бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Карл Густав Юнг о творческой фантазии

последние напоминают отдельные личности. Коллективное бессознательное -

слой психики более глубокий, нежели личное бессознательное. По Юнгу, теория

кол-лективного бессознательного объясняла и появление духов в сознании

медиума, и распад личности шизофреника. Раньше говорили об «одержимости

бесами», прихо-дившими в душу извне, а теперь выясняется, что весь их

легион уже есть в душе. Наше сознательное «Я» есть один из элементов

психики, в которой имеются более глубокие и древние слои.

«Исследования показывают, что существует огромное количество способов,

которыми бессознательное не только влияет на сознание, но и полностью

управляет. Но существует ли доказательство того предположения, что поэт,

будучи в ясном сознании, может оказаться подвластным собственной работе?

Доказательство это может быть двух видов: прямое и косвенное. Прямым

доказательством может стать поэт, уверенный, что он знает, что он говорит,

но на деле говорящий больше, чем ему известно. Косвенные доказательства

можно обнаружить в тех случаях, когда за видимой доброй волей поэта стоит

высший императив, который вновь предъявляет свои безапелляционные

требования, если поэт волюнтаристски обрывает творческий процесс, или

наоборот, создает ему физические трудности, из-за которых работа должна

быть прервана против его воли.

Изучение людей искусства последовательно демонстрирует не только силу

творческого импульса, поднимающуюся из бессознательного, но также его

каприз-ный и своевольный характер. Нерожденное произведение в психике

художника - это природная сила, которая находит выход как благодаря

тираническому могуществу, так и удивительной изворотливости природы,

совершенно равнодушной к судьбе человека, который для нее представляет лишь

средство. Потребность творить живет и растет в нем, подобно дереву,

тянущемуся из земли и питающемуся ее соками. Мы не ошибемся, пожалуй, если

будем рассматривать творческий процесс как живое существо, имплантированное

в человеческую психику. На языке аналитической пси-хологии это живое

существо является автономным комплексом. Это отколовшийся кусок психики,

который живет собственной жизнью вне иерархии сознания» (4).

В 1907 году Юнг приезжает в Вену, встречается с Фрейдом (они

проговорили без передышки тринадцать часов подряд), и тот провозглашает

Юнга «коронным принцем» и «наследником», но Фрейд при этом остается

«королем».

Психоанализ осваивается ими не просто как совокупность научных знаний;

врачующий должен сначала исцелиться сам, проходя курс анализа с учителем.

Тех-ника психоанализа еще только вырабатывалась, «подопытными» были сами

психо-аналитики. Так что на споры по теоретическим вопросам накладывались

эмоцио-нальные конфликты. Фрейд, кстати, был какое-то время анализируемым у

Юнга, и внутренний разрыв ученика с учителем начался с того, что Фрейд, не

желая ронять свой авторитет, отказался сообщить Юнгу какие-то интимные

подробности своей жизни. В общем, отношения окрашивались в цвета семейной

драмы. Отсюда истери-ческие припадки у терявшего сознание Фрейда, видевшего

в стремлении Юнга к самостоятельности нечто вроде потаенного желания

отцеубийства...

Вводя понятие коллективного бессознательного, Юнг должен был четко

отде-лить свою концепцию от фрейдовского бессознательного. Он отказывается

видеть причину чуть ли не всех неврозов в «эдиповом треугольнике», но не

отрицает значи-мости для психоанализа индивидуальной истории человека. В

ней имеются общие для всех людей «стадии роста». Неврозы появляются обычно

в кризисные пере-ходные периоды (не только при переходе от детства к

юности, но и, например в сорок лет). Личностное бессознательной состоящее

из вытесненных «комплексов, забытых, либо никогда не преодолевавших порога

сознания представлений», - это результат жизненного пути человека.

