бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура в зеркале прессы

Культура в зеркале прессы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Иркутский государственный университет

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

КУЛЬТУРА В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

Дипломная работа

студентки 5 курса группы 8531

Нюргачёвой Натальи

Александровны

Научный руководитель

старший преподаватель

Шерстов Владимир

Владиславович

ИРКУТСК, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. Культура и ее роль в современном обществе …………………...5

§1 Культура … С чем мы связываем это ёмкое

понятие?..............5

§2 Культура сегодня ………………………………………………….10

§3 СМИ и культура: проблемы взаимодействия ………………….15

ГЛАВА II. Вопросы культуры на страницах центральной прессы ……….22

§1. Хлебом не корми - дай поговорить, или Пришёл –

увидел – написал. ……………………………………………………...22

§2. Прежде всего - анализ …………………………………………29

ГЛАВА III. «Восточно –Сибирская правда» о культуре …………………..34

§1. В ожидании чуда ………………………………………………..34

§2. Петербургские встречи …………………………………………39

§3. Память и памятники …………………………………………....41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………47

Введение

Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее часто

встречающихся в обиходе. Оно существует практически во всех языках

и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных

контекстах. Даже, если судить по периодической печати, - а она

довольно точно улавливает потребность читателя, - наиболее

популярный круг тем связан нынче с культурой.

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет

и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но из-за

того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения.

Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи

определений культуры. Но как бы они ни определяли понятие

«культура», оно всегда включает в себя образование - «умственное и

нравственное». 1

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. Слово

«культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы,

ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под

воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны

естественными причинами.

В XXI веке необычайно возрос интерес людей к особенностям и

истории своей культуры. Прошлое собственной культуры, памятники

старины, народные традиции и обычаи в последнее время вызывают у

всех живейший интерес.

Тема моей дипломной работы: «Культура в зеркале прессы». Почему

я выбрала эту тему? Ну прежде всего потому, что на сегодняшний

день на Западе распространено мнение, что русский народ крайне не

культурен. Они считают, что у нас в стране до сих пор

большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг:

музеи, литературу, театр, музыку. На мой взгляд, это бытующее

представление о некультурности нашего народа, совершенно не верно.

И выбрав эту тему, я попытаюсь разобраться в этой точке зрения и

опровергнуть ее.

Ведь культура - «это огромное целостное явление, которое делает

людей, населяющих определенное пространство, из просто населения -

народом, нацией.»2

Я считаю, что наши люди не так бескультурны и знают, что в

понятие культура также входит религия, наука, техника, нравственные

и моральные нормы людей и государства.

Наше время, рубеж XX и XXI столетий, знаменуется новым

мышлением. Современный человек начал осознавать связь между судьбой

народа и судьбой культуры. Для него надежда на культуру стала

выше надежды на военную мощь государства, партии, во что еще

совсем недавно безоговорочно верил. На шкале человеческих ценностей

культура явно потеснила силу.

Мы начали осознавать, что заботясь о нашей культуре, мы прежде

всего заботимся о своем будущем. Ведь человек сам строит дом-

культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им

создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть

культурой в широком смысле этого слова, включая науку, образование и

разумное отношение человека в природе, ибо природа - это наш

дом.

Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных

запасов и культурных ценностей, я думаю, не стоит перечислять.

Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если

не будут приняты разумные меры, то миру грозит полное уничтожение.

Исходя из всего этого, академик Д.С. Лихачев, предложил термин

для защиты человеческой культуры - экология культуры. «Культурная

экология» - это и произведения архитектуры, различных искусств,

литературы в том числе, это и язык, это и все культурное

наследие человечества. Выбросите, что-либо из сферы экологии культуры

- человек лишится части своего «дома».3

И поэтому, если мы сохраним нашу культуру и все то, что

способствует ее развитию - школы, университеты, библиотеки, архивы,

музеи и, конечно, наш богатейший язык, то мы останемся великой

державой и сохраним свое первенство на всем пространстве бывшего

Советского Союза.

А чтобы движение за подъем культуры в нашей стране имело

ощутимый успех, оно должно широко обсуждать и освещаться в печати.

Ведь средства массовой информации имеют огромные возможности для

развития и культурного обогащения личности. Телевидение, радио и

печать создают новую среду, которая меняет человеческие чувства,

формирует многосторонне развитого человека, все чувства которого

взаимодействуют при просмотре, независимо от содержания увиденного.

