бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

дидактических средств и подходов в процессе обучения и воспитания.

Обучение и воспитание есть по содержанию - передача социального опыта,

по специфическому механизму его осуществления — субъектно-объектные

отношения в инфовзаимодействии, по форме — управление сознанием личности,

социальных групп, общества в целом.

Цель обучения и воспитания — формирование личности в условиях эпохи,

выдвигающей огромное число неожиданных, нестандартных задач, требующих

нетривиальных подходов. А это, в свою очередь, предполагает высокий уровень

развития интеллекта, способности самостоятельно мыслить. На возрастание

роли интеллектуального труда обществом обращено особое внимание.

Современная концепция развития общества включает в себя представления о

решающем значении НТП и человеческого фактора.

2.1.5. Роль общения и в инфовзаимодействии

И.Б. Новик: “человек не существует в качестве человека вне связи с

другими людьми... Человек — это единственный материальный объект, сущность

которого не находится в нем самом, в отрыве от других людей”.

Общение как инфопроцесс начали исследовать довольно давно. Внимание к

проблемам общения в последние годы существенно возросло, соответствующие

сюжеты все чаще становятся объектом специального анализа. Теснейшая связь

категории инфовзаимодействия и категории общения не вызывает сомнений.

“Социальные способы общения людей, развившиеся на основе их

объективных общественных отношений, будучи объективно независимыми,

открывают возможность бесконечно совершенствовать как воздействие человека

на природу, так и развитие самих индивидов. Чем выше развиваются способы

общения, связей людей друг с другом, чем выше они с точки зрения

информативности, содержательности, действенности, тем более активно

осуществляются воздействие человека на природу и ее познание в процессе

человеческой деятельности”.

Взаимодействие пронизывает любой процесс социального общения, каким бы

односторонним он не казался. Б.Ф. Ломов, касаясь этого вопроса, пишет:

“Вряд ли можно рассматривать общение просто как последовательность

отдельных действий (или деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт

непосредственного общения — это не просто воздействие человека, а именно их

взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов”.

2.1.6. Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации

В настоящее время качественные характеристики различных социальных

процессов, вопросы ценностного отношения к объектам познавательной и

практической деятельности людей приобретают особую остроту и не случайно

находятся в центре внимания.

Проблема ценности рассматривается в прямой связи с понятием

выгодности. Ценностный аспект — одна из важнейших характеристик

инфовзаимодействия как социального феномена. Осознание ценности информации

и полезности ее в связи с возможностями достижения цели появляется лишь на

уровне социальной формы движения материи. Поэтому не случайно одно из

центральных понятий теории социальной информации — понятие ценности, тесно

связанно с понятием полезности. Также не случайно, что оба эти понятия

восходят к более общим понятиям потребности и цели.

В последние годы предпринимаются попытки дать в рамках семантического

и прагматического подходов определение различных качественных характеристик

информации. Однако опубликованные результаты исследований еще не получили

всеобщего признания. Как справедливо замечают Г.М. Добров и А.А. Коренной,

“несмотря на ряд интересных попыток, в настоящее время еще не получены

общепринятые определения и универсальные методы оценки таких качественных

категорий информации, как содержательность, полезность, информативность,

ценность и другие”. В то же время исследования в этой области более чем

актуальны и необходимость их диктуется жизнью.

Обычно в литературе под ценностью понимается свойство данных,

предмета, вещи, идеи удовлетворять некие потребности индивида или

социальной группы. Такое понимание категории ценности может быть достаточно

корректно использовано и применительно к информации, поскольку среди

социальных потребностей одно из важных мест занимает именно потребность в

информации.

Одним из первых в отечественной науке исследовал ценностные

характеристики информации А.А. Харкевич. Одна и та же информация может

иметь различную ценность, если рассматривать ее с точки зрения

использования для достижения различных целей. Так, сообщение о погоде имеет

значительную ценность для охотника, но не представляет обычно никакого

интереса для игрока в карты”.

Наряду с категорией ценности часто используется категория полезности.

Ценность информации представляется свойством более общим, чем полезность, и

полезность может быть рассмотрена как ценность в определенных конкретных

условиях, а именно как актуализовавшаяся, прагматизированная ценность.

Рассмотрение анализируемой категории применительно к информации приводит к

выводу о необходимости выделения двух видов ценности — потенциальной и

актуальной.

Под потенциальной ценностью следует понимать объективное свойство

информации, позволяющее использовать ее для успешной разработки алгоритма

решения стоящей задачи.

Полезность информации — величина, детерминируемая особенностями

ситуации. Максимально полезной представляется информация, которая

удовлетворяет трем требованиям: 1) достаточна она для выработки алгоритма;

2) обеспечивает выработку алгоритма в кратчайшие сроки; 3) обеспечивает

высокую степень надежности алгоритма.

Особняком стоит вопрос о способах определения темпов и масштабов

старения информации. Чаще всего этот процесс рассматривается применительно

к тем или иным видам документов. При этом делается допущение, что старение

документов означает старение информации, хотя по существу такое утверждение

дискуссионно, ибо старение документов может свидетельствовать об устарении

и девальвации самой формы подачи документа, что делает его неудобным для

потребления, но сохраняет ценность информации.

