бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура древних циилизаций

церемонии". Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм

поведения и мышления сложившиеся на основе культа древности. Место культа

богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ

которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став

абстрактными божествами-символами, например Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной культуре занимает конфуцианство – этико-политическое

учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высоко моральный

человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на

"высших" и "низших" и требовало от каждого выполнения возложенных на него

обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской

государственности и функционирования политической культуры императорского

Китая. Главной силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и

этики, был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины

поставили закон, сила и авторитет которого должны поддерживаться жестокими

наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древние традиции,

тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под

влиянием характерных для древне китайского общества религиозных, этико-

философских и социально-политических взглядов развивалась и вся его

классическая литература. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике

Древнего Китая, знаменитой "Книге песен", которая создавалась

продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древних

гимнов, воспеваются подвиги предков. Во II-IIIв. в Китай приходит буддизм,

который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это

проявилось в литературе, образном искусстве и, особенно, в архитектуре.

Буддизм просуществовал в Китае прочти два тысячелетия, заметно изменившись

в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе

синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в Китае возник чань-буддизм,

который впоследствии распространился в Японии и получив название дзен-

буддизма. Наибольшие трансформации буддизма проявились в своеобразном

китайском искусстве, которое как нигде в мире опиралось на традиции.

Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, а создали свой образ. То же

самое произошло и с архитектурой храмов. Значительную роль в китайской

культуре сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники.

Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл "Великий

шелковый путь", по которому совершалась не только торговля, но и культурный

обмен Китая с другими странами, что повлияло на китайскую культуру.

Культура Древней Греции

Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы,

общественные силы и явления, героям – мифическим предкам племен и родов,

основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох – от

древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма – обожествления

человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных

людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях –

детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой

культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия,

наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера,

Гесиода, Эзопа.

Культура Древней Греции делится на три основных периода: Архаический

период (VIII-VI века до н.э.), классический период (века до н.э), эллинизм

(века до н.э). Греция четко делится на три части: северную, охватывающую

Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским

заливами, а с юга – Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.

Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя

температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16

градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на

Кикладах.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции – на

острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя

её прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от

греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд

других черных и цветных металлов.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития:

там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а

глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого

искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику – в

этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений.

Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем

греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда

находился на месте его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах

строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома

на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова.

Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В

Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара,

поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий

известняк, располагались всего в нескольких километрах от города.

На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков,

двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,

примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на

языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам.

Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными

населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании

некоторого древнего, до греческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,

первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три

культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром

на Крите (3000-1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и

элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой

Греции была культура микенская: в формировании её немалую роль сыграли,

очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов

победителями-ахейцами.

Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура,

которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до

н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400

- 1200 гг. до н. э.).

Около 1700 г. до н. э. в Арголиде – центре власти микенских правителей

стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита.

Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища

критского типа, в которых приносили жертвы критским Богам. Испытывая

воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, несмотря на это,

многие черты своей культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян

они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом.

Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения

на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против

возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.

Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и

мужественность в зарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и в

тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где

излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных

царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными

стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских

построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых

Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении

огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что

эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то был

результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали

в своих военных походах.

До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком

величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка

англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила

услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи

микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем

письменности в Эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая

половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII

- XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XIII вв. до н. э.), тем не менее

только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой

"младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и

установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А

остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им

не греки, а до греческое население Крита.

В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики,

плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели,

ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком

развитии их науки и культуры.

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории

религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и

Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских

соответствий: Посейдону – богине Посидеи, и Зевсу – богини Девии, которых

классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический

период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим

открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это

мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.

Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и

"Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их

наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только

большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное

государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о

человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и

судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной

необходимости. Приводится много ценных наблюдений. Например, о том, что

сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно

несет просветленье и т. д.

Античная культура – это также культура Сократа, философа, поставившего

знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих

учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них

готовил учеников.

Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится

правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу,

состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его

("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное невежество – "воображать что

знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем

раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали,

почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд

осла, если он меня лягнул?".

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру

способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только

к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом

основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами её были два

бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два

противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог

пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис

– бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и

виноделия, не покоя и чрезмерности.

Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,

искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса

привело к рождению греческой трагедии с её (часто нелицеприятной) правдой

жизни, к философскому пессимизму и нигилизму. Греки считали, что в

культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское и

дионисийское её качества, в противном случае возможна гибель культуры.

Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации и

застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения – в Кноссе удалось

отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о

жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы. Функции

верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных

доказательств тому нет. IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как

век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например,

обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора

той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и

было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более

многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную

элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше

сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное

к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах

V в. до н. э., уже не играло в следующем

столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживала

упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия

спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,

напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в.

до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным

образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля.

Ещё большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в

древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и

Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то

время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия,

Поликлета и Мирона.

Архаический период.

В истории Древней Греции VIII-VI вв. до н.э. характеризуются большими

переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни и культуре.

Одним из наибольших приобретений культуры Древний Греции есть произведения

Гомера "Илиада" и "Одиссея". В это время возникла лирика, одним из первых

лирических поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. острове

Лесбос творила Сапфо, творчество которой было вершиной лирики Древней

Греции. В VIII-VI в. в Древней Греции происходил подъем образотворческого

искусства и архитектуры. В VII в. до н.э. появляются постройки из камня.

Главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектуры

возникают три основных направления: дорическое (применяли в основном на

Пелопоннесе, отличающееся простотой и суровостью форм), ионический

(легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность). Наиболее

известные храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение

человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела

человека, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательным геометрическим изученьям, в результате которых были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.

Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В VI в.

господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком

изображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когда

фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об

окружающем мире были основой для развития философии. Основателем милецкой

философской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из

которой все возникает и в которую все превращается. За первооснову также

считали "апейрон", неопределенную, вечную материю, воздух, огонь.

Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу в

Южной Италии. По его философии мир состоит из количественных

закономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были

разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях,

установления ряда количественных закономерностей в мире. Идеалистическая

линия в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской

философской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть в

Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда

способствовали развитию всех отраслей культуры.

Классический период.

В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого

театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в

козлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название "трагедия" ("песнь

козлов"). Известными драматургами этого периода были Эсхил ("Закованный

Прометей"), Софокл ("Антигона" и "Царь Эдип"), Еврипид ("Медея",

"Электра"). Из прозаических жанров в классический период расцветает

риторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать

свои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый

план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается

рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое

трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об

атомах. Древнегреческие софисты учили, что "человек является мерой всех

вещей", а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь к

достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил

теорию о существовании "идей". Значительное внимание Платон уделял и

вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым

управляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию,

природоведение, историю, литературу, государственное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ.

Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор Александра

Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса

Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы.

Наиболее известная скульптура мастера "Дорифор", юноша с копьем. В IVв. до

н.э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей

характера человека. Vв. до н.э. – время перелома в греческой живописи,

переход к объемному изображению. Главной чертой греческой культуры была

состязательность. Греческий агон – борьба, состязание олицетворял

характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного

агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое

начало диалектика – умение вести беседу.

Эллинизм.

Период от начала похода Александра Македонского на Восток для

завоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширение

взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись

полисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточные

элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии,

литературе. Возникли новые философских школы. Наиболее известны в этом

периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура

(последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию

архитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства,

связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная

керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также

палацы царей, жилые дома. В области скульптуры в этот период существовало

три школы. Первая – родосская школа (драматизм): скульптурные группы

"Лаокоон" и "Фарнезский бык". Вторая – пергамская школа: скульптурный фриз

алтаря Зевса и Афины в Пергаме. Третья – александрийская школа: образ

богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная.

Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней

Греции.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.