Содержания коллективного бессознательного не просто никогда не входили

в сознание, «они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны

своим появлением исключительно наследственности». Есть, по Юнгу, глубинная

часть пси-хики, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу,

одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики

непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Они

же существовали задолго до появления сознания и продолжают преследовать

свои «собственные» цели, несмотря на развитие сознания. Коллективное

бессознательное есть результат родовой жизни, которая служит фундаментом

духовной жизни индивида. Юнг сравнивал коллек-тивное бессознательное с

матрицей, грибницей (гриб - индивидуальная душа), с подводной частью горы

или айсберга: чем глубже мы уходим «под воду», тем шире основание. От

общего - семьи, племени, народа, расы, то есть всего человечества - мы

спускаемся к наследию дочеловеческих предков. Как и наше тело, психика есть

итог эволюции. Психический аппарат всегда опосредовал отношения организма

со средой, поэтому в психике запечатлялись типичные реакции на

повторяющиеся условия жизни. Роль автоматических реакций и играют

инстинкты. Подобно любой другой науке, психология изучает не

индивидуальное, но всеобщее - универсальные закономерности психической

жизни необходимо открыть в индивидуальных проявлениях.

Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов,

но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием

врожденных программ, универсальных образцов. Архетипы суть прообразы,

праформы пове-дения и мышления. Это система установок и реакций, которая

незаметно определяет жизнь человека.

Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла. Она формирует

кристалл в растворе, выступая как поле, распределяющее частицы вещества. В

психике «вещес-твом» является внешний и внутренний опыт, организуемый

согласно этим врож-денным формам. Будучи «непредставимым», архетип в чистом

виде не входит в сознание. Подвергнутый сознательной переработке, он

превращается в «архе-типический образ», который ближе всего к архетипу в

опыте сновидений, галлю-цинаций, мистических видений. В мифах, сказках,

религиях, тайных учениях, произ-ведениях искусства спутанные,

воспринимаемые как нечто чуждое, страшное образы превращаются в символы.

Они становятся все более прекрасными по форме и всеоб-щими по содержанию.

«Воздействие архетипа, независимо от того, принимает ли оно форму

непос-редственного опыта, или выражается через слово, сильно потому, что в

нем говорит голос более мощный, чем наш собственный. Кто бы ни говорил в

первобытном образе, он говорит тысячью голосов; он очаровывает и

порабощает, и в то же время несет идею, которая через частное посылает нас

в область неизбывного. Он тран-смутирует нашу личную судьбу в судьбу

человечества и будит в нас благодатные силы, которые всегда помогали

человечеству спастись от любой опасности и пере-жить самую долгую ночь.

В этом секрет великого искусства и его воздействия на нас. Творческий

про-цесс, насколько мы можем его проследить, состоит в бессознательной

активации архетипического образа, и его дальнейшей обработке и оформлению в

законченное произведение. Неудовлетворенность художника ведет его назад к

тому первобыт-ному образу в бессознательном, который может лучше всего

компенсировать несоот-ветствие и однобокость настоящего. Ухватив этот

образ, художник поднимает его из глубин бессознательного, чтобы привести в

соответствие с сознательными ценнос-тями, и преобразуя его так, чтобы он

мог быть воспринят умами современников в соответствии с их способностями»

(4).

Подлинное искусство всегда обращалось к этим символам, чтобы передать

наиболее глубокие, универсальные мысли и чувства. Но искусство в известной

мере вторично - наиболее важным, существующим со времен возникновения

человека спо-собом символической переработки архетипов была мифология.

Подлинное искус-ство лишь открывает эти символы заново, дает «автохтонное

возрождение мифоло-гических мотивов». Скажем, если Фрейд интерпретировал

известную картину Лео-нардо да Винчи, где изображены Дева Мария, святая

Анна и ребенок Иисус, исходя из факта личной жизни Леонардо, что у того

были и родная и приемная матери, то Юнг указывает на вплетающийся в личную

жизнь Леонардо безличный мотив дуальной матери, встречающийся повсюду в

мифологии и религии мотив двойного рождения - земного и божественного - от

«дважды рожденных» в древности до сегод-няшних детей, которых не

«усыновляют» своими магическими благословениями или проклятиями феи, но у

которых, помимо родителей, есть крестный отец и крестная мать.

Юнг считал, что наше «Я» не является подлинным центром психики, его

счи-тает таковым только современный человек, сознание которого оторвалось

от бессо-знательного. Необходима «амплификация», расширение сознания,

постигающего свои глубинные основания. Этот процесс психического развития,

ведущий и к исчез-новению невротических симптомов, Юнг называл

«индивидуацией».

