бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исторические и духовные истоки христианства

Исторические и духовные истоки христианства

План

План

1. Введение 3

2. Исторические и духовные истоки христианства 6

2.1. Исторические истоки 7

2.2. Духовные истоки 11

3. Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

Проблемы возникновения и ранней истории христианства имеют большое

значение для познания социальной роли христианской религии и церкви не

только у древних, но и у современных народов.

О происхождении христианства написано огромное, по существу

необъятное коли-чество книг, статей и других публикаций. На этом поприще

трудились и христианские ав-торы, и философы-просветители, и представители

библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об

историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,

имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое

место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и

государств.

Христианство – (Christos – помазанник, греч.) одна из так называемых

мировых ре-лигий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство

распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в

результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем

Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о чис-ленности

последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: иску-

пительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа,

страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое Христианство? Если говорить совсем коротко, это

религия в осно-ве, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог

пришел в мир. Он родился, по-лучил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,

страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение

из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила

начало новой, европейской цивилизации. Никто в мире не оказывал такого

влияния на нас, как человек по имени Иисус. Происходит это, конечно,

потому, что Иисус Христос был не просто человеком, Он был Богом, ставшим

человеком, ради искуп-ления всего мира. В Библии дается объяснение пути

спасения, который осуществляется благодатью через веру во Христа, а не

добрыми делами.

Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным

делом Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. В этом и есть

отличие христи-анства от всех других учений: оно зиждется не просто на

системе взглядов или заветах своего Основателя, а на опыте постоянного

живого общения с Ним Самим. Христос ска-зал: «Я с вами во все дни до

скончания века». Его приход в мир – высшая точка диалога между Богом и

людьми, встреча, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней

открыт для каждого.1

Господь обращается к душе человека как ее божественный Учитель, ее

Друг и Воз-любленный. Его призыв и наш ответ есть тайна, зарождающаяся в

сокровенных глубинах сердца.

Сам Христос учил о необходимости молиться в тиши уединения. Но в то

же время Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя

Его. Он основал Свою Церковь как новый, небывалый вид человеческой

общности, создал единство лю-дей, живущих в Нем, в Его Духе, в Его

присутствии.

Христианство восприняло черты и элементы многих более древних

религий, в его культе мы обнаруживаем явные признаки восточных

древнегреческих и римских культов. Это прежде всего относится к устройству

богослужений. Основой христианского культа, в котором объединяются все

элементы религии – представления (мифология), действия (культ) и эмоции,

является богослужение (литургия). Во время литургии совершается таинство

причащения. Не отрицая храмового богослужения, не упраздняя ритуалов, Гос-

подь учил, что «важнейшее» - это справедливость, милосердие и вера. Она дал

пример непосредственной сыновней молитвы, которая дороже Отцу любых

всесожжений и жертв.

Исключительно важную роль в богослужении играет церковный хор,

обладающий

свойством превращать литургию в оперу.

1. Протоиерей А.Мень «Таинство, Слово и Образ», Ленинград, 1991, с.7

Общим ритуалом, характерным для всех религий, является молитва. Ей

придается особое значение, так как без нее не может быть и веры в Бога.

Человек, творящий ее, ве-рит, что каждое его слово доходит до престола

Божьего, и что только Бог решает, как от-ветить на просьбу верующего:

помочь или отказать. В исполнении христианской молитвы главными являются

крестное знамение – изображение креста рукой – и поклоны. Крест-ное

знамение – это молитвенный символ, знак. Верующий складывает пальцы правой

ру-ки (у православных – большой, указательный и средний, у католиков – вся

ладонь, у ста-рообрядцев – указательный и средний) и касается ими лба,

груди, правого и левого плеча и склоняет голову. Молятся обычно перед

иконами и адресуют молитву тому образу, ко-торый на ней изображен:

Богородице, Николаю-угоднику, Иисусу Христу. Обязательны молитвы утром,

перед едой и после еды, особенно усердно молятся на ночь.

Христианские храмы являются жилищем богов. В каждом храме свой хозяин:

Иисус, Богородица, апостол Петр, евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн,

святые угодники… Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого

ведет свое на-чало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг

мученика. Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена,

поскольку «храмовая» икона обычно помеща-ется в особом киоте справа.

Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа

Спасителя или в воспоминание праздников. Христианские храмы повторяют

конструкцию античных греческих театров, где вместо сцены – алтарь, а хоры,

амвон, кли-росы играют ту же роль, что и в театре. С очень ранних времен

стало принято молиться, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и

христианами. Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать

алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне.

Мы приближаемся к храму. Еще издали слышны звуки благовеста. Воздух

как бы наполнен голосом большого колокола, к которому вскоре присоединяется

перезвон дру-гих колоколов. Это не просто «гонг», созывающий людей в

церковь, а мелодия, одухотво-ряющая окрестности храма, напоминающая о

молитве тем, кто занят трудом или нахо-дится в пути, кто погружен в

монотонность будней. Большой смысл заключен в названии «благовест», ибо

колокольный звон – своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог

церкви; он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит

уснувшую совесть. Постепенно возникли большие наборы колоколов, для которых

стали строить специальные звонницы и колокольни. С помощью этих наборов

можно было исполнить сложные музыкальные произведения.

