![]() |
|
|
Курсовая: Толкование норм праваэтом используются различные технико-юридические средства и приемы , учитываются различные способы , методы и типы правового регулирования .Сказанное и обуславливает потребность в специальных юридических знаниях , которые интерпретатор применяет при толковании норм права . Прежде всего это касается толкования специальных терминов . Однако специально-юридический приём толкования не сводится только к этому (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием) . Содержание его гораздо шире . Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования , юридической конструкции , тип регулирования и т.д. ж). Телеологическое (целевое) толкование . Телеология - это учение о целесообразности и целях в жизни .Для права , как системного образования и его отдельных компонентов одной из важнейших характеристик является целенаправленность . Телеологическое (целевое) толкование - это уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением .Основа для выделения его в качестве самостоятельного приема - связь нормы с объективными последствиями ее осуществления . Источником телеологического толкования является законодательство . Также могут использоваться некоторые отмененные нормы . В процессе телеологического толкования обращаются также к различным вспомогательным правовым актам , в первую очередь , к актам официального толкования . Субъектами телеологического толкования могут быть все субъекты права . Исключительно важным фактором толкования нормы права по ее цели является социальное правосознание субъектов , осуществляющих интерпретацию . Особенность телеологического толкования состоит в том , что все знания и приемы их использования привязываются к тому , что выходит за пределы непосредственного содержания нормы (к ее цели) , но что объясняет это содержание. В качестве познавательного инструмента этого приема используются законы логики , законы науки о системных объектах, специальные юридические знания , история и т.д. Далеко не все авторы признают телеологическое толкование в качестве самостоятельного приема , не отрицая значения целевого анализа права . з) Функциональное толкование . При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в которых функционирует , действует, реализуется толкуемая норма и которые оказывают влияние на ее содержание. Прежде всего , это касается толкования так называемых оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный вред” , “значительный ущерб” , “крайняя необходимость” и т/д) .С учетом особенностей места , времени и других факторов они могут иметь разные значения . Целью интерпретации оценочных терминов является процесс замещения оценочных терминов точными . Иной раз законодатель прямо обязывает учитывать конкретные условия , т. е. обращаться к функциональному толкованию (например , при определении размера компенсации морального вреда , при определении размера алиментов). Приемы толкования норм права всегда дополняют и обуславливают друг друга . Они дают положительные результаты лишь в совокупности. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать од- новременно , параллельно. Таким образом , мы пришли к следующим выводам: 1) Приемы толкования норм права - это совокупность средств , используемых для установления содержания норм права .Выделяют грамматическое , логическое , систематическое , историко-политическое , специально-юридическое ,телеологическое и функциональное толкование . 2) Грамматическое толкование - это совокупность приемов , направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта , выявление значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего предложения. 3) Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы , который иногда не совпадает с ее буквальным изложением. 4) Систематическое толкование - это исследование правовой нормы с точки зрения ее связи с другими нормами . 5) Историко –политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки издания акта , социально-экономических и политических факторов ,обусловивших появление нормы . 6) Социально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. 7) Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей издания правовых актов. 8) Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых функционирует , реализуется толкуемая норма . Приемы толкования должны использоваться все вместе, а не каждый в отдельности. 3. Результаты толкования норм права. а) Полная ясность смысла - необходимый результат толкования. Любая правовая норма , как бы не была она ясна и четко сформулирована , нуждается в толковании , так как она тесно связана с постоянно изменяющимися условиями общественной жизни. В процессе систематического толкования может быть обнаружена другая норма , регулирующая тот же вид общественных отношений .В этом случае говорят о наличии коллизий между двумя или несколькими правовыми актами , имеющими один объект регулирования . При нали- чии коллизии между нормами следует руководствоваться следующими правилами. 1) Если коллизирующие нормы исходят от разных нормоустанавливающих органов , то применению подлежит норма , исходящая от вышестоящего органа; 2) если коллизирующие норы исходят от одного и того же органа , то применению подлежит норма, изданная позднее. Возможным результатом использования всех приемов толкования может быть неясность правовой нормы ( расплывчатость, недостаточная точность того или иного слова или выражения , двусмысленность нормы , неполнота правовой нормы , противоречие внутри самой нормы). При толковании неясной нормы особенно важно ознакомиться с ее официальным нормативным разъяснением . Но выводы из дополнительных материалов не должны противоречить тексту самой нормы, не должны устранять неясности нормы за счет отхода от ее буквального смысла .