бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Олимпийские игры в античности

состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег

и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми

лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на

жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились

также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин

(эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами

(лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр,

присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также

театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры.

Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену

Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились

каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными

волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский

стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками

из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также

они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В

первый день производился тщательный осмотр участников, а также

торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в

булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не

нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь,

клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам.

Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные

деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся.

Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем

следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй

день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон,

кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу,

борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком

посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию

Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым

своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по

сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо

боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными

кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были

обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить

соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели

значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и

бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок

мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или

просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о

многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи

засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу,

назывался триадденом. Самым курьезным и трагическим за всю историю

Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564

г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил

ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал

сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя

побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи,

оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов

сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли

оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на

голову трупу надели оливковый венок.

Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела

маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать

специальными приспособлениями — стригилами.

Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) —

гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для

большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые

гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок

совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял

руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при

касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было

необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале

упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более

четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания

определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в

руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину

приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие

могло сопровождаться аккомпанементом флейты.

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием

в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений

– гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены —

один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая

дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и

обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием —

гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.

Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых

упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск

без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание

могло производиться только в вертикальной плоскости.

Помимо уже упомянутых бега, борьбы, прыжков в длину и метания диска в

пентатлон входило еще и метание копья. Кстати, согласно греческой

мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном — легендарным предводителем

аргонавтов. В Олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне,

так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метания диска и копья —

только в пятиборье. Очень интересным было определение победителя в

пентатлоне. Оно осуществлялось на основе принципа выбывания. Поскольку бег,

прыжки и метания копья и диска требовали разных физических усилий, чаще

всего победителей было четверо — по одному в каждом виде. Иногда один

участник становился победителем в двух видах состязаний, а в двух других

достигались равные результаты. Или два участника побеждали каждый в двух

видах соревнований. В таких случаях состязания в борьбе проводились

обязательно — для определения финального победителя. А если в трех видах

пентатлона побеждал один и тот же участник, то пятый вид состязаний не имел

значения.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно

также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную

рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему

вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание

делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую

пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические

состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и

колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований

отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с

небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый

аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из

захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот

выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому

богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о

честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько,

кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую,

вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что

и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на

ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия —

около 770 м.

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского

владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В

65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс,

участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей

при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но

Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности — на 293-й

олимпиаде — положил набожный римский император Феодосий I в 393 г. н. э.,

усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.

IV. Программа Олимпийских игр. Олимпионики

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр

для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-

й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в

соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й

день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в

4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был

посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до

н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м).

В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2

стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24

стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон,

состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23

Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится

бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.)

верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и

состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен

бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.)

появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.)

кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.)

синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й

Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131

Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200

до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках,

состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые

спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики

вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно

объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для

всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады

часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты

награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию,

посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе

свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь

олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми

поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу

знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он

родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных

повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех

празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и

почитались как местные герои.

V. Значение Олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира,

священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства.

Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они

помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города

устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса

Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился

обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить

стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в

Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими

сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др.

Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных

договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю

Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось

известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк

Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам,

четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше

превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец

Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес

Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они

возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены

римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4

г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых

правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока,

приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие

состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры

были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по

счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского

императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась

Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

VI. Влияние Олимпийских игр на религию и политику

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с

одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей

самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой

стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства,

напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых

общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех

зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные

празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и

общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии.

Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать

древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь

победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с

современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади,

взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком

сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно

разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и

близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного

меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том,

что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые

четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При

тесной связи которая существовала в античности между государством и

религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно

ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет

вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей

наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в

Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы

изобрести ничего другого.

Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над

Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой

земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний

план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу.

Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим

отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со

всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское

празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих

союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206).

Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от

религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у

Фукидида ).

Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное

значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в

сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало

олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде

в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал

победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим

поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские

почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием

эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл.

Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти

мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим

интересные в этом отношении известия.