В каждой религии есть свой свод главных догматов, называемый символом

веры. Он составляет основы вероучения какого-либо религиозного течения или

церкви и прини-мается слепо, без доказательств.

Христианский (православный) символ веры провозглашает веру в

триединого Бога: Бога-отца, сотворившего мир; Бога-сына, сошедшего на

землю, родившегося от девы Ма-рии, распятого на кресте, воскресшего после

смерти и вознесшегося на небо, чтобы прий-ти вторично на землю и судить

всех живых и мертвых; Бога – духа Святого, исходящего от Бога-отца, а по

учению католицизма – и от Бога-сына. Символ веры требует признания вечной

загробной жизни.

Православный символ веры (12 догматов и семь таинств) был выработан в

течение долгой и упорной борьбы различных течений и утвержден на Никейском

(325 г.) и Константинопольском (381 г.) вселенских соборах. Никейский собор

сыграл огромную роль в становлении христианства: он не только подвел черту

под полемикой вокруг важ-нейшего догмата христианской веры, но и

ознаменовал окончательное превращение церк-ви во вселенскую организацию,

подчинившую себе самое мощное духовное движение, ко-торое когда-либо

охватывало древний мир. Знаменательно то, что это было достигнуто

христианской церковью с помощью античного государства. С этого момента

начинает свою историю многовековой союз христианской церкви с государством.

Католический символ веры пересматривался и редактировался на

Тридентском соборе (1545-1563 г.).1

1. В.А.Руднев «Древо жизни», Лениздат, 1989, с.30-31

Церковь не только организация или союз единоверцев, а – чудо,

многообразное воплощение Духа Христова в человеческом роде. Его благодатной

силой она живет и крепнет. Поэтому никакие соблазны и разделения, никакие

периоды упадка не могли оста-новить потока подлинно христианской жизни. Как

в Ветхом Завете всегда сохранялся не-кий «остаток» тех, кто берег и умножал

дары Божии, так и в новозаветной Церкви Гос-подь не дает угаснуть

светильнику, горящему во тьме.1

1. Протоиерей А.Мень «Таинство, Слово и Образ», Ленинград, 1991, с.7-8

Исторические и духовные истоки христианства

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет,

само хрис-тианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и

является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией,

доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании

(включая Австралию и Новую Зе-ландию), а также в ряде регионов Азии.1

Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой

религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого

формировались и шли-фовались религиозные представления и верования.

История религиозных представлений и верований, со времени их

возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и

перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние

религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности

мифологических образов и все более приобретали человечес-кую,

антропоморфную форму.

Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе

тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на

передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и

качеств различных богов пере-носится на одно, главное божество. Постепенно

культ и поклонение одному богу вытес-няет верования в других богов.

Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и

представлений на-зывается монотеизмом. Возникновение монотеистических

представлений среди верую-щих было одной из предпосылок появления

христианства. Однако данного явления в жиз-ни человечества недостаточно,

чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и осо-бенности христианства

как мировой религии.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и

куль-тов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути

не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило

эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но

наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская

религиозная традиция с четко выраженным мо-нотеизмом; античная,

эллинистическая и римская философия, в особенности идеи Филона

Александрийского и Сенеки, как более широкая духовная подоснова

христианства.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить

дос-тижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить

их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды

родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила

христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких

рамок территориальной обособленности этносов.

1. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997, с.164.

1. Исторические истоки

Обращение к античности дает возможность понять не только условия

рождения христианства, но и его изначальную сущность, его сложную природу,

обеспечившую этой религии особую жизнеспособность, непрерывную регенерацию

в различных формах, с разной степенью реализации своих начал, но без утраты

основного мистического и реак-ционного качества.

Христианская религия возникла в первые века нашей эры в рамках

античного мира в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация

практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития,

когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества – от самих низов,

подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до

состоятельной и образованной верхушки. В социальных низах возрастает недо-

вольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов,

восстаний. Эти

бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не

исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.1 Это было вызвано

рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий,

начавшийся еще в эллинистическую и завер-шившийся в Римскую эпоху; во-

вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных

и племенных верований и обычаев – синкретизм. Религиозный синкретизм

сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представ-лений

и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь

античного общества.

Политическая реакция и социально-экономические трудности порождали

атмосфе-ру придавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии,

стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для

всех слоев античного об-щества, не исключая и высшие. Однако исторические

трудности ощущались больше всего общественными низами. Ситуация осложнялась

тем, что старые полисные религии все более становились анахронизмом, а

поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому

варианту, который мог бы удовлетворить всех. Это лишь уси-ливало состояние

духовного разброда и шатания.