Сейчас человечество вступило в период «электронной революции»,

которая приведет людей к восприятию чувств и полной гармонии.

Далеко не последнюю роль пресса играет в духовном, культурном,

нравственном воспитании и развитии общества. Поэтому для анализа я выбрала

периодическую печать.

В первой главе я рассмотрю понятие «культуры» и расскажу, что вкладывают

в него разные мыслители. А также определю проблемы взаимодействия СМИ и

культуры.

Во второй главе я проанализирую, как освещаются вопросы культуры на

страницах центральной прессы. Для анализа выбраны материалы по вопросам

культуры двух старейших российских газет – «Труд» и «Известия».

В третьей главе я расскажу, какое влияние оказывает ежедневная, местная

газета «Восточно-Сибирская правда» на культурную жизнь Иркутской области.

Глава I Культура и ее роль в современном обществе.

§1 Культура… с чем связываем мы это емкое понятие?

Первоначальное понятие «культура» связывалось с целенаправленным

воздействием человека на природу, прежде всего с земледелием.

Позднее им стали обозначать результаты воспитания и обучения самого

человека. В современном же значении понятие «культура» стало

использоваться в XVIII-XIX веках.

Так, часть мыслителей, представляющих натуралистическое направление,

исходили из признания основополагающим природного фактора в

человеке. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов

природы и подчиняться им (человек часть природы, природа -

главное мировое событие).

Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) рассматривал

человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы

жизнь - как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность

культуры Руссо видел как в существовании частной собственности,

которая делает людей неравными (сочинение "Рассуждение о начале и

основаниях неравенства"), так и в существовании абсолютизма -

власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал

религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению

неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой

жизни людей.

Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре

иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В.

Петрошевским в 1845-1846 гг. (вып. 1-2; был уничтожен цензурой).

Так как культура - понятие многосложное, трудно поддающееся

однозначным определениям, споры среди ученых вокруг этого понятия

ведутся уже не одно столетие. Особенно они активизировались в

последнее десятилетие. И хотя до сих пор как в отечественной, так

и зарубежной науке не выработано единого определения, все же

наметилось некоторое сближение позиций. Многие исследователи подошли

к пониманию культуры, как сложного многокомпонентного явления,

связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

По существу, в понятие «культура» включает все, создаваемое

трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические

изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература;

религиозные или атеистические представления, нормы морали и

политические системы; произведения искусства и способы общения людей

и т.п.

Однако культура - это не только система ценностей (или

совокупность достижений), но и динамичный процесс раскрытия и

развития способностей в определенном историческом контексте. Именно

развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим

людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей

мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным

критерием историко-культурного процесса являются цели, возможности и

способы распространения, и использование культурных ценностей среди

различных социальных слоев.

Так что же такое культура? Например, в современной культурологии

наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная

концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура

представляет собой определенный уровень производства и

воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция

рассматривает культуру, как способ и результат жизнедеятельности

человека, который отражается во всем обществе. Ценностная

(аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение

идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в

ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее,

реальное.

Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, -

означает исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и

формах организации жизни и деятельности людей, а также в

создаваемых ими материальных и духовных ценностях.»1

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не

следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей,

направленных на совершенствование, преобразование того, что дано

самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.2

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму

деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не

существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура

одновременно формирует и развивает саму эту сущность. "Человек не

рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится

таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение

культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму,

обществу.»3

Современный исследователь проблем философии В.Ф. Шаповалов трактует

понятие культуры следующим образом. Он пишет, что существует

множество различных формулировок культуры, каждая из которых

раскрывает разные стороны этого многогранного явления.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. «Во-

первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера

творчества, где наиболее полно реализуются творческие потенции

человека - это, прежде всего, искусство, наука, образование. Во-

вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, т.е. в ней

всегда присутствует то, что свято и признается безусловной

ценностью. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью,

духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).»4

Подлинная культура немыслима без бережного отношения к ценностям

универсального характера. Совокупность представлений о ценностях и

идеалах, отличает ее от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных

ценностей идеалов. Идеал - это эталон, по которому можно сверять

свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда.

Кроме того, в ценностях и идеалах всегда присутствует момент,

обнаруживающий их тесную связь с религией. Это момент веры,

внутренней убежденности людей в правильности и незыблемости

исповедуемых идеалов и ценностей. Если они воспринимаются как нечто

непрочное и неустойчивой, то утрачивают свою основную функцию -

быть ориентирами и вдохновляющими образцами для деятельности

человека. Идеал создает «вертикаль» человеческого бытия: он

формирует устремленность человека к высшему, непреходящему, вечному.

Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями

той или иной национальной группы, культурной эпохи. Поэтому можно

выделить универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним, в первую

очередь, относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг,

честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а,

следовательно, к истории страны. Все эти ценности предлагают

благоговейное к себе отношение.

«В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному

отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате

ценностей способствует, в частности, массовый характер современного

общества, а также усложнение человеческого бытия в целом.»5

Академик Д.С. Лихачев рассматривает культуру, как «некоторое

органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой

существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции,

законы, взаимопритяжения и взаимооталкивания. А также, как

определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя изъять

одну какую-либо часть, не сдвинув остальные.»6

Одним из самых главных проявлений культуры, - считает академик,

- это язык. Язык не только средство коммуникации, но прежде всего

творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое

начало в Слове. Слово, язык помогают нам видеть, замечать и

понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли,

открывают человеку окружающий мир.

«Сфера русского языка - это не только гигантский запас слов, но

и богатство значений этих слов, обилие идиоматических выражений,

возникших на литературной, церковной, философской, научной,

фольклорной основе. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для

народа богатство языка, определяющее богатство «культурного

осознания» мира.»7

§2 Культура сегодня

Культура как духовность есть непременное условие, без которого

всякое общество и любая страна обречены. Современная культура

характеризуется разнообразием идеалов и ценностей. Увы, чувство

подавленности происходящим и неуверенности в завтрашнем дне не

исчезает, а напротив, усиливается.

Рассматривая состояние культуры российского общества в современных

условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли

в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты.

Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в

большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это

просматривается в многообразии тематики и сюжетов, и идейного

содержания художественных произведений. Происходит духовное

раскрепощение общества.

Вместе с тем эти процессы противоречивы. «Возвращение обществу

забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К.

Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В.

Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам

подвергается М. Горький за то, что является «основоположником

метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно

продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в

присвоении чужого труда…»1

В начале 90-х годов ХХ века происходит размывание традиционных

форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры

резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой

техники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь

развлекательный характер.

На состояние культуры негативно воздействует не только

формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую

экспансию англо-американской культуры. Происходит коммерциализация

культуры, что в свою очередь ведет не только к сокращению

культурного пространства в обществе, но и созданию атмосферы

конкуренции. Культурные учреждения под напором рынка начали

превращаться в коммерческие структуры. На базе государственных,

профсоюзных, колхозных учреждений начали возникать видеосалоны,

пункты проката аудио- и видеокассет. Коммерческие структуры делают

ставку на боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, которые

начинают пользоваться успехом у значительной части зрительской

аудитории.

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который

должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную

прибыль. Разрушительным оказалось воздействие рыночных отношений и

на книгоиздательскую деятельность. Государственные и коммерческие

издательства выпускают в свет литературу приблизительно одного и

того же плана: фантастика, детективы, эротика, а подчас и просто

порнография.

В связи с ростом цен на бумагу и желанием дельцов заработать

на издании литературы, книга становится товаром, в значительной

степени недоступным для широких слоев населения, и прежде всего

молодежи.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры

оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура. Резко

уменьшились объем и качество духовной продукции, сузился круг

культурных образцов, находившихся в культурном обороте. Уменьшилось

число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных

благ, резко сократилась сфера любительского художественного

творчества. Практически оказалась свернутой культурная жизнь в

провинции и, особенно на селе, «где приезд кинопередвижки можно

сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле

или шефском концерте артистов областной филармонии.»2

В 90-е годы никаких компаний по возрождению не случалось, но

культура стала возрождаться сама именно так, как это нынешнему

поколению интересно и понятно. Это фольклорные фестивали, которые

пользуются огромной популярностью, народные эпосы, которые впервые

получают театральное воплощение, и выставки актуального искусства,

посвященные героям национальных преданий. Сегодня возрождаются

уникальные народные промыслы и удивительные народные традиции,

которые, как и прежде, помогают людям выжить.

Широкое распространение получает культурно-исторический туризм.

Началось широкое общественное движение по охране памятников истории

и культуры. Все это дает основание говорить о начале нового этапа

в освоении российской культурой духовных ценностей прошлого.

По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше

на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.