бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Личность и культура

изменениям.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на

моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их

объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам

автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой

форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить

нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам

путем угрозы узаконенного наказания. Закон - это просто усиленные и

формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения.

Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными

для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для

преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным

нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть

эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные

нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Например, сухой

закон - это запрет, который был неэффективен в связи с тем, что для многих

людей не стал узаконенным продолжением моральных и нравственных норм. То же

можно сказать о законах, запрещающих частную собственность в нашей стране и

некоторых других странах. Уничтоженные, запрещенные законом нормы о частной

собственности продолжали влиять на людей, и в конце концов частную

собственность не удалось полностью уничтожить с помощью законов.

С другой стороны, очень редко бывает так, что закон удовлетворяет все

социальные группы общества. К сожалению, мы не можем точно измерить степень

согласованности между законами и существующими нравственными нормами, для

того чтобы закон был эффективен. Возможно, лучшим способом установить

взаимосвязь между законом и принятыми нравственными нормами может стать

признание того, что закон наиболее эффективен, когда он гармонирует с

изменениями, происходящими в нравственных нормах. Некоторые примеры

конфликта между законами и нравами могут проиллюстрировать эту идею. Закон

об ограничении изготовления и продажи спиртных напитков в нашей стране

появился в то время, когда социальные изменения имели тенденцию сделать

нравственные нормы скорее дозволяющими, чем ограничивающими (говорилось о

снижении цен на спиртные напитки, открытии торговли в розлив и т.п.).

Другой закон - о кооперативах также был принят крайне не вовремя, так как у

людей росла сильная неприязнь к спекулянтам, которых отождествляли с

кооператорами (социально одобряемым мероприятием считалась приватизация

мелких торговых предприятий). Но было бы неверно говорить, что законы

всегда неэффективны, если они находятся в оппозиции к нравственным нормам

какой-либо части населения. Очень часто непопулярные первоначально законы

затем находили поддержку в обществе. Все дело в том, насколько эти законы

соответствовали изменению нравственных норм, были в русле основных

направлений этих изменений.

Следует отметить, что в современном обществе законы становятся средством

регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой

нравственных норм. Большое число законов создается для регулирования,

например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.

§ 3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность

обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде

организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой

системы.

Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с

1949 г., когда американский исследователь Э. Хобелъ предложил выделить для

изучения самую малую единицу культуры, которая получила название

культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом

называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или

материального продукта" (166, с. 499). Элементами материальной культуры

могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или

носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие

руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги,

поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает

в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое.

Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих

культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это

совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и

ритмический аккомпанемент и др. Но важнее то, чтс танец несет и смысловую

нагрузку, отражает определенные обычаи инормы - это и религиозный

церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь

культурные элементы комбинируются культурный комплекс, элементы которого

взаимосвязаны. Например знание индивида относительно какого-либо

культурного комплекса со стоит из отдельных культурных информативных

элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку.

Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному

элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и

культурой института, или институциональной культуре Культуру института

можно представить как серию культурных ком: лексов, определяющих наиболее

важные виды человеческой акти ности. Например, институт семьи включает в

себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс,

медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплекс

являются принадлежностью социальных институтов. Существуют cистемы

комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности - таких,

например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый

культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности

содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно

разложить на ряды отдельных культурных элементов.

Субкультуры и контр культуры. Культура современного общества включает в

себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны

(например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и

культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или

достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование

каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые

принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято

называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время

общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные

культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.

Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из

культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных

комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе

распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения,

отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою

культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся

в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут

понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный

институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые

отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в

существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия",

"культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику

и относится соответственно к институту производства, институту образования,

институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема",

"жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных

типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно

связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от

нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном

обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом,

возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.

В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров

описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных

исследователей по этому вопросу крайне мало.

Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет

не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному

взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в

рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри

иммигрантской субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может

иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят

через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует

ценностями другой возрастной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств

субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные

доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин "контркультура"

приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от

доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Шайка бандитов, например, не

лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко

выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим,

общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает

в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой

культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает

возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно

показательным было противопоставление культурным ценностям общества

субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи

проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а

воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм

- ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ -

недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью

противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями

воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура

означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще

всего контркультура возникает в результате неудачного следования

доминирующим культурным образцам.

§ 4. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной

стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов

поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам.

Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она

способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с

помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия,

бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для

покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтоь

важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность

снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная

ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский

социолог Уильям Саммер (211, с. 13) назвал этноцентризмом такой взгляд на

общество, при котором определенная группа считается центральной, и все

другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что

молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования

супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным,

в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и

безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы

соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или

плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к

нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях,

как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных

-"отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые

народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они,

например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной.

Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в

обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций,

проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны

переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие.

Этноцентризм -всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в

обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть

исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры,

выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако,

что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или позитивное

явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и

однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в

таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует

отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления

этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью

терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает

группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния;

без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое

условие появления национального самосознания и даже обычной групповой

лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например

национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве

случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная

установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые

обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы

сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда

сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других

организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в

культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим

себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления как бы примеряя

их на себя.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью

противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно

упоминание об опасности, например, для существования какой-либо

организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и

этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или

национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности

этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов

группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах

групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных

культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное

влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в

мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более

заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения

может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с

очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей

страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал

серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть

инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества.

Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и

справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым

уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев

культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане

великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально

создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут

рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с

точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень

сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает

действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и

взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов

считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены

одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп,

если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной

культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно

связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый

культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью

которой он является. Ценность и значение этого элемента может

рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда

хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других,

более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют.

Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни

общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим

различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки

зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами

возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и

осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не

этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому

определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и

общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой

системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их

применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в

данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный

путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и

этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство

гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность

основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие

культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на

существование.

§ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Происхождение культуры. Многие так называемые субчеловеческие виды животных

имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года некоторые

виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними нормами

существования. У таких видов насекомых, как муравьи или пчелы, существует

четкий порядок совместной жизни с жестко закрепленными "профессиями",

подчинением, тщательно разработанными обязанностями и правами. Но

социальная жизнь субчеловеческих видов животных основана на инстинкте, а не

на социальном обучении. Так, все муравейники, построенные одним видом

муравьев, одинаковы, в то время как человеческие жилища разнообразны.

Человек утерял те врожденные инстинкты, которые присущи субчеловеческим

видам животных. Вместо этого при рождении он наследует систему естественных

потребностей, желаний, которые можно рассматривать как движители его

последующих действий и всего поведения. Эти потребности заставляют человека

искать наилучшие способы их удовлетворения. В процессе удовлетворения

потребностей человек создает культуру, помогающую ему добиваться исполнения

своих желаний и осуществлять совместную деятельность. Таким образом,

человек начинает создавать систему норм, ценностей, пригодную для

удовлетворения многочисленных потребностей наилучшими способами. Не имея

спасительных инстинктов, он, для того чтобы выжить, должен опираться на

культурные образцы.

Как живое существо человек уступает в силе и ловкости многим животным.

Физические черты и особенности строения не дают ему возможности

конкурировать в этом отношении с представителями животного мира. Так,

человек изначально не приспособлен к холоду, жаре, быстрому передвижению по

пересеченной местности. Его дети долго остаются беспомощными и неспособными

существовать автономно. Человек не имеет когтей для защиты или нападения.

Но ему присущи другие, более важные преимущества. Он может употреблять в

пищу различные продукты, практически всеяден в отличие от животных. Он

обладает прекрасным зрением на дистанциях от нескольких сантиметров до

нескольких километров, чего нельзя сказать о многих животных. Но одно из

самых главных преимуществ человека состоит в том, что он удерживает

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.