«Да, я признаю, меня одурачили. Книга была мной не понята и

наполовину, ничто в ней не казалось мне приемлемым, а это дает читателю

назойливое ощущение неполноценности... В 1922г. я уже осилил «Улисса», но

временно отложил книгу в растерянности и фрустрации. Сегодня она вызывает у

меня тоску, что и раньше. Почему же я взялся писать о ней?..

Единственным моментом, не подлежащим дискуссии, является факт десятого

переиздания книги и то, что ее автора или возносят до небес, или предают

анафеме. Он оказался меж двух огней противоборствующих сторон, и, таким

образом, являет-ся феноменом, который психология не может оставить без

внимания. Джойс оказал заметное влияние на своих современников, и это как

раз явилось причиной моего интереса к «Улиссу» (3).

Первый архетип, с которым сталкивается всякий человек в процессе

индиви-дуации, - Тень. Этот «сегмент психики» - еще не архетип

коллективного бессозна-тельного в подлинном смысле слова. Тень - это вся

совокупность вытесненных нашей психикой представлений о нас самих,

персонификация личного бессознательного. Тень автономна, это наш темный

двойник, и чем больше его подавление, чем идеаль-нее хочет выглядеть

человек в собственных глазах, тем большую Тень он отбрасы-вает.

Если Тень - наш двойник, то следующий архетип всегда персонифицируется

лицом противоположного пола. Это близнецы Анима и Анимус: женское начало -

в мужчине и мужское - в женщине. Анима, обитающая в бессознательном

мужчины, - чувственно капризное, сентиментальное, коварное и демоническое

существо. Она представляет собой источник иррациональных чувствований у

мужчины. Анимус, напротив, источник рациональных мнений, не подвергаемых

сомнению принципов, решительных суждений («так положено», «так принято» и

т. п.), то есть пред-рассудков, принимаемых женщиной за непреходящие

истины. Юнг обращает внима-ние на амбивалентность архетипических образов -

они лежат «по ту сторону» мо-ральных конвенций, добpa и зла. Анима может

предстать в виде русалки, ведьмы, сирены, лорелеи; Анимус является в

обличье колдуна, гнома или даже Синей Боро-ды. Это соблазнительные,

искушающие, опасные образы, но именно они придают витальность и

«душевность» мужчине, интеллектуальные способности, свободу от предвзятых

мнений - женщине.

В процессе индивидуализации Анима и Анимус постепенно одухотворяются,

совершается переход к «архетипу смысла», к самости, подлинному центру

психики. В отличие от лежащего на поверхности сознательного «Я». Происходит

возврат к персонификациям с чертами собственного пола.

Движение от «Я» к самости невозможно без универсальных символов. В

иные эпохи психотерапия не была нужна именно потому, что содержания

бессознательного представали как символы трансцедентного мира, лежащего за

пределами нашей души. Психология и психотерапия нужны современному

человеку, утратившему символический универсум. То, что мы сегодня

обнаруживаем в глубинах собствен-ной души, представало в традиционных

обществах как прекрасный, упорядоченный божественный космос.

Идеальное соединение сознания и коллективного бессознательного соверша-

ется через символ. Символы и ритуалы суть «плотины и стены, воздвигнутые

против опасностей бессознательного», они позволяют ассимилировать

колоссальную психи-ческую энергию архетипов. Стоит догматам затвердеть в

оторванности от опыта, как появляется опасность прорыва вод

бессознательного, они поднимаются все вы-ше, грозят захлестнуть сознание.

Человечество всегда стоит на границе с непод-властными ему силами, готовыми

вторгнуться в наш мир, приняв облик психической болезни, религиозного

фанатизма или политического безумия. Охраняют челове-чество «стены»

религиозно-мифологических символов. Когда был услышан крик «Великий бог Пан

умер!», это было предвестием гибели богов Эллады и Рима, а вместе с тем и

античного мира. Христианство пришло на смену язычеству, по-преж-нему

защищая от «жуткой жизненности, таящейся в глубинах души». Через тысячу лет

«стены» ослабли, началась Реформация, пробившая бреши в проецируемых на

внешний мир священных образах. Затем последовали рассудочное Просвещение, а

за ним - «ужасающие, если не сказать дьявольские, триумфы нашей науки». В

итоге европейское человечество лишилось «защитных стен», пребывает в

духовной нищете, прекрасный космос вновь превращается в хаос. Отсюда,

считает Юнг, и неврозы, и политическое идолопоклонство, и судорожные поиски

на Востоке того, что было утрачено у себя дома. Цивилизация, растерявшая

своих богов, свои мифы, по мне-нию Юнга, обречена, ибо миф устанавливает

жизненные координаты, придает суще-ствованию осмысленный характер.

Коллективное бессознательное - это противоположный сознанию, но связан-

ный с ним полюс психики - саморегулирующейся системы, в которой происходит

постоянный обмен энергией, рождающейся из борьбы противоположностей. Обо-

собление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия.

Отрыв сознания от бессознательного ведет к нарастающему давлению -

бессознательное стремится «компенсировать», снять обособленность сознания.

«Вторжения» коллек-тивного бессознательного могут вести не только к

индивидуальному или коллек-тивному безумию, но и к расширению

(«амплификации») сознания. Эта задача стоит перед психотерапевтом: пациент

постепенно овладевает своим бессознательным, переводит его на язык

символов, пластичных образов искусства и религии. В неожи-данных ситуациях,

когда сознание не может справиться с возникшими затруд-нениями,

бессознательное часто автоматически приходит на помощь, проявляет свою

компенсаторную функцию. Подключается вся энергия психики. Решение может

прийти, например, во сне. Нужно только уметь «слушать», что говорит

коллективное бессознательное.

«Улисс, много переживший странник, всегда стремился к своему родному

ост-рову, назад, к своей истинной самости, продираясь через восемнадцать

глав приклю-чений, и в конце концов ему удалось освободиться от мира

обманов и иллюзий, и теперь он, бесстрастный, может «наблюдать издалека».

Так он достиг того же, что и Будда или Иисус, и к чему стремится Фауст -

победы над миром дураков, освобож-дения от противоположностей. Улисс - бог-

создатель у Джойса, подлинный демиург, который освободился от оков

физического и ментального мира, и наблюдает его отстраненным сознанием. Он

для Джойса то же, что Фауст для Гете, или Заратустра для Ницше. Он - высшая

самость, возвратившаяся в свой божественный дом после слепого блуждания

самсары...

В Улиссе так мало чувств, что все эстеты должны быть в восторге. Но

давайте предположим, что сознание Улисса - не луна, а эго, обладающее

суждением, пони-манием и чувствующим сердцем. И тогда долгая дорога в

восемнадцать глав будет не только отличаться отсутствием удовольствий, но

станет дорогой на Голгофу; и замученный, обезумевший странник в конце

концов, на закате упадет в объятия Ве-ликой Матери, которая означает начало

и окончание жизни. За цинизмом Улисса кроется великое сострадание; он

знает, что боль мира ни красива, ни хороша, и, что еще хуже, безнадежно

несется сквозь вечность, повторяясь ежедневно, увлекая за собой в идиотском

танце человеческое сознание на часы, месяцы, годы...» (3).

«Мне бы никогда не пришло в голову классифицировать «Улисса» как про-дукт

шизофрении, - пишет Юнг. - Более того, подобный ярлык вообще ничего не

объясняет, а нас интересует, почему «Улисс» обладает столь мощным

воздействием на аудиторию, независимо от того, является ли его автор

шизофреником высокого или низкого уровня развития. «Улисс» заслуживает

звания наиболее патологического явления во всем искусстве модернизма. Он

«кубистичен» в самом глубоком смысле, поскольку лишает реальности наиболее

картину действительности, делая основным тоном произведения меланхолию

абстрактной объективности. Кубизм - не заболе-вание, а тенденция

представлять реальность определенным образом, который может быть либо

гротескно реалистичным, либо гротескно абстрактным. Клиническая ши-зофрения

в данном случае - чистая аналогия, основанная на том, что шизофреник

представляет реальность как если бы она была абсолютно чужда ему или же

наобо-рот, отчуждает себя от реальности. В современном искусстве это

явление не пред-ставляет заболевание индивидуума, но является коллективной

манифестацией нашего времени. Художник следует не личной цели, а скорее

течению коллективного сущест-вования, произрастающего не столько из

сознательной сферы, сколько из коллек-тивного бессознательного современной

психики. Вследствие того, что это коллектив-ный феномен, он приводит к

одинаковому результату в самых разных областях - в живописи, литературе,

скульптуре, архитектуре. Очень примечательно, что один из духовных отцов

модернистского движения - Ван Гог - в самом деле был шизо-фреником...» (3).

