бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Проблемы формирования бюджета

— предоставление инвестиционного кре­дита за счет налога на прибыль;

— Налоговый кодекс устранил некото­рые пробелы в предоставлении

инвестици­онного налогового кредита, изменил пере­чень оснований, по которым

он может быть предоставлен (НИОКР, инновационная де­ятельность) и позволяет с

достаточным мас­штабом вливать средства на развитие произ­водственной

деятельности предприятий. Од­нако остались положения (п. 10 ст. 80), когда

субъекты Федерации могут предоставлять ин­вестиционный кредит и на других

условиях. На практике это может привести к предос­тавлению кредита за счет

других налогов, а он должен предоставляться только за счет на­лога на

прибыль, так как только она может быть источником его возврата;

— смещение акцента с косвенного на­логообложения на прямое, более полно

учи­тывающее финансовое и социальное состоя­ние налогоплательщика;

— введение принципиально нового вида участников налоговых отношений —

консо­лидированной группы налогоплательщиков. Эта мера предполагает уплату

налога на при­быль исходя их консолидированного балан­са, суммируя прибыль и

убытки отдельных родственных предприятий. В этом случае обо­роты внутри

группы рассматриваются как внутризаводской оборот и выводятся из-под

налогообложения, и это увеличивает инвес­тиционные возможности предприятий;

— корректировка налогооблагаемой при­были в условиях инфляции (например,

пу­тем ускорения амортизации), учитывая, что налоги и инфляция тесно

взаимосвязаны;

— создание более нейтральной к нало­гоплательщику налоговой системы, что

по­зволит избежать бюджетных потерь и обеспе­чить реализацию основных

принципов нало­гообложения;

— изменение порядка определения на­логооблагаемой базы и, в первую очередь,

себестоимости в целях повышения заинтересованности производителя в честном

веде­нии налогового учета (изъятие только дей­ствительно полученной, а не

искусственно рассчитанной прибыли). В Налоговом кодексе значительная часть

корректировок произ­ведена, однако ряд затрат (расходы на под­готовку кадров,

проценты за кредит) оста­лись лимитированы.

4.2. Один из новых способов пополнения бюджета.

Федеральный долговой центр при Правительстве РФ создан поста­новлением

Правительства РФ от 06.01.98 № 6. Основной задачей Центра явля­ется "создание

организационных, экономи­ческих, информационных и иных условий эффективного

функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество

организаций-должников, в том числе при истребовании задолженности по

обязательным платежам в бюджеты и госу­дарственные внебюджетные фонды". Из

со­держания основной задачи следует, что Фе­деральный долговой центр будет

обслуживать исполнительное производство, осуществля­емое лишь в отношении

юридических лиц. Речь идет также о том, что специализиро­ванное государственное

учреждение, каковым является Центр, обеспечивает исполнитель­ные действия,

связанные исключительно с наложением ареста на имущество на основа­нии

судебных решений и актов других орга­нов, которым в соответствии с

законодатель­ством Российской Федерации предоставле­но право принимать подобные

решения. [17.c.12]

Необходимость существования Федераль­ного долгового центра продиктована

прак­тикой, сложившейся в деятельности органов, осуществляющих взыскание в

бюджеты всех уровней. При этом необходимо заметить, что с образованием Центра

порядок наложения административного ареста на имущество не претерпел никаких

изменений. Как и преж­де, взыскание задолженности по налогам и другим

обязательным платежам в бюджеты осуществляется по решениям судов, а также по

постановлениям руководителей налоговых органов и Федеральных органов

налоговой полиции. Процедура действий представителей этих органов установлена

Положением о по­рядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим

обязательным платежам,

уплачиваемым юридическими лицами в бюд­жет и государственные внебюджетные

фон­ды, на их имущество в случае отсутствия де­нежных средств на счетах в

банках, утверж­денным Госналогслужбой России 25.05.94 № ВГ-4-08/57н, ДНП

России 26.05.94 № СА-574, Минфином России 25.05.94 № 58, а также Временным

положением о порядке обращения взыскания на имущество органи­заций,

утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199.

