бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура романтизма

ЭКЗОТИчЕСКИМИ МОТИВАМИ, А ТАКЖЕ НА НАПРАВЛЕНИЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ЛОЖНОЙ

ГОТИКИ.) В КОНЦЕ 18 – НАч. 19 ВВ. чЕРТЫ РОМАНТИЗМА В РАЗНОЙ МЕРЕ УЖЕ

ПРИСУЩИ: В АНГЛИИ – ЖИВОПИСНЫМ И ГРАФИчЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ШВЕЙЦАРЦА И.Г.

ФЮСЛИ, В КОТОРЫХ СКВОЗЬ КЛАССИЦИСТИчЕСКАя яСНОСТЬ ОБРАЗОВ НЕ РЕДКО

ПРОРЫВАЕТСя МРАчНЫЙ, ИЗОЩРЕННЫЙ ГРОТЕСК; ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ (А ТАКЖЕ

ПОЭЗИИ) У. БЛЕЙКА, ПРОНИКНУТЫМ МИСТИчЕСКИМ ВИЗИОНЕРСТВОМ; И ИСПАНИИ –

ПОЗДНЕМУ ТВОРчЕСТВУ Ф. ГОЙИ(1749-1828) , ИСПОЛНЕННОМУ БЕЗУДЕРЖНОЙ ФАНТАЗИИ

И ТРАГИчЕСКОГО ПАФОСА, СТРАСТНОГО ПРОТЕСТА ПРОТИВ ФЕОДАЛЬНОГО ГНЕТА И

НАСИЛИя, В НЕМ ПРОСЛЕЖИВАЕТСя ПОПЫТКА ВЫРВАТЬСя НА СВОБОДУ. ЭТОТ ХУДОЖНИК,

ОДНАКО, БЫЛ СТОЛЬ САМОСТОяТЕЛЕН И ОРИГИНАЛЕН, чТО ОТНЕСТИ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ К

КАКОМУ-НИБУДЬ НАПРАВЛЕНИЮ НЕВОЗМОЖНО. ОН НАчИНАЛ С ПОРТРЕТОВ И ЖАНРОВЫХ

СЦЕН В ДУХЕ РОКОКО, В ПОЗДНЕЙШИХ РАБОТАХ ДОСТИГ БЕСПОЩАДНОЙ ПРАВДИВОСТИ И

СОЗДАВАЛ ФАНТАСТИчЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОТРяСАЮЩЕЙ СИЛЫ.

Мрачные сцены времен французской оккупации Испании и народной

освободительной войны против французов запечатлены в графической серии

«Ужасы войны». Еще раньше он создал «Капричос» («Капризы»), где изображены

такие мерзкие чудовища, какие только могли родиться в воображение испанца,

выросшего в среде, полной предрассудков и запуганной инквизицией. Эти

образы намекали на царившие в Испании произвол, власть инквизиции,

безнравственность и невежество Во Франции – приподнято- взволнованным

портретом, созданным Ж.Л. Давидом в период Великой французской революции.

Признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа (1798-1863),

создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом, особенно полно и

ярко воплотивший тяготение романтизма к большим темам эмоциональной

насыщенности образов, поиском новых выразительных средств в живописи. Одна

из картин молодого художника, посвященная борьбе греческого народа за свою

независимость – «Резня на Хиосе» получила презрительную кличку «резня

живописи». В этом сказалась ненависть представителей официального искусства

к проявлениям нового в художественной мысли. В 1830 г., когда во Франции

поднялась новая революционная война, Делакруа откликнулся на события

прославляющей революцию большой картиной «Свобода на баррикадах». Свободу в

ней олицетворяет женщина с трехцветным знаменем в руках и в красном

фригийском колпаке.

Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти.

Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу

тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление

бурного движения. Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию

в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце,

сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды- все это было

запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих

скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Во всех своих работах он

свободно обращался с краской, часто использовал чистые цвета, особенно

любил рядом с пылающе – красным ярко - зеленый. Трактовка цвета в живописи

Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века.

Романтизм в центре мироздания ставит человека. Человек в

представлении романтиков является венцом процесса общемирового возвышения.

В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности,

свободы, напряженной духовной жизни человека, движение его мимолетных

чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтический пейзаж,

в котором подчеркивается мощь природных стихий. Романтики стремились

предать образам мятежную страстность и героическую приподнятость,

воссоздать натуру во всех ее неожиданных неповторимых проявлениях, в

напряженной – выразительной взволнованной художественной форме.