Как же исследуется процесс старения документов? Применительно к

научной информации темпы этого процесса чаще всего определяются путем

подсчета частоты использования конкретных публикаций учеными.

Свидетельством начавшегося старения считается факт уменьшения интенсивности

использования документов, фиксирующих ту или иную информацию, по мере

увеличения времени, прошедшего от момента появления публикаций.

Интенсивность же использования документов обычно выявляется путем

установления частоты цитирования или справочно-библиографических запросов.

Но не следует забывать и о явлении бесцитатного (скрытого) использования,

когда тот или иной автор привлекает идеи, содержащиеся в некоем документе,

не ссылаясь на него, между тем, бесцитатное использование широко

распространено.

Данные анализа привели к необходимости структурного рассмотрения

средств деятельности. Реализуя инфопотребность как социальную, объект

взаимодействия в ходе овладения метасредством осуществляет поиск информации

и ее потребление.

В связи с проблемой потребления информации рассмотрены

малоразработанные и дискуссионные вопросы, связанные с ценностным аспектом

инфовзаимодействия. В рамках ценностного аспекта осуществлен переход от

общепроблемного уровня к уровню конкретных ситуаций, что позволило связать

категории ценности и полезности в пределах единых субъектно-объектных

представлений.

2.2. Готовность пользователей к самостоятельной работе с электронными

информационными ресурсами

В информационном обществе жизненно важное значение приобретает

культура поиска и восприятия информации, а также умение работать с ней.

Посредниками между производителями информации и ее потребителями

(пользователями) выступают библиотеки, которые являются наиболее крупными и

авторитетными хранилищами информации. Важным направлением деятельности

библиотек является обеспечение широкого доступа читателей к ЭР. В связи с

этим на первый план выходит изучение готовности пользователей к

взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умение

пользоваться библиотекой в целом.

Чтобы ориентировать работу библиотек на пользователя, имеющего

возможность самостоятельного доступа к электронным информационным ресурсам,

необходимо иметь представление о различных особенностях пользовательской

аудитории. Это уровень информационной культуры, психологические особенности

конкретной личности, условия профессиональной и образовательной

деятельности, информированность, т. е. все составляющие понятия "готовность

пользователя".

В этой связи СОУНБ в 1998-1999 гг. провела социологическое

исследование "Уровень готовности пользователей к самостоятельной работе в

автоматизированном режиме с электронными информационными ресурсами СОУНБ".

Необходимость этого исследования обусловлена открытием в СОУНБ Зала

пользователей - специалистов, где пользователями осуществляется бесплатный

самостоятельный поиск книг по ЭК. Общий объем ЭК составляет более 170000

БЗ. Открытие Зала стало завершающим этапом проекта "Непосредственный доступ

к информационным ресурсам СОУНБ", финансированного ИОО (фонд Сороса) в 1998

г.

В исследовании приняли участие 400 респондентов, среди которых

специалисты с высшим образованием составили - 59%, студенты- дипломники -

41%.

Респондентам было предложено 3 блока вопросов:

. первый блок направлен на выявление уровня информированности о новых

информационных технологиях, применяемых в СОУНБ;

. второй блок вопросов предполагал выявление уровня владения ПК;

. ответы на третий блок вопросов могли дать представление об уровне

готовности пользователей к пополнению своих знаний и умений.

Анализ ответов на первый блок вопросов показал, что уровень

информированности о новых информационных услугах СОУНБ невысок. О

возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали

75% респондентов, но обращались к ним для удовлетворения собственных ИП

только 35% пользователей. Еще более скромный результат получен при анализе

вопросов о Зале пользователей - специалистов, о существовании которого

знали 54% респондентов, а пользовалось только 11% опрошенных.

Наше исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым

читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии.

Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает

процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными

проблемами. Одной из них является низкий уровень осведомленности о

возможностях поиска информации, в частности, преимуществ работы с БД. В

этой ситуации СОУНБ берет на себя обязательство более полно и оперативно

информировать пользователей о возможностях внедряемых технологий.

Несмотря на слабую информированность, большинство респондентов (93%)

выразили желание осуществлять самостоятельный поиск по БД. Более детальный

анализ полученных данных позволил выявить несколько групп пользователей:

. умеют и желают самостоятельно работать на ПК - 71%;

. умеют, но не желают - 3,5%;

. не умеют, но желают - 22%;

. не умеют и не желают - 3,5%.

Эти результаты дают представление об отношении различных групп

пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты,

желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным

ресурсам СОУНБ, являются потенциальными абонентами Зала пользователей -

специалистов.

Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью и

обязательно знать основы ББЗ для выработки стратегии поиска. Наше

исследование показало, что большинство респондентов умеют работать с ПК

(74%), причем 40 % из них считают себя опытными пользователями. По данным

анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих

пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические

наблюдения персонала Зала пользователей - специалистов, что большинство

пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного

поиска информации.

