бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство Византии

Искусство Византии

« Искусство Византии»

ВВЕДЕНИЕ

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - (Byzantian art от греч. Bysantion - город в

Малой Азии на берегу Босфора Фракийского, пролива, соединяющего Черное и

Средиземное моря, ныне Стамбул) - историко-регионалъный тип искусства,

входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует достижения

античного искусства Греции и Рима и эллинистического искусства Востока.

Бизант (Bysantes) - имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона.

Он основал город и дал свое имя. Согласно преданию, г. Византин помогали

укреплять Аполлон и Посейдон. Этот город имел особенно важное

географическое и историческое значение. В 330 г. из-за междоусобиц и смут,

охвативших огромную, но уже плохо управляемую Римскую империю, император

Константин I (306-337), прозванный Великим, перенес свою столицу в г.

Византин (с I в. до н. э. входивший в состав Римской империи). Император

переименовал город в Константинополь. В 395 г. после смерти императора

Феодосия I (379-395) Римская империя окончательно раскололась на Западную и

Восточную.

Перенос императорской резиденции на границу Европы с Азией был

вынужденной мерой: западные провинции истощались непрерывными войнами, а

восточные процветали. Возможно, со временем Константин собирался

возвратиться в Рим. Вряд ли он мог предположить, что «Вечный город» будет

захвачен варварами, и со свержением последнего императора Ромула Августула

в 476 г. царем Одоакром, Западная империя падет, а Восточная просуществует

еще целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками в 1453 г.

В средневековье Византия называлась Романеей (Romania), считалась

официальной преемницей императорского Рима, сами византийцы называли себя

ромеями, а свою культуру - ромейской (греч. romaios). Национальный состав

империи отличался большой пестротой, но, начиная с 7 века, большую часть

населения составляли греки. С тех пор византийский император стал

называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания

Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-

славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии

сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь,

Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала

литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866

году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели

славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута

религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.

Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго

централизованное управление. По своей политической структуре Византия была

самодержавной монархией. Вся полнота власти находилась в руках императора

(василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал

законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была

практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически

наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть,

кончавшиеся созданием очередной династии. Простой воин, даже из варваров,

или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять

высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии

полна таких примеров.

Со времен основания до второй половины 12 века это было

могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская

империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, -

включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть

Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму

и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население -

30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных

сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского

императорского двора ходили легенды. Византия с момента своего рождения

была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой

морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки

известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию,

Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты.

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый

поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее

конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в

католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая

народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и

через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог

- погиб на крепостной стене с оружием в руках. С тех пор Константинополь

именуется Стамбулом.

1. История Византии (Культурный аспект)

В художественном творчестве Византия дала средневековому

миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным

изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического

мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира

и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой

одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран

средневековой Европы. Процесс художественного развития Византии не был

прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества

прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько

периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом

искусства:

1. Время императора Юстиниана I (527-565) – «золотой век Византии»

и так называемые Византийские ренессансы:

2. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) -

"македонский ренессанс".

3. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) -

"комниновский ренессанс".

4. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

1.1. Время императора Юстиниана.

Как говорилось выше, власть византийских императоров (василевсов) не

была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться

любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким

происхождением. Так, в 527 году императором стал Юстиниан – бедный

иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и

решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма,

великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и

образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной

мере повлиявшим на судьбы Церкви.

При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим

государством Европы. Но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и

правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в

прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и

искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также

ставшие средоточием художественного византийского стиля. При Юстиниане были

построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней – Собор Святой Софии

в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне.

Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно

отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице

короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь,

посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале). Это одна из самых

древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не

сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический,

поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и

этим особенно интересны.

Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник

с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол.

Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками.

Как все раннехристианские церкви, она удивляет, прежде всего, контрастом

между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним.

Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы. Это типичный

пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя

оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих,

молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер

церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная

мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.

На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок

святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей

на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга.

Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность

соединила. Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах

алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император

Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора. Их

изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет

никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие,

позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные

образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той

суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской

живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства,

глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и

фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее уже не будет.

Собор Святой Софии, возведенный во времена Юстиниана, - безусловно,

самое выдающееся произведение византийского зодчества, символ "золотого

века" Византии.

Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте

со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и

Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной

мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная

базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная

сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в

грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести

сооружение такой длины и ширины, и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр

которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать

огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину

стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком

толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной

мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды,

немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится

следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два

больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила

распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя

специальные колонные пилоны.

Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно

отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его

огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По

поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель

Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом

держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе,

а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не

человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено

такое дело".

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких

столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом

полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма

также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен

выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества",

но была восстановлена позднее.

Одной из первых была воссоздана, великолепная мозаика - Богоматерь с

младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена

"македонского ренессанса",

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя

минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много

мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма

Святой Софии.

4 Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)

В истории средних веков (и не только средних веков) было немало

драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин

определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,

работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,

уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период

иконоборчества в Византии.

В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на пошатнувшийся

византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный Исавром.

Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров (дикого и

воинственного народа), но известно доподлинно, что он был отважным и

блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и значительно

укрепить внешнеполитическое положение Византии.

Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние реформы

и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом он нашел,

что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и икон

приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.

Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться

молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,

что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим

идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и

языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления

влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал

прекрасной мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгого

монотеизма. Для Льва, очевидно, было чрезвычайно важно опровергнуть

обвинения в идолопоклонстве, возводимые против христиан.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе

кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле

внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи

традиции вообще не допускали изображения человека , (что было закреплено

мусульманской религией).

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести

заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с

идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы.

Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного

почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации

всей

государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы

было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие

государственные должности.

В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать

поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать

их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило

этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских

святынь. Население империи разделилось надвое: иконоборцы и

иконопочитатели. Немедленно началась череда кровавых событий: в

Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но

были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был

низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в

ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей

и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим

огнем" и страна осталась без флота...

Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой

ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая

иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе,

других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой

смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме.

Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская

живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась

только в отдаленных провинциальных монастырях.

Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос,

по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения,

иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что

противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели Церкви

повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II,

а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий III приказал

прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не

считает себя подданным византийского императора. Это выступление Григория

III поддержала вся Италия.

К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Регентша

византийского престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая,

властная и коварная, была ревностной почитательницей икон. Став

императрицей, она созвала VII Вселенский Собор, который открылся в 786 году

в Константинополе. На Соборе присутствовали легаты Римского Папы Адриана I.

Однако между сторонниками и противниками иконоборчества произошли

столкновения, Собор был сорван и открылся вновь только через год.

Иконопочитание победило. Собор постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем

все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них

заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с

историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог -

слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам". Иконы

были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось

воздавать

только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе

с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на

Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах

Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.

Однако мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая ситуация

быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа Гарун-

аль-Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 году Ирина была

свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодот вновь

торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновь началась

жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли, монахов

ссылали или казнили. Все закончилось только к 843 году, когда патриарх

Мефодий собрал новый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об

иконопочитании.

11 марта 843 года Церковь впервые праздновала Торжество Православия.

С тех пор это событие ежегодно отмечается в течение первой недели Великого

Поста, которая носит название "недели Торжества Православия".

Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что

императоры стали решающими судьями в жизни Церкви, и что именно от их воли

зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма

в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо

все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные

стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так

выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко

снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая

раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.

5 Византийские ренессансы.

В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался

и культивировался интерес к античности, когда античное наследие активно

изучалось и переосмысливалось. Поскольку мировоззрение в целом оставалось

христианским, и власть церкви была достаточно сильна, эти "ренессансы" были

временными и затрагивали, в основном, правящую верхушку общества и

образованную столичную элиту. Многое зависело от личности императора, его

образованности, терпимости и интереса к античности.

Македонский ренессанс (867-1057)

Основатель династии - македонский крестьянин Василий - вряд ли был

знатоком искусства. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он

попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал

его своим соправителем. Тем самым Михаил подписал себе смертный приговор -

вскоре он был найден зарезанным в собственной спальне. Василий же укрепился

на троне и основал македонскую династию, которая почти два века правила

страной. Среди потомков Василия были весьма образованные люди,

благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII

Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Знатоками

и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени

(Фотий).

В период правления македонской династии отмечался расцвет математики,

естественных наук (были составлены энциклопедии по медицине, агротехнике),

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.