… в литературе

ЭПОХА РОМАНТИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ – ЭПОХА СТИХА И СТИХОТВОРЦЕВ, ПРОЗАИчНАя

РЕчЬ НЕ ТАК ЛЕГКО ЗАВОЕВЫВАЛА ДЛя СЕБя МЕСТО В РОМАНТИЗМЕ; КАК ПРАВИЛО

ПРОЗАИКИ БЫЛИ ТАКЖЕ СТИХОТВОРЦАМИ, КАК НОВАЛИС, ТИК, ГЮГО, В. СКОТТ.

Фихте выдвинул идею о возможности самомотивации индивида. Он считал,

что человек является источником и причиной своих поступков , о которых он

не обязан никому давать ответа. Эту идею Фихте романтики приняли с

восторгом , потому что здесь они увидели источник свободы индивида его

суверенности и независимости от филистерской среды.

Роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» решал те же задачи

освобождения эмоциональности, свободного выражения своих чувств , раскрывал

глубины субъективного внутреннего мира человеческого сознания и чувств, как

и произведения Стерна и Руссо.

Романтики стремились строить свою картину мира на иррациональных

основаниях, среди которых важнейшую роль они отводили свободе.

Пытаясь решить проблему свободы романтики последовательно

«отрабатывали» ее на различноми материале : историческом, социально –

культурном и художественном.

В отношении истории им казалось, что средневековье было той эпохой,

когда человек был максимально свободен в своей жизни и деятельности. Жанр

романа считался романтическим наиболее привлекательным и подходящим для

осмысления эпохи средневековья. По словам Новалиса, роман «есть наглядное

свершение , реализация идеи… рома есть история в свободной форме , как бы

мифология истории»[6].

Кроме весьма любимого или жанра – романа – они высоко ставили поэзию и

музыку как наиболее приспособленные для выражения свободы , текучих,

неустойчивых состояний души и духа художника.

Чистый прозаик, подобный Гофману, был редким явлением; проза

имитировала стихотворную речь, была тщательно организована в звуковом

отношении, изобиловала по примеру стиха, метафорами, речевыми тронами и

украшениями. Такова в особо вычурном виде романтическая проза у Шатобряна.

Эпоха романтизма заканчивалась такими высоко значительными произведениями в

стихах, как «Дон Жуан» Байрона, «Пан Тадеуш» А.Мицкевича, «Евгений Онегин»

А.Пушкина. Это была мобилизация всех средств, доступных стиху; здесь стих

соперничал со свободной повествовательной прозой, - последний раз, чтобы

открыть ей дорогу, долгую дорогу, предстоявшую ей в эпоху художественного

реализма.

В литературе романтизма тематика и философия всемирного зла – достояние

таких жанров, как готический роман, как «драма рока»; она встречается и во

многих произведениях Байрона, резко окрашивает творчество К.Брентано и

Гофмана; в Америке она овладела Э.По и Н.Хоторном. Фигура «романтического

злодея», человека черных помыслов и черных дел, возникало внутри этих

жанров драмы и романа.

Романтики хотели найти историческую реальность, социальное тело,

которое вмещало бы без оговорок красоту бесконечной жизни, индивидуальной

свободы, вечной новизны. По несчастью их судьбы именно эти поиски и

приводили подчас к самым жалким развязкам. Устремленный вперед, в будущее,

они редко становились, однако, апологетами, провинциализма, средневековья,

как оно сохранилось еще в политическом и общественном быту европейской

нации.

В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом

национального и личного самосознания , характерным для первого десятилетия

после окончания Отечественной войны 1812, а также вовлечением русской

литературы в общеевропейский идеологический и литературный процесс.

Еще в 10 – е гг. 19 в. в русской литературе складываются идейно –

содержательного и стилевые тенденции, развивавшиеся позже в различные

течения русского романтизма. Так, творчество Н. И. Гнедевича, П. А.

Катенина, Ф. Н. Глинки,, ориентированно на просветительскую гражданскую

традицию, предваряет в историко – литературной перспективе течение

гражданского романтизма (политическая лирика А. С. Пушкина, поэзия К. Ф.

Рылеева, В. К. Кюхельбекера, отчасти А. И. Одоевского, повести 20 – х гг.

А. А. Бестужева). Поэзия В. А. Жуковского, сочетавшая предромантические и

романтические элементы, стоит у истоков философско-психологического

течения. В его же поэзии звучит и тема свободы.

Среди многих проблем, встающих перед исследователями поэзии Жуковского,

на первом месте оказывается совершенно новый для русской поэзии той эпохи

романтический принцип «самовыражения» поэтического «я», т.е. собственной

свободы. В творческом воплощении Жуковского принцип этот явился той

новаторской стороной художественного мышления русских поэтов XIX века,

которая позволила им существенным образом обогатить мировую лирику новыми

способами поэтического видения мира.