На вопрос "Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск информации

по БД", 76 % опытных пользователей и 14 % начинающих ответили положительно,

остальным, согласно результатам анкетирования, требуется помощь

консультанта. Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши

респонденты недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного

доступа к ЭР СОУНБ.

В результате исследования были получены сведения о профессиональной и

отраслевой специализации респондентов, из которых навыки работы на ПК

имеют: социологи, философы, журналисты (100%); специалисты естественно-

научного профиля, экономисты (98%); юристы (84%); инженерно-технические

работники и психологи (80%); библиотекари (68%); филологи (64%); историки

(57%); медицинские работники (55%); учителя школ и преподаватели вузов

(53%).

В ходе исследования были изучены возрастные особенности

пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и

уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20

до 24 лет. Среди этой возрастной группы 59 % отметили, что они умеют

работать на ПК, причем 45% владеющих навыками работы на компьютере считают

себя опытными пользователями, а 55% -начинающими. В возрастной группе от 25

до 35 лет владеют ПК 20 % опрошенных (опытных пользователей среди них 28%,

начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39

лет, среди которых 10 % владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет

процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до

7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4%

процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что

возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники

на современном этапе формирования информационного общества.

В дальнейшем читателям СОУНБ необходимо овладевать все более сложными

компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний СОУНБ предлагает им

реальную помощь, а именно, обучение по различным курсам.

Выявлено, что 85 % респондентов готовы пройти, а некоторые уже в

настоящее время проходят предлагаемые курсы обучения.

Основной вывод исследования - готовность пользователя к

самостоятельной работе с информационными ресурсами недостаточно высока.

Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном

режиме с электронными информационными ресурсами является одним из

приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к

информационному обществ

2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры

Владение технологией рационального использования информационных

ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры

личности. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным

источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным

компонентом информационной культуры личности.

Во многих школах уже в течение ряда лет ведется преподавание предмета

"Информационная культура", что фактически свелось к углубленному обучению

информатике. Сегодня интерес образовательных учреждений и библиотек к

расширенному толкованию понятия "Информационная культура" неуклонно растет.

Это отмечалось на конференции[15], проведенной при поддержке Института

"Открытое общество" (ИОО) на базе Самарской государственной Академии

культуры и искусств.

Сеть Интернет стала доступной для широких слоев населения с открытием

Университетского Центра Интернет (УЦИ)[16] по мегапроекту ИОО. Следующим

шагом явилось создание шести классов доступа при поддержке американской

некоммерческой организации "Проект Гармония" в рамках программы "Развитие

Интернет "[17]. Массовое обучение работе в Интернет школьников, студентов,

учителей-предметников и преподавателей вузов на базе класса доступа в

Центре развития образования[18] отчасти дополнило ведущиеся курсы по

информационной культуре.

Большой интерес для нас представляют стандарты информационной

грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией[19].

Приведем формулировку первого стандарта: "Учащийся, обладающий

информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска

информации. "Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и

значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить

источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.

Особое внимание следует уделять развитию навыков критической и компетентной

оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже

имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.

Содержание обучения соответствует основным функциям Интернет -

информативной и коммуникативной. Среди форм обучения преобладают лекционно-

практические занятия и имитация дистанционного обучения в Интернет. При

обучении используются в основном созданные на гранты ИОО образовательные

сайты.

Сегодня актуальным вопросом является поддержка дальнейшего развития

наиболее содержательных образовательных ресурсов. При этом надо учитывать

российский опыт по созданию учебно-методических комплексов, включающих

методики использования этих ресурсов. Целесообразно проведение соревнований

среди учителей и школьников по использованию данных сайтов.

2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие

успеха информатизации региона

Одним из основных средств, обеспечивающих рациональное использование

информационных ресурсов в эпоху стремительного развития вычислительной

техники и телекоммуникаций, является информатизация. Информатизация

общества выступает в современном мире не только как символ научно-

технического и социального прогресса, но и как залог эффективного развития

экономики.

Составной частью федеральной программы "Информатизация России"

является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов, в

том числе и индустриального Кузбасса, включает целый спектр сложных

вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых,

экономических, технологических и социальных условий для получения

оперативной, достоверной и полной информации об экономике Кемеровской

области, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер

регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование

инфраструктуры информатизации Кузбасса, создание региональной информационно-

вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Однако наряду с формированием материально-технической базы

информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи,

активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием

успеха и социальной эффективности информатизации региона является

человеческий фактор.

Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой

может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам.

Возможность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов

еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный

потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках,

службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается

невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно

выразить свою информационную потребность, оперативно найти,

проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее

рациональным способом.

Распространение новых информационных технологий и их проникновение во

все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска

нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его

выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с

информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к

целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами

многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых

информационных технологий.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной

культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной

обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем

информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной

дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия,

как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть,

гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система. Соответственно, в

состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения

профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах,

включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической

информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным

информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Именно

эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с

понятием "новая информационная культура".

Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно

через изучение информатики ведет к неоправданному сужению понятия

"информационная культура". Как бы не совершенствовались технические и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.