К исходу старой эры крах античных языческих религий стал фактом. Но

тогда же обнаружилась особенная тяга древнего общества к новой религии –

религии сострадания и утешения, что знаменовало собой настоящий духовный

поворот, исполненную глубо-чайшего мистицизма духовную революцию.

Разумеется, сущность стремлений и надежд, которые возлагались в

античном мире на новую религию, существенно отличалась у разных слоев: у

измученных гнетом низов – надежды на скорое пришествие божественного

спасителя – мессии, на скорую и по воз-можности близкую реальности

перемену, включая избавление от страданий и угнетения; у более обеспеченных

и привилегированных групп – на утешение и успокоение чисто ду-ховного

свойства.2

Необходимую ему религию утешения античное общество могло найти только

само, то есть такая религия должна была возникнуть снизу, в самой гуще

народной. При этом она должна была отличаться особым новым качеством,

пафосом сострадания, человеч-ностью, и соответственно уровню социально-

политического и духовного развития антич-ного общества концентрироваться на

культе одного, единого, универсального божества. Такая религия и появилась

в начале новой эры – это было возникшее среди эллинизиро-ванных иудеев

христианство. Быстрая или сравнительно быстрая победа этой новой рели-гии

над старыми античными культами объясняется именно тем, что она в высокой

степе-ни обладала указанными выше качествами.

Однажды зародившись, эта новая религия в силу своей открытости, в силу

реши-тельного разрыва с ритуалом и догмами старых верований, в том числе и

иудейских, ско-

1. Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история и современные

религии», Курс лекций. М., 1996, с.148-149

2. Л.Курбатов, Э.Д.Фролов, И.Я.Фроянов «Христианство: Античность. Византия.

Древняя Русь», Лениздат, 1988, с.9-10

ро стала центром притяжения для всех, кто искал утешения в вере. Это и

привело к тому, что очень быстро, буквально в рамках одного поколения,

христианство перешагнуло рубе-жи Палестины и разлилось по Переднему

Востоку, а затем распространилось на централь-ные области античного мира.

Возникшая первоначально в иудейской Палестине и ближайшей диаспоре

Сирии, Кипра и Малой Азии, новая религия развивалась на первых порах как

одна из иудейских сект, отличаясь от остальных лишь большим упором на

благочестие и верой в приход мессии. Поэтому христианское движение на этой

первой стадии справедливо называют иудеохристианством. Первые христианские

общины комплектовались преимущественно из иудеев.

Действительно, христианство родилось как религиозное течение протеста.

Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих,

утвердить идею все-общего равенства, спасения всех людей, независимо от их

этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане

верили в близкий конец существующего миропорядка и установление “Царства

Небесного”, благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет

восстановлена справедливость, восторжествует праведность над

неправедностью, бедные над богатыми. Обличение испорченности мира, его

греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости

- таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни

тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение

всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди

Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство

Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь -

там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена.

Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

Сильно развитые эмоционально-мистические и этические начала этого

верования как нельзя лучше шли навстречу религиозным поискам интеллигенции

и народных масс античных городов. Очищенное от характерных крайностей

иудаизма, сплавленное с иде-ями античной философии и наделенное чертами

популярных народных культов, это рели-гиозное течение оказалось лучшим

претендентом на роль новой мировой религии. Моно-теистический характер

христианства как нельзя лучше соответствовал и уровню религиоз-ных

запросов, и форме объективной организации общества. Спекулятивное мышление

или чувствование древних к тому времени вполне прониклось идеей единого

божества, да и организация мировой империи, со своей стороны, тоже

подводила к этой идее. За два первых века своего существования христианство

распространилось по всей Римской им-перии. Широко распространившись, эта

религия стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать

чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к

себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники,

христианство в первые три века своего существования было гонимой религи-ей.

Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность

местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью

их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и

верования. Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В

обществен-ном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках,

святотатцах, амо-ральных людях, совершавших каннибальские обряды. Однако

эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части колеблющихся

элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в

борьбе с государством.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда

пыта-лись, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это

происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий

приказал отменить гонения хрис-тиан. Через два года Миланским эдиктом

Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией.

Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ,

общины получили право владеть имуществом, в том числе и недви-жимым. А в

324 году христианство было признано государственной религией Римс-кой

империи.

После этого христианство уже окончательно перестало быть религией

рабов и уг-нетенных: оно превратилось в господствующую религию,

поддерживаемую государством.

В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви,

с ее цен-трализацией и строгим выполнением предписаний высших должностных

лиц. Став госу-дарственной религией, христианство превратилось и в

господствующее мировоззрение го-сударства. Естественно, государство

нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было

заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого

мировоззрения.

Однако характерно было практически всеобщее обращение за мистическим,

иллю-зорным утешением в условиях, когда общество изверилось в возможностях

реального пе-реустройства. Принятие во внимание столь отчетливой в

христианстве мистико-этической стороны очень важно для понимания

последующей живучести этого вероучения, той при-тягательной силы, которой

оно долго обладало, а отчасти и обладает в глазах всех стра-дающих и

сломленных духом. Вместе с тем важно и то, что, родившись в условиях ан-

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.