Критериями истинности и правильности толкования является , в конечном счете, общечеловеческая практика . В качестве более конкретных критериев можно рассматривать юридическую практику, практику языкового общения и логическую правильность. б). Объём толкования Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя , заключённую в тексте нормативного акта . Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания темы с ее текстуальным выражением , т. е. толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм . Основанием для постановки вопроса об объёме толкования закона является то , что в ряде случаев в результате уяснения данной нормы оказывается , что смысл ее уже или шире ее текстуального выражения. Единство языка и мышления , слова и понятия не означает их тождества .Это порождает неизбежность не только буквального , но и в отдельных случаях распространительного и ограничительного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера , а является следствием иных приемов толкования норм права .Таким образом , толкование по объему -не способ, а результат толкования. в) Буквальное толкование. Буквальное (адекватное ) толкование означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее действительным смыслом. При идеальной системе законодательства как источника права , точно выражающего намерения и мысли законодателя , текст закона подлежит буквальному толкованию . г) Ограничительное и распространительное толкование . При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения . При распространительном толковании содержание ( смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения .Перечень случа- ев , требующих распространительного толкования , нередко сопровождается выражениями “и т.д.” ,“и другие”. Но такое толкование возможно и без указания о том в законе .Говоря о распространенном толковании , следует отличать это понятие от понятия расширительного толкования закона . Расширительное толкование закона есть распространение его на случаи , которые не охватываются смыслом нормы права и которые законодатель , создавая закон , не имел ввиду. Расширительное толкование представляет собой процесс создания новой правовой нормы . Оно уже, строго говоря, не есть толкование . Ограничительные и распространительные виды толкования применяются как исключение , когда мысль законодателя не получила в тексте нормативного акта адекватное воплощение ( либо текст устаревает в связи с развитием общественных отношений) . Эти виды толкования могут возникать , когда законодатель употребляет термин или выражение более широкого или узкого объема по сравнению с объемом понятия , которое имел ввиду .Распространительное или ограничительное толкование может вытекать из системности норм права. Эти виды толкования не могут применятся , если это приведет к ухудшению правового положения лица , в отношении которого выносится акт применения правовой нормы . Не допускается также : 1)распространительное толкование исчерпывающих перечней ; 2) ограничительное толкование незаконченных перечней; 3 ) распространительное толкование санкций; 3) распространительное толкование положений , составляющих исключение из общего правила ; 4) распространительное или ограничительное толкование терминов , определенных легальной дефиницией. Границей ограничительного и расширительного толкования является текст закона в его полном логическом объёме . Мы пришли к выводу , что буквальное , ограничительное и распространительное толкование есть результат применения того или иного приема толкования . Обычно нормы права толкуются буквально ( адекватно) .Ограничительное и распространительное толкование применяется при несовпадении содержания ( смысла) толкуемой нормы и ее текстуального выражения , что является исключением из общего правила .Зачастую эти виды толкования есть результат несовершенства законодательства, наличия в нем пробелов , неясных формулировок и т.д. Но иногда законодатель допускает такую возможность умышленно . Правильное применение в этих случаях ограничительного и распространительного толкования помогает установить подлинную волю законодателя. 4. Разъяснение норм права. а) Разъяснение норм права. Разъяснение норм права , выражающееся как в форме официального акта , так и в форме не имеющих формально обязательного характера рекомендации и советов ,составляет вторую сторону толкования . Толкование –составная часть применения нормы .Поскольку в качестве правоприменителей выступают и граждане, и юридические лица , и государственные органы , все они являются толкователями норм .Однако юридическое значение результатов толкования различны. Если гражданское или юридическое лицо в меру своего понимания и с учетом собственных интересов определенным образом толкует норму , такое толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения .Если же толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным органом , то подобное толкование обретает особый авторитет , становится эталоном правоприменения. В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование . б) Официальное толкование. Официальное толкование дается уполномоченными на то государственными органами, его результаты обязательны для всех субъектов права, формулируется оно в специальном акте (разьяснении). Это - официальная ,общеобязательная директива о том , как применять норму . Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания законов и на этой основе единство их применения на всей территории государства. Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное. Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Он делает это в силу своей компетенции , специального разрешения ему не требуется. Право аутентического толкования логически вытекает из права издания норм права : если тот или орган обладает нормотворческой компетенцией, то он обладает и компетенцией толкования своих нормативных актов . Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта ( дефинитивные нормы ),так и актах специальных . Легальное толкование ( А. Ф.Черданцев называет его “делегированное”) осуществляется органом , специально уполномоченным на то законом. Субъектом легального толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права .В соответствии с этим в зависимости от субъектов легальное толкование можно подразделить на толкование даваемое : органами власти ,судебными органами ,органами управления , надзорными органами , арбитражными органами. Круг этих органов широк , и юридическая сила актов толкования неодинакова . Наибольший юридической силой обладает толкование , даваемое самим законодателем и высшими судебными инстанциями . В зависимости от сферы действия актов разъяснения делятся на нормативные и казуальные. Нормативные толкование имеет обязательное значение для всех дел определенной категории ,а казуальное - только для конкретного дела. Наиболее типичным видом казуального толкования является то , которое дается при рассмотрении условных и гражданских дел в суде (судебное толкование). Некоторые исследователи считают , что как нормативное , так казуальное толкование может быть официальным и неофициальным. Особо следует выделить толкование , имеющее межгосударственное значение . Таковы , в частности , международные правила по толкованию торговых терминов “Инкотермс” , изданные Международной торговой палатой . Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие разъяснения облегчают применение нормы , снимают противоречия , устраняют неясности . С другой стороны , разъяснения подчас подменяют норму , размывают ее содержание. В идеале разъяснительная практика требует сокращения, причем преимущественной формой толкования должны стать толкования аутентические. в) Неофициальное толкование. Неофициальное толкование-это толкование норм индивидуальными применителями ( гражданами , юридическими лицами) , оно носит частный характер и не является юридически обязательным . Сила его только в глубине анализа , в убедительности и обоснованности. Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктриальное. Обыденное толкование дается гражданами . Его точность зависит от уровня правосознания субьекта. Значение его для правоприменительной деятельности состоит в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права . Причём от характера такого “житейского “ толкования во многом зависит состояние законности , ибо оно является основанием юридической деятельности граждан , их правомерного поведения . Профессиональное (или компетентное) толкование правовых норм даётся специалистами-юристами . Критерием выделения этого вида тол- кования служит не степень знания права , а профессиональная деятель- ность . Таковым является , например , толкование , осуществляемое про- курором или адвокатом в судебном процессе . Его результаты не обяза- тельны для суда , однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно . Доктринальное толкование производится учёными-юристами , специа- листами в области права в монографиях , научных комментариях , статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в осо- бых сборниках , содержащих научно-практические комментарии действу- ющего в той или иной области законодательства . Таким образом , мы получили следующие выводы : Виды разъяснений правовых актов различаются в зависимости от субъектов , осуществляющих толкование . Официальное толкование даёт- ся или органом , издавшим данный акт (аутентическое) , или органами , на которые возложена обязанность толковать законы (легальное) . Акты официального толкования обязательны для правоприменителей . Неофи- циальное толкование не является юридически обязательным . Выделяют обыденное толкование , даваемое гражданами ; компетентное , которое даётся сведущими в праве людьми (специалистами) ; доктринальное , ис- ходящее от учёных , ведущих исследовательскую работу в этом направле- нии . В зависимости от сферы действия актов различают толкование нор- мативное и казуальное . Нормативное толкование имеет абстрактный ха- рактер , распространяется на неопределённый круг лиц и случаев . Казу- альное толкование рассчитано на решение конкретного дела . Заключение . Реализация права невозможна без уяснения содержания правовых норм , выяснения воли законодателя , заключённой в них . Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием “толкование права” . Толкование права есть установление смысла , который объективно вы- ражен в словесной формуле нормативного акта . Ряд учёных считают , что толкование включает в себя два самостоя- тельных компонента : уяснение и разъяснение права . Другие оправдыва- ют такое разделение только в методических целях . Уяснение правовых актов достигается различными приёмами толкова- ния . Приёмы толкования – это относительно обособленная совокупность способов анализа норм права . Выделяют грамматическое , логическое , систематическое , историко-политическое , специально-юридическое , телеологическое и функциональное толкование . Грамматическое толкование – это совокупность приёмов , направлен- ных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта , выявление значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего предложения . Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла правовой нормы , который иногда не совпадает с её буквальным изображением . Систематическое толкование – это исследование правового акта с точки зрения его связи с другими нормами . Историко-политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки издания нормы , социально-экономических и политических факторов , обусловивших создание акта . Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов , технико-юридических средств и приёмов выражения воли законодателя . Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей издания правовых актов . Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых функционирует , реализуется толкуемая норма . Приёмы толкования должны использоваться все вместе , а не каждый в отдельности . Результатом использования различных приёмов уяснения смысла текста нормативных актов является вывод об объёме их применения к данному случаю . Толкование по объёму является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм . По объёму толкование подразделяется на адекватное , ограничительное и распрост- ранительное . Обычно нормы права толкуются адекватно (буквально) . Ограничительное и распространительное толкование применяется при несовпадении содержания (смысла) толкуемой нормы и её текстуального выражения , что является исключением из общего правила . Виды разъяснений правовых актов различаются в зависимости от субъектов , осуществляющих толкование .Официальное толкование даётся или органом , издавшим данный акт (аутентическое) , или орга- ном , уполномоченном на то законом (легальное) .Акты официального толкования обязательны для правоприменителей . Неофициальное толкование не является юридически обязательным . Выделяют обыденное толкование , даваемое гражданами ; компетентное , которое даётся сведущими в праве людьми (специалистами) ; доктринальное , исходящее от учёных , ведущих исследовательскую работу в этом направлении . В зависимости от сферы действия актов различают толкование нормативное и казуальное .Нормативное толкование имеет абстрактный характер , распространяется на неопределённый круг лиц и случаев . Казуальное толкование рассчитано на решение конкретного дела . В конечном счёте толкование норм права как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования .
ПримечаниеСм.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М.: Юридическая литература, 1979. Стр.5. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань: издательство Казанского университета, 1972. Стр. 65 См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.6 См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.7-8 См.: Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр.11 См.: Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. М.: Юридическая литература, 1960. Стр.78. См.: Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применение законов. М: Юридическое бюро “Городец”, 1997. Стр.30 См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. стр.31 См.: Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972. Стр. 78-81. См.: Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Юридическая литература, 1962 стр.63. См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. стр.77 См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 69-70 См.: Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Казань: Издательство Казанского университета, 1988. Стр. 28 См.: Насырова Т.Я. Указ. соч. стр.44 См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. стр.99 См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 127 См.: Шляпочников А.С. Указ. соч. стр.140 См.: Боннер А.Т. Примечание нормативных актов в гражданском процессе. М.: Юридическая литература, 1980. Стр.21 См.: Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юридическая литература, 1967. Стр.238 См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 142 См.: Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1994. Стр.143-144 См.: Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Стр. 146 См.: Лазарев В.В. Указ. соч. стр.98 См.: Лившиц Р.З. Указ. соч. стр.145 См.: Лазарев В.В. Указ. соч. стр.89
Список используемой литературы1. Боннер А.Т. Примечание нормативных актов в гражданском процессе. М.: Юридическая литература, 1980. 2. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М.: Юридическая литература, 1967. 3. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применение законов. М: Юридическое бюро “Городец”, 1997. 4. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань: издательство Казанского университета, 1972. 5. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1994. 6. Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 7. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М.: Юридическая литература, 1962 8. Теория государства и права. М.: Издательство “Зерцало”, 1998 9. Теория государства и права. М.: 1998 10. Теория права и государства М.: Издательство БЕК, 1995 11. Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972. 12. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М.: Юридическая литература, 1979. 13. Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. М.: Юридическая литература, 1960. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |