бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Итальянское возрождение

Итальянское возрождение

Министерство образования РФ

Институт Мировой Экономики и Информатизации

РЕФЕРАТ

по культурологии

на тему: «Итальянское Возрождение»

Научный руководитель: Малькова Т. П.

Выполнил студент

МОСКВА, 2002.

Введение

1. Гуманизм и его недостатки

2. Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Боккаччо Джованни

3. Высокое возрождение

4. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти

5. Внутренний мир человека в поэзии

6. Лженаука и естествознание

7. Позднее Возрождение и его угасание

Введение.

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который

пришёлся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII

в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод

французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с

античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в

эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с

Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями,

различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры.

Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они

коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных

римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями

итальянской городской интеллигенции.

Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных

в экономическом отношении и наиболее демократических по своему

политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не

просто пассивно усваивала, но перерабатывала её по-своему, формулируя своё

новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого

мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры —

гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в

центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а

не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В

гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места.

Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто

«греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как

самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно

реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В

противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в

мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и

настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них

была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество

человеческого разума и просвещения. В итальянском обществе пробудился

глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории

и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция.

Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.

Гуманизм и его недостатки.

Я – мост, ведущий в Ад и в Рай…

Рассмотрим теперь, к какому разряду принадлежали люди, впервые

связавшие настоящее с древностью и положившие эту древность в основание

новой образованности.

Предтечами этих новых людей были ещё странствующие клерики XII века. Мы

видим здесь такое же скитальческое существование, такое же свободное, и

даже более чем свободное, воззрение на жизнь и те же зачатки античной

поэзии. Но на место средневековой образованности, носящей по преимуществу

духовный характер и культивируемой духовными лицами, выступает новое

течение, в основе которого лежит стремление ко всему, что находится за

пределами Средних веков. Активные представители нового направления

приобретают выдающееся индивидуальное значение благодаря тому, что знают

то, что знали древние, стараются писать, как писали древние, начинают

мыслить и вскоре также воспринимать впечатления так, как мыслили и

воспринимали древние. Традиции, которым они посвящают свою деятельность,

проникают в жизнь всё активнее.

Но у гуманизма были и недостатки. Новые писатели часто скорбят о том,

что гуманизм и возрождение древности помешали развитию национальной

итальянской образованности, заметно проявлявшейся во Флоренции около 1300-

го года. Тогда, говорят они, во Флоренции все умели читать, даже погонщики

ослов пели дантовские канцоны, и лучшие из сохранившихся итальянских

манускриптов – дело рук флорентийских писцов; тогда, говорят, было возможно

возникновение популярной энциклопедии вроде “Tesoretto” Брунетто Латинни, и

всё это являлось результатом активного участия граждан в государственных

делах, широкой торговли и путешествий. Флоренция процветала, потому что в

ней не знали, что такое праздность. Дарования флорентийцев высоко ценились

в целом мире, их услугами все пользовались. С усилением гуманистических

течений, по мнению недовольных этим явлением, начиная с 1400-го года

национальные стремления исчезают, решения всех проблем с той поры ищут

только у древних, а потому вся литература склоняется к одним только

цитатам. Даже падение свободы связывают с увлечением классической

древностью, навязавшей современникам рабское поклонение авторитету, и

литература древних заслужила особое расположение и покровительство

итальянских деспотов, потому что она рисует картину уничтожения

муниципальных прав.

Тем не менее, культура XIV века в силу внутренней необходимости

стремилась воспринять гуманизм, а величайшие итальянские гении, само по

себе наиболее национальные, широко открыли двери гуманизму и очистили путь

для его завоеваний в XV веке. Самыми яркими фигурами этого времени,

несомненно, являются поэты Данте, Петрарка и Боккаччо.

Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Боккаччо Джованни

Оставь надежду, всяк сюда входящий…

Данте жил в Италии в те времена, когда итальянские города отстояли

независимость в борьбе с Папой Римским и немецким императором и

превратились в богатые и процветающие республики. Генуя и Венеция

прославились своими мореплавателями и купцами, Флоренция — ремесленниками и

банкирами.

Внутри каждого города шла напряженная борьба. Разбогатевшие горожане,

получившие прозвище «жирный народ», притесняли мелких ремесленников,

которых называли «тощим народом». Знатные роды враждовали между собой. Еще

со времен борьбы против германского императора возникли две партии —

гвельфы, выступавшие против императора и поддерживавшие Папу Римского, и

гибеллины, союзники императора и противники Папы. Даже после установления

независимости каждая из них преследовала свои цели.

Это бурное время и дало миру Данте, великого поэта, которого называли

последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем

итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции, в дворянской

семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь

своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сделала его

поэтом.

Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже

неотразимую красавицу. Детская влюбленность превратилась в романтическую

любовь. Беатриче вскоре умерла и навсегда осталась для своего возлюбленного

идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. В

стихах он оплакивал и ее уход из этого мира.

Данте участвовал в политической борьбе. Партия гвельфов, к которой он

принадлежал, раскололась на белых и черных гвельфов. Белые гвельфы

выступали против Папы Римского. Данте примкнул к ним. Победа оказалась на

стороне черных гвельфов. Данте пришлось бежать из родного города. Его

заочно приговорили к сожжению на костре.

За годы скитаний он терял друзей, страдал от коварства и измены, искал

любви и счастья, верности и дружбы, надеялся и боролся. Ему так и не

пришлось вернуться во Флоренцию, куда он стремился всей душой. Даже когда

он стал знаменитейшим из поэтов, гордостью Италии, ему разрешили вернуться

на родину на таких унизительных условиях, что он гордо отказался.

Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в главное

произведение – поэму под названием «Комедия». В этой поэме он рассматривает

античный и христианский мир, правда, не на равных, но постоянно проводит

между ними параллель. Подобно тому, как в ранний период Средних веков

обычно сопоставляли между собою различные типы и образы Старого и Нового

Завета, так Данте в обосновании своих идей пользуется большей частью и

языческим и христианским сравнением. Позже за совершенство поэму стали

называть «Божественной комедией». Данте описал в своей поэме ад, чистилище

и рай, населив их душами своих современников. В мировой поэзии

«Божественная комедия» сравнима только с поэмами Гомера, а из произведений

нового времени — с поэмами Гете и Пушкина. Несколько веков спустя Бальзак

назвал собрание своих романов «Человеческой комедией».

Почти сразу же после Данте в Италии появились еще два поэта, чьи имена

вошли в мировую литературу. Это Петрарка и Боккаччо.

Петрарка живет доныне в памяти большинства человечества как великий

итальянский поэт, но слава его среди современников заключалась гораздо

больше в том, что он, так сказать, олицетворял в себе классическую

древность, умел искусно подражать всем видам латинской поэзии, своими

историческими произведениями старался сделать древнюю ученость доступной

всем и писал «послания» или рассуждения об отдельных предметах древности,

не имеющие большой ценности для нас, но значение которых вполне понятно в

то время, когда ещё не было никаких руководств.

Петрарка, как и Данте, был флорентийцем. Его отец принадлежал к партии

белых гвельфов, и когда-то вместе с Данте ему пришлось бежать из Флоренции.

Петрарка тоже многие годы провел в скитаниях по Италии. Его лирические

стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его,

чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском

холме его увенчали лавровым венком. Как и Данте, Петрарку считают

создателем итальянского литературного языка.

Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной возлюбленной –

Лауре, которую он видел всего один раз и которая вдохновила его на

возвышенную любовь. В другом известном произведении – поэме «Триумфы» -

Петрарка в образной форме описал победу любви над человеком, целомудрия над

любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и

вечности над временем.

Имя Лаура, как и имя Беатриче, стало символом любви, нарицательным

именем возлюбленной поэта. Имя самого Петрарки — символом поэта любви.

Боккаччо был незаконнорожденным сыном флорентийского купца и

француженки. Родился он в Париже в 1313-м году, детство и вся его жизнь

прошли в Италии. Десятилетним мальчиком отец отдал его к купцу, чтобы сын

научился торговать. Вместо торговых счетов Боккаччо с детских лет писал

стихи. Купец понял, что торговца из его ученика не получится, и отправил

его обратно к отцу. Отец заставил сына еще восемь лет просидеть за

купеческими книгами расходов и доходов. Юноша оказался настойчивым, и отец

разрешил ему изучать право, надеясь, что сын получит профессию юриста.

Боккаччо подружился с Петраркой и по-прежнему находил время для стихов.

Позже Боккаччо стал известен и как дипломат. Он бывал при дворах многих

итальянских князей и правителей с различными дипломатическими поручениями.

Пользуясь своей известностью и авторитетом, Боккаччо убедил правительство

Флоренции открыть специальную кафедру для изучения трудов и произведений их

великого земляка Данте, которого они некогда изгнали из родного города,

Боккаччо издал первую биографию великого поэта, он же впервые назвал его

знаменитую поэму «Божественной комедией».

Боккаччо написал много стихов и сочинений. Среди них трактаты «О

знаменитых женщинах», «О несчастьях знаменитых людей». Но в мировую

литературу он вошел как автор «Декамерона», сборника новелл. В книге их

ровно сто, повествующих о том, как семь дам и три юноши собрались на

загородной вилле и десять дней рассказывали друг другу истории о любви.