Однако, прежде чем рассматривать эти известия, необходимо представить

себе, что сделано в науке по вопросу об олимпиониках. С пробуждением в

Греции интереса к изучению прошлого начали наряду с другими данными

собирать материал об Олимпийских играх и составлять списки олимпиоников.

Известно, что этим занимался (в конце V в. до н. э.) логограф и аттидограф

Гелланик. Впоследствии эту работу продолжали авторы IV в. и позднейшего

времени. Многочисленные известия о победителях содержатся также в трудах

Геродота, Павсания и других.

В XIX в. все данные об олимпиониках были подвергнуты научному изучению

в работе Форстера, а в недавнее время список победителей на Олимпийских

играх был пересмотрен и дополнен Моретти.

Как бы ни решать вопрос об исторической достоверности этого списка, в

особенности в той его части, которая относится к древнейшему времени (VII —

началу VI в. до н. э.), все же в целом сведения, сохранившиеся в нем,

несомненно, дают живое представление о составе победителей на состязаниях,

хотя во многих случаях и возникают сомнения относительно имени олимпионика,

вида состязаний и (особенно часто) даты победы. Даже такой скептически

настроенный исследователь, как Белох, считает, что приблизительно с 50-й

олимпиады (580 г. до н. э.) ведет свое начало запись имен победителей. Что

касается V в., то список победителей этого времени, согласно Белоху,

«совершенно достоверен».

В общем мы имеем основание рассматривать список олимпиоников, по

крайней мере с начала VI в., как исторически ценный материал, даже если и

допустить, что в него были позднее внесены более или менее произвольные

данные (например, имена, заимствованные, из мифологии, или датировки более

ранним временем (Килон, Мирон), как думает Белох (ук. соч., стр. 154).

мнение которого, впрочем, не разделяет в настоящее время большинство

исследователей).

Известия об олимпиониках могут получить различное истолкование в

зависимости от взглядов на характер и значение Олимпийских состязаний,

начало которых восходит к глубокой старине. В VI в. до н. э. они давно уже

стали одним из существенных моментов в религиозной, культурной и

политической жизни Эллады, и то или иное понимание их значения не может не

бросить свет и на особенности политической борьбы в греческих государствах

этого времени.

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний — связаны ли

они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за

власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны — в VI в. победа на

этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся

горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских

состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать

многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не

только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он

отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение

не связано с религией, представляется малоубедительным, — особенно в свете

того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран

Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в

связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении

и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в

VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по

сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде

всего произведения искусства. Бизли считает, что возрастающий интерес к

Олимпийским состязаниям — одна из характерных черт аттической вазовой

живописи второй четверти VI в.: об этом говорят, например, изображения на

чаше богини победы, юношей с поднятыми руками, приветствующих победителя, и

проч. Схолии к первой Олимпийской оде Пиндара поясняют слова поэта (01.,

1,151 а) — to de kleoV thloqen dedorken — таким образом: «повсюду

устремляют взоры к Олимпийским состязаниям и прославляют (их)».

Поэтому заслуживают внимания известия древних авторов относительно той

угрозы, которую представлял победитель в состязаниях для местного

правителя. Гардинер (ук. соч., стр. 97 ел.) лишь упоминает о Каллии,

старшем Мильтиаде и Кимоне, сыне Стесагора, — победителях на Олимпийских

состязаниях — в связи с выяснением вопроса о том, в каких состязаниях могли

принимать участие только представители знати и как тесна была связь между

Афинами и Олимпией при Писистрате. Однако тот факт, что победитель на

состязаниях являлся как бы соперником местного правителя, претендентом на

власть в родном полисе, заслуживает пристального изучения.

В Олимпийских состязаниях теоретически мог принимать участие каждый

желающий из эллинов, но фактически они были доступны для людей зажиточных,

а состязания в беге на колесницах — только для богачей-аристократов или

тиранов: слишком велики были расходы на содержание лошадей, на подготовку к

бегу и проч. Таким образом, в период господства аристократии Олимпийские

игры делались как бы ареной, на которой проявлялось соперничество не только

знати разных полисов, но и знатных родов внутри полиса. Можно выразиться

точнее: победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным

претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот,

тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх в состязаниях в

Олимпии или на Пифийских празднествах (имеем в виду в особенности бег

колесниц) и нередко, располагая огромными средствами, оказывались

победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон,

которому он дал такую нелестную характеристику (Фейдон, по его словам,

«наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве

Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал

элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена,

если проследить список олимпиоников конца VII—VI в. до н. э. Уже Мирон

Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на

колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою

дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое

значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576

или 572 г.