Под фантазией Юнг подразумевал два различных явления, а именно:

во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста его

работы в каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать

выражение «фантазия». Под фантазией в смысле «фантазмы» Юнг понимал

комплекс представ-лений, отличающихся от других комплексов представлений

тем, что ему не соответ-ствует никакой внешней реальной объективной

данности. Хотя первоначально фантазия может покоиться на вспоминающихся

образах действительно имевших место переживаний, все же ее содержание не

соответствует никакой внешней реаль-ности, но остается, по существу,

выходом творческой активности духа, деятель-ностью или продуктом комбинации

психических элементов, оккупированных энер-гией. Поскольку психическая

энергия может подвергаться произвольному направ-лению, постольку и фантазия

может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по крайней

мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация

сознательных элементов. Однако такой случай является искусственным и только

теоретически значимым экспериментом. В повседневном психологическом опыте

фантазия в большинстве случаев или вызывается вследствие настороженной

интуитивной установки, или же является вторжением бессознательных

содержаний в сознание.

Можно различать активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуи-

цией, т. е. установкой направленной на восприятие бессознательных

содержаний, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при

совершенно пас-сивной установке познающего субъекта. Такие фантазии

принадлежат к психическим «автоматизмам» . Эти последние фантазии могут

появляться лишь при наличии относительной диссоциации в психике, потому что

их возникновение требует, чтобы существенная часть энергии уклонилась от

сознательного контроля и овладела бес-сознательными содержаниями.

Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бес-

сознательном, противоположного сознанию, процесса, который содержит в себе

приблизительно столько же энергии, сколько и в сознательной установке, и

который поэтому способен проломить сопротивление последней. Напротив,

aктивнaя фанта-зия обязана своим существованием не только и не односторонне

интенсивному и противоположному бессознательному процессу, но настолько же

склонности созна-тельной установки воспринимать намеки или фрагменты

сравнительно слабо под-черкнутых бессознательных связей и, преобразуя их

при помощи ассоциирования параллельных элементов, доводить их до полнейшей

наглядности.

СФледовательно, при активной фантазии дело отнюдь и не всегда сводится к

диссоциированному душевному состоянию, но, скорее, к положительному участию

сознания. Если пассивная форма фантазии нередко носит на себе печать болез-

ненного или, по крайней мере, ненормального, то ее активная форма

принадлежит нередко к высшим проявлениям человеческого духа, так как в ней

сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном общем

объединяющем произ-ведении. Фантазия, сложившаяся так, мoжeт быть высшим

выражением единства известной индивидуальности и даже создавать эту

индивидуальность именно при помощи coвepшeннoго выражения ее единства.

Как в сновидении ( которое есть не что иное, как пассивная фантазия), так

и в фантазии следует различать явный и скрытый смысл. Первый выясняется из

непо-средственного созерцания фантастического образа, этой непосредственной

мани-фестации фантастического комплекса представлений. Конечно, явный смысл

почти и не заслуживает названия - в фантазии он всегда оказывается гораздо

более развитым, чем в сновидении - это, вероятно, должно проистекать из

того, что сонная фантазия обычно не нуждается в особой энергии для того,

чтобы действенно противостоять слабому сопротивлению спящего сознания, так

что уже мало противоположные и лишь слегка компенсирующие тенденции могут

дойти до восприятия. Напротив, бодрствующая фантазия уже должна располагать

значительной энергией для того, чтобы преодолеть тормозящее сопротивление,

исходящее от сознательной уста-новки. Чтобы бессознательная

противоположность дошла до сознания, ей необхо-димо быть очень важной. Если

бы эта противоположность состояла лишь в неясных и трудно уловимых намеках,

то она никогда не смогла бы настолько завладеть вни-манием, т.е.

сознательным либидо, чтобы прорвать связь сознательных содержаний. Поэтому

бессознательное содержание приковано к прочной внутренней связи, кото-рая

именно и выражается в выработанном явном смысле.