Создавая свои новеллы, Боккаччо обработал известные притчи и анекдоты о

любви, представив их как бы в новом виде (поэтому их и называют новеллами,

что переводится с итальянского как «новости»). «Декамерон» стал

своеобразной энциклопедией любви. Слава Боккаччо затмила славу многих

писателей и философов.

Боккаччо выше всего ценил поэзию Данте и Петрарки. Он считал Петрарку

своим близким другом; когда поэт ушел из жизни, Боккаччо заболел и через

некоторое время умер от печали.

Стихи Данте и Петрарки пережили многие века. Они и сейчас трогают и

волнуют любителей поэзии. «Декамерон» Боккаччо и сегодня стоит на полке

рядом с книгами его великих современников, а раскрывают его, пожалуй, чаще,

чем «Божественную комедию» Данте или сонеты Петрарки.

Высокое Возрождение.

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость

богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер

художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся

общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на

основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура

Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в

итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного

развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма,

достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической

личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и

созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой

наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое

осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы

и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на

неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля.

Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих

мастеров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо,

Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о

любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились

своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой

деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали

характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и

художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности,

создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую

роль в культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-

аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.

Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В

стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей,

привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и

историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими

средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей

Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский

двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция

государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то

же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником

средств существования, налагала определенную печать на их творчество,

заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития,

ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в

зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже

дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже

героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими

ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко

проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый

взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками

идеального земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны

прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми,

ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более

очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал

кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим

связано появление маньеризма — нового художественного направления в

литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали

подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая

фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя

грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому

использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая

виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами.

Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности,

рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала

ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это

направление получило распространение преимущественно в придворно-

аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные

задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи

палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов,

скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов.

К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное

направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры

оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Пожалуй, одной из самых ярких фигур Ренессанса можно без преувеличения

назвать художника, скульптора, архитектора и учёного Леонардо да Винчи.

Леонардо родился в 1452-м году в небольшом городке Винчи недалеко от

Флоренции. Леонардо из Винчи – так он подписывал свои картины, обессмертив

маленький городок, который стал известен благодаря Леонардо едва ли не

больше, чем все столицы мира.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Заметив

способности сына к живописи, отец отдал его в учение к флорентийскому

скульптору и художнику Андреа Верроккио. Шесть лет Леонардо постигал

ремесло. Верроккио поручил ему написать на своей картине «Крещение Господа»

одного из ангелов. По сравнению с ангелами, написанными Леонардо, вся

остальная картина казалась примитивной. Поняв, что ученик намного превзошёл

его, Верроккио навсегда оставил живопись и больше никогда не брал кисть в

руки.

В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. В те годы

Флоренцией правил потомок банкиров, щедрый покровитель искусства, Лоренцо

Медичи Великолепный. Ему больше всего нравились картины Боттичелли. При

дворе Лоренцо Леонардо не нашёл применения своим талантам и уехал в Милан.

Там он прожил семнадцать лет и прославился как художник, скульптор и

великий инженер-изобретатель. Леонардо всегда хотел превзойти всех и во

всём. Он был красив и силён, мог руками ломать подковы, не имел равных в

фехтовании, и ни одна женщина не могла устоять перед ним. Леонардо жаждал

попробовать себя во всех областях деятельности. Он занимался архитектурой,

придумал танк и вертолёт, написал исследования по математике, анатомии,

ботанике. Может быть, он был самым разносторонним гением, когда-либо жившим

на земле.

И всё-таки в истории человечества он остался в первую очередь как

художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная вечеря» –

вершина философской живописи. В позах, жестах, лицах двенадцати человек

великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей.

«Тайная вечеря» Леонардо так содержательна и глубока, что, глядя на неё,

можно написать исследование по психологии или трактат по философии. Другая

всемирно известная работа великого мастера – портрет Моны Лизы –

«Джаконда». Её улыбке приписывают колдовскую силу, слава картины так

велика, что многие считают целью жизни увидеть её.

Леонардо был далёк от политических событий своего времени – борьбы

партий, городов. Флорентинец, он жил в Милане, враждовавшим с Флоренцией,

потом снова вернулся на родину, а в конце жизни принял приглашение

французского короля Франциска I и прожил остаток своих дней в королевском

замке Клу около города Амблуаза. Обычная жизнь с её суетой и борьбой

казалась Леонардо незначительной в сравнении с его замыслами. Он умер в

1519-м году, оставив четырнадцать томов рукописей. Часть из них не понята и

не расшифрована до сегодняшнего дня.

Другой гигант Возрождения – Микеланджело Буонарроти – не стремился

проявить себя во всех областях искусства и науки, подобно Леонардо. Но как

скульптор и живописец он, может быть, даже превзошёл своего великого

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.