К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания

Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в

панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в

состязаниях — Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран

Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история

спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты.

Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная:

оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и

затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик — личность

необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя

его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что

его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида,

врага Демарата, Диакторид.

Олимпионик — частное лицо — возбуждал опасения тирана настолько

серьезные, что иногда для устранения победителя — и, очевидно, соперника —

прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин

VI в. Соответствующие известия — лишняя черточка в быту того времени,

характеризующая острое соперничество знатных родов.

Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или

возможностью захвата власти в родном городе?

Олимпионик, с точки зрения истории древнейших культов, представляет

собою нечто подобное Rex Nemorensis: он царь-маг, обеспечивающий плодородие

почвы, обусловленное таинственным взаимодействием неба и земли. Бег на

колесницах носил первоначально ритуальный характер и, как это отразилось в

мифах и сообщениях позднейших писателей, решал вопрос о том, кто будет

басилевсом нового года.

Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе

тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою

победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого

полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться

там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному

устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное

политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI—V вв. до н. э.

едва ли возможно.

VII. Изучение древней Олимпии

Изменения в религиозных и культурных воззрениях людей, политические

перемены, природные катаклизмы — все это привело к тому, что Олимпия —

самое великолепное и популярное святилище Эллады — погибло.

Дошедшие до нас античные письменные источники и образцы искусства

красочно рассказывали о знаменитом всегреческом святилище. Знали о нем и в

Средневековье, и в эпоху Возрождения. Однако точное местонахождение Олимпии

определено не было. Высказывалось даже мнение, что располагалась она не

около холма Кронос, а близ горы Олимп.

В XVIII веке европейские ученые и общественные деятели заговорили о

необходимости разыскать Олимпию и начать изучение столь ценного античного

памятника.

В 1766 году английский путешественник Ричард Чандлер посетил Грецию.

На Пелопоннесе у горы Кронос он обнаружил руины каких-то античных

сооружений, дальнейшему разрушению которых активно содействовали местные

жители, используя камень для своих строительных целей. Находка части стен

огромного храма и обломков капителей колонн вызвала у ученых живейший

интерес. Французский ученый и путешественник Фавель в 1787 году посетил

Олимпию и описал руины храма Зевса еще до раскопок.

В 1788 году в «Описании античной Греции» Бартелеми был издан первый

план Олимпии. А в 1813 году уже был составлен и первый подробный план

святилища до раскопок.

Росту интереса к эллинским древностям способствовала греко-турецкая

освободительная война. Начались серьезные планомерные исследования Олимпии.

В 1828 году специально созданная экспедиция обследовала Пелопоннес, а уже в

мае 1829 французские археологи под руководством Дюбуа приступили к

раскопкам на территории святилища. Были обнаружены метопы, располагавшиеся

с западной стороны храма Зевса, над входом в опистодом, и изображавшие

подвиги Геракла — победы над критским быком, немейским львом и

стимфалийскими птицами. А следом и у восточного фасада храма Зевса

археологи нашли мраморные фрагменты метоп, украшавших вход в пронаос, также

представлявшие подвиги любимого героя Эллады — коней Диомеда и быков

Гериона. Находки были погружены на корабль и по Алфею отправлены в морской

порт, а оттуда — в Париж, в Лувр, где они экспонируются до сих пор.

Когда греческое правительство было информировано о неразрешенном

вывозе артефактов, раскопки были остановлены и возобновлены только спустя

40 с лишним лет немецкими археологами.

В 1875 году к исследованиям в Олимпии приступают ученые из Германии

под руководством Э.Курциуса. Среди участников экспедиции был молодой тогда

археолог В. Дёрпфельд, издавший в 1935 году книгу «Древняя Олимпия». Отныне

все находки должны были оставаться в Греции. Поскольку в Олимпии не было

музея, первое время все найденные артефакты отправляли в Афины. А в 1887

году древнее святилище обзавелось собственным музеем, экспозиция которого

стала быстро пополняться.

