бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура, её значение в жизни человека и общества

развития из однородной и недифференцированной действительности первобытного

общества выделилась в качестве особой общественной сферы культура в своих

первых формах, таких как: язык, мания, религия и мифология. Об этом

первоначальном акте создания культуры свидетельствует близость этимологии

слов «культура» и «труд». Культура в своей омтропологической обоснованности

возникает вместе с первым историческим актом индивида, который отличает его

от животных. По К. Марксу, этот «первый исторический акт» состоялся не вот,

что индивиды думали, а в том, что они начали «производить необходимые им

для жизни средства». Культура возникла вместе с первым производством

средств, необходимых для жизни, но только в человеческом обществе она стала

экзистенциальной и исторической предпосылкой выживания человека и развития

человеческого общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс по праву считали, что первый и самый значительный

этап развития культуры совпадает по времени формировании языка в нынешнем

его виде. Развитый язык и способность человека к коммуникатированию,

посредством символов, сделали возможным быстрое начальное развитие

общественной культуры. Язык позволяет первобытному человеку понять смысл

его отношений с природой. С появлением языка и символов человек становится

культурным существом. Культура становится видом общественного проявления

человека и мерой его развития точно также, как и степень человеческой

независимости от природы представляет собой меру развития культуры. В тот

момент, когда человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были

созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно

менять окружающую среду. В первобытных формах разделения труда, в

целенаправленном изменении человеком окружающей среды началось отчуждение

культуры от труда.

Человек является продуктом природы и собственной производственной

деятельности, которую следует понимать как отношение человека к природе. А

труд – это отношение целенаправленного и контролируемого обмена материей

между человеком и природой. Первобытный человек, с учётом степени его

развития, не мог обмениваться материей с природой, не мог производить

больше, чем ему требовалось. История человека, по Карлу Марксу, начинается

с «племенного общества», с которого начинается эпоха «буржуазного

общества». Оно возникает и исчезает с появлением и исчезновением разделения

труда. На протяжении всей истории человечества разделение труда развивалось

историческими эпохами, которые тождественны различным формам собственности.

первое основное условие создания истории – это удовлетворение потребностей

в пище, питье, одежде, жилище – продуктами самой материальной жизни. Второе

условие – это удовлетворение новых потребностей, которые возникают из

первых, уже удовлетворенных потребностей. Третье условие – люди, создавая

каждодневно свою собственную жизнь, «начинают создавать и других людей» -

семью. Четвёртое условие – это материальная связь между людьми, которая

обусловлена потребностями и способом производства, и существует так же

давно, как существуют сами люди, постоянно принимая всё новые формы.

Удовлетворение этих четырёх условий первобытных исторических отношений

человека, удовлетворил и пятое – приобрёл сознание. Это человеческое

сознание является общественным сознанием, которое несёт на «себе то

проклятие», что с самого начала объято «материей, которая здесь появляется

в форме движущихся слоёв звуков, тонов – короче говоря в форме языка. Язык

также стар как и сознание. Язык, как и сознание, возникает из потребностей,

из необходимости общения с другими людьми. Но это первоначальное сознание

представляет собой прежде всего сознание о природе, которая предстаёт

всемогущей, чужой и непонятой и противостоит человеку. Первоначальное

сознание человека «чисто животное» - это сознание природы, а «естественная

религия» - магия и мифология.

Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникновения

сообществ людей и возникновение культуры. а действительное разделение

труда, его первая историческая форма – это тот момент, когда появляется

разделение на материальный и духовный труд. с появлением этой формы

разделение труда происходит отделение форм от непосредственной человеческой

деятельности и труда. Это тот исторический момент в развитии человека,

когда сознание человека эмансипирует от мира практики, создавая теорию,

философию, мораль, науку, государство. Несомненно, что этим историческим

эпохам принадлежит и начало возникновения общественной культуры, и начало

её отчуждения от труда. Для К. Маркса важно не то, что сознание возникает

само по себе, а то, что «производственные силы; состояние общества и

сознания вступают между собой в противоречие», и что разделение труда имеет

своим результатом то, что «духовная и материальная деятельность,

удовольствие и труд, производство и потребление начинают принадлежать

разным индивидам», поэтому «возможность избежать противоречий между ними»

кроется только в том, чтобы «снова отменить разделение труда».

