бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Японии

Культура Японии

Санкт – Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

Факультет III

Курс I

Группа 333

Учебная дисциплина: Культурология

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Культура Японии

Студент /Хасанов А.Р./

Руководитель //

Оценка

за курсовую

работу ...............

Содержание

Стр.

Введение....................................................................

.......................................... 3

Глава I: Культурные особенности

японцев...................................................... 5

Краткая историческая

справка.................................................................

5

Традиции

японцев.....................................................................

................ 8

Художественное мышление японцев и японские праздники...............

10

Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры

Японии................................... 13

Архитектура.................................................................

.............................. 13

Живопись и

графика.....................................................................

............ 16

Скульптура.............................................................

.................................... 17

Музыка.................................................................

...................................... 19

Литература.............................................................

.................................... 23

Религия................................................................

....................................... 26

Глава III: Особенности культуры, присущие только

Японии.......................... 29

Икэбана................................................................

........................................ 29

Нэцкэ..................................................................

.......................................... 31

Заключение..................................................................

......................................... 33

Список использованной

литературы..................................................................

35

Введение

… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы

Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и – нечто более благородное

и чудесное, чем яшма, с- иероглифы… И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы

подчинили себе иероглифы…Не то наш язык мог бы стать китайским… Но мы

одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер,

смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-цзы… Будду постигла такая же

судьба… Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы

переделывать…[1]

Акутагава Рюноскэ

(1892-1927)

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука,

окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские

достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и

впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами

проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые

черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к

скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его

упругость.

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова

находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители

островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным

бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий.

Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей,

японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение

видеть красоту природы в большом и малом.

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только

в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она

непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX

века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись

только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило

творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии

нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная

культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие

европейской живописи, театра и литературы.

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и

разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от

индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей

был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных

влияний.

В данной работе я постараюсь раскрыть все особенности японской

культуры. На мой взгляд эта тема очень актуальна для России, так как японцы

умело хранят свою культуру, заботятся о ее сохранении и приумножении. Этому

Россиянам, живущим в стране с богатейшей культурой, следовало бы поучиться

у японцев.

При написании данной работы я планирую использовать как ресурсы

Internet`а, так и богатейший объем литературы, посвященный японской

культуре.