Раскопки затруднялись тем, что в результате неоднократных разливов рек

Алфея и Кладея, с юга и с запада окружавших Олимпию, территория комплекса

была покрыта шестиметровым слоем песка. Прежде всего археологи начали с

расчистки центра святилища. Нанесенные реками песок и земля на лошадях

вывозились за пределы Олимпии. К 1881 году общая топография и расположение

основных сооружений всегреческой святыни были известны. Кроме того, в

период раскопок ежегодно публиковались археологические отчеты. За все шесть

лет исследований немецкие археологи издали пять томов текста, четыре тома

таблиц, множество планов и карт.

В 1884 году в раскопках приняли участие и сами греки — Греческое

археологическое общество исследовало северо-западный угол палестры.

Олимпийские игры 1896 года подогрели интерес к колыбели олимпийского

движения. Работы по раскрытию археологической зоны Олимпии активно велись

до 1942 года — Вторая мировая война прервала раскопки. К этому времени была

исследована священная роща — Альтис, раскрыты здания вокруг нее, частично

открыт стадион и др.

Работа в Олимпии вновь была продолжена лишь в 1952 году немецким

археологом Е. Кунце. Позднее здесь работал А. Мальвитц. Был доследован

стадион, раскопаны портик Эхо, Леонидайон, мастерская Фидия, районы на юге

и западе священной рощи, восточные термы.

Несмотря на то, что многолетние археологические исследования Олимпии

принесли великолепные плоды, от дальнейших раскопок, продолжающихся и по

сей день, следует ожидать много интересного и важного для науки и

искусства.

VIII. Заключение

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных

шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной

пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в

застоявшуюся кровь уставшего человечества.

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально

другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний,

направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той

эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали

в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к

случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было

системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам

соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в

заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше,

чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период

состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя,

позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в

местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в

Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы

над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к

ним добавились поэтические, атлетические и конные.

Каждый год в Греции проводились масштабные культовые мероприятия,

большинство из них считалось "государственными" праздниками. Подобные общие

собрания в определенных культовых местах, посвященных какому-либо богу,

сопровождавшиеся жертвоприношениями, играми и т.п., назывались панегиреями.

Олимпийские игры считались главнейшими и важнейшими среди всех панегирей,

так как Олимпия была святилищем Зевса, и соответственно все остальные

религиозные центры Эллады негласно подчинялись ему.

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр,

разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе

повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе

прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека,

прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не

был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам

предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в

течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства

считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из

примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях

Ксенофонта.

Когда в IV веке начались бесконечные внутренние войны, распри и

предательства, греки стали использовать религию как сильнейшее средство

воздействия на противника. Дельфийский оракул работал почти по заказу, вера

утратила чистоту, ясность и смысл, это не могло не сказаться и на

проведении игр. Участие в них теперь принимали только профессиональные

борцы, которые уже не верили в помощь богов, а рассчитывали только на

собственную силу и хитрость. Были введены денежные призы, тогда как в

классическую эпоху уже один лавровый венок олимпионика символизировал все

почести и преимущества, которые атлет приобретал вместе с победой.

Иссяк поток красочных процессий, люди все больше разубеждались во

всесильности богов и все чаще бросали им вызов. К концу тысячелетия

случалось, что игры не на что было проводить. Царь Ирод, посетивший Олимпию

в 12-8 гг. до н.э., восхитился самой идеей подобных соревнований. Узнав,

что святилищу не хватает средств на былой размах, он учредил специальный

денежный фонд для проведения игр. Несмотря на частые подачки со стороны

взбалмошных вельмож, Олимпия влачила жалкое существование.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили

сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего

и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле

прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.

IX. Библиография

Литература

1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.

2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.

3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.

4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.

5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.

6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

7. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. СПб, 1999г.

8. Зельин К.К. Олимпионики и тираны//ВДИ, 1962 г, №4.

Источники в Internet

1. Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. -

http://religion.ng.ru/

2. МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества

(игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая

1998 г.) - http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm

3. Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» -

http://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm

4. Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции

-http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm

5. Древний мир – Античные Олимпийские игры -

http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01

.htm

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.