В критике отчуждённого труда К. Маркс подчёркивает, что труд – это основа

культуры, поэтому он с культурой в себе может привести человека к его

окончательному освобождению. Труд представляет собой также источник других

основополагающих генетической сущности человека: сознания, социальности,

универсальности, свободы. Из дифференцирования К. Марксом главных форм

труда – труда человека и труда животного – в «Ранних работах», «Немецкой

идеологии» и «Капитане», а также из всей его антологии и антропологи труда

вытекает антологическая, эвристическая эстетическая определяющая

человеческого труда – создания культуры. эти свойства труда отсутствуют в

труде животного, потому что его труд не выходит за рамки жизни,

определяемой лишь инстинктами. В труде человека предметы превращаются в

ценности, которыми можно пользоваться. В процессе обмена материей между

человеком и природой появляется телеологическая функция труда – формируются

первоначальные знания труда и цели, которых нужно достичь. Это процесс, в

котором человек как сознательное существо располагает целеустремлённой

волей и мыслью, которые конкретизируются в процессе труда. В этом акте

конкретизации содержатся и телеологические положения, суть каковых – первый

элемент осознания причин связей человека и природы. Между человеком и

природой устанавливается, в отличии от отношений животного и природы,

историческая диалектика, которая опосредствует то, что представляет собой

человеческое сознание и то, что является необходимостью в данных условиях.

В труде как контролируемом процессе обмена материей между человеком и

природой одновременно проявляется общность, объективизация телеологических

положений – стремление, чтобы цель, которую ставит перед собой человек,

была целью и для других людей. Это тот момент, в который труд проявляется в

человеке как мысль, а это ключевой момент в определении и труда и культуры.

из общей антологической основы труда вытекает и общественное измерение

труда, возможность развиваться для общественного – культуры.

Телеологические положения, которые выражаются в человеческом труде (Г.

Лукач) совсем необязательно относятся только к природе, т.к. в труде

возникает цель установить и другие связи и отношения между людьми,

отличающееся от связи «человек – природа». Как с реализацией общности и

телеологической природы труда развиваются общественные связи и отношения,

так и в историческом процессе возникает культура с её универсальными

ценностями. Поэтому культура имеет столь производственное, столь и духовное

(культовое) происхождение. Поэтому производственные и духовные (культовые)

корни культуры известны в этимологи слова «культура» и слова «труд». Сама

этимология этих категорий достаточна для того, чтобы показать не только их

близость, но и вскрыть всю комплектность разнообразных форм их

взаимодействия и взаимопроникновения в истории человеческого общества.

3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер,

делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является

неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности

человека, как образование, наука и искусство, в сою очередь, тесно

взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким

доказательством этому служит глубокая связь культуры и образования.

С изменением социальной ситуации, наметились коренные перемены во

взглядах на сущность и содержание образования. В современных условиях оно

рассматривается как компонент культуры, являющийся «основным средством

развития гуманистической сущности человека». Говоря о том, что образование

обладает культурно-гуманистическими функциями, мы имеем в виду то, что оно

функционирует в контексте культуры, являясь неотъемлемой её частью,

выступая при этом средством создания и трансляции культурных ценностей, что

позволяет человеку приобщиться к ним, а также раскрыть и реализовать

собственный творческий потенциал.

Культура – понятие многогранное, затрагивающее все сферы

жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-

прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и

сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития

человека как социального индивида, способ его индивидуального (творческого,

социального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования.

Культура неотделима от человеческого общества, в котором зарождается и

формируется, где происходит её непрерывное развитие. И в то же время именно

она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и

конкретно взятой личности.

Выдающийся философ В.С. Библер в своих исследованиях отмечает, что

понятие «культура» складывается, на его взгляд, из таких определений:

Культура как форма одновременного бытия и общения людей различных –

прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих

культур;

Культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности,

форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления;

Культура – это изобретение «мира впервые».

Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С.

Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой

понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и

всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в

основу современного образовательного процесса. Гуманистическая сущность

педагогической науки и практики широко освящена в многочисленных

современных исследованиях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Н.И.

Власовой, Э.Н. Гусинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, С.В.

Петериной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.Н. Шилиова и др.