Явный смысл всегда имеет характер наглядного и конкретного процесса,

однако последний, вследствие своей объективной нереальности, не может

удовлетворить сознания, притязающего на понимание. Поэтому оно начинает

искать другого значения фантазии, - ее толкования, т. е. скрытого смысла.

Хотя существование скрытого смысла фантазии сначала вовсе не достоверно и

хотя вполне возможно оспаривать даже и саму возможность скрытого смысла,

однако притязание на удовлетворительное понимание является достаточным

мотивом для тщательного исследования. Это отыскание скрытого смысла может

сначала иметь чисто кауза-кальную природу, при постановке вопроса о

психологических причинах возникно-вения фантазии. Такая постановка вопроса

ведет, с одной стороны, к поводам, вызвавшим фантазию и лежащим далее,

позади; с другой стороны, к определению тех влечений и сил, на которые

энергетически следует возложить ответственность за возникновение фантазии.

Такого рода толкование Юнг назвал редуктивным.

Со временем, пишет Юнг, мы были вынуждены значительно расширить наше

понимание скрытого смысла фантазии прежде всего в смысле причинности: психо-

логию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него

самого, но надо ясно понять, что его индивидуальная психология обусловлена

современными ему историческими обстоятельствами и как именно. Она не есть

лишь нечто физио-логическое, биологическое или личное, но и некая проблема

истории того времени. И потом, никакой психологический факт никогда не

может быть исчерпывающе объяснен только из одной своей причинности, ибо в

качестве живого феномена он всегда неразрывно связан с непрерывностью

жизненного процесса, так что, хотя он, с одной стороны, есть всегда нечто

ставшее, с другой стороны, он все же есть всегда нечто становящееся,

творческое.

«Пророки всегда со всем несогласны и отличаются дурными манерами, но, как

говорится, они иногда чешут в затылке. Существуют, как известно, большие и

малые пророки, а к каким принадлежит Джойс, решать истории. Как всякий

истинный про-рок, художник является рупором психических тайн своего

времени, зачастую таким же бессознательным как лунатик. Он думает, что он

сам говорит, но на деле слово берет дух времени, а истинность того, что он

произносит, познается по результату... «Улисс» - человеческий документ

нашего времени, который, что особенно важно, содержит секрет... Книга мне

кажется написанной в ясном сознании; это не сон, и не выброс

бессознательного... Но потрясающей особенностью «Улисса» является абсо-

лютное ничто, которое открывается за тысячной завесой; оно не принадлежит

ни миру духа материи, ни духу и холодно взирает на нас из глубин космоса,

подобно Луне, позволяя комедии рождения и разрушения идти своим чередом...

Какой такой бережно хранимый секрет может скрываться с невиданным упорством

на протяже-нии семисот тридцати пяти бесконечных страниц?.. Тайна нового

космического сознания; и она открывается не тому, кто, исполненный

внимания, пройдет путем всех семиста тридцати пяти страниц, но тому, кто

сможет на протяжении семиста тридцати пяти дней смотреть на мир и на себя

глазами Улисса. Это пространство времени, в любом случае, должно быть

понято символически - «время, времена и еще полвремени» - иначе говоря,

неопределенный период; но достаточный для того, что-бы произошла

трансформация. Отделение сознания может быть выражено Гоме-ровским образом

Одиссея, плывущего между Сциллой и Харибдой, между смыкаю-щимися скалами

мировой материи и духа...» (3).

Итак, объединяя все вместе, Юнг считает, что фантазию следует

понимать и каузально, и финально. Для каузального объяснения она есть такой

симптом физио-логического или личного состояния, который является

результатом предшествующих событий. Для финального же объяснения, фантазия

есть символ, который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося

материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию

психологического развития. Так как активная фантазия составляет главный

признак художественной деятельности духа, то худож-ник есть не только

изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения

имеют ценность символов, предначертывающих линии будущею развития. Более

ограниченное или более общее социальное значение символов зависит от более

ограниченно, или более общей жизнеспособности творческой индивидуальности.

