бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Основные религиозно-философские системы

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали

интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они

верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что

все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате

столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот

древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим

народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли,

рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили

жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись

главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших

людей.

Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало

представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более

того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа

умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим

рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные

предметы утвари.

В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических

направлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные

системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально

возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения

сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное

влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы,

автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная

философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно

даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего

существующего, а его определяющим признаком является естественность.

Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить

естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание

естественного хода событий и стремлений постичь дао.

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный

даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого

сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это

возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем

даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и

астрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни

тысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своей

религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно

многообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злых

духов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы,

благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее

философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая

религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был

проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейской

транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он

усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными

добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и

старших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать

императору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считал

необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных

обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение

– это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал

культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей

идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных

верований возникает система, освещающая идею тотального господства и

подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление

императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога

на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и

духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных

исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала

верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю

категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца

выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией

государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков,

от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное

выполнение обязанностей несения службы, подчинения главе рода. Женщина

должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру, свекрови, ее главная

обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение

рода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом, красноречием или

остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты. Идеал женщины

– покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.

Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам

запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в

колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они –

самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб:

в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения

в другое, лишить имущества, а то и жизни.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм,

возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь

бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием.

Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление

всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и

конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление

мистического духа.

К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большой

экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной

организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей,

сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и

даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем

им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея

«недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, общество

жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

Искусство Древнего Китая.

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была

населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые

древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными

каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая

способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано –

уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли

государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее

ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

История культуры Древнего Китая охватывает длительный период,

насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. В настоящее время

еще не выработано единой точки зрения на ход социально-экономического

развития древнекитайского общества. По мнению некоторых исследователей,

рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже в

середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными. Другая

часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до н.э. – 3

век н.э.), относит к рабовладельческой формации. Во всяком случае для

истории искусства Китая начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э.

появляются новые черты, которые получают отчетливое развитие в искусстве

периода Хань, оно еще тесно связано с традициями всего предшествующего

времени. Очень важной особенностью культуры Китая является то, что с

древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно,

сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Этим в

значительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая.

Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря

на изменения, происходившие в течение последующего времени, некоторые его

характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства – от

древнейших времен вплоть до наших дней.

Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь и

Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских

царств в единое целое китайское государство.

Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э.

– времени существования первобытно-общинного строя. В настоящие время по

всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок.

Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в наше

время, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий и

расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развития

неолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразных

форм исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонные

сосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые

сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при

высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому,

коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной,

желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши и

погребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностью

форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда

как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.

Узор иногда покрывает почти всю поверхность сосуда и, обычно, состоит

из геометрического орнамента, в котором преобладает ритмически

повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто

заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т.п. Орнамент имел

логическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древних

китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии

и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний,

перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.

К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньская

культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в

провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много

керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.

В результате современных раскопок можно сделать вывод о широком

территориальном распространении и высоком уровне неолитических культур

Китая.

Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-ому

тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованию

племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной,

но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство и

охота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главе

которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиеся

в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародились

примитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранились

многие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины,

имевшие свое родовое имя.

В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками

близ Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остатки

большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел

правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной

земляной платформе.

В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых

сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся

камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми

обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь о

дошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни.

Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно,

служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не

обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно

больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания было

расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную

платформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом,

исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан

(Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые

легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

Это подтверждается и данными новых археологических изысканий,

проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено большое число

остатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников,

мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено мощеная

булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.

Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из

самых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает на

наличие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большое

количество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий,

мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещались

лишь глиняные сосуды и грубая утварь.

Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных

близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3.

Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу.

Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился

саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы

людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в

гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что

собаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном мире.

На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов, ни построек. Стены и

потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью.

Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы были

обнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения

животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.

Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с

определенными религиозными представлениями и имели уже установленное

традицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры. В Аньяне

найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного

рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно

изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с

круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков.

Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. В

этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пасть

с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями,

устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура

«тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонами

и слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом,

состоявшем из спиралевидных завитков.

Наиболее многочисленными среди произведений искусства периода Шан

(Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и

культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к

скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо

большим совершенством и виртуозными техническим мастерством,

свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на

сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в

лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы

в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен.

Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых

изделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне

литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что

некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавилась

сразу в нескольких котлах.

Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные

формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское время

начинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, черты

которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» –

сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу»

– высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся для

жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках;

«гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторые

сосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: они

делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металла

низкого качества и были бедны на узоры.

Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями,

а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на имя

владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, его

символические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представления

переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудах

являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а также

мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов,

помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких,

тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко

выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных.

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню

и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита

выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний,

и предметы роскоши.

В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита.

Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусно

выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко

отшлифованные.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о

высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении

своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее

развитие в последующий период истории Китая, получивший название Чжоу, по

имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.

Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическом

и политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся на ряд

исторических этапов, наиболее значительными из которых были периоды Чуньцю

(722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). К началу первого

тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная

деспотия, и образовалось большое и сильное царство. Вместе с дальнейшим

развитием сельского хозяйства совершенствовались ремесла. Изделия

ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. Культура

Чжоу восприняла и развила многое из культуры Шан (Инь) – письменность,

архитектурные приемы, религиозные представления.

В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в своей

основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпев лишь

небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной стеной,

сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину. В центре столичного

города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и

на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения

обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток город

пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания,

как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных

платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была

построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного

Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно,

но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу

художественные традиции еще не претерпели больших изменений. От этого

времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уже

начиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. В этот период

наряду с большим ростом бронзолитейного мастерства произошла известная

стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов по сравнению с шанскими.

Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторые

сильно видоизменились. Появился ряд совершенно новых форм. Наряду с

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.