В соответствии с данными нормативны­ми актами продажа арестованного

имуще­ства должника производится на комиссион­ных началах организацией,

уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание, если иное не предусмотрено

федеральным зако­ном. Именно так и была вынуждена посту­пать Федеральная

служба налоговой поли­ции Российской Федерации, заключая со­ответствующие

соглашения с отдельными торговыми организациями и уполномачивая их на

действия в пользу бюджета. Последние, будучи заинтересованы в получении

комис­сионного вознаграждения, в большинстве случаев не утруждали себя

премудростями оценки и не заботились о зачислении в бюд­жет выручки,

соответствующей истинной стоимости имущества. Вопрос ликвидности

арестованного имущества не поднимался как таковой, что также сказывалось на

поступ­лениях в бюджет. Из арестованного органа­ми налоговой полиции в 1997

году имуще­ства на сумму свыше 70 млрд руб. поступле­ния в бюджет составили

менее 10 % от сум­мы арестованного имущества. Основная мас­са арестованного

имущества предприятий-должников не реализуется даже на доступных федеральным

органам налоговой полиции местных рынках, в то время как значитель­ная его

часть могла быть востребована на дру­гих территориях.

В аналогичную ситуацию рискует попасть и созданная недавно в составе Минюста

Рос­сии Служба судебных приставов. Известен факт, когда контрольный пакет

акций "Пур-нефтегаза" Российского акционерного обще­ства "Роснефть",

арестованный судебными приставами, был продан за 10 млн. долларов США. По

оценке российских и западных спе­циалистов стоимость реализованного пакета в

десятки раз выше.

Из практики следует, что деятельность по реализации и оценке имущества не

свой­ственна государственным органам, призван­ным осуществлять принципиально

иные фун­кции. Можно говорить о неликвидности того или иного имущества либо о

непрофессио­нализме отдельных лиц, но следует также признать неэффективность

существовавшего подхода, страдающего отсутствием единых методических основ,

информационных сис­тем, невозможностью аналитического и иного

профессионального обеспечения.

Вступивший в силу Федеральный закон от 21.07.97 №119-ФЗ "Об исполнительном

производстве" определил, что продажа иму­щества должника, в том числе

недвижимо­го, осуществляется специализированной орга­низацией. Такой

организацией и является Фе­деральный долговой центр при Правитель­стве

Российской Федерации, руководством которого принято решение до формирования

территориальных подразделений провести конкурс по отбору и аккредитации

уполно­моченных организаций. Проведение такого конкурса — первый этап в

создании прозрач­ной и контролируемой государством систе­мы оценки и реализации

имущества органи­заций -должников.

Принципы построения такой системы содержатся в концепции собственной

регио­нальной политики Федерального долгового центра при Правительстве РФ,

которая пре­дусматривает три основных этапа организа­ции работы на территории

России. Проведе­ние на первом этапе вышеупомянутого кон­курсного отбора

и аккредитация уполномо­ченных организаций позволит оставить в дан­ной сфере

деятельности организации, все­сторонне подготовленные к ней во всех отношениях.

Имеется в виду наличие уста­новленных законодательством лицензий, не­обходимых

кадров и материально-техничес­ких возможностей. Предпочтение при подве­дении

итогов конкурса будет отдаваться орга­низациям, которые наряду с прочими

усло­виями положительно зарекомендовали себя ранее в работе с местными фондами

государственного имущество, органами налого­вой полиции и Службой судебных

приста­вов.

На территории всех субъектов Российс­кой Федерации будут определены

организа­ции-координаторы, способные наряду с оценкой и реализацией имущества

исполнять некоторые задачи централизации процесса на данной территории.

Отношения Центра с организациями-координаторами будут отра­жены в

соответствующих соглашения, содер­жащих требования к методической работе,

учету результатов и отчетности на данной тер­ритории.

На этом же этапе планируется присту­пить к созданию территориального

подраз­деления Центра в г. Москве. На примере мос­ковского территориального

подразделения будут отработаны принципы взаимоотноше­ний Центра с его

территориальными подраз­делениями в регионах Российской Федера­ции, создание

которых станет вторым эта­пом организации работы Федерального дол­гового

центра.

Пролонгация договоров с уполномочен­ными организациями на втором этапе

будет зависеть от результатов их деятельности и .конкретной обстановки,

складывающейся в регионе.

Говоря о территориальных подразделе­ниях Федерального долгового центра,

следу­ет упомянуть и о создании таковых на терри­ториях государств ближнего,

а в случае не­обходимости, и дальнего зарубежья. В этой связи планируется

использовать уже имею­щиеся возможности торговых представи­тельств, других

государственных организаций и их специалистов.

