете к милым девушкам и ласково похлопаете

одну из них по самому мягкому месту, вас несколько раз очень больно ударит

стулом внезапно вернувшийся из туалета «муж». Возможно, вам придется еще

оплатить порушенную мебель и некую моральную неустойку, которую потребуют

оскорбленные мошенники. Естественно, что «сутенера» к тому времени вы не

найдете ни в баре, ни в гостинице, а обратившись в милицию, рискуете

схлопотать административное наказание за хулиганские приставания».

Все вышеназванные случаи обмана были основаны на свойстве мышления

путать ассоциацию по смежности с причинно-следственными связями. Похожий

способ обмана связан с так называемым эффектом переноса, когда событие,

происходящее в настоящем времени, проецируется на прошлое или будущее.

Используя этот прием, итальянский актер Томмазо Сальвини сумел обмануть

взыскательную театральную публику. Вот как преподносит эту широко известную

в театральных кругах историю Павел Таранов:

«...итальянская публика всегда слыла очень строгой и требовательной к

исполнению сценических законов. И вот появился Отелло. Белый плащ

декоративно оттенял темный цвет его кожи. В зале — восторженная овация.

Отелло — Сальвини начал один из первых своих монологов:

...Я - царской крови и могу перед ним стоять, как равный, не снимая

шапки...

И вдруг в рядах зрителей прошел шорох, какое-то движение, послышались

возмущенные возгласы. Оказывается, Сальвини загримировал лицо, шею, все

видимые из-под костюма части тела, но забыл загримировать руки! У него —

белые руки! Такого кощунства публика стерпеть не могла. Темпераментные

итальянцы стали выкрикивать не лестные для актера реплики, кто-то швырнул

на сцену апельсиновые корки...

Сальвини, однако, не выглядел смущенным. Он терпеливо дождался тишины и

продолжал играть как ни в чем не бывало. Публика наконец затихла. Она

поняла: артист «исправится» во втором акте и тогда можно будет простить ему

ужасную оплошность.

Начался второй акт. Все ждали Отелло, и сразу же тысячи взглядов

устремились на его руки. И тут гневные выкрики слились в единый крик

возмущения. Какое безобразие! Какое неуважение к публике! У Отелло — опять

белые руки!.. Шквал негодования надолго прервал течение спектакля.

Сальвини спокойно ждал, пока в зале утихнет буря. Потом неторопливо

вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и начал медленно... снимать с рук

белые перчатки! Под ними, разумеется, оказались темные руки!

Зал буквально взвыл от восторга. Значит, и в первом акте Сальвини играл

в перчатках! И разразилась овация в честь любимого артиста. Он оказался на

небывалой высоте.

На самом же деле знаменитый артист, конечно, схитрил. В первом акте у

него не было перчаток — он действительно забыл положить на руки грим. Но

остроумная выдумка с перчатками спасла его от позора и принесла еще большую

славу».

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ССЫЛКИ

Лгун призывает в свидетели или мертвого, или далекого.

Сомалийская пословица

Одним из способов обмана является «подтверждение» ложного сообщения при

помощи непроверяемых «доказательств». Для того чтобы обмануть человека,

проходимцы могут ссылаться на что угодно: на какой-то авторитет, на любое

независимое третье лицо (на деле являющееся «подставным»), на

отсутствующих, на сведения, которые невозможно проверить в данный момент,

на будущее, на прошлое и т. п.

В частности, таким доказательством может быть авторитет какого-либо лица

или организации, престиж которых для обманываемого достаточно велик. Это

подтверждает в своей монографии профессор Дубровский:

«Одним из наиболее благоприятных условий успешного обмана служит

авторитетность «обманывающего» для «обманываемою». Благодаря этому свойству

исходящее от первого сообщение принимается на веру либо по крайней мере

ослабляется его критическая оценка, оправдывается расхождение между смыслом

сообщения и наблюдаемыми явлениями... У людей явно или неявно действует

потребность в абсолюте, в некой инстанции, располагающей непререкаемой

истиной».

Авторитет подавляет волю, заставляя действовать по жесткому, заранее

написанному сценарию. Как писал А. Круглов, авторитет — это нечто,

поставленное выше собственного разумения. Другой известный аферист,

Станислав Ежи Лец, полушутя советовал: «Употребляй в разговоре «киловатты»,

«километры», «мегабайты» — мир уважает специалистов».

А вот случай из реальной жизни, описанный в очерке Д. Севрюкова

«Оборотни» (журнал «Мошенники», № 7, 1996):

«Жарким июльским полднем в маленькой квартирке, накануне арендованной

под офис неким представительным мужиком в белых саламандровых туфлях и

черных очках, собралось десятка два ярославских безработных. Кандидатам

была обещана интересная и непыльная работа.

— Комитет госбезопасности России, шестой отдел, подполковник Тимофеев, —

солидно представился наниматель.

И для наглядности повертел красненькими корочками, в которых все именно

так и было записано, как он сказал. Потом вмиг притихшие кандидаты писали

автобиографии, в которых требовалось особо указать, кто какой жилплощадью

располагает, с кем вместе проживает. А когда через пару дней безработные

вновь пришли в офис узнать результаты трудоустройства, подполковник

Тимофеев кратко сообщил, что по конкурсу прошел один-единственный Андрюха

Сухов, 1965 года рождения, холостой, в одиночку проживающий в

благоустроенной квартире. После по-военному скупых поздравлений Андрей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.