В начале XIX века ведущей темой русской лирики становится человеческая

свобода (индивидуальность) во всем богатстве ее «развертывающегося»

сознания. Когда В.Г. Белинский во второй главе цикла статей «Сочинения

Александра Пушкина» формулировал свое определение романтизма: «…теснейшим и

существеннейшем своем значении романтизм есть ничто иное, как внутренний

мир души человека, сокровенная жизнь его сердца»[7], - то он имел в виду,

прежде всего творчество Жуковского, «поэта стремления, душевного порыва к

неопределенному идеалу»[8].

Романтическая лирика Жуковского открыла безграничность движения мыслей,

чувств, стремлений, впечатлений, намерений человеческого «я», их не

сводимость к рациональным мотивировкам, к одномерности и

однокачественности.

В стихотворении Жуковского «Море»:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою, очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышешь; сметенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

……………………………………….

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышет твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Романтический герой Жуковского открывается в своих чувствах, прежде

всего природе и возвышается над границами духа и органического мира.

Оригинальность достигается ни столько способами выражения, сколько

одуховлетворяющей способностью лирического «я».

Вопрос о свободе поэтической личности, поставленной здесь поэтом в плане

свободы самосознания (как наиболее независимой, по взглядам романтиков в

сфере человеческого существования), закономерно привел Жуковского к выводу

о том, что совершенной свободой поэтического волеизъявления обладает

человек, отказавшийся от пассивных ощущений в пользу доброй воли, четких

моральных критериев жизненного поведения. Поэт тогда достигает полноты и

искренности самовыражения, когда он исполняет нравственный закон, согласно

которому, то, чем он должен быть, и то, что он есть совпадает.

Эстетическая ценность личности состоит, прежде всего, в сохранении

верности самому себе, т.е. сохранение личной свободы, в положительной

«сущности души». Личность человека, по Жуковскому, в целом неавтономна,

связана с устойчивыми и всеобщими этическими ценностями.

Романтический принцип индивидуальной свободы у Жуковского глубоко

этичен, хотя и расплывчат, неопределен. Всякий безличный закон ложится

бременем на свободу человека, который представляет собой не чистый разум, а

незаконченное творение.

Идеал свободы у Жуковского выступал в конкретных политических условиях

XIX века как идеал свободного самосознания, и это было хотя и исторически

преходящей и иллюзорной, но для того времени прогрессивной формой его

существования. Именно в свете идеала раскрепощенного сознания у Жуковского

рисуются мечты и надежды лирического героя, раскрывается его духовная

устремленность. Личность является средоточением романтического идеала

свободы, целое реализуется через подчеркивание своего важнейшего атрибута.

«Наше счастье в нас самих !»[9] - заявляет Жуковский еще в 1805 году.

Романтики по сути своего мировоззрения не могут быть вне политики. От

декларации принципа поэтической независимости один шаг до политического

свободолюбия. Однако свободолюбие романтика открывается очень часто в

легендах о его жизни.

В жестоких условиях полицейского политического режима царской России

первой половины ((( в. поэту почти невозможно было открыто выразить свои

свободолюбивые мысли и настроения. Романтическая идея бесконечного

расширения создания точно была сформулирована профессором И. Я. Кронебергом

: «Фантазия - сила, облекающая бесконечные идеи в индивидуальный

образ»[10].

Утвердив интерес личности к миру собственных чувств, к новым

возможностям душевной жизни, Жуковский сделал очень много для нового

понимания человека, задач поэзии в целом. Его творчество стало одним из

крупных факторов литературно – общественного развития в России, а глубоко

гуманистическая этика, идеал нравственного единства человечества и до сих

пор составляют культурную непреходящую ценность.

Для русских романтиков характерны общие черты : обостренное чувство

личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной

жизни его сердца» ( В. Г. Белинский ), что приводило к повышенной

субъективности и эмоциональности авторского стиля ; поиски национального

своеобразия литературы в сочетании с освободительными идеями.

Влиятельной силой является романтическая поэзия , развитие которой идет

по нескольким путям. В новых условиях сознание крупнейших русских лириков

уже неспособно мириться с компромиссными решениями, на которых основаны

концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание

ложности самого идеала благоразумного устранения душевной жизни. Свобода

и счастье, обретаемые ценой умеренности, отвергаются как иллюзорные.

Проблема свободы прослеживается в трудах многих философов.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и в

связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть

только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через

человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования.

Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое

человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного

переустройства мира культурой, социальной политикой).