На третьем этапе мы предполагаем дове­сти сеть филиалов Федерального

долгового центра до состояния, когда она будет обеспе­чивать наиболее

эффективную работу по реа­лизации имущества, созданию единого

инфор­мационного пространства, контроля за упол­номоченными организациями.

Необходимо, чтобы количество филиалов было достаточ­ным для организации

работы с надлежащим качеством, с учетом экономического разви­тия и "долгового

благополучия" того или иного региона. Иными словами, филиалы будут

фун­кционировать там, где они действительно не­обходимы и, следовательно,

смогут оправдать свое существование. Не исключено, что в ряде случаев будут

продолжать работать только уполномоченные организации-координаторы, выполняя

отдельные задачи филиалов Феде­рального долгового центра.

Возвращаясь к вопросу о предмете дея­тельности Федерального долгового центра

при Правительстве РФ, хотелось бы затро­нуть еще одну очень важную и

болезненную тему для российской экономики.

Как известно, одним из аспектов про­блемы неплатежей является наличие

гигант­ских задолженностей предприятий друг пе­ред другом. Положение дел в

данном воп­росе вызвало к жизни такое явление, как осуществление всевозможных

зачетных схем. Последствиями проведения подобных опе­раций становятся

громадные потери для бюджета. Реализация арестованной дебитор­ской

задолженности и создание рынка дол­говых обязательств — отдельное

направле­ние в работе Федерального долгового цен­тра при Правительстве РФ.

Правовая база формирования рынка долгов заложена в приказе Минюста России от

03.07.98 № 76, утвердившем Временную инструкцию о по­рядке ареста и

реализации прав (требова­ний), принадлежащих должнику как кре­дитору по

неисполненным денежным обя­зательствам третьих лиц по оплате факти­чески

поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской

за­долженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников.

Форми­рование такого рынка позволит упорядочить взаимоотношения между его

участниками, стимулировать своевременные расчеты меж­ду предприятиями и

принести дополнитель­ные средства в бюджет.

Работа Федерального долгового центра при Правительстве РФ призвана положить

начало разрешению ряда серьезных проблем в российской экономике.

4.3. Проблемы теневой экономики

Россия переживает сложный пе­риод своей истории, характе­ризуемый небывалым

по мас­штабам процессом коренного реформи­рования политической и

экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического

реформиро­вания: практически сформированы ры­ночная инфраструктура и рыночные

ме­ханизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое

яв­ление, как товарный дефицит, постоян­но обеспечивается положительное

саль­до внешней торговли.

Вместе с тем формирование рыноч­ного хозяйства вызвало к жизни ряд

не­гативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне

боль­ших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на

эко­номику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма

многообразные виды экономической де­ятельности, оказывающие совершенно

различное воздействие на экономику стра­ны и на ее экономическую

безопасность. Главными и наиболее типичными видами теневой экономической

деятель­ности являются следующие три блока:

— законная деятельность по произ­водству товаров в домашних хозяйствах и ими

же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и

на­логообложению (например, сельскохо­зяйственное производство в подсобных

хозяйствах). Это весьма полезная для об­щества деятельность и ее необходимо

всячески стимулировать.

— законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов

скры­вается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих

лицен­зий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает

значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм,

финансовых струк­тур и кончая деятельностью мелких не­кооперированных

предприятий с нефор­мальной занятостью (например, времен­ные бригады

строителей). Эта часть те­невой экономики представляет угрозу экономической

безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-

вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

— нелегальная деятельность, пред­ставляющая собой запрещенные законом

производство и распространение товаров и услуг (например, производство и

рас­пространение наркотиков, оружия, про­ституция, контрабанда), а также

деятель­ность, представляющая собой незакон­ное получение доходов, не

связанных с производством товаров и услуг (напри­мер, рэкет, мошенничество).

Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности

личности, общества и государства.

Госкомстат России учитывает в сво­их расчетах только два первых вида тене­вой

экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрывае­мую и

преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту

часть теневой экономики мож­но называть неформальной экономикой.

Параметры неформальной экономи­ки были определены при расчете систе­мы

национальных счетов (СНС) за 1997 год. Параметры неформальной эко­номики на

тот момент выглядели следу­ющим образом:

Таблица 4.3.1.