Часть I: Культурные особенности японцев

Краткая историческая справка

В начале работы я бы хотел немного рассказать об истории Японии, так

как считаю, что история и культура тесно связанны друг с другом, и что во

многом история определяет культуру страны. Японский архипелаг принял

нынешние очертания 10 000 лет назад. Последующие 8 000 лет длилась эра

Йомон, когда жили первобытные охотники-собиратели. Они со временем

образовали одно племя. Возделывание риса пришло из Евразии в 300 году до

нашей эры в Яйойский период. Считается, что японская национальность

сформировалась в период Ямато около третьего века нашей эры. Согласно

преданию, Японская империя возникла в 660 г. до нашей эры, когда на престол

взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия (с

660 года до нашей эры) Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая,

имевших более высокий уровень цивилизации. В 604 году принц Шотоку принял

первую Конституцию. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший

впоследствии государственной религией страны. В начале восьмого века

(период Нара) первой столицей стал Нара, а затем Киото. С XII по XIX век

страной правил военный класс самураев. С XII века в стране фактически

установился военный режим и Японией правили сегуны (военный диктаторы). В

XV веке в Японии разразилась гражданская война, длившаяся 100 лет. В XVII

веке к власти пришел Токугава Иэясу и объявил режим изоляции на 200 лет,

когда отношения продолжались только с Китаем и Нидерландами. Но с приездом

в 1853 году американского командора Мэттью Перри Япония начинает налаживать

отношения с Америкой и Европой. Господство сегунов продолжалось до 1867

года, когда последний сегун Токугава Есинобу передал власть императору

Муцухито (Мэйдзи). Хотя португальцы и голландцы имели торговые отношения с

Японией еще в XVI-XVII веках, они были весьма незначительны, и страна

оставалась фактически закрытой для иностранцев до середины XIX века, когда

Соединенные Штаты Америки подписали с Японией договор. В конце XIX начале

ХХ веков Япония вела несколько войн, в результате чего к 1910 году

присоединила остров Тайвань, половину Сахалина и Корею. После окончания

Первой мировой войны, в результате которой Японии достались острова в Тихом

океане, принадлежавшие Германии, страна в 30-е годы вела несколько

локальных войн с Китаем и Советским Союзом. Во вторую мировую войну

императорская Япония вступила, атаковав американскую военную базу Перл-

Харбор 7 декабря 1941 года. В ходе войны японские войска оккупировали

многие французские и британские колонии и протектораты в Юго-Восточной

Азии. В августе 1945 года после успешных операций, проведенных войсками

союзников, Япония капитулировала, а 2 сентября официально подписала акт о

капитуляции. Согласно новой Конституции, принятой 3 мая 1947 года Япония

лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все

законодательные полномочия парламенту. В последние годы резко обострились

торговые отношения Японии с Соединенными Штатами, а в последний год и

политические, связанные в первую очередь с размещением на территории страны

американских военных баз. Имеются и серьезные разногласия с Россией по

поводу принадлежности Курильских островов, которые Япония считает своими

северными территориями. Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ,

Организации экономического сотрудничества и развития. Япония на сегодняшний

день - это высокоразвитая в экономическом и культурном отношении страна.[2]

Наглядно периоды истории Японии представлены в нижеприведённой таблице:

|Основные Периоды в Истории Японии |

|Палеолит |до 8 000 до нашей эры |

|Йомон |8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры|

|Яйой |300 до нашей эры — 300 нашей эры |

|Ямато |300 нашей эры — 593 |

|Асука |593 — 710 |

|Нара |710 —794 |

|Хэйан |794 — 1192 |

|Камакура |1192 — 1338 |

|Муромачи |1338 — 1573 |

|Азучи-Момояма |1573 — 1600 |

|Эдо |1600 — 1868 |

|Мэйдзи |1868 — 1912 |

|Тайшо |1912 — 1926 |

|Шоуа |1926 — 1989 |

|Хэйсэй |1989 — |

Традиции японцев

О культуре народа многое говорят его традиции. Японцы - вежливые и

сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других

народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их

обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения,

вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя

вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России

Например:

V Договаривайтесь о встрече заранее (не следует требовать аудиенции

немедленно).

V На встречу приходите вовремя (японцы очень щепетильны в этом вопросе).

V Если вы не можете прийти на обед (или на другое мероприятие),

обязательно предупредите об этом.

V Если, позвонив по телефону, вы ошиблись номером, нужно извиниться.

V Во время встречи или совещания дайте собеседнику высказаться, а не

говорите все время один. Думайте о времени других и старайтесь, чтобы

встреча протекала эффективно.

V Если кто-либо из японцев оказывал вам содействие, то обязательно

поблагодарите за это.

Тем не менее, существует и некоторая специфика в поведении японцев.

1. Несмотря на то, что традиция кланяться при встрече все еще очень

распространена японцы не ждут от вас поклонов, однако небольшой наклон

головы придется весьма кстати.

2. И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило,

находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и

другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на

почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше

поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке.

Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он

задерживается, то все встают по его прибытии.

3. Бытует мнение, что на собраниях японцы принимают очень мало

решений. Процесс принятия решения может затянуться, но зато реализуется

оно, как правило, очень быстро. Не следует отчаиваться, что на это уходит

много времени, и торопить японских партнеров с принятием решений. Приняв,

наконец, решение, японец обязательно четко об этом скажет. Если конкретного

ответа нет, значит решение еще не принято. Если вы плохо поняли ответ,

который дают вам японцы, лучше всего уточнить.

4. Когда вы преподносите подарок, хорошо опять проявить скромность,

сказав что-либо вроде: "Извините, что это такой пустяк" или: "Возможно

подарок вам не понравится".

Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже

если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже

это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай. Если вас

пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные

ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти

достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь.

Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги.

Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого.

Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие

требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства,

сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой.

Вытягивать ноги вперед не принято.

5. Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан

и дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу

своим соседям. Когда вы пользуетесь за столом палочками, следует избегать

следующих вещей:

. нельзя их скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со

смертью);

. не следует двигать еду по тарелке и тарелку по столу;

. нельзя размахивать или указывать палочками на кого-либо или что-

либо.

Т.о. наряду параллельно с традиционными европейскими правилами этикета

в Японии существуют свои “чисто” японские правила.

Художественное мышление японцев и японские праздники.