По мнению русского философа Г.П. Федотова, “четыре понятия, взаимно

связанных, в сущности, разные аспекты одной идеи, определяют религиозную

тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество”[11].

Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник

ценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемы

свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”,

- считает он. Н.О. Лосский пишет: “В особенности же Бердяев интересуется

проблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - только

часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос -

часть человеческой личности”[12]. Бердяев был поглощен экзистенциальным

интересом к человеку, в “Самопознании” он отмечает: “...экзистенциальная

философия ... понимает философию как познание человеческого существования и

познание мира через человеческое существование...”[13].

Свобода, своими корнями уходящая в иррациональную и трансцендентную

безосновность, является для него исходной и определяющей реальностью

человеческого существования. Бердяев пишет: “Свободу нельзя ни из чего

вывести, в ней можно лишь изначально пребывать” [14].

“Человек с его возможностями духовной свободы брошен в слепой

механический мир, который порабощает и губит его”[15]. Бердяев отмечает,

что у него “есть напряженная устремленность к трансцендентному, к переходу

за грани этого мира.” “Обратной стороной, - пишет он, - этой направленности

моего существа является сознание неподлинности, неокончательности, падшести

этого эмпирического мира”. Философ утверждает “примат свободы над бытием”.

“Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект”, -

считает автор.

“Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности

изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое

созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может

давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение

наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем”. Бердяев

воспринимает свободу “не как легкость, а как трудность”. По мысли писателя,

даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков -

это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: “В этом понимании

свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок

Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость...” “Свобода

порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди

легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя”, - эта идея философа,

на мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту

проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное

значение. У Достоевского свобода - не право человека, а обязанность,

долг; свобода - "не легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога

свободы, а наоборот, "и в этой свободе видит достоинство богоподобия

человека". Именно по этой причине “свобода аристократична, а не

демократична”.

Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой

личности мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр

мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимости

духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через

дух личности.

Заключение.

ФОРМАЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОМАНТИЗМА СЛОЖИЛИСЬ В СТИЛЕВЫХ

ТЕчЕНИяХ РОКОКО И СЕНТИМЕНТАЛИЗМА, ОДНАКО РЕШАЮЩИЙ СДВИГ В СОЗНАНИИ

ПРОИЗОШЕЛ ПОД ВЛИяНИЕМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ОСОБЕННЫЙ ИНТЕРЕС ВЫЗВАЛА

ПОПЫТКА РЕШЕНИя ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ГЛУБОКОЕ РАЗОчАРОВАНИЕ – НЕУДАчНЫЙ ФИНАЛ

ЭТОЙ ПОПЫТКИ.

“Идея свободного человека” пронизывает, центрирует культуру романтизма

Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,

что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью

высшей иерархической ступени” /Бердяев/.

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных

исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших

жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались

провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от

того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века.

Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения

в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от

действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой

мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.

Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул

продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает

внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться

настоящий психологизм.

Используемая литература:

1. БЕЛИНСКИЙ В.Г. ВЗГЛяД НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ. М., 1988.

2. Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т.6,М,1955

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.

1. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”,

1991.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.

4. Гуляев Н.А. Романтизм в художественной литературе. Казань. 1972

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: “Правда”, 1982.

6. Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции, Калинин,1988.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.

8. Новалис. Фрагменты // Зарубежная литература ((( в.: Романтизм. М., 1990.

9. Пивоев В.М. Культурология., Петрозаводск, 1997. Ч.2

10. Пивоев В.М. Ситуации культурного перелома. Петрозаводск, 1999.

11. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”,

1995.

12. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского

В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

13. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство

С.-Петербургского университета, 1995.

14. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы

философии", 1994, № 1.

15. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. "Вопросы философии", 1994, №

11.

16. Эстетика в 4-х тт., т.2, М., 1969

-----------------------

[1] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.

[2] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75

[3] Эстетика в 4-х тт., т.2, М., 1969,с.233

[4] Белинский

В.Г.,соч.А.Пушкина.Ст.вторая,Полн.собр.соч.,т.7,М.,1955,с.145,146.

[5] Энгельс Ф.,см.Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве ,т.1,1967 с.387

[6] Новалис. Фрагменты // Зарубежная литература ((( в.: Романтизм. М.,

1990. С.64.

[7] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т. 6,М,1955

стр.114

[8] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т. 6,М,1955

стр.182

[9] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т.6,М,1955

стр. 451 - 452

[10] Кронберг И. Я., Отрывки и афоризмы. Харьков, 1830. ( 109

[11] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[12] Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.

[13] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[14] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[15]Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.