Чем ненормальнее, т. е. чем нежизнеспособнее индивидуальность, тем

ограниченнее соци-альное значение созданных ею символов, хотя бы эти

символы и имели для данной индивидуальности абсолютное значение.

Оспаривать существование скрытого смысла фантазии можно только тому, кто

полагает, что естественный процесс вообще лишен удовлетворительного смысла.

Между тем естествознание уже выделило смысл естественного процесса в форме

законов природы. Признано, что законы природы суть человеческие гипотезы,

уста-новленные для объяснения естественного процесса. Но, поскольку

удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным процессом,

постольку мы имеем право говорить о смысле совершающегося в природе. И

поскольку нам удается уста-новить закономерность фантазий, постольку мы

имеем право говорить и об их смысле. Однако найденный смысл лишь тогда

удовлетворителен, или, другими сло--вами, установленная закономерность лишь

тогда заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность

фантазии. Есть закономерность при естественном процессе и закономерность

самого естественного процесса. Это закономерно, например, что человек видит

сновиденья, когда спит, однако это не такая закономерность, которая

высказывает нечто о сущности сновидений. Это простое условие сновиде-ния.

Установление физиологического источника фантазии есть лишь простое условие

ее существования, а отнюдь не закон ее сущности. Закон фантазии, как

психологи-ческого феномена, может быть только психологическим законом.

Мы подходим теперь ко второму пункту объяснения понятия фантазии,

а именно к понятию воображающей деятельности. Фантазия, как воображающая

дея-тельность, писал Юнг, есть просто непосредственное выражение

психической жизне-деятельности, психической энергии, которая дается

сознанию не иначе, как в форме образов или содержаний, подобно тому, как и

физическая энергия проявляется не иначе, как в форме физическогo состояния,

физическим путем раздражающего орга-ны чувств. Подобно тому как всякое

физическое состояние с энергетической точки зрения есть не что иное, как

система сил, точно так же и психическое содержание с энергетической точки

зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система сил. Поэтому с

этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве фантазмы есть не

что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться

сознанию иначе, как именно в форме образа. Фантазма есть idee-force.

Фантазиро-вание, как воображающая деятельность, тождественно с течением

процесса психи-ческой энергии.

У современного человека, утратившего религиозно-мифологические «замес-

тители» архетипов, вторжения бессознательного ведут и к психозам, и ко

всякого рода лжепророчествам. Прорвавшись в сознание со всею силой, архетип

властно предписывает инициативу, как действовать, мыслить, чувствовать.

Поскольку опыт архетипа нуминозен, то он воспринимается как нечто абсолютно

значимое. Происхо-дит «инфляция сознания» сначала у всяких «вождей»,

становящихся медиумами до - или сверхчеловеческих сил. Их лжепророчество

захватывает массы, у которых те же архетипы уже пребывают в активированном

состоянии. Факельные шествия и пара-ды, коллективный экстаз идолопоклонства

ведут к удушению индивидуального, к моральной дегенерации общества. Ведь

мораль связана с выбором, с ответствен-ностью индивида. Чем больше власть

охваченных коллективным безумием толп, тем сильнее государственное давление

на всех критически мыслящих, тем больше заявля-ют о себе всеобщее

усреднение, аморальность, глупость.

Правда у «вождей» этих толп в сознание вошли те же архетипы, что

«расши-ряют» сознание гениального художника, ученого, поэта или пророка.

«Черная благо-дать бесноватости» какого-нибудь фюрера и высшие достижения

человеческого творчества обязаны своим происхождением одному и тому же

источнику. Все разли-чие в том, что у подлинного пророка сознание не

поглощается без остатка архети-пическим образом, а, напротив, символически

его перерабатывает. Лжепророк отож-дествляет свое сознание с архетипом,

отсюда - «инфляция» его сознания и морали, он превращается в марионетку

бессознательных сил.

Юнг вовсе не был сторонником растворения разума в «расовой душе» и весь-ма

критически относился к фашизму; обвинения его в том, что он был чуть ли не

нацистом, переписываемые иными нашими авторами у фрейдистов, лишены всякого

основания. Но остается тот факт, что Юнг не может различать по содержанию

пророчество и одержимость бесами, творчество великого художника и

мистические судороги духа, истинную и ложную философскую доктрину.

