бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпаргалка по административному праву

парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы

воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на

назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты

Федерации предоставили своим представительным органам более широкие

контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской

Федерации. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств

представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский

запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других

органов.

40. Общий административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов

исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за

точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и

физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся

административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной

власти и их должностными лицами;

3. деятельность по надзору осуществляется систематически;

4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере

государственного управления;

5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная

соподчиненность;

6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного

самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных

объединений и их должностных лиц и граждан;

7. осуществляется при помощи определенных методов;

8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о

нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1. получение информации;

2. применение мер административного предупреждения;

3. применение мер административного пресечения;

4. привлечение к административной ответственности;

5. регистрация и учет;

6. выдача разрешений (лицензий);

7. нормотворчество.

41. Судебный надзор за законностью осуществления административной власти.

Вопрос о необходимости и преимуществах судебного контроля за государственной

администрацией — один из важнейших в административном праве. Административная

юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью.

Существуют и другие его формы:

а) рассмотрение жалоб организаций;

б) рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о

признании незаконными административных актов;

в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских,

административных дел законности административных актов, имеющих значение для

разрешения дел;

г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного

расследования;

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться

в вышестоящий государственный орган или в суд);

3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект

вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до

центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам

(искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по

протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым

или косвенным.

Прямым считается контроль, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе

(требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в

соответствии с нормами ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных

действий, выяснение этого — главная цель правосудия, и решение суда

посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а

также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о

законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с

рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого,

взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения

о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив

несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо

выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на

доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение,

постановления).

Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все

имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные

(уставные).

В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры

организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений деятельности Конституционного суда РФ в период

перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц

как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников

договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и

признал неконституционной правоприменительную практику относительно

увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока

обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на

судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с

санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им

пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть

такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные

финансовые средства, не испытывать опасений по поводу возможных

неблагоприятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматривают

дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений

организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему

граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную

защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более

трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в

обеспечении законности.

42. Понятие и основания административной ответственности.

Основные подходы к пониманию административной ответственности:

· Позитивная административная ответственность – это требование к

будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного

права.

· Традиционная (ретроспективная) административная ответственность –

это вид юридической ответственности, выражающийся в применении

уполномоченными органами и должными лицами административного взыскания к

лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1. является разновидностью как мер юридической ответственности, так и

мер административного принуждения;

2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности

образуют институт административного права;

3. нормативные основания административной ответственности закрепляются

как в законах, так и подзаконных актах;

4. фактическим основанием административной ответственности является

административное правонарушение;

5. субъектами административной ответственности могут быть как

физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6. реализуется посредством применения мер административных взысканий;

7. к административной ответственности привлекается широкий круг

уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные

лица);

8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и

увольнения с работы (службы);

9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном

(административном) порядке;

10. меры административной ответственности реализуются в определенном

процессуальном порядке (производство по делам об административных

правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание административной ответственности – система

юридических норм, определяющих основания и порядок реализации

административной ответственности;

· фактическое основание административной ответственности – совершение

лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения;

· процессуальное основание административной ответственности –

вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления

(решения) о привлечении к административной ответственности.

45. Понятие и состав административного правонарушения.

47. Понятие состава административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или

законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и

субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных

для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного

правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, сто он

является основанием для административной ответственности. При отсутствии в

деянии состава административного правонарушения дело об административном

правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Виды составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

· Основной;

· С отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);

· С особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

· Простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один

объект и одну форму вины);

· Сложный (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких

объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной

с определением момента окончания правонарушения:

· Материальный (считается оконченным с момента наступления

установленных у законе последствий);

· Формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не

требует наступления конкретных последствий).

49. Общие правила наложения административных взысканий.

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания».

Заголовок первой в той главе ст. 33 такой: «Общие правила наложения взыскания

за административное правонарушение». И в последующих статьях этой главы

содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила наложения

административных взысканий.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила

(принципы) карательного воздействия:

1) законность;

2) целесообразность;

3) своевременность, оперативность воздействия;

4) сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. В

основном такие же правила содержатся и в пятой главе УК РСФСР «О назначении

наказания и об освобождении от наказания». Хотя и в разных формах, но эти

вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в

актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную

ответственность.

Есть достаточные основания считать, что названные общие правила являются

принципами применения любых карательных санкций.

А. Законность и целесообразность применения административных взысканий

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления

многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности;

правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица),

принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных

санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен

состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена

ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все

предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента

квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему

подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой

квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках

предоставленных ему полномочий.

Важнейший принцип применения административных взысканий — целесообразность.

Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии.

Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать

как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства,

характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В

значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и

отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения

либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной

или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут

быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Поскольку он

закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической

силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование

уполномоченных на то лиц, прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за

которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение

правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при

других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но

правоприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее

обстоятельство отягчающим.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия

обеспечивается и правовыми нормами, предоставляющими правоприменителю

возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами

воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной

ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от

применения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22): при малозначительности совершенного

правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может

освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается от ответственности с

передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом

обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру

общественного воздействия.

Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об административных

правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых

распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам)

для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.

16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям

учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об административных

правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в

комиссии по делам несовершеннолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях

правоприменителя, а две последние для него обязательны.

Б. Срок давности наложения административных взысканий

Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от

последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее

действий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права

сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания

содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель

может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого

срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит

прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные

правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения,

а другая имеет право их Для того чтобы правильно исчислять сроки давности,

процессуальные и иные сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать: Р — размер срока; О — откуда считать; К — конечный

момент срока; И — имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно

учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный

законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он

начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический акт прекращает его

исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в

исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление

имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть

наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему

правилу срок давности привлечения к административной ответственности

равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является

день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически

днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о

наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких

изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП предусматривает два исключения. Во-

первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со

дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела

или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного

признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее

одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или

прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня,

следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному

месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП названы три варианта определения старта срока

давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения

постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП, действует только при привлечении к

ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим

правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное.

Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что

за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф,

отзыв квалификационного аттестата, «могут быть наложены на физических или

должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой

же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока

прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового

нарушения.

В. Наложение взысканий за множественность административных проступков

Первый признак множественности проступков — наличие нескольких

самостоятельных составов нарушений. Здесь имеет значение не количество

действий, а количество составов. Вторым признаком множественности является

то, что все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое

одновременно или разновременно делает несколько самостоятельных нарушений.

Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее

деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о

нескольких или о последнем деликте. Иными словами, отсутствуют

обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за

несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественности административных

проступков — совершение нового нарушения да или после привлечения к

ответственности за другое нарушение. Соответственно выделяются совокупность и

рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких

нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.