Общение возникает одним из ведущих факторов возникновения и существования

культуры, будучи при этом культурным феноменом жизнедеятельности человека,

поскольку является условием и средством познания, сохранения,

трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры.

Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных

областей человекознания. Философия выполняет общетефетическую и

методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками,

как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами

философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в

психологической науке.

3.1. Культура человеческого общения – новый «философский камень»

Культура составляет триединое целое и проявляется в трёх необходимых

жизненных сферах: в виде внутренней, спонтанной культуры,

сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы,

хранение, создание и передачу знаний, настраивающей каждого человека на

интеллектуальную жизнь; и, наконец, в виде культуры функциональной, т.е.

поведение людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно

развивающегося человеческого общения во времени и пространстве. Две

последних среды предают культуре пространственный, планетарный,

общечеловеческий характер.

Уходящий XX в. многое принёс человечеству: возвысил личность, поднял на

новые, высшие ступени культуру и науку, революционировал народное сознание

– словом, сделал мир более умным интеллектуальным, социально зрелым. В тоже

время он значительно разъединил людей, усилил закомплексованность, лишил их

доброты, внёс в мировую культуру семена отчуждения, несогласия и

национальной обособленности, привёл человечество и мировую культуру к

трагической возможности самоуничтожения. Внутренние границы между людьми

бывают гораздо серьёзнее внешних.

XX в. принёс людям странную нравственную болезнь культурной чихоты,

проявляющейся во всём – от исчезновения народной песни до нерождённых

людей. Люди потеряли способность слышать друг друга. Человек отучился не

только слышать, но и слушать.

Человечеству необходимы, образно говоря, единый планетарный язык и единая

гуманистическая культура отношений. Таким общечеловеческим языком является

гуманистическая культура.

Культурное обновление в нашей стране выражается в расширении горизонтов

общения на основе гласности и открытости не только внутри стран, но и с

остальным миром.

Разрушение человеческой общности отрицательным образом скажется на

культурном процессе, хотя сам по себе культурный процесс отнюдь не

совпадает с духовном развитием человека и не всегда способен разрешить

важнейшие проблемы сохранения на земле прочного мира. Человечество только

мечтает превратить культурный прогресс в средство своего спасения.

Культура человеческих отношений – «философский камень», требующий

пристального внимания к изучению. Дефицит этого общения вызван многими

причинами, начиная от дефицита культуры в личных отношениях людей и

заканчивая жизнь общества в целом.

Культура проявляется в человеке через его действия и отношения к другим.

Один из семантических смыслов слова «культура» связан со словом «почтение».

Но как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в

человеческом общении возможна ещё и вежливость, терпеливость, отсутствие

капризности, раздражительности…

Культура человеческих отношений расширяет и углубляет пространство жизни.

что мешает культуре общения прочно утвердиться в нашем обществе? Видимо,

вызвано это воспитанием в человеке «с младых ногтей» нетерпимости к

инакомыслию, стойкого эгоистического непонимания и нежелания понять

выбивающееся из санкционированного стандарта, воспринять чужую точку зрения

или осмыслить иную позицию.

Ещё один пример низкой культуры общения – это качество встреч людей с

искусством. Культура экспозиции требует комфортности восприятия,

неспешности, удобства. Но в наших выставочных залах этого нет. Не найдётся

здесь не чашечки кофе, ни стула, чтобы присесть и отдохнуть. А кстати,

разве нельзя вести молчаливый разговор с картиной сидя? И вообще у нас не

приняты на выставках «зоны отдыха».

Ещё предстоит глубинное исследование состояния межличностных культурных

отношений.

4. Наука в контексте современной культуры

В современной культуре отчётливо проявила себя дилемма: сциентизм -

антисциентизм, что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения

науки и искусства.

В нашей философской литературе имеет широкое распространение следующая

точка зрения на место науки в системе современной культуры: «мир знания

богат и разнообразен. Однако, когда говорят или пишут о знании, то, как

правило, подразумевают под ним знание научное. В этом, впрочем нет ничего

удивительного, поскольку наука в наши дни занимает особое место в жизни

людей. Она превращается в своеобразный эпицентр культуры, оказывает

возрастающее влияние на восприятие человеком окружающего мира».