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

Удельный вес части, относящейся к неформальному сектору в показателе (%)

Удельный вес досчета в ВВП

(%)

Содержание показателя
Расчет ВВП производственным методом
Всего22
Промышленность114Досчет на скрываемое производство
Строительство81Досчеты на неучтенный круг, на строительство дач и гаражей
Сельское хзяйство464Индивидуальное производство населения
Торговля, включая внешнюю6310Продажи на вещевых и смешанных рынках
Транспорт и связь91Досчеты на неучтенный круг
Другие отрасли2Рыночные услуги населению, операции с недвижимым имуществом, жилищное хозяйство и др.
Расчет ВВП методом доходов
Всего20
Смешанный доход1009Доход индивидуальных предпринимателей и неформальных предприятий
Скрытый доход10011Скрытая оплата труда и другие скрытые доходы, получаемые домашними хозяйствами

Таблица 4.3.2.

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в

крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1996—1998 годы (1998 год — I

полугодие (в процентах)

Отрасль Нарушения
Всего100
Металлургия0,8
Машиностроение и металлообработка2,4
Транспорт3,6
Топливно-энергетический комплекс3,6
Банки и кредитные учреждения4,1
Пищевая промышленность (включая производство алкогольной продукции)4,9
Строительство11,6
Торговля36,4
Прочие32,6

Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с

достаточной степенью точности определить параметры нефор­мальной экономики.

По косвенным дан­ным можно предположить, что удельный вес неформального

сектора с 1997 года несколько возрос и достиг 23—25 % ВВП, причем наиболее

заметно этот по­казатель рос во второй половине про­шлого года. В последние

месяцы сколь­ко-нибудь существенного роста доли не­ формального сектора не

наблюдается. В развитых странах эта часть теневой эко­номики обычно

оценивается в 10—15 %, хотя разные методы дают большой раз­брос в величине

этого параметра.

Вместе с тем можно назвать доста­точно большое число операций с финан­совыми и

нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но явля­ются по своей

сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с

производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению

наци­онального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными

со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся

во­ровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом

России при расчете объема макроэконо­мических показателей, так как не влия­ют

на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой эконо­мики.

Эту часть теневой экономики сле­дует называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов пуб­ликаций на эту тему, теневая экономи­ка

составляет порядка 40—45 % к ВВП.

Применительно к неформальной эко­номике стоит задача "ее вывода из тени"

путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным

заниматься официально зарегистрирован­ной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной дея­тельности необходимо, во-первых,

лик­видировать экономические условия, по­зволяющие и стимулирующие

незакон­ную деятельность, и, во-вторых, вы­явить ее правоохранительными

органами и пресечь.

Условия для теневой экономики формируются общим состоянием эконо­мики.

Инфляция, нарушение хозяйствен­ных связей, кризис платежеспособнос­ти,

возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках

привели к созданию условий для развития теневой, в том числе крими­нальной

экономики.

Большое внимание проблемам тене­вой экономики уделяется и в зарубеж­ных

странах. При этом применяется мно­жество различных методов количествен­ной

оценки масштабов теневой эконо­мики (выборочные обследования, ре­зультаты

проверок налоговых и других органов на основе расхождений в офи­циальной

статистике между данными по производству и по потреблению, на ос­нове разницы

между официальным уров­нем занятости и уровнем занятости, рас­считанным

другими способами, моне­тарные методы, реконструирующие раз­меры теневой

экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались

следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам,

раз­личающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4

до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Фран­ции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3

до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

В финансовой и банковской сфере раз­витию теневой экономики способствует

ряд факторов экономического и норма­тивно-правового характера. К числу

ос­новных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в

условиях отсутствия контроля за исполь­зованием денежных средств клиента.

2. До настоящего времени отсутству­ют меры финансовой и административ­ной

ответственности за нарушения пред­приятиями, организациями и учрежде­ниями

условий работы с денежной на­личностью и порядка ведения кассовых операций в

Российской Федерации, включая ответственность:

- за осуществление расчетов наличны­ми денежными средствами с другими

юридическими лицами сверх установлен­ного в Российской Федерации предель­ного

размера расчетов наличными день­гами в двустороннем порядке;

- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий

расхо­дования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а

также их использования без согласования с обслу­живающим банком;

- за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными

орга­низациями соблюдения установленных условий работы с денежной

наличностью;

- за ненадлежащее оформление и ве­дение первичных бухгалтерских

докумен­тов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

3. Предприятия и организации име­ют возможность открывать множество счетов в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.