«Я психиатр, а это предполагает профессиональную предвзятость по отнош-ению

к любым психическим проявлениям. Вследствие этого я должен предупредить

читателя: трагикомедия среднего человека, холодная и темная сторона жизни,

скука и серость духовного нигилизма в целом служат мне хлебом насущным...

«Улисс» поворачивается ко мне спиной. Он не сговорчив, он предпочитает идти

в вечность, насвистывая под нос свой бесконечный мотивчик, - мотивчик, зна-

комый мне до слез... Но это не просто одна сторона вопроса - это

симптоматика! Здесь все знакомо... Даже для адвоката не составит трудности

провести аналогии между «Улиссом» и ментальностью щизофреника. Аналогия,

напротив, настолько подозрительна, что нетерпеливый читатель тут же

отбросит книгу в сторону, поста-вив диагноз: «шизофрения». Для психолога

аналогия, безусловно, поразительна, однако он не сможет не отметить тот

факт, что отличительная особенность компози-ций больного человека здесь

отсутствует напрочь... Но у психиатра не хватает крите-риев для оценки

подобной личности. То, что кажется психическим нарушением, мо-жет оказаться

разновидностью психического здоровья, неподдающейся обычному пониманию; это

может также оказаться маскировкой более высокой степени разви-тия

мышления...» (3).

Как ученый, Юнг оставил след в нескольких разделах психологии, велика

его роль в развитии не только психоанализа, но и психотерапии в целом.

Гипотеза о коллективном бессознательном Юнга остается в рамках науки, она

не подтверждена, но пока что и не опровергнута окончательно. Человеческая

психика - не «чистая доска», и в задачи психолога вполне может входить

изучение априорных предпо-сылок опыта, которые бессознательны. В каком

соотношении находятся унаследованные генетически образы поведения,

восприятия, речи и наследуемые посредством культурно-исторической памяти -

это вопрос, к которому и сегодня с различных сто-рон подходят этологи,

лингвисты, психологи, этнографы и историки.

Литература:

Руткевич А. Карл Густав Юнг // Знание - сила. - 1989. - С.67-73.

Юнг К. Психологические типы. Пер. с нем. - М., 1996. - С.672-844.

Юнг К. Монолог «Улисса» // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство.

Пер. с англ. - М., 1996. - С.55 -85.

Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К., Нойманн

Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. - М., 1996. - С.9-30.

Юнг К. Пикассо // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ.

- М., 1996. - С.85-95.

Юнг К. Психология и литература // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и

искусство. Пер. с англ. - М., 1996. - С.30-55.

Словарь

Амбивалентность - двойственность переживания, когда один и тот же объект

вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любви и

ненависти, удовольствия и неудовольствия.

Амплификация - стилистическая фигура: нагнетание в тексте повторяющихся

однородных конструкций (слов), синонимических тропов.

Априори - понятие логики и теории познания, характеризующее знание,

предшест-вующее опыту и независимое от него.

Архетип - прообраз, идея. У Юнга - изначальные, врожденные психические

струк-туры, образы(мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного

бессозна-тельного и лежащие в основе сновидений, мифов, сказок.

Демиург - мастер, творец, в философии - созидающее начало.

Дильтей Вильгельм - немецкий историк культуры и философ-идеалист, развил

учение об интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Дуализм - двойственный, философское учение, исходящее из признания двух

начал - духа и материи, идеального и материального.

Индивидуация - выделение единичного и индивидуального из всеобщего; у Юнга

- процесс становления личности, ее созревание в результате ассимиляции

сознанием содержания личности и коллективного бессознательного.

Каузальность - то же, что причинность.

Кьеркегор (Киркегор) С. - датский теолог, философ-иррационалист, писатель.

Противопоставил «объективизму» диалектики Гегеля субъективную («экзистен-

циальную») диалектику личности, проходящей три стадии на пути к богу:

эстети-ческую, этическую и религиозную.

Редукция - упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, пони-

маемому для анализа или решения.

Трансцедентный - (запредельный), в философии - выходящее за пределы возмож-

ного опыта и недоступное теоретическому познанию (например, идея бога,

души, бессмертия).

Фрустрация - (обман, неудача), психологическое состояние, возникает в

ситуации разочарования, неосуществления цели, потребности.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.