При этом главное заключается в том, чтобы определить, как сама наука

отличает себя от других форм постижения бытия.

Этот вопрос имеет определённые исторические корни, т.е., прежде всего,

надо учесть исторически сложившуюся дилемму «сциентизм – антисциентизм».

Сциентизм сложился в рамках позивистской традиции и представляет собой

мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в

наличной совокупности его результатов и способов их получения является

наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой

ориентации человека. для сциентизма характерно преувеличение роли науки в

познании окружающего мира и человека, объявление её вершиной развития

культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т.к.

наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные

функции многообразного духовного мира человечества.

Причиной того, что сегодня часто звучат призывы ограничить науку,

установить ей определённые пределы, преодолеть её, является чувство

опасности, возникающее у многих людей в связи с определёнными негативными

последствиями научно-технического прогресса. Авторы антинаучных подходов

отрицают способность науки давать истину, нередко рассматривают науку как

систему полезного заблуждения (взгляд Ф. Ницше), предполагают «более

современные», на их взгляд, формы постижения бытия.

Современные интерпретации взаимоотношений науки и ценностных форм

познания. Можно выделить два типа интерпретации взаимоотношения науки и вне

научных форм знания.

Первый тип восходит к концепциям Ф. Ницше и О. Шпенглера, которые, говоря

языком методологии науки, отрицали у науки особый эпистемологический

статус. Т.е. они считали, что наука – это мир современности.

Ко второму типу интерпретации этой проблемы можно отнести точку зрения,

согласно которой наука, с одной стороны, и религия, и мифология, искусство,

с другой стороны, существенно различаются и составляют как бы два полюса в

современной культуре. Но в тоже время между ними нет непроходимой грани.

Более того, они имеют тенденцию к сближению. Эта точка зрения восходит к

идеям Ф.М. Достоевского, Н. Рериха, П. Тейяра де Шардена, А.И. Уайтхеда и

др.

Ф.М. Достоевский говорил о необходимости движения человечества к

ценностной гармонической культуре, к доброму разуму. Если, по его словам,

истина наука и Иисус Христос (добро) разойдутся, то он предпочитал остаться

с добром, а не с истинной. Он критиковал науку (или как он выразился

«полунауку») именно за то, что в ней нередко отсутствует гуманизм, добро.

Разум без добра его настораживал. Такой рационализм он не принимал, т.к.

условил зарождавшуюся тенденцию сциентизации общественной жизни и выступил

против неё, т.е. против того, чтобы видеть в науке единственную систему

понимания мира и человека.

5. Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры

Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение

имеет уяснение взаимодействий культуры с различными сферами общественной

жизни и, прежде всего, взаимодействие культуры и экономики. В понимании

этого взаимодействия выделяются две противоположные позиции. Первую позицию

наиболее ярко представляет марксизм. Как отмечалось ранее, с точки зрения

марксизма, определяющую роль в жизни общества играет материальное

производство. Знаменитый тезис К. Маркса, выражающий сущность материального

понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой,

философией, религией и т.п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и

т.д., т.е. они должны производить материальные блага. Культура вырастает из

экономической реальности человека, надстраивается над ней, обеспечивает эту

деятельность. Но марксизм не исключает обратного внимания культуры на

экономику, а, наоборот, подчёркивает наличие обратной связи. Но всё же при

этом он настаивает на первенстве, определяющем внимание экономики.

Противоположную позицию занимает Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные

социологи. Они считают, что именно культура играет определяющую роль в

жизни общества, обеспечивает его ценность и развитие, оказывает

существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на

экономику. Эта позиция проходит красной нитью через все труды

немарксистской социологии. Обоснованию решающего влияния культурного

фактора на экономическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и,

прежде всего, его знаменитая книга «Протестантская этика и дух социализма».

В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определённая

субкультура - реформаторское истолкование протестантизма – создала такие

мотивации поведения, которые стимулировали представителей этой субкультуры

к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и, тем

самым, способствовали формированию капиталистических производственных

отношений. Вместе с тем, М. Вебер также не отвергает обратного влияния

экономики на культуру.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную

роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура

выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций.

1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно

культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом

общества, личностью по мере социализации, т.е. освоению знаний, языка,

символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей

социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.