Характер художественного мышления в Японии определялся буддийской

традицией. Отметим его основные черты:

|[pic] |склонность к недосказанности, незавершенности, что |

| |подразумевало, символизировало продолжение, неостановимость |

| |жизни, бесконечный процесс Превращения. |

|[pic] |идеал очарования как попытка запечатлеть бесконечную |

| |ускользаемость, насладиться мгновением. |

|[pic] |некатегоричность – мир в своей изменчивости вмещает в себя все, |

| |ничего не отвергая и не исключая. |

|[pic] |cозерцательность. |

|[pic] |знаки и символы – все закодировано, все надо расшифровывать. |

|[pic] |не изучение Мира, а его переживание. |

|[pic] |непрямое, иносказательное воспроизведение реальности через |

| |метафору, сравнение, гиперболу. |

Красота как эстетическая категория для японцев заключается в

мимолетности, неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени,

игра красок. Красота по-японски – не в вещах самих по себе, а в их

комбинациях, плетущих узор светотени. Японский художник может рисовать на

песке, на воде, на асфальте. Такой рисунок живет недолго, но он вполне

удовлетворяет и художника, и зрителя, которые успели увидеть и насладиться

изображенным мгновением. “Некрасивое недопустимо”, только красивая вещь (не

сама по себе, а в сочетании с другими вещами, поставленная в нужном месте в

нужное время суток) может быть истинной. По мнению японцев, в природе нет

некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Красота есть добро,

она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура Какудзо

увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте

нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах

полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен,

которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать

наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.

Любопытны предпочтения традиционных японцев к цвету вещей. Яркому,

цветущему предпочитается темное, скрытое (как острым вещам – тупые, бурным

переменам – спокойствие, шумным сборищам – уединение). У основоположника

даосизма Лао-Цзы изначальна Тьма, через которую пробивается свет. Тьма –

это глубочайший смысл, запрятанный Божественный Свет, который дано увидеть

только мудрецам. Изначальная Тьма внушала даосам не ужас, а надежду, так

как в ней брезжил Свет.

В быту японцы предпочитали темную посуду, полумрак в доме, темную

одежду, даже темный мармелад. Дзэнчичироо Танизаки в эссе “Похвала тени”

поясняет: “Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего блестящего, но

мы действительно отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не

поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно

вызывает в представлении лоск времени, - безразлично, будет ли это

натуральный камень, или же из искусственного материала сделанный сосуд.

Впрочем, выражение “лоск времени” звучит несколько сильно – правильнее было

бы сказать “засаленность руками”....мы действительно любим вещи, носящие на

себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых

отеков.”. Танизаки называет этот цвет “цветом давности”. Он пишет, что

прелесть темной – коричневой или черной – традиционной лакированной посуды

“немыслима без одного привходящего условия: темноты”. Поскольку

традиционный дом в Японии покрывался огромной крышей, чтобы защитить жилище

от палящих лучей солнца и от сильных потоков дождя, - внутри дома царил

полумрак. “Мы предпочитаем неяркий свет, цвет сумерек всяким украшениям –

на него никогда не устанешь любоваться”. Тень вносила настроение

таинственности, будила фантазию. “Мы, люди Востока, - пишет он далее,-

создавая “тень”, творим красоту в местах самых прозаических”. [3]

Японские праздники:

1 января - Новый год

2-ой понедельник января - День совершеннолетия

11 февраля - День основания японского государства

20 марта - День весеннего равноденствия

29 апреля - День зелени

3 мая - День конституции

5 мая - День детей

20 июля - День моря

15 сентября - День почитания пожилых

23 сентября - День осеннего равноденствия

2-ой понедельник октября - День здоровья и спорта

3 ноября - День культуры

23 ноября - День благодарения труду

23 декабря - День рождения Императора

Япония считается страной с очень малым количеством выходных и

праздников. Однако это мнение, на мой взгляд, не справедливо. Количество

праздников и выходных в Японии не меньше, чем в любой стране Европы или

Америки.

Часть II: Cпецифика цивилизации и культуры Японии

Архитектура

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X

тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами

из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё»

(«жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые

постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие

сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы

местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы

императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из

египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и

буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище

Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и

посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской

династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой

стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек

крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею

перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька

крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении

веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности

его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до

наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные

черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих

простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного

дерева.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.